Индивидуально-воспитательная работа (ИВР)

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия  по методике и организации воспитательной работы с командирами отделений, расчётов, экипажей и им равными. Особенности проведения индивидуальной беседы с подчинёнными.

Время: 50 мин

Дата: ________

Место: комната досуга

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) — это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников) на воспитываемых (раз­личных категорий военнослужащих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.

Отличительной чертой индивидуально-воспитательной работы является то, что, главное внимание воспитателей сосредоточено на изучении и учете индивидуальных особенностей военнослужащих. Ее эффективность обусловлена степенью познания индивидуальности каждого воина, глуби­ной изучения его психики и личностных качеств. ИВР предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации наиболее эффективных форм, методов и средств воспитательного влияния.

Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими преследует несколько задач, которые составляют ее содержание. Основными из них являются:

— формирующая, которая предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению;

— мобилизующая способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение целей, стоящих перед ним или воинским коллективом;

— профилактическая позволяет формировать у воинов установку на недопустимость и предупреждение отклонений в их поведении;

— развивающая характеризует ИВР с точки зрения ее возможностей по позитивному изменению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;

— перевоспитательная задача связана с устранением отдельных негативных качеств личности воинов.

В процессе организации ИВР необходимо, прежде всего, изучить информацию биографического характера, что является одной из уставных обязанностей каждого командира (начальника). Практика показывает, что офицеру, прапорщику необходимо знать следующий минимум сведений о подчиненном: фамилию, имя, отчество;

время и место рождения; состав семьи, род занятий ее членов; в каких учебных заведениях обучался; где и кем работал; какой общественной деятельностью занимался; уровень физического развития, результаты в спорте, увлечения.

Эти и другие данные можно по­лучить, изучив личное дело и другие документы военнослужащего, по возможности побеседовав с его родителями (родственниками), а также путем индивидуальной ознакомительной беседы. Биографические сведения должны быть за­фиксированы в книге (журнале, дневнике, блокноте) учета индивидуальных особенностей военно­служащего, а в последующем пополняться и активно использоваться при осуществлении ИВР.

Далее необходимо изучить индивидуальные   психологические особенности каждого военнослужащего. Для выяснения самого существенного в многообразных проявлениях психики любого человека требуется ответить, как правило, на три важнейших вопроса: «Что он хочет? Что он может? Кто он есть?»

Понимание того, что хочет военнослужащий, означает определение его ведущих потребностей и мотивов, его целей и, самое глав­ное, направленности личности. Для ответа на первый вопрос необходимо изучить личностную характеристику воина, присущую ему в конкретный момент времени, полученную на основании оп­роса:

— в чем он испытывает острую необходимость (переживает нужду) в духовном и материальном плане;

— кто для него является приме­ром, кому и в чем он хотел бы подражать;

— каковы его ближайшие и перспективные устремления в учебе, военной службе, общении с сослуживцами и командирами, другими людьми, в работе над со­бой;

— что именно побуждает воина к служебной деятельности (чувство долга или корысть, ответственность или страх, верность данному слову или боязнь наказания и ДР.).

Полученные сведения о военно­служащем помогут воспитателю, как показывает практика, лучше понять особенности отношений подчиненного к военной службе, себе и окружающим людям, позволяют предвидеть его поведение.

Ответ на вопрос «Что воин может?» помогает понять, чем он отличается от других военнослужащих, к каким видам деятельности наиболее предрасположен в силу своих индивидуальных особенностей. При этом важное значение имеет изучение уровня развития таких психических познавательных процессов, как ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь. Остановимся на каждом из них.

Ощущение — это простейший психический процесс отражения в сознании  отдельных  свойств предметов или явлений при помощи органов чувств (зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и других анализаторов) человека. Если же предметы или явления отражаются в сознании человека в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств, то этот психический познавательный процесс называется восприятием.

Представление — это возникновение в сознании человека образов ранее воспринимаемых объектов.

Под воображением понимается деятельность сознания, в процессе которой создаются новые образы на основе имеющихся представлений или знаний. Благодаря воображению можно представить предметы, которые еще не влияли ранее на органы чувств, мысленно предвидеть будущее.

Внимание — это преимущественная устремленность сознания человека на определенный объект или явление. Правомерно считается, что оно является одной из важнейших психологических предпосылок успеха военнослужащего в учебе и службе. Основными свойствами внимания являются: концентрация, распределение, переключение, устойчивость, колебание и отвлекаемость. Люди, не обладающие развитым вниманием, характеризуются рассеянностью.

Память — это процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. В зависимости от того, какая информация человеком за­поминается, различают образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную память. Кроме этого, важной характеристикой памяти является кратко­временность и долговременность запоминания. Память каждого военнослужащего имеет свои особенности. Одни хорошо запоминают наглядный материал или лица людей, другие — фамилии или цифры. Есть воины, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти) или услышанное (слуховой тип), или то, что яви­лось объектом их двигательной активности (двигательный тип). Командиру важно знать особенности памяти каждого подчиненного и учитывать их при проведении ИВР.

Мышление — это процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями. Чтобы военнослужащий осознанно и с высоким качеством осуществлял служебную деятельность, он дол­жен уметь отражать особенности, связи и отношения между явлениями и процессами, происходящими в обществе и воинском коллективе. Мышление характеризуется мобильностью, быстротой, самостоятельностью, целеустремленностью, глубиной, гибкостью, широтой и другими качествами. Уровень их развития следует учитывать при изучении мышления военнослужащих.

Мышление непосредственно связано со словами и фразами, которые составляет речь человека. Ее подразделяют на внутреннюю и внешнюю. Последняя включает устную (диалог и монолог) и письменную формы, играет важ­ную роль в общении между военнослужащими.

Все эти психические познавательные процессы непосредствен­но связаны с эмоциями (чувства­ми) и волей человека. Эмоции (чувства) — это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Они принимают самое непосредственное участие в регуляции поведения, психофизиологической настройке организма и влияют на поведение воинов. В процессе ИВР командиры (начальники) призваны учитывать особенности эмоционального со­стояния военнослужащих, уметь вызывать такие эмоции и чувства, которые способствуют выполнению различных задач, возникающих в воинских коллективах, и локализовать те, что подавляют волю воина.

Воля — это способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью и стремиться достичь ее, преодолевая трудности. Перед воином повседневно возникают внешние по отношению к нему и внутренние трудности. Поэтому воспитателю важно формировать и развивать у воспитанников такие волевые черты характера, как целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, инициативность и др.

Обладая сведениями об особенностях протекания психических познавательных процессов, об уровне развития чувств и воли у каждого из военнослужащих, командир (начальник) способен сделать вывод о том, к чему в силу своей индивидуальности наиболее предрасположен тот или иной воспитанник. Воспитатель, владеющий информацией о психическом состоянии подчиненно­го, может наиболее верно понять его индивидуальность. Исходя, из этого и следует в дальнейшем осуществлять индивидуальный под­ход в процессе воспитания подчиненных.

Однако для осуществления ИВР не стоит ограничиваться изучением биографических данных и ин­дивидуально-психологических особенностей военнослужащих. Наряду с этим необходимо изу­чать и знать уровень развития лич­ности военнослужащего.

Характеристику уровня разви­тия личности военнослужащего составляют следующие показате­ли: степень включенности в сис­тему связей с сослуживцами, ко­мандирами (начальниками), дру­гими людьми; общительность (коммуникативность); место сре­ди членов воинского коллектива (лидер, середнячок, аутсайдер, «белая ворона» и др.); степень влияния на других военнослужа­щих (авторитетность); способ­ность адаптироваться к условиям военной службы и др. В своей со­вокупности данные об уровне раз­вития личности военнослужащего должны способствовать понима­нию его места и роли в воинском коллективе и тому, как коллектив отражен в его личности.

На основе данных сведений ко­мандиры (начальники) в процессе воспитания призваны осуществ­лять личностный подход к воен­нослужащим, который сущест­венно дополняет индивидуально-психологический. Важно подчер­кнуть, что если последний ото­рван от личностного подхода, то это ведет лишь к «коллекциони­рованию» черт индивидуальности человека и не позволяет сделать какие-либо выводы для организа­ции ИВР. А.С. Макаренко о та­кой ситуации писал: «…человека изучили, узнали и записали, что у него воля — А, эмоции — Б, инс­тинкт — В, но потом, что дальше делать с этими величинами, ни­кто не знает». Поэтому индивиду­ально-психологический подход в воспитании всегда должен соче­таться с личностным.

2.

Сведения биографического, ин­дивидуально-психологического и личностного характера командир (начальник) может получить при помощи следующих методов: на­блюдения, беседы, интервьюиро­вания, анкетирования, изучения результатов (продуктов) деятель­ности, обобщения независимых характеристик, изучения доку­ментов, эксперимента, тестирова­ния и др. Представим краткую ха­рактеристику некоторых методов.

Наблюдение как метод познания заключается в целенаправленной и организованной фиксации раз­личных проявлений поведения военнослужащих. Различают не­сколько видов наблюдения: не­посредственное и опосредован­ное, индивидуальное и групповое, фронтальное, выборочное и др. Организация наблюдения предпо­лагает выполнение следующих ос­новных требований: четкого опре­деления цели и составления плана наблюдения, избрания способов и средств фиксации изменений в процессе наблюдения, детальной регистрации получаемых данных.

Беседа как метод изучения во­еннослужащих предполагает по­лучение информации в форме ди­алога. Ценность данного метода заключается в возможности уста­новления личного контакта с вои­ном, оперативного получения и уточнения различных данных «из первых рук». Основными видами беседы являются: индивидуальная и коллективная, формализован­ная и неформальная, ознакоми­тельная (первичная), тематиче­ская и др. Воспитательная прак­тика выработала определенные правила использования метода беседы: беседовать следует пре­имущественно с целью изучения воина; необходимо четко и ясно формулировать вопросы, учиты­вать уровень общего развития и компетентности собеседника; по­буждать военнослужащего давать развернутые и откровенные отве­ты; избегать некорректных вопро­сов; учитывать психологическое состояние собеседника; не прово­дить беседу второпях, в возбуж­денном состоянии, при явном де­фиците времени; специально под­бирать место (помещение) для бе­седы, обеспечивающее спокой­ную обстановку.

Интервьюирование в отличие от беседы предполагает только по­становку вопросов командиром (начальником) и выслушивание (фиксацию) ответов военнослужа­щего. Главная цель использова­ния данного метода заключается в том, чтобы оперативно выяснить необходимые сведения. Как пра­вило, вопросы для интервью гото­вятся заранее, но в процессе оп­роса могут возникнуть и новые, в том числе уточняющие. При про­ведении интервьюирования важ­ное значение имеет умелое и так­тичное использование техниче­ских средств: диктофона, магни­тофона, телекамеры, фотоаппара­та и т.п.

Достаточно часто в целях изуче­ния военнослужащих применяет­ся метод анкетирования. Он по­зволяет получить, как правило, письменную информацию одно­временно от значительного числа респондентов. В основе анкетиро­вания лежит вопросник, разра­ботка которого требует некоторой подготовки и определенного опы­та. В то же время можно восполь­зоваться анкетами, разработанны­ми специалистами-психологами или социологами, адаптировать их к особенностям обстановки и целям изучения воинов.

Метод обобщения независимых характеристик заключается в сбо­ре командиром (начальником) возможно большего числа сведе­ний о военнослужащих от других командиров, сослуживцев, роди­телей и т.п. При этом следует стремиться к обобщению данных, полученных от различных субъек­тов воспитательной работы при изучении воинов, участвующих в различных видах деятельности. Изучив и проанализировав ин­дивидуальные особенности воен­нослужащих, командир (началь­ник) приступает к осуществлению ИВР. Это связано с реализацией определенных методов воспита­ния — совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельно­сти. Выбор методов ИВР зависит от служебного и педагогического опыта воспитателя, индивидуаль­ных особенностей военнослужа­щих, условий их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является уни­версальным и не может решить всех воспитательных задач одно­временно. Следовательно, необ­ходимо уметь владеть всей систе­мой методов ИВР и применять их комплексно.

К системе методов ИВР отно­сятся: убеждение, упражнение, по­ощрение, пример, соревнование, критика, принуждение. Рассмот­рим кратко сущность и содержа­ние некоторых из перечисленных методов, а также условия их ус­пешной реализации.

Метод убеждения — основной метод воспитания военнослужа­щих. Он заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю воинов с целью сформиро­вать из них защитников государ­ства. Метод убеждения позволяет добиваться добровольного и осоз­нанного принятия военнослужа­щими социальных и военно-про­фессиональных требований, пре­вращения их в мотивы служебной деятельности.

Важное место в ИВР занимает метод упражнения. Его реализа­ция предполагает такую организа­цию повседневной жизнедеятель­ности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, форми­ровать военно-профессиональные и личностные качества. Основны­ми условиями достижения резуль­тативности метода упражнения являются: а) соблюдение уставно­го внутреннего порядка в воин­ской части (подразделении), точ­ное выполнение распорядка дня;

б) добросовестное выполнение воспитателями служебных обя­занностей; в) высокая требова­тельность со стороны командиров (начальников) к военнослужащим в сочетании с повседневной забо­той о них.

Суть метода поощрения в ИВР заключается в использовании вос­питателями средств морального и материального стимулирования военнослужащих с целью побуж­дения их к формированию и раз­витию у себя позитивных лично­стных качеств и привычек поведе­ния. Ведущими средствами реали­зации метода поощрения являют­ся: виды морального и материаль­ного поощрения, предусмотрен­ные ДУ ВС РФ; поощрительные слова, жесты, мимика, оценочные суждения воспитателя; выделение поступков воинов в качестве об­разцов для подражания.

Для достижения эффективно­сти метода поощрения воспита­телю необходимо соблюдать сле­дующие условия: а) обеспечивать обоснованность и справедли­вость поощрения. Незаслужен­ные поощрения негативно влия­ют как на поведение воина, к ко­торому применяются меры по­ощрения, так и на морально-психологический климат воин­ского коллектива, в котором слу­жит поощряемый; б) поощрение должно применяться за высокие результаты, достигнутые воспитуемым в основных видах дея­тельности: учебе, службе, обще­ственной работе, спорте: в) по­ощрения использовать оператив­но; г) разнообразить меры поощ­рений, последовательно их нара­щивать по мере роста успехов подчиненных; д) соблюдать глас­ность, открытость, торжествен­ность ритуала поощрения.

Исключительно важным в ИВР является метод примера. Он пред­полагает целенаправленное и сис­тематическое воздействие на вои­нов силой положительного при­мера и формирование у них об­разца для подражания. При реа­лизации данного метода в практи­ке воспитания офицерам предла­гается использовать следующие средства: примеры из жизни вы­дающихся государственных, об­щественных, военных деятелей;

примеры подвигов национальных героев; примеры из истории оте­чественных и мировых войн; ге­роические примеры участия воен­нослужащих в локальных войнах и конфликтах; примеры из обла­сти литературы, искусства; при­меры служебной деятельности пе­редовых воинов; личный пример, прежде всего, непосредственного командира (начальника).

В случае применения всего комплекса вышеперечисленных методов ИВР и при отсутствии воспитательного эффекта от их использования офицер имеет пра­во реализовать метод принуждения как крайний способ воспитатель­ного воздействия. Он представля­ет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые ис­пользуются с целью изменения поведения воина, побуждения к добросовестному   выполнению своих обязанностей.

Основными средствами метода принуждения являются: категори­ческое требование; напоминание об обязанностях военной службы;

предупреждение о возможном привлечении к дисциплинарной или уголовной ответственности;

обсуждение проступка на собра­нии воинского коллектива; при­влечение к дисциплинарной или уголовной ответственности. Ис­пользовать эти средства необхо­димо осмотрительно, в зависимо­сти от характера проступка, об­стоятельств его совершения и воз­можных последствий, с учетом прежнего поведения воина, про­должительности его службы в ча­сти (подразделении) и других осо­бенностей.

Такова общая характеристика системы методов ИВР. Еще раз подчеркнем, что все они тесно связаны друг с другом.

Таким образом, ИВР в подразде­лении — это сложный, противоре­чивый и творческий процесс фор­мирования у военнослужащих ка­честв личности и привычек поведе­ния. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенно­стей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и лич­ностного подходов воспитатели оказывают целенаправленное педа­гогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно исполь­зуют различные методы, приемы и средства воспитания.

 

Оценить эту статью:
(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *