ПЛАН

проведения
информирования с личным составом

 

ТЕМА: «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил РФ:
совершенствование военно-научного комплекса и военного образования».

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: __________

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 30 минут

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ВОЕННО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА И ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализация указанных приоритетов
реформирования и укрепле­ния Вооруженных Сил РФ невозможна без формирования
прочно­го задела — научного и человеческого потенциала, являющихся об­щим
фундаментом проводимых преобразований.

Военно-научный комплекс
Вооруженных Сил включает в себя научно-исследовательские организации (НИО МО),
высшие воен­ные учебные заведения Министерства обороны РФ, организации и
учреждения, решающие задачи научного обоснования перспектив­ных направлений
строительства, развития, подготовки, примене­ния и обеспечения ВС РФ в реальных
и прогнозируемых условиях геостратегической, политической, экономической и
демографичес­кой обстановки.

Разрешение проблем военной науки
неразрывно связано с реорга­низацией военно-научного комплекса как одной из
наиболее слож­ных частей модернизации Вооруженных Сил. Цена решений здесь
чрезвычайно высока, так как ошибки могут повлечь не очевидные сейчас, но весьма
серьезные последствия для военной безопаснос­ти страны.

С учетом уже проведенных
мероприятий реформирования воен­но-научного комплекса на ближайшую перспективу
главными це­левыми установками являются следующие:

* опережающее развитие теории
строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, исследование условий и
выработка рекомендаций по совершенствованию их структуры, совершенство­ванию
форм и способов боевого применения группировок войск, развитию вооружения и военной
техники, исследованию других, наиболее актуальных вопросов;

* реализация программы внедрения
систем комплексного ситуа­ционного анализа и прогноза, которые существенно
повышают возможности оперативного управления войсками;

* совершенствование
военно-научного комплекса Вооруженных Сил, его состава, структуры и штатной
численности с учетом суще­ствующих потребностей; укрепление нормативной
правовой базы, определяющей статус, условия и порядок функционирования ком­плекса;
создание реально работающей системы материального сти­мулирования научных и научно-педагогических
работников, разви­тие лабораторно-экспериментальной базы.

Главные усилия будут
сконцентрированы на следующих основ­ных направлениях совершенствования
военно-научного комплекса:

* совершенствование системы
планирования научных исследова­ний и координации деятельности
научно-исследовательских ор­ганизаций Министерства обороны, вузов, научных
организаций РАН, других министерств и ведомств Российской Федерации, веду­щих
исследования по оборонной тематике;

* оптимизация состава и структуры
научных подразделений НИО, вузов, других научных организаций и учреждений;

* дальнейшая автоматизация
процессов проведения исследова­ний, в том числе системы информационного
обеспечения;

* совершенствование системы
подготовки научных кадров и ор­ганизационных форм проведения НИР в интересах
сосредоточения усилий научных коллективов на комплексном решении наиболее
актуальных военно-теоретических и научно-технических проблем;

* развитие моделирующей и
лабораторно-экспериментальной базы;

* укрепление кадрового потенциала,
финансовой и материально-технической базы НИО и вузов.

Дальнейшее совершенствование
военно-научного комплекса предполагает проведение ряда
структурно-организационных, науч­но-исследовательских и технологических
мероприятий, включая следующие:

1. Формирование системных
межвидовых и видовых научных на­правлений, проблем и задач, интегрирующих
военно-политичес­кие, оперативно-стратегические, военно-экономические,
военно-технические исследования в сфере строительства, развития и при­менения
Вооруженных Сил. Решение этой задачи необходимо воз­ложить на постоянно
действующие межвидовые (фундаментальная наука, прикладная наука Министерства
обороны и промышленно­сти) и видовые координационные советы.

2. Отработка и внедрение
действенного законодательного меха­низма по привлечению военной науки и науки
оборонных отраслей промышленности к выработке и экспертизе военно-политических
решений через соответствующие комитеты Государственной Думы и Совет Безопасности
РФ.

3. Глубокий анализ существующих и
перспективных планов НИР и НИЭР, проводимых в интересах Министерства обороны и
видов Вооруженных Сил, пересмотр их и формирование заново на осно­ве принципов
программно-целевого планирования.

4. Создание и внедрение
автоматизированной системы планирования с
современной базой данных по НИР Министерства обороны. В дальнейшем эта
система должна развиться в единую автоматизированную систему планирования
научных исследований в Ми­нистерстве обороны с выходом на информационные
системы и ба­зы данных в ВНК, НИО и вузах видов Вооруженных Сил. Цель —
координация, учет и контроль деятельности НИО и вузов по пла­нированию, проведению
исследований и их результатам.

5. В целях оперативного решения
задач формирования Програм­мы вооружения и Государственного оборонного заказа,
влияния на согласование плановых документов с Минэкономразвития России и
организациями промышленности необходимо создание закрытой автоматизированной
компьютерной сети по разделам Программы вооружения и Государственного
оборонного заказа следующей структуры: Управление начальника вооружения
Вооруженных Сил Российской Федерации — аппарат начальников вооружения и воен­но-научные
комитеты видов (родов войск) Вооруженных Сил -ЦНИИ видов Вооруженных Сил.

6. Восстановление системы
централизованного обеспечения НИО и вузов Министерства обороны
военно-технической и науч­ной информацией через ВНК видов и родов войск ВС РФ
по со­гласованным перечням. Впоследствии — переход на автоматизиро­ванную
систему обмена научно-технической информацией.

Модернизация Вооруженных Сил требует
постоянного совер­шенствования профессиональных знаний и мастерства офицерско­го
корпуса. Это означает, что серьезные изменения должны про­изойти в системе
подготовки кадров, и прежде всего в системе выс­шего военного образования.

Главной целью системы подготовки
военных кадров были и ос­таются обеспечение устойчивого комплектования войск
квалифи­цированными офицерами, постоянное повышение уровня их профессиона­лизма
и общей культуры, формирование у выпуск­ников вузов высоких мо­рально-нравственных
ка­честв гражданина и защит­ника Отечества. Здесь есть целый ряд задач, требую­щих
внимательного рас­смотрения и решения.

Сегодня система подготовки
военных кадров в России построена по ведомственному принципу. Это главная при­чина
распыления и нерационального использования и без того яв­но недостаточных
финансовых ресурсов, выделяемых на военное образование. К примеру, подготовка
офицеров для силовых струк­тур осуществляется, кроме Минобороны, еще в 6
ведомственных системах военного образования.

Многие вузы осуществляют
подготовку всего по одной — двум спе­циальностям, при этом превалируют элементы
дублирования и па­раллелизма. В сравнении с вузами Минобороны дублирование под­готовки
офицерских кадров по военно-учетным специальностям составляет в учебных заведениях
ПС ФСБ 88%, МЧС — 60%, МВД — 50%, ФСЖВ — 43%. И это при том, что стоимость
обучения и со­держания одного курсанта (слушателя) в вузах Минобороны по
сравнению, к примеру, с ПС ФСБ в 1,9 раза ниже. Кроме того, каждое ведомство,
имеющее вузы, содержит собственный аппарат управления военным образованием.

Сегодня следует признать, что
политика объединения военных академий с военными училищами в качестве филиалов
была оши­бочной. Она привела в первую очередь к снижению статуса
систе-мообразующих вузов, оттоку из них профессорско-преподаватель­ского
состава высшей категории. Объединение, а фактически «скрытое сокращение»,
привело к тому, что юридически в Минис­терстве обороны числится 57 вузов, но на
деле их гораздо больше. При этом около половины существующих вузов имеют
емкость ме­нее 1.000 слушателей и курсантов, что не только противоречит об­щемировой
практике, но и значительно удорожает и без того высо­кую стоимость обучения,
затрудняет создание квалифицированных педагогических коллективов.

В настоящее время в Министерстве
обороны считается затрат-ным готовить курсантов в военных училищах по двум
специально­стям (военной и гражданской). Многие молодые люди в последние годы
используют обучение в военных вузах как способ получения бесплатного
образования и одновременно как возможность укло­ниться от службы в армии. Ввиду
несовершенства законодательной базы в РФ ежегодно 7-8 тыс. курсантов покидали
стены военных училищ и продолжали обучение в гражданских вузах, а около 10 тыс.
выпускников-лейтенантов оставляли военную службу сразу после получения диплома.

Предстоит большая работа по
ликвидации опасного разрыва пла­новой смены поколений, когда офицеры советской
школы уже уш­ли или уйдут в ближайшие годы, а пришедшие им на смену офи­церы
российской школы в силу разных причин не обладают необ­ходимыми практическими навыками
и теоретическими знаниями. Недостатки в подготовке офицеров неизбежно влекут за
собой сложности в подготовке рядового и сержантского состава, которые,
собственно, и определяют успех на поле боя. Решить эту задачу без существенного повышения профессионального
уровня и статуса руководящего и преподавательского состава военно-учебных заве­дений
невозможно.

Чрезвычайно остро стоит вопрос
восстановления материально-технической базы вузов, которая больше десятилетия
деградировала и пока еще не способна обеспечить необходимый уровень подготов­ки
офицерских кадров. Лишь в последние годы на поддержание этой базы начали выделяться
существенные средства из бюджета и ситу­ация постепенно начинает выправляться:
техника стала выходить на полигоны, а учебные самолеты — летать. Пока еще
слушатели при­обретают основные практические навыки на тренажерах, однако
главная задача — в первую очередь обеспечивать новейшими образ­цами вооружений
и военной техники именно вузы, где формируется кадровый потенциал Российской
армии будущего.

Подготовка офицеров в
военно-учебных заведениях должна осу­ществляться с учетом требований
современной вооруженной борь­бы, развития средств, форм и способов ее ведения.
Сейчас это про­исходит далеко не всегда.

Особый разговор — подготовка
офицеров запаса на военных кафе­драх образовательных учреждений высшего
профессионального обра­зования Российской Федерации. В массовом масштабе она не
соот­ветствует плановым цифрам, устанавливаемым для военных кафедр вузов, как в
сторону значительной недоподготовки, так и в сторону переподготовки. И тот и
другой варианты являются недопустимыми, поскольку по одним военно-учетным
специальностям Вооруженные Силы недополучают большое количество необходимых в
запасе офи­церских кадров, а по другим — в запасе накапливается большое коли­чество
офицеров, которое во много раз превышает их мобпотребность, и на что
затрачиваются значительные финансовые средства. В результате сегодня
практически востребован только каждый десятый специалист, подготовленный на
этих кафедрах.

Это стало возможным в результате
лоббизма прошлых лет, коли­чество военных кафедр, готовящих специалистов по
малочислен­ным военно-учетным специальностям и фактически не востребо­ванных
Министерством обороны, значительно возросло.

Главными причинами сложившегося
положения дел являются: отсутствие четкого системного подхода к организации
военного об­разования и подготовки войск с точки зрения его внутреннего со­держания;
недостаточный уровень профессиональной и методичес­кой подготовки самих преподавателей;
снижение контроля над учебным процессом в вузах и над организацией профессиональной
и боевой подготовки в войсках.

Крайне важно, чтобы из вузов
выпускался офицер-профессионал с высокой методической подготовкой, владеющий
системой при­емов и способов обучения подчиненных. При этом учебные про­граммы,
предметы обучения должны быть жестко, системно увяза­ны по этапам обучения. В
этой связи каждый командир должен осознавать необходимость строжайшего соблюдения
установленно­го порядка подготовки и проведения каждого занятия с подчинен­ными
и в целом учебного процесса. В основу должны быть поло­жены простые и понятные
всем принципы обучения.

Совершенствование системы
образования требуется в том числе в связи с частичным переводом ВС РФ на
контрактную основу. Офицер должен быть способен эффективно руководить
подчиненными, имеющи­ми порой большой жизненный опыт, образовательный уровень и
т.д.

Для решения наиболее сложных
проблем военного образования Правительством РФ 27 мая 2002 года была принята
Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на
период до 2010 года».

В ближайшие годы
совершенствование системы военного обра­зования будет осуществляться с учетом
формирования межведомст­венной (сопряженной) системы подготовки кадров по военным
специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов.

До 2005 года параметры системы
военного образования должны быть приведены в соответствие с новыми задачами,
структурой и численностью военной организации, порядком прохождения воен­ной
службы офицерами. На базе реформированных вузов и науч­но-исследовательских организаций
планируется создать профиль­ные научно-учебные центры.

В 2006-2010 годах предстоит
обеспечить организационно-право­вые и экономические условия построения новой
системы военно­го образования. Речь идет о включении в эту систему:

* военно-учебных заведений,
гражданских вузов, готовящих на договорной основе офицеров для службы по контракту;

* военных кафедр при гражданских
вузах, осуществляющих под­готовку офицеров запаса;

* учреждений дополнительного
профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации
офицеров.

(Пока оценок нет)