Европейские приоритеты России

План-конспект

проведения информирования с личным составом сборов молодых солдат

ТЕМА: «Европейские приоритеты России».

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ____

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 20 мин.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга

  ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Ключевые военно-политические, экономические, информационные интересы России, как крупнейшего государства континента, сосредоточены В Европе, что подтвердилось и в ходе встреч с лидерами многих стран, приуроченных к юбилею Санкт-Петербурга. Там еще раз прозвучала мысль о том, что безопасность и стабильность нашей страны непосредственно связана с безопасностью и стабильностью Старого Света.

Грандиозные перемены, произошедшие на планете в последние десятилетия, преобразили облик не только России, но и всей мировой системы. Сегодня без преувеличения можно утверждать, что человеческая цивилизация переживает уникальный момент своего развития.

С одной стороны, появились немыслимые ранее возможности для прогресса на пути строительства нового мирового порядка, основанного на равной безопасности, солидарной ответственности и сотрудничестве всех государств. На смену десятилетиям ядерного противостояния и глобальной конфронтации приходит эпоха реального разоружения, стратегической стабильности и конструктивного партнерства.

С другой стороны, столь быстрая кардинальная трансформация современного мира влечет за собой некоторое отставание в выработке механизмов противодействия современным вызовам и угрозам международной и европейской безопасности. Межэтнические и религиозные конфликты, международный терроризм и воинствующий сепаратизм, незаконный оборот оружия и наркотиков в последнее время приобрели транснациональный характер и сегодня, несмотря на объединенное противодействие ведущих стран мира, продолжают угрожать благополучию каждого государства.

В этих условиях у Европы нет иного пути, кроме создания всеобъемлющей системы безопасности и сотрудничества, учитывающей интересы всех европейских стран и международных организаций.

Россия сделала осознанный выбор в пользу многополярного мира, построенного на принципах международного права и демократии. Наша страна выступает за предоставление равных прав и возможностей в сфере безопасности всем государствам, независимо от их участия или неучастия в военно-политических блоках. Наша страна – последовательная сторонница снижения роли военной силы в европейской системе коллективной безопасности, развития превентивной и стабилизирующей роли политических мер предотвращения и урегулирования кризисов, а также потенциала всестороннего сотрудничества, в том числе в военной области.

Безопасность государств и народов следует обеспечивать через сотрудничество на основе Устава ООН, принципов и норм международного права. Это именно те принципы, на которых должна строиться европейская безопасность и стабильность на долгие годы вперед. Но важно, чтобы названные принципы неуклонно соблюдались.

Ближе всех к решению этих задач подходит Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Возможности этой организации используются далеко не полностью, но в перспективе ОБСЕ должна стать основой общеевропейского диалога в области безопасности. Её потенциал мог бы быть дополнен возможностями других организаций, действующих сегодня в регионе – Евросоюза, СНГ, НАТО и СЕАП. Речь о координации деятельности этих институтов в области безопасности и роль ОБСЕ в этом процессе незаменимо.

Нельзя рассматривать взаимодействие в рамках ОБСЕ вне курса Российской Федерации на стратегическое партнерство с Европейским Союзом как крупнейшим нашим торгово-экономическим и инвестиционным партнером, оказывающим России существенную поддержку в проведении реформ. В последнее время наша страна и Евросоюз активизировали сотрудничество в борьбе с транснациональными угрозами, включая экстремизм и терроризм, организованную преступность, наркобизнес, торговлю людьми, контрабанду оружия, отмывание доходов от преступной деятельности. С этой целью создан и расширяется механизм проведения консультаций, регулярно осуществляются контакты на разных уровнях. Россия и Евросоюз преступили к формированию в Европе общего пространства в сфере безопасности, экономики, энергетики, экологии, науки и других.

Российская сторона с неизменным интересом следит за развитием «оборонного измерения» Европейского Союза. Несомненно, у нас существует огромный потенциал взаимодействия в вопросах укрепления мира, предотвращения конфликтов, формирования системы раннего предупреждения и урегулирования кризисов.

По мере продвижения Евросоюза по пути формирования «европейской оборонной идентичности» диалог по вопросам военно-политического сотрудничества можно поэтапно перевести в практическую плоскость.

Планируемое расширение Североатлантического альянса окажет существенное влияние на общую архитектуру безопасности в Европе. Мы надеемся, что, беря на себя ответственность за такое решение, НАТО найдет способ продемонстрировать на деле, что расширение блока не направлено против интересов других государств.

Для России неприемлемо возможное появление непосредственной близости от её границ «серых зон», на которые не распространяется действие договоренностей в сфере ограничения вооружений. Полагаем, что страны НАТО должны будут в полной мере выполнить ранее взятые обязательства, проявив сдержанность в развертывании сил, в том числе применительно к территории стран, приглашаемых в альянс.

Принципиальный момент в этом вопросе – своевременное присоединение новых членов Североатлантического блока к адаптированному Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). К сожалению, диалог с НАТО по этой важной проблеме пока пробуксовывает. Это может оказать крайне негативное воздействие не только на весь комплекс отношений с альянсом, но и дальнейшую судьбу адаптированного ДОВСЕ. Процесс ратификации Договора в России вряд ли пойдет гладко, если не будет внесена ясность в вопрос о присоединении к нему новых членов альянса.

В связи с этим мы убеждены, что странам Балтии следовало бы официально озвучить свои намерения в отношении адаптированного ДОВСЕ. А от членов НАТО ожидаем соответствующего подтверждения сдержанности в развертывании своих вооружений и военной техники.

Прошел год с того дня, как на военной базе возле столицы Италии была подписана Римская декларация, положившая начало работе Совета Россия – НАТО. После заключения Основополагающего акта Россия – НАТО на переговорах с руководителями альянса России не раз приходилось в одиночку противостоять согласованной позиции 19-ти государств. К чему это привело, хорошо известно – почти к полному прекращению диалога после натовских бомбардировок Югославии.

Сейчас Россия участвует в работе Совета на равных со всеми странами альянса на основе консенсуса. Её голос так же важен, так же учитывается при принятии решений, как и голоса остальных членов НАТО. Правда, на заседание Совета Россия – НАТО выносятся только те вопросы, по которым заранее известно, что они не могут вызвать противоречий между участниками диалога. Это проблемы борьбы с терроризмом и нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также ракетных технологий, совместная работа по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, антикризисное регулирование, меры контроля над обычными вооружениями, поиск и спасение на море, создание совместной противоракетной обороны театра военных действий, научно-техническое сотрудничество.

Далеко ли продвинулись за этот год в своей работе Россия и НАТО?

Россия приняла натовскую кодификацию для своей военной продукции – теперь она сможет без особых технических помех поставлять запасные части и участвовать в модернизации своей боевой техники, поставленной в Европу в прошлые годы.

Россия и НАТО провели несколько учений по организации работ, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

В Москве открыта миссия связи альянса, где на равных с офицерами других стран служат и российские офицеры.

Уже год трудятся 13 совместных рабочих групп, в работе каждой из которых есть свои достижения.

Но проблемы во взаимоотношениях России и НАТО тоже существуют. Проблемы Договора об обычных вооружениях в Европе в контексте присоединения к НАТО новых членов – стран Балтии – мы уже обсуждали. Кроме этого, Россия не может приступить к серьезной работе по созданию совместно со странами альянса ПРО ТВД. Тем более, когда не решены многие юридические вопросы о праве на интеллектуальную собственность, не определены реальные «ракетные угрозы» для Европы и не принято решение о тех фирмах и корпорациях, которые будут принимать реальные участия в создании этой системы.

В перспективе Москва и Брюссель намерены заключить меморандум о взаимодействии в области утилизации российских боеприпасов (излишки составляют 400 млн. единиц), согласован порядок проведения поисковых и спасательных работ на море. У российско-натовского сотрудничества высокий потенциал.

В целом же нужна новая философия укрепления безопасности и военного сотрудничества на континенте и за его пределами. Пора прекратить деление на «своих» и «чужих».

 

Оценить эту статью:
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *