Как формировалось граница на какрте Дальнего востока

План-Конспект

ТЕМА: «Как формировалось граница на какрте Дальнего востока».  ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ

 

 

XXI-й век – это век Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому Россия не может  не участвовать в налаживании тесных экономических и политических контактов со странами АТР. В последнее время особо отмечается возрастание интереса соседей к Дальнему Востоку России как к экономическому партнеру. Это расширяет наши возможности в проведении более инициативной и динамичной  политики по развитию международных связей в соответствии с национальными интересами России. При этом главным ориентиром для нас остается максимальное использование международного сотрудничества для дальнейшего социально-экономического развития российского Дальнего Востока и обеспечения его безопасности. Дальний Восток  интересен своим огромным потенциалом. Он занимает почти 40% территории России. Округ богат природными ресурсами, прежде всего лесом, морепродуктами, углем, нефтью, редкоземельными металлами. У нас много морских и речных портов, позволяющих осуществлять перевозки в страны АТР. В то же время Дальний Восток  —  не только источник природных ресурсов. В регионе много крупных научных и промышленных центров. С точки зрения межгосударственной интеграции российский Дальний Восток интересен еще и рынком трудовых ресурсов. У нас достаточно высококвалифицированных инженеров, но не хватает квалифицированных рабочих. Россия и ее Дальний Восток претерпели значительные  изменения за последние 10 лет. Наступает период действительно цивилизованных рыночных отношений. Дальневосточный федеральный округ напоминает клубок трудноразрешимых проблем, которые накапливались здесь десятилетиями. Буквально по пальцам можно пересчитать в мире территории, которые оказались в столь трудной ситуации. Жить здесь действительно тяжело. Доказательство тому – исход людей из региона. Отсюда  люди уезжают миллионами. Весь федеральный округ – это почти 40% территории России, где сегодня живет всего 7 миллионов человек. Количество населения продолжает сокращаться. Это привело  к тому, что в регионе уже не хватает рабочих рук.  По нашим подсчетам, на Дальнем Востоке около 90 тысяч безработных и в то же время 500 тысяч вакантных рабочих мест. Найти выход из столь трудной ситуации непросто.  Даже в мировой практике нет опыта решения в одночасье сотен проблем, характерных для сегодняшнего Дальнего Востока. В  округе существуют все возможные угрозы национальной безопасности. Причины большинства из них состоят в неразвитости транспортной сети  и очень высоком энерготарифе, который сдерживает развитие промышленности. Существующие тарифы заставляют предприятия сворачивать выпуск продукции, которая нерентабельна из-за чрезмерно высокой цены на электроэнергию. Приходится признать, что у нас пока нет генерирующих мощностей, позволяющих продавать электроэнергию  с выгодой  для себя. Такая возможность появится только с пуском Бурейской ГЭС. В 2003 году планируется запустить ее первую очередь и приблизительно к 2008 году полностью сдать в эксплуатацию.  В соответствии с этими планами понадобятся новые линии электропередачи. Они сейчас строятся и в перспективе позволят перебрасывать элек. Перевозки по воздуху чрезвычайно дороги и ограничены. В связи с этим наиболее актуальным для нас стало завершение строительства федеральной дороги Чита – Хабаровск. Работы там ведутся интенсивно, все планы выполняются. Президентом РФ поставлена задача, чтобы к исходу 2003 – началу 2004 года был обеспечен сквозной проезд. Благодаря бесперебойному финансированию на одном из наиболее сложных  — 300-километровом участке на границе Читинской и Амурской областей – запущена технологическая дорога, идет сооружение нескольких десятков мостов через мелкие речушки. Сейчас по этой технологической трассе уже перевозят грузы, налажено движение автотранспорта. Когда откроется дорога, значительно возрастет нагрузка на недавно реконструированный мост через Амур в Хабаровске. Кроме того, на трассе Хабаровск – Благовещенск построен мост через Бурею. Сразу стало очевидным, что эта дорога тоже востребована. Таким образом, лишний раз подтверждается, что транспортная составляющая чрезвычайно важна для региона с точки зрения национальной безопасности. Дальний Восток  занимает одно из последних  мест по объему инвестиций. По большому счету иностранный инвестор готов участвовать в российском бизнесе. Он только в 2002 году вложил в регион 689 миллионов долларов. По мировым стандартам – это копейки. Но это достаточно большие деньги для Дальнего Востока, где еще совсем недавно неплатежеспособных жителей было больше, чем исправно плативших по счетам. Сегодня властям предстоит не только выгодно преподносить регион в инвестиционном свете перед иностранным капиталом, а благодаря последнему как можно быстрее вывести дальневосточников из нищеты. В крае, где существует спрос только на продукты, авиация или энергетика не смогут стать прибыльными. В эти отрасли вряд ли попадут деньги из-за рубежа. За минувшее полугодие во всех регионах ДФО,  за исключением Республики Саха и Приморского края, рост потребительских цен превысил рост реальных денежных доходов населения. Но уже в следующем году картина должна стать иной. Рост цен будет сдерживаться снижением транспортных тарифов после завершения строительства нашей главной транспортной стройки – автомобильной дороги Чита – Находка. Ожидается снижение тарифов и на электроэнергию в связи с пуском Бурейской ГЭС. Расчеты показывают, что даже энергетика в регионе может быть прибыльной, но только после ее реформирования. Среди  перспективных инвестиционных проектов – развитие малой авиации на Дальнем Востоке. Наглядный пример продемонстрировала успешно действующая на рынке  перевозок на Колыме «Авиакомпания МАЛ». Иностранный капитал может заинтересовать решение такой проблемы, как очистка питьевой воды. Наш регион богат водой, но не может похвалиться ее качеством. Не менее привлекательная отрасль – лесная, если удастся решить вопрос единой ценовой политики. Тогда можно будет торговать не только сырым лесом-кругляком,  но и обработанной древесиной. Все это проекты. Однако немалый путь в привлечении инвестиций пройден организационно. Для привлечения инвестиций в наиболее важные и социально значимые отрасли хозяйства около года назад с одобрения Президента РФ создана Дальневосточная инвестиционная компания «Дальинком». Ее учредителями выступили ФГУП «Космическая связь», «Роснефть» и «Внешэкономбанк». Среди  первых реализуемых сейчас инвестиционных проектов «Дальинкома» — создание спутниковой мультисервисной телекоммуникационной сети Дальнего Востока с  использованием современных технологий для телефонии, Интернета, телерадиовещания, предоставления в аренду каналов связи, организация центров информационных услуг. Планируется строительство отелей в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, которые будут ориентированы на российских и иностранных туристов. Разворачиваются работы по программе топливно-энергетического сектора, в том числе газоснабжения Камчатской области, установка газотурбинных электростанций в Хабаровском крае. Внешнеполитическая ситуация в АТР сегодня стабильна. У нас прекрасные отношения с Китаем и Японией. Наш принцип – стабильность. Над тем, что остается недосказанным между нашими странами, вполне успешно работают внешнеполитические ведомства. Продолжаются контакты с КНДР – нашим непосредственным соседом и традиционным партнером. В ходе диалога с северокорейским лидером был обсужден широкий круг вопросов межрегионального сотрудничества. Более конкретно проблемы взаимодействия между КНДР и субъектами РФ, входящими в Дальневосточный федеральный округ, обсуждались во время визита на российский  Дальний Восток заместителя председателя Кабинета Министров КНДР Чо Чан Ира. Продолжается развитие отношений с Республикой Корея. И Россия, и корейские государства остро заинтересованы в скорейшем запуске в эксплуатацию Транскорейской магистрали, использование которой  коренным образом изменит торговые отношения стран АТР. Во взаимоотношениях с Японией мы будем стремиться показать партнерам возрастающую инвестиционную привлекательность Дальнего Востока. У нас сложились дружественные отношения с большинством стран АТР. Однако не стоит забывать об угрозе международного терроризма. Азиатско-Тихоокеанский регион в этом смысле не является спокойной зоной – вспомним хотя бы теракты на Филиппинах и в Индонезии. Российский военно-промышленный комплекс будет продолжать сотрудничество со многими ведущими странами АТР. Это сотрудничество взаимовыгодно. Более половины предприятий Дальнего Востока работают на оборонный комплекс. Но это еще не значит, что они должны поставлять вооружение только нашей армии. Этим предприятиям нужны новые заказы и, прежде всего, платежеспособные покупатели, которые смогут не только обеспечить работу заводов, но и этим оружием оградить мир от террористов. Мы будем продолжать сотрудничество со странами АТР и  в плане боевой подготовки. У нас налажены прекрасные отношения с Хэйлунцзянским военным округом НОАК. В последнее время Россия и Китай прилагают равные усилия в борьбе с биотерроризмом на Амуре. Браконьеров не защитит ни одна из сторон. Что касается действий в зоне Тихого океана, в августе будущего года под руководством полномочного представителя Президента РФ пройдут крупные учения Тихоокеанского флота, Дальневосточного военного округа, всех силовых структур региона и всех органов власти ДФО. Подобные учения пройдут в России впервые. Новизна их выразится в том, что все органы исполнительной власти и все, кто носит погоны, будут совместно отрабатывать методы борьбы с террористами, расхитителями морских биоресурсов. Охрана рыбных запасов – одна из составляющих национальной безопасности в регионе. Необходимо уже в ближайшее время ввести единую межведомственную службу мониторинга биоресурсов. Сегодня сразу несколько ведомств распоряжаются морскими биоресурсами – и Министерство природных ресурсов, и ФСП, и Госкомрыболовство. Но проблем в этой отрасли остается множество. Поручения, которые дал Президент в ходе заседания Совбеза, уже в 2003 году смогут коренным образом изменить ситуацию. Новое руководство Приморского края провело колоссальную работу по подготовке края к зиме. В прошлую зиму ТЭК Приморья не имел сбоев. Безусловно, экономику Дальнего Востока ждет рост. К сожалению, края и области до сих пор остаются дотационными регионами. Их в значительной мере поддерживает федеральный бюджет. Сотни крупнейших строек финансируются за счет центра – это прежде всего мосты, дороги, аэродромы, причалы, электростанции, социальные объекты регионального значения. Однако особенно отрадно, что у дальневосточных губернаторов и жителей Дальнего Востока исчезают иждивенческие настроения. Они все больше начинают сами заботиться о своем экономическом благополучии. В этом году наибольшее увеличение объемов производства отмечено в Чукотском автономном округе – на 37%, в Еврейской автономной области – на 12,9% и в Хабаровском крае – на 10,8%. Постепенно приходит понимание того, что только средствами федерального бюджета решить проблемы Дальнего Востока невозможно. На Совете Безопасности мы говорили о путях привлечения инвестиций в экономику России. Привлекать инвестиции должна и федеральная, и региональная власть. Но власть должна обеспечить возврат инвестиций. Герман Греф подтвердил программу правительства по созданию льготных условий по размещению инвестиций на Дальнем Востоке, об особых экономических зонах, где будут соответствующие льготы, таможенные дивизион. Президент РФ дал несколько важнейших поручений правительству страны, отдельным министерствам и ведомствам, направленных на улучшение социально-экономического положения дальневосточников. Чтобы человек, живущий в этом регионе, чувствовал себя таким же гражданином России, как и люди, живущие в других регионах. Это касается представителей любой профессии – лесника, рыбака или военного – всех. ят традиции, накопленные не одним поколением защитников Отечества.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *