В целях совершенствования действующей в настоящее время в Российской Федерации системы пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принят пакет нормативно-правовых актов, требующих разработки и осуществления комплекса мероприятий по приведению процедур пограничного, иммиграционного, таможенного и иных видов контроля в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, международными нормами и стандартами.

Образование на территории бывшего СССР самостоятельных государств, произошедшие в последний период геополитические изменения в Восточной и Центральной Европе, Средней Азии и Ближнем Востоке, принципиальная перестройка международных отношений Российской Федерации с иностранными государствами, создание и развитие Содружества Независимых Государств, образование в его рамках Таможенного союза в составе Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, сложилась качественно новая обстановка на путях международных сообщений и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, которая характеризуется:

  • открытостью государственной границы Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза и фактической ее прозрачностью с другими государствами-участниками Содружества Независимых Государств;
  • постоянным ростом объемов и интенсивности движения через государственную границу лиц и транспортных средств, увеличением количества перемещаемых через нее грузов и товаров;
  • массовым открытием новых пунктов пропуска через государственную границу, большинство из которых не имеет необходимого обустройства, технического оснащения и социально-бытовой инфраструктуры;
  • значительным упрощением порядка получения заграничных паспортов российскими гражданами, гражданами других государств-участников Содружества Независимых Государств и ростом числа злоупотреблений в этой сфере;
  • усилением проявлений международного терроризма, увеличением попыток захвата транспортных средств с заложниками для незаконного пересечения государственной границы;
  • расширением масштабов и географии неконтролируемой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию и через ее территорию в страны Западной Европы, США и Канаду;
  • активизацией контрабандной деятельности, в том числе незаконного перемещения через государственную границу оружия, радиоактивных, наркотических и психотропных веществ, вывоза из Российской Федерации стратегического сырья и передовых технологий;
  • морально устаревшей, внутренне несбалансированной системой пропуска через государственную границу лиц и транспортных средств;
  • недостаточным уровнем управления органами пограничного контроля.

Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость проведения обследования существующей системы пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, изучения опыта иностранных государств в этой области и на основании полученных результатов разработки Концепции развития пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Концепция определяет:

  • современные требования по организации пограничного контроля и пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов и товаров;
  • роль и место пограничного контроля в общей системе обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации на государственной границе;
  • задачи органов пограничного контроля Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  • основные направления развития и совершенствования пограничного контроля;
  • общие взгляды на строительство органов пограничного контроля Федеральной пограничной службы Российской Федерации, обеспечения их эффективной деятельности.

В основу Концепции положены принципы:

  • строгого соблюдения органами пограничного контроля Федеральной пограничной службы Российской Федерации норм  международного  права,  законодательства  Российской  Федерации и общепринятых в международной практике стандартов, регламентирующих порядок пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров;
  • соответствия состава и структурного построения органов пограничного контроля решаемым задачам и экономическим возможностям Российской Федерации;
  • обеспечения собственной безопасности личного состава органов пограничного контроля;
  • централизации руководства органами пограничного контроля Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  • развития сотрудничества и взаимодействия с органами пограничного контроля государств-участников Содружества Независимых Государств и других государств по пресечению международного терроризма, неконтролируемой миграции, точному исполнению международных обязательств.

Общие положения Концепции развития пограничного контроля в пунктах пропуска через ГГРФ

1.1. В настоящее время в Российской Федерации открыто и функционирует для международного сообщения свыше 250 пунктов пропуска, а также 89 пунктов упрощенного пропуска. В ближайшей перспективе планируется открытие новых пунктов пропуска через государственную границу на пограничных автодорожных и железнодорожных переходах с сопредельными государствами, ряда морских (речных) портов и аэропортов для международного сообщения, а также пунктов упрощенного пропуска.

 

В пунктах пропуска организован и осуществляется:

  • пограничный контроль — органами пограничного контроля ФПС России;
  • таможенный контроль — органами таможенного контроля ГТК России;
  • иммиграционный контроль — органами иммиграционного контроля ФМС России;
  • медико-санитарный контроль — органами Госкомсанэпиднадзора России;
  • фитосанитарный контроль — органами Минсельхозпрода России;
  • ветеринарный контроль — органами Госветнадзора России;
  • контроль за вывозом культурных ценностей — органами Минкультуры России.

Кроме того, в зависимости от вида международного транспортного сообщения контрольные функции в пунктах пропуска через государственную границу осуществляют органы Минтранса России (транспортной инспекции, службы международных автомобильных перевозок, портового надзора, авиатехнодзора и т.д.).

1.2. В соответствии с законодательством Российской Федерации пограничный контроль является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности в части контроля за исполнением правил:

  • пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных.

1.3. Пограничный контроль — одна из форм служебной деятельности органов федеральной пограничной службы, заключающаяся в проверке документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, досмотре транспортных средств с целью выявления нарушителей правил пересечения государственной границы.

1.4. Органы пограничного контроля, осуществляя пропуск через государственную границу лиц и транспортных средств, руководствуются следующими принципами: законности, высокой надежности, оперативности, экономической целесообразности, оптимальности, четкого разграничения и исключение дублирования функций органов таможенного, иммиграционного и иных видов контроля, дифференцированного подхода в пропуске через государственную границу различных категорий лиц и транспортных средств, высокой культуры.

1.5. Система пограничного контроля — совокупность контрольно-проверочных действий, оперативных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и режимных мероприятий, а в необходимых случаях войсковых действий, осуществляемых органами пограничного контроля самостоятельно или во взаимодействии с другими органами пограничной службы ФПС России, органами таможенного контроля, федеральной службы безопасности, внутренних дел, а также с иными правоохранительными органами Российской Федерации, учреждениями и организациями, имеющими отношение к международному сообщению.

1.5.1. Система пограничного контроля предназначена для достижения следующих целей в охране государственной границы:

  • осуществления пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • защиты интересов государства, общества, личности от враждебных и иных преступных посягательств в пунктах пропуска через государственную границу;
  • координации деятельности всех органов, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска через государственную границу.

1.5.2. На органы пограничного контроля ФПС России возлагаются следующие задачи:

  • осуществлять в установленных пунктах пропуска через государственную границу при наличии действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • не допускать въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с действующим законодательством не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также не разрешать выезд за границу лиц, в отношении которых в установленном законодательством порядке приняты решения о запрещении выезда из Российской Федерации;
  • осуществлять контроль за соблюдением всеми лицами установленных правил въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации; выявлять и задерживать нарушителей государственной границы Российской Федерации;
  • пресекать самостоятельно или во взаимодействии с правоохранительными органами Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу преступления и административные правонарушения; осуществлять дознание по уголовным делам и административное производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством к ведению органов пограничной службы;
  • во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности Российской Федерации выявлять, предупреждать и пресекать разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации со стороны лиц, следующих через государственную границу;
  • обеспечивать выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, по вопросам режима государственной границы;
  • оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в осуществлении ими мер по борьбе с незаконным оборотом через государственную границу оружия, наркотических и психотропных веществ, контрабандой;
  • вести статистический учет лиц, проследовавших через государственную границу, представлять в установленном порядке в заинтересованные органы информацию по ним;

1.6. Приоритетными направлениями в деятельности органов пограничного контроля ФПС России определяются:

  • борьба с нарушениями правил пересечения государственной границы, особенно с проявлениями организованной международной преступности по нелегальной переправе людей;
  • предотвращение въезда в Российскую Федерацию членов международных террористических организаций и других лиц, которые могут нанести ущерб безопасности и общественному порядку, а также отношениям Российской Федерации с другими государствами;
  • борьба с противоправной деятельностью преступных сообществ, групп и отдельных лиц, использующих каналы международного сообщения и пункты пропуска через государственную границу для осуществления своих преступных замыслов;
  • развитие сотрудничества и взаимодействия с органами пограничного контроля сопредельных и иных государств;
  • совершенствование форм и способов пограничного контроля, взаимодействия органов пограничного контроля с органами правоохранительной системы Российской Федерации;
  • совершенствование обустройства и технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу, создание необходимых условий для служебной деятельности органов пограничного контроля;
  • реализация совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации Концепции создания общегосударственной автоматизированной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность;
  • создание и совершенствование социально-бытовой инфраструктуры в действующих и вновь открываемых пунктах пропуска через государственную границу;
  • создание современной системы управления органами пограничного контроля;
  • оптимизация структуры и состава соединений, частей и подразделений пограничного контроля;
  • создание, с привлечением сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, эффективных автоматизированных систем пограничного контроля, обмена информацией по паспортно-визовым вопросам.

1.7. Основными направлениями развития пограничного контроля являются:

  • разработка теории пограничного контроля, всех его составных частей и режимов осуществления — общего, специального и особого;
  • разработка теоретических основ для создания системы пограничного контроля как совокупности всех видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу, что требует проведения глубокого научного исследования по вопросам координации и взаимодействия органов, участвующих в пропуске через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров;
  • развитие системы управления органами пограничного контроля в целях создания управленческих структур, способных осуществлять эффективное руководство подчиненными соединениями, частями и подразделениями, а также четкого разграничения и упорядочения их полномочий;
  • совершенствование организационно-штатных структур органов пограничного контроля на основе их оптимизации и исходя из выполняемых ими задач, пропускных способностей пунктов пропуска и наличия пассажирских и грузовых потоков, пересекающих государственную границу;
  • повышение качества пограничного контроля в целях обеспечения его соответствия международным нормам и стандартам;
  • совершенствование деятельности оперативных органов ФПС России в интересах обеспечения надежной охраны государственной границы в пунктах пропуска;
  • постепенный переход на профессиональную основу в комплектовании кадров для органов пограничного контроля и закрепление их на местах;
  • повышение уровня профессионализма всех категорий личного состава на базе реорганизации всей образовательной системы по профилю пограничного контроля;
  • совершенствование обустройства и технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу, создание необходимых условий для служебной деятельности органов пограничного контроля;
  • развитие нормативно-правовой базы деятельности органов пограничного контроля.

1.7.1. Пограничный контроль должен занимать ведущее место в общей системе обеспечения режима пересечения государственной границы и режима в пунктах пропуска. В связи с этим необходимо предусмотреть разработку функциональной взаимосвязи органов пограничного, таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного и других видов контроля при осуществлении пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

1.7.2. Процедуры пограничного контроля должны соответствовать международным нормам и стандартам. Это означает, что технологические схемы, формы  и  методы пограничного контроля и пропуска через государственную границу лиц и транспортных средств приводятся в соответствие с требованиями соответствующих международных актов, регламентирующих международные  авиационные, автомобильные, морские  и  железнодорожные  пассажирские и грузовые перевозки, осу ществляются необходимые мероприятия по автоматизации процессов проверки документов, постепенному переходу на договорной основе к одностороннему, совместному или другим перспективным формам организации пограничного и иных видов контроля.

 

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность органов пограничного контроля

 

2.1. Правовыми актами, регламентирующими деятельность органов пограничного контроля, являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и изданные на их основе межведомственные нормативные акты, нормативно-распорядительные документы Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Приоритетными  направлениями совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов пограничного контроля, являются:

  • полное урегулирование порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации различных категорий лиц и транспортных средств;
  • установление ответственности транспортных компаний и перевозчиков за доставку в Российскую Федерацию лиц без надлежащих документов;
  • согласование нормативных актов, устанавливающих права и обязанности органов пограничного, таможенного, иммиграционного и других видов контроля, органов службы безопасности, внутренних дел, управлений транспорта по принятию решений на пропуск через государственную границу лиц и транспортных средств в нестандартных ситуациях;
  • приведение нормативных актов, регламентирующих служебно-оперативную деятельность органов пограничного контроля, в соответствие с действующим законодательством и современными требованиями.

2.2. В первоочередном порядке подлежат разработке: Устав службы органов пограничного контроля ФПС России (часть 1 — отряд пограничного контроля, отдельный контрольно-пропускной пункт, часть 2 — отделение пограничного контроля, контролерский пост); Наставление по службе нарядов органов пограничного контроля ФПС России; Руководство по проверке документов органами пограничного контроля ФПС России; Руководство по досмотру транспортных средств заграничного следования органами пограничного контроля ФПС России;  Положение  об  Управлении пограничного контроля Федеральной пограничной службы Российской Федерации; Типовое положение об отделе пограничного контроля управления войск пограничного округа (группы пограничных войск).

 

3. Основные направления работы по совершенствованию деятельности органов пограничного контроля ФПС России

 

3.1. Основными направлениями работы по совершенствованию деятельности органов пограничного контроля ФПС Росси являются:

3.1.1. С государствами — участниками Содружества Независимых Государств, вошедшими в Таможенный союз:

  • снятие пограничного контроля на внутренних границах;
  • совместная организация на договорной основе пограничного контроля в пунктах пропуска через государственные границы с третьими странами;
  • установление унифицированных форм и методов осуществления пограничного контроля.

3.1.2. С государствами-участниками  Содружества  Независимых Государств, не являющимися членами Таможенного союза:

  • организация на договорной основе совместного пограничного контроля на внутренних границах;
  • договорное закрепление обязательств по выполнению отдельных задач и функций органами пограничного контроля другой стороны на своих участках государственной границы с третьими странами.

3.1.3. В пунктах пропуска через государственную границу с другими государствами:

  • дифференцированный подход в осуществлении пограничного контроля различных категорий лиц, транспортных средств, грузов и товаров, заключающийся в снятии отдельных контрольно-проверочных действий, переходе с отдельными странами на односторонний контроль только на въезд в Российскую Федерацию;
  • организация на договорной основе совместного пограничного контроля.

3.1.4. В авиационных пунктах пропуска:

  • полное осуществление в 1996 -1997 г. г. мероприятий по приведению процедур пограничного контроля в международных аэропортах Российской Федерации в соответствие с рекомендациями приложения 14 к Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.;
  • по мере создания правовой основы и организационных условий переход от сплошного к выборочному проведению пограничного контроля пассажиров на выезд из Российской Федерации, в первую очередь вылетающих в страны СНГ, и передача функций проверки документов у этой категории лиц службам перевозок авиакомпаний;
  • осуществить в 1995-1996 г. г. совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами комплексное обследование аэропортов Российской Федерации, открытых для международных полетов, на предмет соответствия их обустройства  и  технического  оснащения предъявляемым требованиям.

3.1.5. В морских (речных) пунктах пропуска:

  • провести в 1995-1997 г. г. комплекс мероприятий по внедрению в практику результатов проведенных экспериментов по организации пограничного контроля иностранных судов в морских (речных) портах;
  • разработка согласованных с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации форм и способов пограничного и других видов контроля российских судов заграничного плавания.

3.1.6. В железнодорожных пунктах пропуска:

  • поэтапный переход к выборочному досмотру грузовых поездов с активным использованием технических средств и служебных животных;
  • проведение мероприятий по нормативному закреплению ответственности должностных лиц поездных бригад за незаконное проникновение посторонних лиц в поезда международного сообщения;
  • осуществление мероприятий по разработке и принятию на вооружение аппаратно-программных средств для проверки документов непосредственно в вагонах поездов международного сообщения.

3.1.7. В автодорожных пунктах пропуска:

  • проведение мероприятий по внедрению в практику результатов проведенного эксперимента по выборочному досмотру грузового автотранспорта с применением служебных собак и технических средств, а также методов, принятых в европейских странах;
  • совершенствование технологических схем пропуска лиц и пассажирского автотранспорта для сокращения времени их нахождения в автодорожных пунктах пропуска.

3.1.8. По техническому обеспечению пограничного контроля: комплексное оснащение пунктов пропуска через  государственную

  • границу техническими средствами пограничного контроля и дальнейшее их содержание с привлечением сил и средств ФПС России, а также заинтересованных органов федеральной исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций;
  • разработка и внедрение специальных технических средств пограничного контроля на базе последних достижений науки и техники;
  • автоматизация операций проверки документов, сбора, обработки и передачи данных о проследовавших через государственную границу лицах;
  • устранение сложившегося несоответствия между объемом оснащения органов пограничного контроля техническими средствами и наличием сил и материальной базы по ее техническому обслуживанию и ремонту;
  • совершенствование системы материально-технического снабжения.

3.3. Основные усилия оперативных органов пограничной службы Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу направляются на:

  • осуществление оперативной (разведывательной, контрразведывательной  и  оперативно-розыскной) деятельности в интересах охраны государственной границы на каналах международного сообщения;
  • ведение дознания по делам о нарушениях режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу, производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению пограничных войск

3.4. Основными направлениями международного сотрудничества в сфере пограничного контроля считать:

  • договорно-правовое закрепление порядка осуществления сотрудничества и взаимодействия органов пограничного контроля ФПС России с соответствующими структурами заинтересованных иностранных государств;
  • разработка предложений в международные договора и соглашения по вопросам упрощения формальностей при осуществлении международных пассажирских и грузовых перевозок, борьбы с нелегальной миграцией, противоправной деятельностью отдельных лиц и преступных групп в пунктах пропуска через государственную границу;
  • обмен опытом подготовки специалистов пограничного контроля, использования технических средств в пунктах пропуска через государственную границу.

 

4. Основные направления деятельности по созданию и строительству системы органов пограничного контроля ФПС России

 

4.1. Создание и строительство  органов  пограничного контроля ФПС России основывается на принципах:

  • поддержание органов пограничного контроля в постоянной готовности для решения общих и специальных задач;
  • поэтапное создание, укрепление и развитие системы органов пограничного контроля;
  • комплектование органов пограничного контроля на контрактной основе;
  • централизация управления в сочетании с расширением полномочий региональных органов управления.

4.2. Основные усилия в строительстве органов пограничного контроля сосредоточиваются на решении задач:

  • укрепление подразделений пограничного контроля;
  • завершение реорганизации структур органов управления в звене часть-пограничный округ, группа пограничных войск — ФПС России;
  • поэтапное формирование функциональной структуры в общей системе материально-технического обеспечения ФПС России;
  • развитие теории строительства органов пограничного контроля;
  • оснащение вооружением и специальной техникой вновь создаваемых органов пограничного контроля;
  • постановка научно-исследовательских, поисковых и опытно-конструкторских работ, позволяющих обеспечить  создание  качественно новых образцов специальной техники для органов пограничного контроля.

4.3. В развитии организационно-штатной структуры органов пограничного контроля приоритетными направлениями являются:

  • приведение организационно-штатной структуры органов пограничного контроля на всех уровнях в соответствие с новыми условиями их служебной деятельности и объемами решаемых задач;
  • создание и реорганизация структур пограничного контроля во вновь открываемых и реконструируемых пунктах пропуска;
  • совершенствование структуры научных, научно-технических и учебных подразделений в интересах пограничного контроля.

4.4. Основные направления совершенствования системы управления органами пограничного контроля ФПС России:

4.4.1. На первом этапе (1995-1996 г. г.) создается самостоятельная централизованная система управления органами пограничного контроля ФПС России:

  • органы пограничного контроля подчиняются вновь образованному самостоятельному Управлению пограничного контроля ФПС России;
  • во всех управлениях войск пограничных округов и групп войск создаются отделы пограничного контроля, которые непосредственно подчиняются командующим войсками пограничных округов (группами войск);
  • осуществляется поэтапный вывод из состава пограничных отрядов подразделений пограничного контроля и на их базе образуются отдельные контрольно-пропускные пункты или отряды пограничного контроля.

4.4.2. На втором этапе (1997-2000 г. г.) предусматривается создание региональной системы управления органами пограничного контроля с выводом всех частей и соединений пограничного контроля из состава войск пограничных округов (групп войск), создание региональных управлений пограничного контроля.

4.4.3. Повышение самостоятельности органов управления в нижестоящих звеньях, сосредоточение основных полномочий по принятию решений на пропуск через государственную границу лиц и транспортных средств у командиров подразделений пограничного контроля.

4.4.4. Автоматизация информационных и управленческих процессов на основе перспективных разработок в области информатики и вычислительной техники.

4.4.5. Построение собственной системы связи органов пограничного контроля, сопрягаемой с системами связи других органов пограничной службы ФПС России, ФАПСИ, ФСБ России, Минсвязи России и других министерств и ведомств, имеющих отношение к пропуску через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и грузов, основу которой должна составлять стационарная опорная сеть, обеспечивающая передачу всех видов информации от ФПС России до пунктов пропуска через государственную границу.

 

Ресурсы органов пограничного контроля

 

5.1. Приоритетными направлениями  комплектования,  подготовки кадров и личного состава органов пограничного контроля являются:

  • переход на систему комплектования только на профессиональной основе;
  • приведение кадровой политики в соответствие с новыми условиями деятельности органов пограничного контроля и решаемыми ими задачами;
  • разработка и внедрение систем: профессионального отбора, оценки качества деятельности кадров, их перемещения и выдвижения, стимулирования профессиональной деятельности офицерских кадров;
  • совершенствование системы подготовки офицеров для органов пограничного контроля в военно-учебных заведениях системы ФПС России;
  • формирование системы переподготовки и повышения квалификации кадров, отвечающей практическим потребностям деятельности органов пограничного контроля;
  • совершенствование системы командирской и специальной подготовки в органах пограничного контроля;
  • создание региональных центров подготовки специалистов пограничного контроля среднего и низшего звена;
  • создание и совершенствование системы воспитания военнослужащих органов пограничного контроля на основе научного и дифференцированного подхода к различным категориям.

5.2. В интересах подготовки кадров для органов пограничного контроля и их специализации предусматривается:

  • создание в Академии и военных институтах пограничных войск кафедр пограничного контроля;
  • образование на базе высших учебных заведений пограничных войск курсов по подготовке кадров командного профиля для органов пограничного контроля;
  • создание на базе ведущих частей пограничного контроля учебных центров по подготовке специалистов среднего и младшего звена.

В целях повышения профессионального уровня контролерского состава к концу 1996 года завершить комплектование подразделений пограничного контроля прапорщиками и военнослужащими, проходящими службу по контракту.

5.3. Развитие тылового и материально-технического обеспечения органов пограничного контроля осуществляется в форме оптимального сочетания централизованной и децентрализованной систем снабжения.

5.4. Ресурсное обеспечение органов пограничного контроля осуществляется за счет бюджета Российской Федерации и из государственных фондов — через существующую систему снабжения, а по прямым связям с предприятиями-изготовителями по номенклатуре изделий, находящих применение только в органах пограничного контроля — через ФПС России.

Для технического оснащения подразделений пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу привлекаются в соответствии с действующим законодательством средства заинтересованных в их открытии или развитии министерств, ведомств и субъектов Федерации.

5.5. Правовое обеспечение деятельности органов пограничного контроля направляется на создание нормативной базы в сфере обеспечения режима государственной границы, функционирования пунктов пропуска, правовой и социальной защиты военнослужащих.

5.6. Научное обеспечение деятельности органов пограничного контроля направляется на теоретическую проработку проблем пограничного контроля и внедрение научных результатов, прогнозирование обстановки на каналах международного сообщения, строительства и развития органов пограничного контроля, совершенствования системы управления, модернизации и разработки комплексов и технических средств пограничного контроля, обобщения и распространения передового опыта в сфере пограничного контроля, организации исследований и научного сопровождения экспериментов по новым системам организации пограничного контроля и пропуска через государственную границу лиц и транспортных средств, а также проблем комплектования, обучения и воспитания личного состава в целях повышения эффективности охраны государственной границы на путях международных сообщений.

5.7. Система воспитания в органах пограничного контроля строится с учетом развития структур органов пограничного контроля на основе научного, дифференцированного подхода к различным категориям военнослужащих и направляется на:

  • эффективное и качественное решение служебных задач в условиях сложной обстановки, возрастания морально-психологических и физических нагрузок;
  • неукоснительное соблюдение законности и правопорядка;
  • формирование высоких морально-психологических качеств личности;
  • воспитание высокой бдительности, привитие личному составу иммунитета к рецидивам потребительской психологии, стяжательству и наживе.

Реализация Концепции

 

6.1. Основными направлениями реализации Концепции являются: внесение законопроектов по обеспечению режима государственной

  • границы и направлениям деятельности органов пограничного контроля в законодательные органы Российской Федерации;
  • внесение проектов нормативных актов в федеральные органы исполнительной власти и органы управления субъектов Федерации;
  • издание нормативных актов Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  • разработка и принятие ежегодных планов строительства и развития органов пограничного контроля.

6.2. Контроль за реализацией Концепции осуществляется Управлением пограничного контроля ФПС России.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)