Корейский полуостров — полуостров противостояния

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения информирования с личным составом 3 дивизиона

 

ТЕМА: «Корейский полуостров — полуостров противостояния».

 

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

 

Среди сложнейших международных проблем, стоящих перед мировым сообществом, одно из центральных мест занимает ситуация на Корейском полуострове. Время от времени она приобретает такие формы, что, того и гляди, выйдет из-под контроля. Свидетельством тому стала прошедшая неделя, когда на полуострове произошла резкая эскалация ядерного кризиса.

Началась она 6 января с ультимативного требования МАГАТЭ к КНДР свернуть ядерную программу, о возобновлении которой Пхеньян объявил в конце прошлого года. Северокорейское руководство заявило о выходе страны из Договора о нераспространении ядерного оружия, что вызвало мгновенную реакцию мировых столиц.

Россия и Япония в своем Плане действий, подписанном в Москве В. Путиным и Д. Коидзуми, выразили серьезную озабоченность в связи с возможным развитием ситуации на полуострове. Китай осудил решение Пхеньяна, отметив, «что такой шаг усугубит ядерный кризис на полуострове». Подобные заявления прозвучали и в других странах. Столь единодушное мнение международного сообщества вовсе не случайно. И не только потому, что Северная Корея стала первым из 187 государств, подписавших ДНЯО. Но, прежде всего в связи с тем, что это решение Пхеньяна ведет к росту напряженности на Корейском полуострове, где еще со времен «холодной войны» сохраняется опасное противостояние. На Севере – это одна из самых многочисленных армий мира, имеющая в своих рядах более 1,2 млн. солдат и свыше 12 тыс. артиллерийских систем. На Юге – хотя количественно и меньшие, но оснащенные более современным оружием вооруженные силы Республики Корея, подпираемые всем военным потенциалом США и в первую очередь тысячью единицами тактического ядерного оружия и 54 средствами их доставки, размещенными на ее территории.

Данное противостояние неоднократно грозило вылиться в большую войну. В последний раз это имело место в 1994 году. Бывший в то время хозяином Белого дома Билл Клинтон готов был нанести удар по КНДР из-за ее ядерной программы, целью которой, как посчитали американские разведслужбы, являлось создание от 6 до 8 ядерных бомб в год. Пентагон провел тогда предварительное исследование возможных последствий превентивного удара возмездия по КНДР. Выяснилось, что в случае его нанесения и ответного удара со стороны Пхеньяна потери среди гражданского населения и в вооруженных силах составят более 1,5 млн. человек. Более 50 тыс. человек потеряет американская армия. Кроме того, большие потери понесет Япония, значительная часть территории которой находится в зоне поражения северокорейских ракет. В результате был сделан вывод о необходимости избежать подобного развития событий.

Тем не менее, такая опасность сохраняется. И, прежде всего из-за жесткой политики и публичной риторики американской администрации. Вашингтон включил КНДР в число объектов для нанесения превентивных ударов. Он пригрозил, что само ее существование может оказаться под вопросом, если КНДР не откажется от своей ядерной программы. В принципе американцам удалось добиться такого обещания в 1994 году, когда между США и КНДР было заключено так называемое рамочное соглашение. Согласно ему, КНДР замораживала строительство ядерных объектов, в основе которых лежит технология урано-графитовых реакторов, способных производить оружейный плутоний для создания ядерных боеприпасов. В обмен США обязались построить к 2003 году в КНДР 2 атомных реактора на легкой воде, не имеющих военного значения, и поставлять весь этот период по 500 тыс. тонн мазута в год для северокорейских ТЭЦ.

Однако довольно скоро выяснилось, что Вашингтон не намерен выполнять достигнутое соглашение. Еще при Клинтоне оно было признано невыгодной сделкой, а администрация Буша и вовсе решила от него отказаться, возложив вину за это на северокорейские власти. Поэтому сначала появились сообщения, что КНДР по-прежнему продолжает получать обогащенный уран. Затем Джеймс Келли, посетивший КНДР в октябре 2002 года заявил, что Пхеньян, если он хочет улучшить свои отношения со США, Японией и Южной Кореей, обязан без всяких условий выполнить американские требования по ядерной программе, разработке ракет и правам человека.

Такой поворот событий не мог устроить Пхеньян, который всегда стремился показать оппонентам свою независимость, силу и способность ответить на возможную агрессию. В этой связи северокорейская газета «Нодон синмун» писала: «В условиях, когда США открыто проводят враждебную политику, опирающуюся на военную силу, мы сохраняем за собой право дать отпор такой политике. Мы не скрываем факта создания ракет с целью воспрепятствовать агрессии США и защитить суверенитет страны».

Особым откровением такое сообщение назвать нельзя, так как о ракетных вооружениях КНДР пишется и говорится уже давно и много.

Все откровения Пхеньяна есть не что иное, как попытка сыграть на оружии массового уничтожения, заставив США серьезней относится к КНДР и не ставить ее на одну доску с Ираном и Ираком, а кроме того, выторговать себе наиболее выгодные экономические и политические условия. Например, рамочное соглашение 1994 года считалось победой северокорейской дипломатии. Нынешнее заявление о выходе из ДНЯО подтверждает это. В нем выражается готовность допустить в КНДР «специальную инспекцию», организованную напрямую Соединенными Штатами. Однако при условии, что Вашингтон «откажется от своей политики силового давления на Корею и угроз применения ядерного оружия против нашей страны». Еще ранее Пхеньян предлагал Вашингтону заключить пакт о ненападении. Сначала Белый дом был категорически против такого пакта, но после решения о выходе КНДР из ДНЯО уже не исключает такой возможности.

Вашингтон и Пхеньян сегодня пользуется лишь силовыми методами воздействия друг на друга, а любые уступки оппоненту ими рассматриваются как дипломатический проигрыш. Подобная политика не только не конструктивна, но и опасна, так как она предполагает балансирование на грани войны.

Смягчить напряженную ситуацию на Корейском полуострове и содействовать поддержанию безъядерного статуса КНДР, мира и стабильности в регионе можно только путем конструктивного диалога. В первую очередь между Вашингтоном, который владеет всеми ключами от корейской проблемы, и Пхеньяном. При этом КНДР должна гарантировать безусловное соблюдение взятых на себя международных обязательств в области нераспространения и проявить готовность к переговорам со США в интересах мира и своего народа. В свою очередь Вашингтону придется отказаться от политики диктата и ультиматумов.

Необходимо также активизировать межкорейский диалог. У него пока еще есть будущее. Правительственные делегации двух стран согласовали вопросы практической реализации ряда совместных экономических проектов. Среди них и стыковка через границу двух железнодорожных веток на востоке и западе полуострова. Для этого стороны договорились о проведении разминирования в намеченных транспортных коридорах, начале строительных работ по прокладке путей и автомобильных магистралей.

Уже первые итоги меж корейского диалога подвигли Пхеньян к осуществлению в стране преобразований в сторону робкого развития рыночных отношений. К ним следует отнести законы о создании специальной туристической зоны в районе горы Кымгансан и строительство вблизи города Кэсон совместного с Югом индустриального парка. А также ряд мер по введению рыночного ценообразования и определения размеров зарплаты в зависимости от результатов труда. Пхеньян заинтересован в продолжении межкорейского диалога. Со своей стороны только что избранный президент Южной Кореи НО Му Хен, вступление в должность которого состоится 23 февраля 2003 года, пообещал сделать все для активизации диалога. «Мы покончили с временами конфликтов и раздела и вступили в эпоху большого объединения, в результате которого 70 млн. нация должна стать единой», — заявил он.

Россия также заинтересована в скорейшем урегулировании корейской проблемы. Для России важно иметь стабильную военно-политическую обстановку близ своих восточных границ. Региональная стабильность, кроме того, позволит более эффективно развивать экономические отношения.

Вот почему Россия с такой озабоченностью отреагировала на новую эскалацию напряженности вокруг Корейского полуострова и предложила собственный план ее снижения. В его основе лежит как обеспечение безъядерного статуса полуострова и строгое соблюдение всеми сторонами ДНЯО и других обязательств по международным договоренностям, конструктивный двусторонний и многосторонний диалог, одним из результатов которого должны стать гарантии безопасности КНДР, возобновление гуманитарных и экономических программ, действовавших на Корейском полуострове.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *