При понимании сложности задачи, при всех проявившихся трудностях, ад­министративная реформа тем не менее слишком затянулась.

Видимо, Правительству нужно по­мочь. Очевидно, нужен дополнительный политический импульс. Конечно, он бу­дет дан.

Бюрократию надо не убеж­дать уменьшать свои аппетиты, а дирек­тивно ограничивать. Надо провести ра­дикальное сокращение функций госор­ганов. Конечно, это должно быть просчи­тано очень точно. Иначе эту пробле­му, видимо, не решить. Сделать это нуж­но на основе той самой инвентаризации, которую заканчивает правительственная комиссия. Провести в увязке с комплек­сом решений по разграничению полно­мочий между уровнями власти и обеспе­чению их финансовой самостоятельно­сти.

Одновременно следует сформиро­вать эффективно работающий меха­низм разрешения споров между гражда­нином и государством за счет совершен­ствования административных процедур и судебных механизмов.

Несколько слов о приоритетных со­циально-экономических задачах. Неред­ко приходится слышать, что российской экономике не нужны качественные подъ­емы и «рывки». Что необходимости в крупных национальных проектах, даю­щих серьезные, этапные приращения, нет. И что вполне достаточно быть после­довательными исключительно в прове­дении уже существующей политики, да­же если она и не приносит столь ожидае­мых всеми нами высоких темпов роста.

Нужно заметить: при таком отношении к делу, при такой боязни делать ответст­венный выбор (а речь, конечно, не идет о крупномасштабных проектах в духе за­стойных времен) мы не сможем быстро и качественно продвинуться вперед. Проблема реального выбора источников роста появится лишь при же­сткой необходимости решать конкрет­ную задачу.

Такая задача есть, она вполне реали­стична, хотя и чрезвычайно сложна.

За десятилетие нужно как ми­нимум удвоить валовой внутренний про­дукт страны.

Удвоение ВВП — это системная и, ко­нечно же, масштабная задача. Она потре­бует глубокого анализа и уточнения су­ществующих подходов к экономической политике. Но главное, что надо здесь сделать, что понадобится — это опять же консолидация политических сил, общества. Консолидация всех вла­стей. Объединение лучших интеллекту­альных сил. Поддержка общественно-политических структур. Сотрудничество парламента и Правительства. Совмест­ный поиск оптимальных путей решения такой, действительно стратегической, важнейшей для жизни, исторической за­дачи для России.

Убежден, в России уже есть все усло­вия для постановки и реализации подоб­ных задач. Есть возможности реально заняться масштабным строительством современной и сильной экономики. В ко­нечном итоге — формированием госу­дарства, конкурентоспособного во всех смыслах этого слова.

Другая крупная задача — это достижение пол­ной конвертируемости рубля. Конверти­руемости не только внутренней, но и внешней. Не только по текущим, но и по капитальным операциям. В прошлом у России была одна из самых крепких и уважаемых валют в мире. Дос­тоинство «золотого рубля» приравнива­лось к достоинству самой державы.

Скажем прямо: стране нужен рубль, свободно обращающийся на междуна­родных рынках. Нужна крепкая и надеж­ная связь с мировой экономической сис­темой.

И Россия, ставшая полноценным членом «восьмерки» самых развитых государств мира, эту задачу, конечно, ре­шить обязана.

Достижение этой цели станет одним из факторов реальной интеграции Рос­сии в мировую экономику. А для рядо­вых граждан нашей страны это будет оз­начать на практике, что, собираясь в дорогу за пределы России, достаточно  взять с собой паспорт и российские рубли.

Основными принципами налоговой политики должны оставаться простота налогового учета и применения правовых норм; равенство субъектов налого­обложения и разумный уровень налогов.

Несколько слов на эту тему. Налоговая реформа, к сожалению, становится постоянной и непрерывной. Предложенные Правительством меры по снижению налогового бремени — это движение в правильном на­правлении. Но частота вносимых в нало­говое законодательство изменений явно превышает допустимый уровень. Это говорит о качестве работы. О невысоком качестве работы. Это затрудняет планирование своей жизни всем — и государству, и предпринимателям, и гражданину.

Сейчас в налоговой политике Правительство впервые перешло от ежегодно­го планирования к среднесрочному. Недавно одобрена программа налоговых изменений на ближайшие три года. Это, конечно же, правильный, важный и нуж­ный шаг.

Теперь надо двигаться дальше: раз­работать контуры налоговой системы, которая будет существовать в России долгие, долгие годы.

Нужно остановиться еще на одной, очень важной и затрагивающей огром­ное число людей теме — проблеме граж­данства.

В настоящее время более одного миллиона человек, приехавших к нам по­сле распада Советского Союза и до при­нятия нового законодательства о граж­данстве, оказались в сложнейшей жиз­ненной ситуации. Эту тему совсем не­давно обсуждали  лидеры фракций Государственной Думы.

Эти люди, которые приехали, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в Российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране.

Принятые в прошлом году законы были призваны навести порядок в ми­грационных потоках, сделать их про­зрачными. То, что получилось, не спо­собствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для боль­шого количества людей. Эту ситуацию нужно поправить. Подумать и внести соот­ветствующие коррективы.

Нужны, конечно, не запреты и препоны, нужна эффективная им­миграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей. Особенно — для жителей Содружества Независи­мых Государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга. С кем говорим на одном языке. Это люди нашей с вами общей российской культу­ры.

Россия стремится и будет поддержи­вать дружеские, добрососедские отно­шения со всеми странами мира и вместе с ними решать общие проблемы, защи­щать общие интересы.

Основной задачей российской внеш­ней политики является реализация на­ших национальных интересов. При этом базовым принципом остается соблюде­ние норм международного права.

События последнего года вновь по­казали, что в обеспечении национальных интересов одинаково необходимы и эф­фективная дипломатия, и надежный оборонный потенциал России.

В современном мире отношения ме­жду государствами в значительной сте­пени определяются существованием серьезных — мирового масштаба — ре­альных и потенциальных угроз. К числу таких угроз мы относим международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные, территориальные конфликты, наркоугрозу.

При этом представляется чрезвычай­но важным, чтобы в случае обострения той или иной угрозы—для мирового со­общества в целом и для отдельной стра­ны — все-таки действовал понятный, прозрачный и всеми признанный меха­низм принятия решений. Безусловно, важнейшим таким механизмом является Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности.

Да, решения в Совете Безопасности принимаются не всегда просто. А иногда и вовсе не принимаются. Бывает, что у инициаторов той или иной резолюции просто не хватает аргументов, чтобы убе­дить другие страны в своей правоте. Ре­шения ООН нравятся, конечно, далеко не всегда и не всем. Но другого, а уж тем бо­лее универсального, механизма у миро­вого сообщества нет. Его нужно беречь.

Модернизация и повы­шение эффективности работы между­народных организаций необходимы. И Россия открыта для обсуждения подоб­ных вопросов.

Считаем такие подходы к междуна­родным делам цивилизованными и пра­вильными. Эти подходы не направлены против кого-то или за кого-то. Это наша позиция. Позиция принципиальная. И мы будем ее придерживаться в будущем.

Россия оказалась одной из первых стран, столкнувшихся с масштабной уг­розой международного терроризма. Еще не так давно это угро­жало самой территориальной целостно­сти Российской Федерации. После из­вестных страшных трагедий, произо­шедших в результате терактов, в мире сложилась антитеррористическая коа­лиция. Сложилась при нашем активном участии, в сотрудничестве с Соединен­ными Штатами Америки, с другими стра­нами и в ситуации с Афганистаном пока­зала свою высокую дееспособность в борьбе с угрозой террора.

Россия дорожит сформировавшим­ся антитеррористическим сообществом, дорожит им как инструментом коорди­нации межгосударственных усилий в борьбе с этим злом. Больше того, успеш­ное сотрудничество в рамках коалиции и на основе международного права может стать хорошим примером консолидации цивилизованных государств в борьбе с общими угрозами.

Россия заинтере­сована в устойчивом и предсказуемом миропорядке. Только он способен обес­печить глобальную и региональную ста­бильность, и в целом политический и экономический прогресс. Будет способ­ствовать борьбе с бедностью в мире — это одна из важнейших задач.

Безусловным внешнеполити­ческим приоритетом остается укрепле­ние отношений со странами Содружест­ва Независимых Государств. Эти страны —наши ближайшие соседи. Нас объеди­няют многовековые исторические, куль­турные, экономические связи. Взаимо­зависимость нашего развития также очевидна. Кроме всего прочего, там про­живают десятки миллионов русских.

Мы рассма­триваем пространство СНГ как сферу на­ших стратегических интересов. Исходя из того, что и для государств Содружества Россия является зоной их национальных интересов. При этом на­ша страна заинтересована в стабильно­сти и экономическом прогрессе на про­странстве СНГ.

Объединитель­ные экономические процессы, идущие в СНГ, связаны с интеграцией наших стран в мировую экономику и помогают осу­ществлять эту интеграцию динамичнее, на более выгодных для всех наших парт­неров условиях. При этом будем пос­ледовательно углублять сотрудничество в рамках все более эффективно работа­ющего Евразийского экономического сообщества.

Кроме того, события в мире подтвер­ждают правильность и своевременность сделанного выбора в пользу созда­ния Организации Договора о коллектив­ной безопасности. Ведь в непосредст­венной близости от нас есть немало ис­точников возникновения реальных, а не мнимых угроз — терроризма, трансна­циональной преступности, наркоинтервенции. Вместе с партнерами по ОДКБ мы обязаны обеспечить стабильность и безопасность на значительной части пространства бывшего Советского Сою­за.

Важный элемент нашей внешней по­литики — широкое сближение и реаль­ная интеграция в Европу.  Речь идет о сложном и длительном про­цессе. Но это — наш с вами историче­ский выбор. Он сделан. Он последова­тельно реализуется. На данном этапе — через активизацию двусторонних отно­шений, развитие стратегического парт­нерства с Европейским союзом, через активное участие в работе Совета Евро­пы.

Вместе — в интересах граждан Рос­сии — мы нашли политический компро­мисс по проблеме транзита между Кали­нинградской областью и остальной тер­риторией Российской Федерации.

Очевидно и то, что наши интересы, интересы «Большой Европы» требуют новых качественных шагов навстречу друг другу. В этом заинтересованы граж­дане, деловые, культурные, научные со­общества и европейских стран, и Рос­сийской Федерации. Наши предложения по перспективе развития общеевропей­ских процессов известны. Это — обеспе­чение свободного движения граждан, формирование единого экономического пространства.

Это — не самая близкая перспекти­ва. Для достижения указанных целей придется, пройти сложный, достаточно долгий путь. Но динамика общеевропей­ских процессов позволяет говорить об абсолютной реальности этих планов. И очень многими нашими партнерами в Евросоюзе активно поддерживается.

Теперь о модернизации нашей воен­ной организации.

В военной реформе ключевыми воп­росами являются существенное пере­вооружение, совершенствование прин­ципов комплектования и улучшение са­мой структуры Вооруженных Сил.

Сильная, профессиональная и хоро­шо вооруженная армия нужна нам для благополучного и мирного развития страны. Эта армия должна быть способ­на защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами.

В соответствии с утвержденными планами будет продолжено формирование в сухопутных, воздушно-десантных вой­сках, в морской пехоте частей постоян­ной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завер­шена в 2007 году. Кроме того, на про­фессиональных принципах будет осно­вана служба во внутренних и погранич­ных войсках.

На простом и понятном языке (это не единственное, но очень важное послед­ствие) это означает следующее: в горя­чих точках и локальных конфликтах, ес­ли Россия,  будет сталкивать­ся с этими вызовами, участвовать долж­ны только подготовленные, профессиональные части.

Опережаю­щими темпами на профессиональную основу будет переводиться сержантский состав наших Вооруженных Сил.

С 2008 года продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года. Первые полгода призыв­ники будут осваивать военные специаль­ности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора — либо дослужить полгода в линейных ча­стях, либо перейти на контрактную, про­фессиональную службу. Отслужившие 3 года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе гарантиро­ванное право на высшее образование за государственный счет.

Также принято принципиальное ре­шение о целесообразности приема на профессиональную службу в Россий­скую армию граждан из стран Содруже­ства Независимых Государств. После трехлетней контрактной службы они по­лучат право на приобретение российско­го гражданства в упрощенном порядке.

Многое потребу­ет законодательного оформления. В этой связи рассчитываем на под­держку Федерального Со­брания.

В предстоящий период предстоит су­щественно повысить оснащенность на­ших Вооруженных Сил современным оружием. Соответствующая программа перевооружения, разра­ботана, утверждена и безусловно будет исполняться.

Серьезной составляющей реформы Вооруженных Сил станет укрепление и модернизация ядерных сил сдержива­ния.

Кроме того, сегодня, на этапе практи­ческой реализации, находятся и работы по созданию новых типов российского ору­жия, оружия нового поколения. В том числе и такого, которое специалистами отнесено к категории стратегического оружия. Это оружие позволит обеспе­чить обороноспособность России и ее союзников в долгосрочной перспективе.

Стране нужна бое­способная армия. Армия с интеллекту­альным офицерским корпусом, с высо­копрофессиональным младшим ко­мандным составом. Наконец — с солдатами, которые искренне хотят и готовы служить своей Родине.

Перспективы развития России и ре­шения многих проблем в значи­тельной степени будут определяться итогами главного политического собы­тия года — выборов в Государственную Думу. Это важнейшее событие в жизни страны. Это важный этап в становлении нашей демократии.

В последние годы отношения между законодателями и исполнительной вла­стью качественно улучшились. На смену противостоянию пришло конструктив­ное сотрудничество, основанное на со­держательном обмене мнениями, на взвешенной критике. Пришло взаимо­действие.

Важнейшим признаком духовного оздоровления нашего общества является солидарность, которую демонстрируют ответственные политики по вопросам борьбы с международным террориз­мом, сохранения территориальной цело­стности страны и поддержки наших уси­лий на внешнеполитической арене. Причем политических деятелей самой разной политической ориентации.

В то же время некоторые особенно­сти национальной политической жизни вызывают и беспокойство. Прежде всего механизмы финансирования политиче­ских партий остаются для избирателей пока «тайной за семью печатями». Ры­нок предвыборных и иных политических технологий в значительной степени яв­ляется сегодня одним из секторов тене­вой экономики. Совместная работа обеспечит большую прозрач­ность партийной жизни, даст людям больше объективной информации. И как следствие — больше шансов сделать правильный выбор.

Непрозрачность финансовых опера­ций на политической сцене часто допол­няется и невнятностью идеологических позиций, а иногда,  опре­деленной политической неискренно­стью. Иногда депутаты, слывущие либералами и сто­ронниками прогрессивных экономиче­ских теорий, на практике голосуют за за­конопроекты, разорительные для госу­дарственного бюджета. И понимают, что делают. А те, кто не стесняется публично называть предпринимателей не иначе как «грабителями» и «кровопийцами», беззастенчиво лоббируют интересы крупных компаний.

Парламентские партии являются ча­стью государственно-политической ма­шины и одновременно с этим частью гражданского общества. Наиболее влиятельной его частью, а зна­чит, и наиболее ответственной. Мы все заинтересованы в углублении взаимо­действия партийных структур с региона­ми страны, с гражданами и обществен­ными организациями.

Очевидно, что активное общение с людьми не может и не должно ограничи­ваться рамками предвыборных дебатов и сроками избирательных кампаний. Только повседневная связь государства и общества, которую могут и должны обеспечивать крупные партии, способна уберечь власть от совершения серьез­ных политических ошибок.

Мы часто говорим о величии России. Но великая Россия—это не только вели­кое государство. Это прежде всего — со­временное, развитое общество, которое само по себе не возникнет.

Полноценно развитое гражданское общество возникнет только в условиях радикального сокращения функций го­сударственного аппарата, преодоления недоверия между различными социаль­ными группами.

Но главное — такое станет возмож­ным лишь в условиях общенациональ­ного единства в оценке стоящих перед страной стратегических задач. Создание таких условий без деятельного участия политических партий — невозможно.

Предстоящие выборы в Госу­дарственную Думу станут еще одним этапом развития нашей многопартийной систе­мы, развития в сторону большей откры­тости намерений, большей эффективно­сти действий, большей ответственности перед народом России.

Сильная и ответственная власть, ос­нованная на консолидации общества, не­обходима для сохранения страны. Без сильной власти невозможен и прорыв в будущее.

Мы стоим перед лицом серьезных проблем и угроз. И нужно быть умным и сильным, чтобы выжить в ожесточенной конку­рентной борьбе в мире.

А мы должны не просто выжить. Мы должны обладать существенным эконо­мическим, интеллектуальным, мораль­ным и военным преимуществом. Только так мы сохраним наши позиции в ряду крупнейших держав планеты.

И потому в числе важнейших наших задач, считать следующие:

увеличение валового внутреннего продукта в два раза;

преодоление бедности;

модернизацию Вооруженных Сил.

 

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)