Нравственная культура и этика поведения прапорщика

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения информирования с прапорщиками

ТЕМА:«Нравственная культура и этика поведения прапорщика».

 

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

 

Воинский этикет представляет собой свод общепринятых и установленных в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Нормативная база воинского этикета представлена в современных общевоинских уставах ВС РФ.

Главных акцент относительно воинского этикета в них правомерно сосредоточен на исходных принципах этикета как такового: вежливости, тактичности, скромности, гигиеничности, целесообразности поведения в соответствии с ситуацией.

На необходимость соблюдения правил воинской вежливости указывает статья 16 этого же Устава: «Военнослужащие обязаны оказывать друг другу уважение», статья 43 подчеркивает, что «подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным». Но наиболее полно  правила воинской вежливости раскрыты в статьях 64 – 71 Устава внутренней службы, где определены нормы воинского этикета:

—  порядок обращения к военнослужащему на «вы» с употреблением слова «товарищ» как символа воинского товарищества;

— соблюдение норм: уступить место, дорогу старшему, не обгонять его;

—  соблюдение правил воинской вежливости по отношению к гражданским лицам;

—  соблюдение правил ношения военной формы одежды и гражданского платья.

Особое внимание в Уставе внутренней службы обращается на необходимость соблюдения этикетных норм начальниками всех степеней, которым статья 75 предписывает «… использовать в воспитательных целях личный пример воспитанности, совершенствовать культуру межнационального общения, проявлять чуткость и внимательность по отношению к подчиненным, не допускать во взаимоотношениях бестактности и грубости, создавать условия для культурного роста, при необходимости ходатайствовать за подчиненных перед старшими начальниками».

Все нормы и правила воинского этикета условно можно разделить на два вида: служебный этикет и ситуативный этикет.

В общем виде воинский этикет ориентирован на то, чтобы своим поведением не создавать неудобств для других. Он требует от всех военнослужащих уважительно относиться к тем, кто ниже по чину и служебному положению. Это предполагает терпимое отношение к недостаткам других. Этикет требует сначала научить подчиненного, а потом уже спрашивать с него за выполнение того, чему он был научен.

Воинский этикет предполагает доброжелательность во взаимоотношениях между военнослужащими, красоту, совершенство действий и поступков.

Воинский этикет отрицает вежливость ложную, показную, подобострастие. Он исключает высокомерие, цинизм, хамство во взаимоотношениях всех категорий военнослужащих, особенно старших по отношению к младшим.

Воинская этика не допускает унижения, разноса старшим начальником какого-либо командира в присутствии его подчиненных. Это в первую очередь развенчивает авторитет обоих начальников и разрушает воинскую дисциплину и порядок в воинском коллективе. В воинских уставах этикетные нормы представлены в виде системных блоков:

  • — общие положения об этикете;
  • —  этикет службы войск;
  • —  этикет в сфере воинской дисциплины и взаимоотношений;
  • —  строевой этикет;
  • — этикет вне строя и вне расположения части;
  • —  этикет поддержания уставного порядка;
  • —  этикет соблюдения мер безопасности и сохранения здоровья;
  • —  этикет для должностных и служебных лиц;
  • —  этикет воинского быта;
  • —  этикет воинских ритуалов.

В обособленном виде эти блоки не существуют. В каждом из них есть присутствие этикетных элементов из других блоков. Однако подобное структурирование воинского этикета позволяет воспринимать его как целостную, упорядоченную систему, которая тяготеет к определенной логичности и завершенности.

Таким образом, воинский этикет как внешняя форма культуры личности является историческим образованием, связанным с профессиональной деятельностью военнослужащих, которые призваны быть культурными людьми как в рамках военной корпорации, так и в системе государства, в котором функционирует военная структура.

На Руси издревле говорят: «По одежке встречают, а по уму провожают». Об этикете поведения военнослужащего прежде всего судят по внешнему виду последнего.

Военную форму одежды отличают от гражданской прежде всего ее целесообразность, строгий покрой, цвет, высокое качество материала. Форма подчеркивает физическую красоту военнослужащих, их мужественность. Военная форма стройнит человека, придает ему определенную строгость, подтянутость, молодцеватость. Но она не только придает красивый внешний вид военнослужащему. Она еще и удобна, не стесняет движений, не мешает действиям с оружием и работе с техникой. Поэтому при подгонке надо следить за тем, чтобы одежда не была излишне просторной или узкой, слишком длинной или короткой.

Уставное ношение военной формы одежды, чистота и опрятность, подтянутость и строевая выправка, молодцеватость и определенная щеголеватость военнослужащего являются элементами, составляющими облик военнослужащего согласно воинскому этикету.

Внешний вид военнослужащего определяют не только правила ношения формы одежды, но и соблюдение им правил личной гигиены. Военнослужащим общевоинскими уставами разрешено ношение усов, а офицерам, прапорщикам и мичманам – ношение бороды. Но в любом случае усы и борода должны быть аккуратными, отвечать правилам личной гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты.

Военнослужащим не запрещено ношение обручального кольца, нательного крестика на специальной церковной бечевке.

Обувь военнослужащего должна быть без дефектов, вычищенной, с нестоптанными каблуками и не издавать запаха пота. Военнослужащий должен носить только форменную черную обувь. Цвет носок должен совпадать с цветом брюк и лишь в порядке исключения – с цветом обуви. Эти же нормы распространяются и на ношение гражданской одежды.

Военнослужащий может пользоваться косметическими средствами, они должны иметь холодный, свежий запах утренней зари.

Жизнедеятельность военнослужащего проистекает в условиях служебной деятельности в части или за ее пределами, во взаимоотношениях с гражданскими лицами на улице, в общественном транспорте, театре, концертном зале. Во взаимоотношениях культура поведения военнослужащего становится более заметной для окружающих. Поэтому она регулируется нормами этикета.

Таковы несложные правила этикета, соблюдение которых делает нашу жизнь радостной, наполненной общением и добропорядочностью.

Воинский этикет является строго регламентированным, выполняется в рамках подчиненности, связан с более жесткими требованиями к поведенческим нормам. Он способствует формированию в лице военнослужащего гармоничной, высококультурной личности, регламентирует культуру его поведения.

Содержание норм воинского этикета закреплено требованиями общевоинских уставов. В этой связи воинский этикет в отличие от общегражданского носит не рекомендательный, а обязательный характер. Соблюдая нормы воинского этикета, военнослужащий повышает свою общую и профессиональную культуру, вносит тем самым свой вклад в культурный потенциал российского общества и Вооруженных Сил.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *