О проблемах брака, заключенного военнослужащими вооруженных сил России с гражданами других государств

Н.А. НОВИКОВ

Н.А. Новиков, подполковник юстиции, старший преподаватель Военного университета.

В ходе военной реформы в Российской Федерации важное значение приобретают соблюдение законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также гарантированная Конституцией Российской Федерации судебная защита прав и свобод граждан, в том числе военнослужащих и членов их семей. Изложенные в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» ограничения некоторых конституционных прав военнослужащих носят исчерпывающий характер и не подлежат произвольному расширению по усмотрению должностных лиц.
Ни в одном законодательном акте Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не содержится ограничений прав военнослужащих в области брачно — семейных отношений.
Более того, согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и данным Законом.
В ст. ст. 1 и 6 Семейного кодекса (далее — СК) РФ определено следующее:
— семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства, признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
— если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, то применяются правила международного договора.
Право военнослужащих как граждан Российской Федерации на свободу заключения брака, иные брачно — семейные отношения с участием военнослужащих не имеют правовых особенностей или ограничений и регулируются СК РФ и иными нормативными актами.
Казалось бы, в сфере брачно — семейных отношений у военнослужащих не должно возникать вопросов, но автору данной статьи пришлось с 1992 г. разрешать проблемы военнослужащих, которые продолжают оставаться актуальными и в настоящее время. Более того, снова в силу демократических, экономических и иных преобразований в обществе проблемы в области брачно — семейных отношений военнослужащих становятся злободневными и для разрешения спорных вопросов, защиты прав военнослужащие вынуждены обращаться в судебные органы. В связи с чем у военнослужащих возникают проблемы, какие это проблемы и как их решать?
До недавнего времени в нашем обществе господствовал тезис о приоритете общественных интересов перед личными. Фраза: «Армия — сколок общества», подчеркивает, что негативные процессы, имеющиеся в обществе, характерны и для Вооруженных Сил. Призывы заботиться о пользе государства, обеспечении безопасности государственных интересов, укреплении боеготовности армии звучали и звучат довольно часто при необходимости оправдать какое-либо негуманное решение, а гражданину, в том числе и военнослужащему, очень трудно добиться осуществления своих брачно — семейных, жилищных и иных прав из-за бездействия или неправомерных действий командования. В условиях Вооруженных Сил обязанности и ответственность человека перед государством были первостепенными, а права человека и ответственность государства перед ним отходили на второй план.
Конституция России 1993 г. изменила данную нормативную конструкцию, обратившись к принципам права, которые легли в ее основу. Важнейшими из них являются: человек не должен быть средством достижения цели; каждый гражданин в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, должны иметь возможность принудить к исполнению закона и самого властвующего; недопустимо злоупотребление правом, ответственность наступает только за вину. Однако органами военного управления не учитывается приоритет прав человека в повседневной деятельности при разрешении их семейных, жилищных и иных проблем.
В СК РФ законодатель указал, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье (каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства — п. 1 ст. 31 СК РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) — п. 1 ст. 61 СК РФ, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них — п. 1 ст. 87 СК РФ), разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию и т.д.
В ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, а согласно ст. 64 Конституции Российской Федерации положения гл. 2 составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.
Названные нормы и принципы являются основой для решения проблем, возникающих между военнослужащими, их супругами — гражданами иностранных государств и командованием воинских частей при решении вопросов брачно — семейных отношений, жилищных прав, реализации их социальных гарантий и т.д.
В настоящее время издан ряд нормативных актов, которые в связи с неправильным толкованием и применением органами военного управления и должностными лицами существенно затронули интересы военнослужащих и иных граждан, проживающих в закрытых военных городках, и породили большое количество судебных прецедентов, вытекающих именно из брачно — семейных, жилищных отношений, особенно на территории Московской области.
Ситуация усугубляется тем, что в военных городках, как правило, около 60% жителей утратили связь с Вооруженными Силами, распоряжаться занимаемыми жилыми помещениями с использованием гражданско — правового механизма, предусмотренного приватизацией, не могут, в связи с чем около 5% квартир жилого фонда закрытых военных городков реализуется (отчуждается) с использованием так называемого механизма «фиктивного брака». Как правило, с помощью механизма «фиктивного брака» в закрытые военные городки вселяются уроженцы Кавказа, которые начинают заниматься запрещенными видами деятельности — торговлей фальшивой водкой, наркотиками, оружием, рэкетом, организацией проституции и т.д., что ведет к ухудшению криминогенной обстановки в военных городках и подрыву боевой готовности. Фактически военные городки превращаются в «спальные районы» и зоны отдыха членов различных организованных преступных группировок, где они строят свои частные магазины, сауны, гаражи и платные автостоянки, пивные бары и т.д. Для них закрытые военные городки — хорошая «легенда» и способ для избежания различного рода проверок и уплаты налогов, в том числе арендной платы за пользование земельными участками Министерства обороны, отведенными и используемыми для строительства и размещения вышеуказанных частных объектов.
Но почему-то в основном трудности с регистрацией и вселением в военные городки испытывают военнослужащие и члены их семей, а не «уроженцы гор», которые без проблем оседают в военных городках.
Автору данной статьи известны многочисленные судебные прецеденты с участием военнослужащих и граждан, проживающих в различных закрытых военных городках на территории Московской области. Так, в одном Подмосковном закрытом военном городке начальник Энского гарнизона со ссылкой на ст. 21 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15 февраля 2000 г. N 80 (далее — Инструкция), отказал во вселении в Подмосковный Энский военный городок к одинокой престарелой матери (75 лет) ее одинокого совершеннолетнего сына — гражданского лица, жителя Подмосковья под предлогом того, что он совершеннолетний и не имеет связи с Вооруженными Силами.
В другом Подмосковном военном городке начальник Энского гарнизона со ссылкой на ст. 21 Инструкции отказал во вселении в Подмосковный Энский военный городок к военнослужащему его престарелых родителей (75 лет), граждан Украины, под предлогом того, что они граждане Украины и не имеют связи с Вооруженными Силами.
В третьем Подмосковном военном городке начальник Энской КЭЧ со ссылкой на ст. 21 Инструкции отказал во вселении в Подмосковный Энский военный городок к гражданскому жителю военного городка беременной жены, гражданки Украины, под предлогом того, что она трудоспособная гражданка Украины и не имеет связи с Вооруженными Силами.
Ситуации отказа должностных лиц органов военного управления во вселении в закрытые военные городки, происходящие в жизни, в основном аналогичны приведенным выше случаям.
Федеральные суды общей юрисдикции различных районов Московской области по всем жалобам заявителей на неправомерные действия воинских должностных лиц, на отказ должностных лиц органов военного управления о вселении членов семьи нанимателей жилых помещений в закрытых военных городках вынесли судебные решения в пользу заявителей (более 40 судебных решений по трем закрытым военным городкам).
Единственным документом, определяющим права органов военного управления, порядок вселения граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения, расположенные в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих, является Приказ Министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 15 февраля 2000 г. N 80, утвердивший Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее в тексте — Инструкция).
Анализ норм, регулирующих жилищные правоотношения, содержащихся в Инструкции, по мнению автора, показывает, что некоторые нормы вступают в противоречие с действующим семейным, жилищным законодательством и иным законодательством или существенно отличаются от него.
Министерство обороны России устанавливает новые нормы, регулирующие правоотношения в вопросах порядка учета нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих и обеспечения их и членов их семей жилыми помещениями, отличные от норм, содержащихся в жилищном законодательстве.
Необходимо подчеркнуть, что нормативным правовым актом, регулирующим полномочия Министерства обороны как органа государственной власти Российской Федерации, является Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (утвержденное Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357). Данное Положение не относит к функциям Министерства обороны регулирование жилищных вопросов — порядка и условий предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но Министерство обороны вправе издать ведомственный нормативный акт, регламентирующий порядок учета и предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, в соответствии с действующим законодательством.
Так, в п. 21 Инструкции определено, что вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно — эксплуатационной части района (гарнизона) только нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей, для вселения которых разрешения не требуется.
При анализе содержания указанного пункта Инструкции, СК РФ, Жилищного кодекса (далее — ЖК РСФСР) и других нормативных актов выявляется большое количество противоречий между ними.
Исходя из смысла ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 53 ЖК РСФСР к членам семьи военнослужащего относятся супруг, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Эта позиция подтверждена и п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. N 9. Следовательно, этим лицам может быть предоставлено совместно с военнослужащим служебное жилое помещение в закрытом военном городке. Однако если жена, совершеннолетние дети, трудоспособные родители не вселялись в служебное жилое помещение в закрытом военном городке совместно с военнослужащим (их весьма трудно отнести к лицам, имеющим отношение к Министерству обороны (терминология Инструкции)), то в соответствии с п. 21 Инструкции их вселение в качестве лиц, постоянно проживающих с нанимателем, не допускается, что в корне противоречит правилам ст. 54 ЖК РСФСР (применима к служебным жилым помещениям), которая дает право нанимателю вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев с согласия всех совершеннолетних членов семьи.
Согласно ст. 50 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 г. к нетрудоспособным членам семьи относятся:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки — при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
в) один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;
г) дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

По мнению автора, также абсолютно нельзя увязывать вопрос предоставления жилой площади с наличием гражданства России, как это сделано в п. 21 Инструкции. В соответствии со ст. 11 действующего в настоящее время в Российской Федерации Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. N 5152-X иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, имеют право на основаниях и в порядке, установленными для граждан СССР, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного фонда, жилищно — строительных кооперативов.
Здесь необходимо помнить нормы Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 (с изменениями от 17 июня 1993 г.; 6 февраля 1995 г.), которые также регулируют вопросы брака и должны учитываться командованием при рассмотрении заявлений о вселении членов семьи военнослужащих, граждан, проживающих в закрытых военных городках.
Согласно ст. 3 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Ниже приводятся извлечения из данного Закона.
Статья 6. Гражданство Российской Федерации и брак
1. Заключение или расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства.
2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.
3. Расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Статья 9. Применение международных договоров
1. При решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила этого договора.
Статья 12. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации
1. Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) в результате его признания;
б) по рождению;
в) в порядке его регистрации;
г) в результате приема в гражданство;
д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Статья 15. Гражданство детей, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации
1. Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является ЛИЦОМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (выделено автором), ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.
2. При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Статья 18. Приобретение гражданства в порядке регистрации
В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:
а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;
б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
в) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.
Статья 25. Гражданство детей и гражданство родителей (общие положения)
1. Гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей.
2. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.
3. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных родительских прав.
Статья 26. Гражданство детей при изменении гражданства обоих родителей или единственного родителя
1. Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданство Российской Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей.
2. Если оба родителя или единственный родитель проживающего на территории Российской Федерации ребенка, над которым установлены опека или попечительство граждан Российской Федерации, выходят из гражданства Российской Федерации и при этом не участвуют в воспитании этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Российской Федерации.
Статья 27. Гражданство детей при приобретении гражданства Российской Федерации одним из родителей
Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и при наличии письменного согласия другого родителя.
Статья 28. Гражданство детей при прекращении гражданства Российской Федерации у одного из родителей
Если гражданство Российской Федерации у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином Российской Федерации, то ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство Российской Федерации у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено ИНОЕ ГРАЖДАНСТВО (выделено автором).
Статья 29. Гражданство детей при усыновлении
1. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет гражданство Российской Федерации. Если усыновители или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство Российской Федерации у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.
2. Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его гражданином Российской Федерации или супругами — гражданами Российской Федерации, становится гражданином Российской Федерации.
3. Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его супругами, один из которых состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, становится гражданином Российской Федерации.
4. Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления его супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой состоит в ином гражданстве, становится гражданином Российской Федерации по соглашению усыновителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином Российской Федерации, если он проживает на территории Российской Федерации или если в ином случае он остается либо становится лицом без гражданства.
Не может, по мнению автора, служить основанием для ограничения права граждан Российской Федерации на выбор места жительства ссылка на ограничение проживания в закрытом военном городке, ввиду того, что ст. 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-1 предусмотрено, что ограничение права граждан на выбор места жительства в закрытых административно — территориальных образованиях (ЗАТО), закрытых военных городках может быть произведено только законами Российской Федерации. В настоящее время вопрос ограничения свободы проживания оговорен законами только в ЗАТО. Ст. 3 Закона «О закрытом административно — территориальном образовании» позволяет ограничивать въезд и (или) постоянное пребывание на территории ЗАТО. Порядок обеспечения этого особого режима устанавливается Правительством РФ. Положением об обеспечении особого режима Министерства обороны Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. N 655) оговорено, что для постоянного проживания на территории закрытого образования разрешается въезд военнослужащим, проходящим службу в воинских частях, расположенных на территории закрытого образования; членам их семей и родственникам. Въезд на территорию закрытого образования иностранных граждан осуществляется по решению Министерства обороны Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальным органом безопасности по месту нахождения закрытого образования.
Законодательством Российской Федерации на уровне федеральных законов каких-либо ограничений прав граждан Российской Федерации и иностранных граждан по постоянному или временному проживанию в закрытых военных городках в настоящее время пока не установлено.
Исходя из требований ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ст. 64 Конституции Российской Федерации положения гл. 2 составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Однако исходя из изложенного, как тогда и можно ли эффективно бороться с этими явлениями «фиктивных браков», скрытой продажи квартир в закрытых военных городках и проникновением в них посторонних лиц? Да, закон позволяет обжаловать неправомерные действия командования, признать недействительность брака (не расторжение брака, а недействительность брака). В случае заключения повторного брака супругами (ранее недавно разведенными), если один из них проживает в закрытом военном городке и не регистрирует (не вселяет) к себе нового супруга, проблемы не существует. Если после заключения брака они немедленно зарегистрировались (прописались) на жилую площадь супруга в закрытом военном городке, то ввиду кратковременного срока пребывания и регистрации брака без намерения создать семью при следующем расторжении брака и снятии с регистрационного учета (выписке) возможно заявление военным командованием ходатайства территориальному прокурору о предъявлении иска с требованием о признании брака недействительным (фиктивным). Такое ходатайство об иске может быть принесено командованием и ранее, если известны обстоятельства, позволяющие признавать брак недействительным, т.е. при нарушении условий, установленных ст. ст. 12 — 14 и п. 3 ст. 15 СК РФ, а также в случае заключения фиктивного брака, т.е. если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Во-первых, в период с 1998 г. по настоящее время были приняты:
1) Федеральный закон «О статусе военнослужащих», где в п. 1 ст. 15 указано, что Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.
2) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р, которым определен Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и т.д., где допускается возможность ограничения командованием жилищных прав военнослужащих и членов их семей при вселении в жилые помещения и проживании в закрытых военных городках.
19 мая 1999 г. утверждена начальником Паспортного управления ГУВД г. Москвы Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области N 9/2-160н, подготовленная в соответствии с Постановлением Правительства Москвы и Московской области от 30 марта 1999 г. N 241-28, утвердившим Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области и Перечень документов, являющихся основанием для вселения (заселения) граждан в жилые помещения в Москве и Московской области, предоставляемых жилищными органами в органы регистрационного учета. Инструкция определяет порядок оформления органами регистрационного учета регистрации и снятия граждан с регистрационного учета в соответствии с действующими правилами, а также нормами гражданского, жилищного и семейного законодательства.
В соответствии с Правилами, законодательными и иными нормативными правовыми актами регистрации по месту пребывания и по месту жительства на общих основаниях подлежат граждане Российской Федерации, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 290 граждане бывшего СССР, не являющиеся гражданами государств, входивших в состав бывшего СССР (в редакции указов Президента РФ от 10 апреля 1992 г. N 386 и от 27 декабря 1993 г. N 2299). Настоящий порядок регистрации также распространяется на граждан, прибывающих из государств — участников СНГ, состоящих в близких родственных отношениях с жителями города Москвы и регистрируемых на предоставленную ими жилую площадь. К близким родственникам относятся: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг. В отношении других категорий граждан стран СНГ порядок регистрации по месту пребывания определяется Законом г. Москвы от 9 июля 1997 г. N 33, а регистрация места жительства отнесена к компетенции Комиссии по жилищным вопросам и регистрации граждан при Правительстве Москвы.
В соответствии с федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на паспортные аппараты органов внутренних дел не возлагаются функции контроля за соблюдением жилищными организациями жилищного законодательства и правил заселения жилых помещений.
Порядок регистрации граждан по месту жительства на территории города Москвы и Московской области определяется Инструкцией Паспортного управления Главного управления внутренних дел от 19 мая 1999 г. N 9/2-160н, в которой в п. 4.4 указано, что оформление регистрации по месту жительства на государственной или муниципальной жилой площади осуществляется в соответствии с нормами действующего гражданского, жилищного и семейного законодательства с обязательным условием получения согласия наймодателя. Наймодателем в г. Москве выступает Дирекция единого заказчика управы района или по ее поручению жилищная организация (РЭУ, ГРЭП, муниципальный участок и т.д.).
Автором данной статьи рассматриваются комплексно проблемы брака, заключенного военнослужащим — гражданином Российской Федерации и гражданином иностранного государства, на примере сравнительного анализа семейного законодательства России и Германии и стран СНГ в целях показа фактических результатов применения правовых средств по защите интересов военнослужащих. Так, автору статьи пришлось рассматривать следующие проблемы: вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным и иных отношений, регулируемых семейным законодательством, с участием военнослужащих.
При рассмотрении обращений военнослужащих и членов их семей в период с 1989 по 1993 гг. при прохождении службы на территории Республики Казахстан, а с 1993 г. по настоящее время — в Российской Федерации разрешались следующие вопросы:
1) Каков порядок и особенности взыскания алиментов на детей военнослужащих при выезде бывшего супруга (супруги) на постоянное место жительства в другое государство? (Особенно был актуален в период массового выезда из Казахстана немцев в Германию, а также иных граждан на Украину и страны Балтии.)
2) Каков порядок выезда семьи военнослужащего и самого военнослужащего, проходящего или проходившего службу в режимной части (допущенного к сведениям, составляющим государственную тайну, или совершенно секретным сведениям), на постоянное место жительства в другое государство?
3) Каков порядок заключения брака военнослужащим, проходящим службу в режимной части (допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну, или совершенно секретным сведениям), с гражданином другого государства?
4) Каков порядок определения места совместного жительства и регистрации (прописки) на жилую площадь военнослужащего в закрытом военном городке его супруги (супруга) — иностранной гражданки?
5) Каков порядок признания брака, заключенного между военнослужащим и гражданином другого государства, недействительным и возможно ли признать расторжение брака недействительным?
6) Каков порядок возвращения на постоянное место жительства (вселения к военнослужащим, проживающим в закрытых военных городках, и регистрации), обеспечения жилой площадью совершеннолетних детей, престарелых родителей (граждан СНГ и т.д.)?
Разрешение данных вопросов в конкретный период времени (1991 — 1994) в силу объективных причин — распад СССР и т.д. — было крайне затруднено, в настоящее время также имеет свои особенности, что приводит к возникновению судебных споров. Из анализа практики рассмотрения судами жалоб военнослужащих, граждан, проживающих в закрытых военных городках на территории Московской области, видно, что все судебные споры федеральными судами общей юрисдикции были разрешены положительно в пользу заявителей (истцов) в случаях отказа воинских должностных лиц согласовать и разрешить вселение к жителям закрытых военных городков их родственников.
Военнослужащие и иные граждане, проживающие в закрытых военных городках, вынуждены обращаться к командованию с просьбой о реализации их законных прав (вселить члена семьи), но в результате неправомерных действий (бездействия) командования вынуждены обращаться за защитой своих прав в суд и прибегать к таким мерам, к которым их вынудило нарушение прав (прибегнуть из-за бездействия командования к помощи суда, к помощи адвоката и т.д., в связи с чем в суде заявителями может ставиться требование о компенсации морального вреда и убытков).
Согласно п. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Данные нормы ст. ст. 45, 46, 48, 53 Конституции Российской Федерации являются императивными, указанные конституционные права имеют прямое действие, в связи с чем суд должен обеспечить право заявителя на полное возмещение убытков и компенсацию морального вреда при признании его жалобы обоснованной, так как иное является фактическим ограничением судом его прав, гарантированных Конституцией, что не может быть допустимым ограничением. Указанное нарушение конституционных прав заявителя, допущенное командованием при разрешении его заявления о вселении членов семьи, не может быть истолковано как законное ограничение конституционного права, допускаемое согласно ч. 3 ст. 55 в целях обороны и безопасности, так как не основано на каком-либо законе, является грубым нарушением норм материального права (СК РФ, ГК РФ и т.д.).
Общеизвестно, что российское семейное законодательство регулировалось до 1995 г. Кодексом о браке и семье РСФСР и иными нормативными документами, не учитывающими общественно — экономических изменений, произошедших в обществе. Усугубляется положение военнослужащих незнанием должностными лицами воинских частей действующего законодательства, особенностью правового регулирования и принятием различных нормативных актов, затрагивающих брачно — семейные отношения, которые указаны ниже:
Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 1993 г. (определил понятие права на выбор места жительства гражданина на территории России и случаи ограничения данного права (приграничная полоса, закрытые военные городки и т.д.);
Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (в редакции Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ).
СК РФ 1995 г. определил, что каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства (ст. 31), брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения (ст. 40), брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака, заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению (ст. 41) и т.д.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» от 27 мая 1998 г. N 10 разъяснил:
1. К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ), и др.
3. При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 42 ГПК РСФСР и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления, на который возложено осуществление функций по охране прав детей.
В соответствии со ст. 41 ГПК РСФСР, п. 4 ст. 73, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72 СК РФ в рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах участвует прокурор.
Конституционный суд своими Постановлениями (в период 1993 — 1998 гг.) признал не действующими ряд норм ЖК РСФСР и иных нормативных актов. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 г. N 8-П признаны не подлежащими применению положения ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР, где максимально допустимый срок временного отсутствия в жилом помещении составлял 6 месяцев, после чего отсутствующего гражданина (если его отсутствие не обусловлено случаями, перечисленными пп. 1 — 7 ст. 60 ЖК РСФСР), можно было без каких-либо препятствий в судебном порядке признать утратившим право пользования жилым помещением.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» 1998 г. в п. 5 ст. 2 определил, что к членам семьи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные в данном Законе льготы, гарантии и компенсации, относятся:
— супруг (супруга);
— несовершеннолетние дети;
— дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
— дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
— лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Заключение брака. Граждане ФРГ имеют право заключать брак с гражданами РФ. Так же, как в Германии, в России заключение брака подлежит гражданской регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Это происходит в загсе, где брак фиксируется в регистрационной книге, оформляется свидетельство о заключении брака и выдается на руки супружеской паре. В случае если два лица хотят заключить брак, то они обязаны лично заявить об этом в загсе, представительство при этом других лиц исключено. Заключение брака происходит не ранее чем через один месяц после подачи заявления. Здесь необходимо помнить требования российского законодательства об актах гражданского состояния. Так, Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 5 ноября 1997 г. N 143-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 1997. N 47) содержит следующую норму:
«Статья 25. Место государственной регистрации заключения брака. Государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак».
При заключении брака иностранные граждане руководствуются нормативными актами страны, гражданами которой они являются (т.е. своей страны — ФРГ). Например, в Германии действует закон о браке, который прежде всего предусматривает, что будущие супруги должны быть совершеннолетними. Это требование соответствует российскому законодательству. В порядке исключения может осуществляться регистрация брака с гражданином Российской Федерации по достижении 16 лет. В каждом конкретном случае это производится с разрешения соответствующих органов местного самоуправления. Так же, как в немецком законодательстве, в Российской Федерации недопустимо заключение брака с родственниками и недееспособными гражданами.
В том случае, если брак заключается только для получения разрешения для проживания иностранца на территории Российской Федерации, речь идет о фиктивном браке, который не может быть действительным. Его недействительность должна быть подтверждена в установленном законом судебном порядке.
Здесь необходимо указать требования норм Семейного кодекса РФ об условиях признания брака недействительным и круге лиц, имеющих право требовать признания брака недействительным.
Признание брака недействительным (ст. 27 СК РФ):
«1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 — 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
2. Признание брака недействительным производится судом…„.
Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным (ст. 28 СК РФ).
„1. Требовать признания брака недействительным вправе:
несовершеннолетний супруг, его родители (лица, их заменяющие), орган опеки и попечительства или прокурор, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста (статья 13 настоящего Кодекса). После достижения несовершеннолетним супругом возраста восемнадцати лет требовать признания брака недействительным вправе только супруг;
супруг, права которого нарушены заключением брака, а также прокурор, если брак заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в силу своего состояния в момент государственной регистрации заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими;
супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, другие лица, права которых нарушены заключением брака, произведенного с нарушением требований статьи 14 настоящего Кодекса, а также не знавший о фиктивности брака супруг в случае заключения фиктивного брака;
супруг, права которого нарушены, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 15 настоящего Кодекса.
2. При рассмотрении дела о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным, к участию в деле привлекается орган опеки и попечительства“.
Немецкие граждане могут заключать брак с гражданами РФ в Германии, и в соответствии с порядком заключения брака в Германии он может быть признан в России, если не существует никаких нарушений при заключении брака по российскому законодательству.
По вопросам фиктивности брака при условии нетрудоспособности супругов и двоебрачии, а также о тех случаях, когда один из супругов на момент заключения брака уже находится в другом браке, российское законодательство полностью совпадает с немецким. Браки, заключенные в Германии с российскими гражданами, будут без проблем признаны в России.
Расторжение брака. Российское законодательство находит свое применение также в тех случаях, когда идет речь о расторжении брака между супругами разной национальности на территории Российской Федерации. В соответствии с законом решение на расторжение брака может последовать только после подачи заявления одним или обоими супругами.
Супруг лишен права подавать заявление о расторжении брака без согласия жены в период ее беременности и до достижения ребенком возраста одного года. В противоположность требованиям немецкого законодательства супружеская пара в Российской Федерации может развестись по желанию обоих супругов без судебного решения, если они не имеют общих несовершеннолетних детей от этого брака. В этом случае расторжение брака происходит в течение одного месяца с момента подачи заявления в соответствующем загсе, при этом делается запись в книге регистрации актов гражданского состояния.
При желании супруга получать алименты на детей это происходит на основании судебного решения. Суд должен установить, что совместное поддержание и сохранение брака (единство семьи) невозможно. Если развода хочет один супруг, а другой возражает, то суд может принять решение о примирении и установить срок в три месяца. Если же развода желают оба супруга, то пара разводится без установления причины и мотивов развода. Решение суда о расторжении брака вступает в законную силу и подлежит регистрации в книге записи актов гражданского состояния. Русско — немецкая супружеская пара может развестись в Германии, если оба супруга имеют там место жительства. Способ развода в Германии зависит от того, где супруги вступали в брак.
В случае если брак был заключен в России и супруги не имеют общих малолетних детей, он расторгается при участии дипломатического представителя или должностного лица консульства Российской Федерации, поскольку в соответствии с законом Российской Федерации в этом случае судебной процедуры не требуется.
В случае если брак был заключен в Германии, оба супруга должны получить развод в судебном порядке, при этом решение немецкого суда будет иметь силу и в России. Признание решения суда о разводе в соответствии с Конституцией Российской Федерации не требует никаких особых процедур, но лишь в том случае, если разводящиеся супруги или другие заинтересованные лица не заявили о своем несогласии и не сделали соответствующее заявление в российском суде.
Последствия расторжения брака. Личные имущественные последствия расторжения брака имеют силу на территории того государства, на чьей территории супруги имеют общее жилье. В противном случае применяются законы того государства, на чьей территории супруги жили последнее время.
В том случае, если супруги никогда не жили вместе, личные и имущественные последствия развода будут рассматриваться на территории Российской Федерации в соответствии с ее законами. В любом случае супруги могут в брачном договоре или в устной договоренности заранее определить применение соответствующего закона. Если, например, немецкий мужчина женился на русской женщине и прожил с ней несколько лет в России до того, как он вернулся в Германию, проблемы по разводу регулируются российским правом.
В случае если супруги заключили супружеский контракт и исходя из этого немецкое законодательство рассматривается как действующее по отношению к имущественным последствиям развода, применяются немецкие законы. При этом следует обращать внимание на письменные документы и их нотариальные заверения. Родительские права на общих (совместных) детей супругов определяет то государство, на территории которого проживает семья. В случае если супруги проживают в разных государствах, действует право того государства, гражданином которого является ребенок. По заявлению прокурора по отношению к ребенку может находить применение законодательство фактического места проживания ребенка, если речь идет о вопросе по его опеке. Необходимо помнить требования российского законодательства об актах гражданского состояния. Так, Федеральный закон „Об актах гражданского состояния“ от 5 ноября 1997 г. N 143-ФЗ (Собрание законодательства РФ. 1997. N 47) содержит следующие нормы:
„Статья 15. Государственная регистрация рождения. Государственная регистрация рождения ребенка производится органами записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей).
Статья 16. Заявление о рождении ребенка. Родители (один из родителей) заявляют о рождении ребенка устно или в письменной форме в органах записи актов гражданского состояния“.
В том случае, если ребенок и родители проживают в разных местах, применяться будет законодательство того государства, где проживает нуждающийся в опеке ребенок.
В России имущественно — правовые и личностно — правовые последствия развода, особенно споры в области опекунского и жилищного права, устанавливаются в судебном порядке. Если супруги ведут бракоразводный процесс, то суд также выполнит решение об опеке ребенка, поскольку ребенок постоянно проживает в России. Если на случай развода у супругов есть соответствующая договоренность, то она должна быть представлена суду в оригинале. Если такая договоренность отсутствует или ущемляет права ребенка, то суд применяет правила о родительской опеке, выплате алиментов детям, а также (по заявлению супругов) о разделе собственности супругов и размере алиментов для супругов.
Необходимо помнить о том, какие виды судебных споров, вытекающих из брачно — семейных отношений, рассматривают суды Российской Федерации. Примерный перечень данных споров и порядок их судебного рассмотрения указан в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации „О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей“ от 27 мая 1998 г. N 10:
1. К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся следующие: о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и др.
2. При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 42 ГПК РСФСР и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления, на который возложено осуществление функций по охране прав детей.
В соответствии со ст. 41 ГПК РСФСР, п. 4 ст. 73, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72 СК РФ в рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах участвует прокурор.
Согласно российскому законодательству супруги не связаны какими-либо имущественными обязательствами. Они могут определить их в особом брачном соглашении (договоре). Этот договор может заключаться до вступления в брак и требует нотариального заверения. Он может отражать определенность имущественных отношений, а также правила в отношении общего имущества.
При этом не имеет значения, существует имущество к моменту заключения договора или же договор касается имущества, которое будет приобретено в будущем. В случае если партнеры не пришли к соглашению по поводу супружеского договора, согласно российскому законодательству общая собственность рассматривается как законное имущество, к которому относится прежде всего то, что было нажито за время супружества. Приданное при вступлении в брак имущество супруга или супруги, а также имущественные ценности, которые были подарены третьим лицом или же унаследованы, остаются собственностью того супруга, которому они принадлежат. То же относится к предметам личного пользования, даже если они были куплены из общих денежных средств. При этом речь может идти только о предметах одежды, но не о предметах роскоши, антикварных и иных ценностях (например, дорогостоящие украшения). Так как понятие роскоши очень спорно и требует истолкования и рассмотрения в каждом отдельном случае, то вопрос о том, следует ли вести речь о предмете роскоши, решается судом.
Общее имущество супругов делится между ними. При этом доли супругов должны быть равнозначными, если супружеским договором не предусмотрено иное или если суд не принял другого решения, противоречащего брачному контракту, в интересах малолетних детей.
Супруга имеет право в течение беременности и трех лет после рождения общего ребенка на получение компенсационной материальной помощи в соответствии с доходами супруга. То же самое действительно и тогда, когда супруга в течение супружества или одного года после развода нетрудоспособна и ей необходима помощь.
Брачный договор может быть заключен как до брака, так и в любой момент состояния супругов в браке, и в первом случае вступает в законную силу с момента государственной регистрации в органах загса, во втором — с момента заключения брачного договора в предусмотренном законом порядке. Брачный договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Брачным договором супруги определяют режим совместного имущества, приобретенного в браке, а также права и обязанности по взаимному содержанию и содержанию детей. В случае расторжения брака брачный договор приобретает силу исполнительного листа и тем самым упрощает порядок разрешения споров, связанных с разделом имущества, определением порядка взаимного содержания, а также содержания и воспитания детей.
Закон предъявляет к брачному договору то же требование, которое предъявляется к любым сделкам, — соответствие закону (ст. 168 ГК РФ). Однако одно из требований, несмотря на то, что оно также подпадает под требования ст. 168 ГК РФ, выделяется особо — брачный договор не должен ущемлять права ничьей правоспособности (ч. 3 ст. 42 СК РФ).
В соответствии со ст. 17 ГК РФ правоспособностью гражданина называется способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Ст. 18 ГК РФ определяет содержание правоспособности граждан, в том числе право избирать место жительства. В соответствии с п. 1 ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных в законе.
В то же время полный или частичный отказ гражданина от правоспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом (п. 3 ст. 22 ГК РФ).
Права несовершеннолетних. Права несовершеннолетних в Российской Федерации ориентируются на международные соглашения о правах детей от 1989 г., которые в свое время были подписаны Советским Союзом. При этом внебрачные дети пользуются теми же правами и обязанностями по отношению к своим родителям и родственникам, как и дети, рожденные в браке. Несовершеннолетним детям родители обязаны оказывать материальную помощь, которая должна выплачиваться пропорционально количеству детей и в соответствии с имущественным и трудовым положением родителей.
В соответствии с Конституцией родители должны тратить ежемесячно на одного ребенка ¼ зарплаты, на двух детей 1/3 и на трех и более детей — половину доходов. Совершеннолетние дети, в свою очередь, обязаны обеспечивать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Родительская помощь оказывается обоим родителям поровну.
Между тем в новом Семейном кодексе РФ есть ст. 112, в п. 1 которой, в частности, говорится, что алименты могут быть взысканы не только с заработной платы, но и с иного дохода, а также из находящихся на счетах в банках или кредитных учреждениях денежных средств либо из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям. При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество лица, обязанного выплатить алименты.
В отношении же лиц, скрывающих свое место жительства, работы и наличие дополнительного заработка или иного дохода, п. 3 ст. 111 Семейного кодекса предусмотрено: «В случае несообщения по неуважительной причине сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, виновные в этом должностные лица и иные граждане привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом“. Таким образом, в настоящее время за сокрытие сведений отвечает не только лицо, обязанное уплачивать алименты, но и администрация предприятия, на котором оно работает.
Не стоит забывать о таком варианте, как соглашение между супругами об уплате алиментов. Прийти к такому соглашению и помогает брачный контракт, что очень важно, так как в этом случае отпадает необходимость обращения в суд. Кроме того, соглашение дает возможность выбрать оптимальный способ уплаты алиментов. По соглашению алименты могут уплачиваться в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты; в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически; в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества, а также иными способами, относительно которых достигнуто соглашение. В соглашении об уплате алиментов может быть предусмотрено сочетание различных способов уплаты алиментов.
В случае вынесения решения о расторжении брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд, исходя из п. 2 ст. 24 СК РФ, должен принимать меры к защите интересов несовершеннолетних детей независимо от того, возбужден ли спор о детях. В этих целях следует разъяснить сторонам, что отдельно проживающий родитель имеет право и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а родитель, с которым проживает несовершеннолетний, не вправе препятствовать этому. В резолютивной части решения необходимо указать на право и обязанность родителя, проживающего отдельно от ребенка, участвовать в его воспитании и после расторжения брака.
Суд, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), учитывает его интересы, а также мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ).

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)