Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) — нормативно правовой акт, основной источник земельного права в России. Земельный кодекс состоит из 19 глав, 107 статей. Актуальной версией на текущий момент является Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК-РФ) с изменениями и дополнениями. Комментарии к статьям Земельного кодекса РФ можно посмотреть тут.

Под методом (method) понимают систему принципов и приемов, способов и процедур познавательно-теоретической и практической деятельности, позволяющую определенным образом достигать желаемых результатов.

В широком смысле метод рассматривают как способ построения и обоснования научного знания, а в узком смысле — как совокупность приемов, процедур и операций какой-либо деятельности.

Существует множество различных методов в той или иной сфере деятельности. Но некоторая совокупность методов, применяемая в определенной последовательности и предназначенная для реализации целей исследования или выполнения какой-либо другой работы представляет собой методику. В ней различают как организационные приемы, так и технические процедуры, направленные на эффективную реализацию того или иного метода.

Поскольку методы и методики тесно связаны с предметом деятельности, в данном случае с военно-социальной информацией, то накопленные знания о ней так же служат средством совершенствования информационной работы.

Достигнутый уровень знаний об информации, методах и методиках работы с ней представляют собой совокупность теоретико-познавательных средств называемых методологией информационной работы. Она объединяет такую область знаний, которая изучает средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической деятельности в информационной сфере. Она опирается на понятийный аппарат, рассматривает различные подходы к изучаемому предмету и дает интерпретацию полученным результатам.

Методология подходит к информационной деятельности с точки зрения рационализации, совершенствования, ее научного исследования, анализа новых концепций, подходов и принципов. Так как подробный обзор методологии информационной работы не входит в задачу автора, ограничимся данными замечаниями.

Таким образом очевидна важность и необходимость рассмотрения основных характеристик и особенностей наиболее употребимых и эффективных методов информационной работы, которые могут активно использоваться органами воспитательной работы.

 

 Возможности методов информационно-аналитической работы

Научный прогресс осуществляется благодаря анализу.

 

В войсках объективно растет потребность в результатах информационно-аналитической работы, исследований динамичных военно-социальных процессов и явлений. Например, периодически осуществляется оценка уровня боевой готовности, морально-психологического состояния личного состава, воинской дисциплины, общественно-государственной подготовки, информационной безопасности войск и сил флота и т.д.

Общие характеристики методов информационной работы

Информационно-аналитическая работа в общем виде состоит из ряда этапов, в ходе которых последовательно осуществляются процедуры сбора и обработки необходимой военно-социальной информации.

На первом этапе определяются цели, задачи и виды анализа, сроки его проведения, исполнители, источники информации и составляется план работы.

Второй этап посвящается сбору первичной информации (материалов, показателей, данных), оценке ее качественных характеристик и аналитической обработке полученных сведений. При этом осуществляется селекция (отбор) информации, в результате чего она приобретает избирательный характер. Отсеивается та ее часть, которая не относится к делу или малоинформативна.

На третьем этапе обобщаются результаты анализа, формируются выводы и итоговые оценки.

Сбор и обработка военно-социальной информации в целях обеспечения системы управления, обучения и воспитания личного состава непосредственно связаны с применением методов информационно-аналитической работы. Практически каждый офицер органов воспитательной работы ежедневно в той или иной мере анализирует различные информационные источники: руководящие документы, донесения и доклады, справки, планы, протоколы, материалы средств массовой информации.

Широкий круг вопросов по изучению информационных источников, равно как и реальных проблем воспитательной работы в войсках можно свести к трем основным аналитическим задачам — оценке, диагнозу, прогнозу ( См. таблицу № 1). Для их решения требуются не только разнообразные аналитические методы, но и различные способы и процедуры сбора, обработки, передачи, хранения и использования военно-социальной информации. Они тесно взаимосвязаны, что позволяет говорить о комплексе задач, методов и процедур информационно-аналитической работы.

Таблица № 1

 

ОСНОВНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
В И Д Ы СУЩНОСТЬ С О Д Е Р Ж А Н И Е
ОЦЕНКА Определение соответствия требованиям. Заключение о соответствии реальных характеристик объектов установленным нормативным требованиям.
ДИАГНОЗ Выявление и описание состояния. Выявление и описание признаков, характеризующих качественное состояние систем, объектов, явлений.
ПРОГНОЗ Предсказание перспектив развития. Основанный на исследовании вывод о тенденциях, перспективах развития, исходе процессов и явлений.

 

Главной процедурой информационно-аналитической работы является анализ — метод мысленного или реального разложения изучаемого объекта (явления, процесса) на составные части, признаки, свойства, отношения с целью более глубокого выяснения и познания взаимосвязей между ними.

Как следует из таблицы № 1, основное предназначение аналитических процедур состоит в нахождении движущих сил социальных процессов, причин возникновения тех или иных явлений, противоречий, порождающих различные социальные проблемы и конфликты в воинских коллективах. Они часто скрыты от непосредственного наблюдения и выявить их можно лишь реализовав определенные аналитические методы.

Например, одной из главных движущих сил военно-социальной деятельности являются потребности и интересы военнослужащих. С помощью различных видов анализа можно выявлять не только их структуру и содержание, но и взаимосвязь с другими побудительными факторами социальной активности военнослужащих — мотивами, установками, убеждениями, общественным мнением и т.д.

В зависимости от актуальных проблем, стоящих перед органами воспитательной работы,  информационно-аналитическая  работа может быть направлена на решение следующих конкретных практических  задач:

а) оценку военно-политической обстановки, характеристик морально-психологического потенциала личного состава, военно-социальных объектов или процессов, результатов воспитательной работы в подразделениях, состояния воинской дисциплины, качеств потребляемой информации (оценка составляет основу для диагностики);

б) диагностику (от греч. — распознавание, определение, выявление) состояний военно-организационных систем,  социальных процессов и явлений, происходящих в частях и на кораблях, причин их возникновения,  скрытых факторов и возможностей развития (диагностика обычно предшествует прогнозу);

в) прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) динамики социальных явлений, процессов, событий в воинских коллективах и местах дислокации войск (сил), тенденций и перспектив их развития, а также возможных исходов, результатов и последствий принимаемых решений в сферах управления, обучения и воспитания личного состава и т.д.

В соответствии с основными решаемыми задачами можно выделить группы оценочных, диагностических и прогностических методов анализа военно-социальной информации.

К первой группе в большей мере относятся такие методы как экспертные оценки, тестирование, шкалирование, опрос, изучение независимых характеристик, метод анализа проблемных ситуаций, анализ документов, «дерево проблем» и другие.

Ко второй группе методов принадлежат контент-анализ, факторный анализ, структурно-функциональный анализ, диагностический анализ, системный анализ, анализ документов, опросы, экспертизы и другие.

Третьей группе методов соответствуют прогностический анализ, построение «дерева целей», корреляционный анализ, метод номинальной группы, метод моделирования, «метод мозгового штурма (атаки)» и другие.

Целесообразно выделить еще четвертую , специфическую группу методов, предназначенных для оценки и диагностики собственно качественных характеристик военно-социальной информации, потребляемой органами военного управления и воспитательной работы. В ряде случаев это имеет особо важное значение. Например, при выработке управленческих решений, исследованиях социальных процессов в среде военнослужащих, оценке достоверности полученной информации и т.д. Для этого применяют такие виды анализа как семантический, прагматический, классификационный, динамический и другие.

Здесь следует подчеркнуть, что выделение оценочных и диагностико-прогностических методов является относительным, так как они по своим возможностям полифункциональны и могут служить для решения широкого круга информационно-аналитических задач, выходящих за рамки перечисленных. В данном случае дифференциация методов на основные группы позволяет более точно дать им характеристики и описать их возможности.

Вместе с тем, целесообразно подчеркнуть, что дифференциация аналитических методов возможна не только по решаемым задачам, но и по основным процедурам информационно-аналитической работы. Это объясняется тем, что две ее составляющие — информационная и аналитическая имеют свои наборы хотя и взаимосвязанных, но различных методов. Так выбор методов анализа тех или иных социальных явлений и процессов предполагает одновременно выбор соответствующих им методов сбора и обработки военно-социальной информации или наоборот.

Например, для основных процедур информационной работы можно выделить соответствующие им группы приоритетных методов анализа военно-социальной информации в интересах системы управления и воспитания личного состава частей и кораблей. (См. таблицу № 2).

Изучение практики применения различных аналитических методов в работе с информацией показывает, что частота их использования зависит помимо прочего от этапов информационного процесса. В частности методы анализа наиболее активно используются в ходе сбора и обработки информации, а так же для оценки ее качественных характеристик на основе требований, предъявляемых потребителями. Таким образом процедуры информационной работы непосредственно связаны с возможностями аналитических методов. По сути дела они являются их составной частью.

Рассмотрим характеристики и особенности некоторых аналитических методов, которые могут использоваться специалистами органов воспитательной работы в своей деятельности.

При работке с текстовыми документами часто стоит проблема: как эффективно прочитать информационный источник. Дело в том, что по данным исследований избыточность информации в обычных текстах или сообщениях достигает порой 70-80 %. Следовательно, умение выделять главное в текстах помогает читать их более продуктивно (сочетание высокой скорости чтения и степени усвоения информации). В подобных случаях может быть полезен анализ текста с помощью так называемых интегрального и дифференциального алгоритмов чтения, которые активно используются в методике быстрого чтения.

Интегральный алгоритм представляет собой аналитическую мыслительную процедуру, направленную на выявление и упорядочение восприятия главных информационных компонентов текста. За счет этого достигается четкое разделение любого текста на блоки, образующие его содержательную структуру, которую легче осмыслить как единое целое в определенной последовательности.

Основными этапами алгоритма при чтении текста является последовательное выяснение и запоминание:

  1. наименования источника (книги,  статьи);
  2. имени и статуса автора;
  3. данных об источнике издания (где, когда вышел в свет);
  4. темы, основного содержания (по оглавлению);
  5. основных фактографических данных (факты, примеры, цифры, графики);
  6. особенностей материала (критический аспект);
  7. новизны информации и возможностей его использования в практической деятельности.

Данная аналитическая группировка информации позволяет рационально обрабатывать незнакомые тексты и большие массивы информации при их чтении, что значительно повышает эффективность их восприятия.

Вместе с тем, при чтении любого текста важно не только рационально отбирать и группировать необходимую информацию, но и эффективно ее осмысливать, то есть перекодировать. Данная проблема решается с помощью дифференциального алгоритма. В отличие от интегрального алгоритма, который облегчает поиск необходимой информации во всем тексте, дифференциальный алгоритм помогает вычленить главное в каждом абзаце или отрезке текста. Чтение текстов с применением данного метода нередко называют аналитическим.

В основе своей дифференциальный алгоритм представляет собой аналитическую мыслительную процедуру по выявлению в тексте ключевых слов, основных идей и положений, а также установлению между ними логических связей. Основные этапы данного алгоритма представлены на схеме № 1.

 

Схема № 1:

 

ЭТАПЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО АЛГОРИТМА ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ
I этап II этап III этап
ВЫЯВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ В КАЖДОМ АБЗАЦЕ СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ СМЫСЛОВЫХ РЯДОВ — ПРЕДЛОЖЕНИЙ УСТАНОВЛЕНИЕ

ОСНОВНОГО СМЫСЛОВОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

На 1 этапе в небольших отрезках текста выявляются и осмысливаются ключевые слова (дескрипторы), которые несут основную смысловую нагрузку. К ним, как правило, относятся наименования объектов, их признаки, состояния или действия.

На 2 этапе, определяются логическая связь между ключевыми словами и составляются из них смысловые ряды, которые в сжатом виде обобщают содержание прочитанной части текста.

На 3 этапе, опираясь на смысловые ряды устанавливают основное значение текста в целом, форсируя его информационную избыточность.

Аналитическое чтение по данному алгоритму способствует как бы сжатию содержания информации, выработке смысловой догадки, которая позволяет предвосхищать понимание смысла кусков или всего объема текста, что в конечном итоге повышает продуктивность его усвоения.

Системный анализ применяется для подготовки и обоснования решений по сложным военно-социальным проблемам в условиях неопределенности, характеризующихся наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Системный анализ базируется на принципах системного подхода и направлен на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы.

 

Таблица  № 2:

 

ПРОЦЕДУРЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ   РАБОТЫ ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СБОР

ИНФОРМАЦИИ

СИСТЕМНЫЙ, СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ, АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ, АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ, «ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ», ШКАЛИРОВАНИЕ, ОПРОС, ТЕСТИРОВАНИЕ, НАБЛЮДЕНИЕ, ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ и др.
ОБРАБОТКА

ИНФОРМАЦИИ

 

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ, КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ, ФАКТОРНЫЙ, ДИСПЕРСИОННЫЙ, КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ, КОНТЕНТ- АНАЛИЗ, МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ, СРАВНЕНИЕ, АНАЛОГИЯ, ГРУППИРОВКА, МОДЕЛИРОВАНИЕ, «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» и др.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКИЙ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ), ПРАГМАТИЧЕСКИЙ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ), СТРУКТУРНЫЙ (КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ), ДИНАМИЧЕСКИЙ (АНАЛИЗ ИЗМЕНЧИВОСТИ) и др.
ПРИМЕЧАНИЕ: В зависимости от потребностей военного управления и практики воспитательной работы последовательность применения методов анализа военно-социальной информации может изменяться

Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему: процесс принятия решения должен начинаться с выявления и формулирования конечных целей; цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей организации, необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; целесообразно определять и анализировать альтернативные пути достижения цели.

Особое значение в системном анализе имеет принцип осуществимости целей. Часто вероятность достижения целей зависит от большого числа факторов и ограничений. Чаще всего это ограничение времени и ресурсов. Цель считается осуществимой, если вероятность и время ее достижения не превышают пороги осуществимости цели, которые, как правило, задаются главной целью или вышестоящим органом управления. Иногда в системном анализе используется понятие задачи — цели осуществляемой за заданное время. В тех случаях, когда неясны либо неизвестны способы достижения цели, говорят о проблеме, понимая ее как потенциальную цель.

Системный анализ позволяет определить приоритетные задачи и упорядочить организацию сбора необходимой военно-социальной информации, определить варианты решения стоящих задач. Разновидностью данного метода является структурно-функциональный анализ.

Структурно-функциональный анализ имеет целью выявления связей между целым и частью, а так же между частями целого. Он помогает определить пропорции и соотношения отдельных элементов военно-социальной системы, выявить структуру процессов или явлений в частях и соединениях и их главные функции.

В основе этого анализа лежит признание обусловленности поведения человека и социальной организации нормативными предписаниями и ценностями, выступающими регуляторами социальных процессов. Внутри метода различают два основных подхода : структурный , идущий от анализа различных структур к выявлению их функций, и функциональный, когда за основу берется определенная совокупность функциональных требований, а затем изучаются различные структуры, выполняющие эти функции.

Данный вид анализа позволяет получить информацию о резервах использования элементов структуры, определить степень их взаимовлияния. Полученная таким образом военно-социальная информация не только отражает структуру исследуемого объекта или процесса, но и сама отличается структурным характером — последовательностью, логичностью, цельностью. Именно такой информации порой недостает в органах военного управления и воспитательной работы с личным составом. Прежде всего это касается проблем боевой готовности, воинской дисциплины, морально-психологического обеспечения войск (сил).

Диагностический анализ направлен на выявление причинно-следственных связей в социальных процессах и явлениях. Методика проведения анализа этого типа предполагает расчленение изучаемого объекта на ряд более простых элементов и создание так называемой де композиционной модели объекта, в которой каждая часть исследуется с учетом ее места в целом объекте. При этом устанавливаются, изучаются и описываются признаки, характеризующие качественное состояние объекта и его частей, выявляется наличие связей между ними, определяется их величина, роль и значение.

Данный вид анализа позволяет получать информацию о состоянии военно-социальных объектов или процессов, причинно-следственных связях между ними и направленности их развития.

На этапе обработки (переработки) первичной информации, а также в целях диагностики и прогнозирования обстановки, сложных процессов и выявления скрытых факторов в воинских коллективах могут применятся прогностический, корреляционный и другие виды анализа. Для углубленного изучения важных данных целесообразно применять различные формы многомерной классификации (факторный, регрессивный, дисперсионный анализ), с помощью которых можно выявлять устойчивые типы, основанные на сочетании большой совокупности признаков. Многоаспектное изучение содержания социальной информации позволяет осуществлять контент-анализа.

Правда, в органах воспитательной работы использование подобных методов анализа, несмотря на их высокую эффективность, не получило достаточного распространения из-за их повышенной сложности. Однако применение ЭВМ для обработки информации  позволяет  значительно повысить технологичность данных видов анализа, что уже сегодня открывает для органов воспитательной работы большие возможности для оперативного и высокоточного исследования сложных явлений и больших массивов военно-социальной информации.

Прогностический анализа имеет целью выявления в изучаемом объекте связей типа «действительное-возможное», «причина-следствие», то есть определение закономерностей развития объекта (системы, условий) и на этой основе указание возможных вариантов (перспектив) его поведения под влиянием прогнозируемых изменений или воздействий.

В социальном управлении, обучении и воспитании личного состава данный вид анализа является, пожалуй, один из наиболее актуальных. На это указывает важнейшая управленческая аксиома: «управлять — значит предвидеть.»

Предвидение или предсказание перспектив социальных процессов и явлений в группах и воинских коллективах, осуществляемое с помощью прогностического анализа, служит делу повышения научной обоснованности и эффективности планирования и проведения воспитательной работы в войсках. Одна из главных задач прогностического анализа — определение вероятных ближайших и более отдаленных социальных последствий, принимаемых командованием и органами воспитательной работы решений. А это, пожалуй, наиболее сложная аналитическая проблема. Б. Франклин отмечал: «Видеть легко; трудно «предвидеть».

Корреляционный анализ (от лат. — соотношение) — статистический метод применяемый для изучения связей между признаками социальных объектов,  процессов, явлений. В его основе лежит идея о том, что связь между переменными величинами выражается во взаимной  согласованности их изменений.  Процедуры анализа направлены на выявление связей между двумя и более признаками.  Для измерения величин взаимосвязи  между  признаками  применяют  различные коэффициенты корреляции.  Чем выше коэффициент корреляции между двумя переменными,  тем полнее можно предсказать значение одной из них по значениям других.

В деятельности органов воспитательной работы данный вид анализа может использоваться при обработке социологической и экспертной информации и данных, имеющих статистический характер. Например, можно установить зависимость уровня боевой готовности подразделения от показателей воинской дисциплины, общественно-государственной подготовки военнослужащих и т.д.

Естественным развитием корреляционного анализа является факторный анализ.  Он представляет собой метод многомерной математической статистики и применяется чаще всего тогда, когда:

  • необходимо осуществить количественную оценку каких-либо характеристик или параметров;
  • установить и измерить величину взаимосвязей между признаками социальных объектов и процессов;
  • выделить из большого количества исходных переменных величин главные (часто скрытые) факторы;
  • выявить какие-либо предварительные тенденции и закономерности в исследуемой области.

Чаще всего факторный анализ используется для обработки экспертной информации с помощью ЭВТ и позволяет более сжато и наглядно представить полученные результаты. Другими словами, метод позволяет обработать информацию и довести ее до потребительских кондиций. Например, построение корреляционных плеяд (факторов) на одном из этапов проведения анализа дает точные и наглядные сведения о наличии, направленности и величине скрытых связей между объектами и процессами, что облегчает их оценку и принятие решений.

В практике воспитательной работы с помощью факторного анализа можно оценивать ее эффективность,  влияние военно-политической обстановки на морально-психологическое состояние личного состава, причины низкой результативности боевой подготовки, условия укрепления  воинской  дисциплины и т.д.

Контент-анализ — метод количественного анализа содержания информационных документов. Сущность метода заключается в подсчете интересующих исследователя смысловых единиц (единиц содержания), представленных в некотором информационном массиве. Обычно измеряется или подсчитывается их численность, частота, площадь печатной продукции (полосы, страницы), объем упоминаний и т.д. в отдельных фрагментах текста или во всей совокупности изучаемых текстов. Формируется определенный алгоритм, посредством которого анализируется содержание информационных материалов.

Контент-анализ может активно применятся специалистами органов воспитательной работы для изучения материалов средств массовой информации (газет, журналов, теле- и радиопередач), а так же текстов других информационных источников — интервью, публичных выступлений, общественных и личных документов, открытых вопросов анкет и т.п. Кроме того, контент-анализ, служит средством получения информации, отвечающей таким критериям качества как объективность, надежность, валидность. Эффективность метода многократно возрастает при условии применения ЭВТ и специальных прикладных программ для анализа документальной информации.

Метод шкалирования представляет собой способ измерения характеристик и свойств изучаемого социального объекта или явления с помощью шкалы — условно взятого числового ряда для обозначения и количественной оценки информации о нем. Шкальные значения устанавливаются исследователем самостоятельно либо задаются в виде требований руководящих документов. Различают номинальные и порядковые (неметрические) шкалы, а также шкалы интервалов и отношений (метрические). Они позволяют измерять социальную информацию как числовой так и нечисловой природы. Сущность измерения состоит в преобразовании исходных данных или сведений в числовую форму, удобную для осуществления математических расчетов, а также для последующей обработки информации на ЭВТ (язык цифр).

Деление шкалы на шкальные значения дает исследователю условную единицу измерения, а вместе с ней и инструмент для анализа практически любых количественно-качественных характеристик явлений и процессов в социальной сфере. Осуществляется измерение путем установления отношения измеряемой величины (качества, свойства, признака) к единице измерения или шкальным значениям.

Очевидно, что в шкале заложен принцип анализа — разложения общего на части. Метод шкалирования в настоящее время один из наиболее распространенных среди других методов сбора социальной информации и изучения проблем в воинских коллективах. Кроме того, он составляет основу многих из них. Например, с помощью шкал составляются вопросы для проведения анкетирования различных категорий личного состава, определяются задания в оценочных и диагностических тестах, формулируются заключения экспертов и т.д.

Опрос — аналитический метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Различают устные, непосредственные опросы (интервью, беседы) и письменные, опосредованные опросы (анкетирование и др.).

По мнению специалистов, вопрос — это логическая форма передачи информации, содержащая указание на ее недостаточность, в целях получения  новой  информации в виде ответа ,  который представляет собой сообщение, вызванное вопросом. По сути дела вопросы отражают потребность в получении новой информации относительно  изучаемой  проблемы.  Чтобы информация о ней была полной,  всесторонней важно осуществить операционализацию изучаемой проблемы,  то  есть разложить ее на составные компоненты. На основе результатов такого анализа формулируются вопросы, ответы на которые помогут получить необходимую систематизированную информацию об объекте, явлении или процессе в целом.

Опросы позволяют собирать информацию не только о фактах, событиях, но и о мнениях,  настроениях, оценках, потребностях и ценностных ориентациях военнослужащих. Преимущества метода состоят в том, что он дает возможность получить богатую информацию о  малодоступных для непосредственного наблюдения явлениях, которая легко поддается количественной обработке в том числе на ЭВТ.

Тестирование — метод социально-психологической диагностики и оценки, предназначенный для фиксированного измерения индивидуальных различий на основе применения стандартизированных вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений. Тестировать — это значит измерять какие-то качества или результаты деятельности с помощью шкал.

Тестирование позволяет получить информацию, необходимую для оценки уровня знаний или подготовки военнослужащих, выявления их способности и степени готовности к выполнению тех или иных задач, определения соответствия должностных лиц предъявляемым требованиям и т.д. Данный аналитический метод дает хорошие результаты при решении других оценочных и диагностических задач. Он часто применяется для сбора необходимой информации о личностных качествах военнослужащих.

Метод экспертных оценок — один из разновидностей анализа объектов и процессов, в котором источником информации являются эксперты — наиболее подготовленные и опытные специалисты в той или иной области знаний и деятельности. Как правило к экспертам относят командиров подразделений, офицеров органов воспитательной работы, специалистов медицинских и правоохранительных органов, наиболее подготовленных и авторитетных военнослужащих.

На основании выбранных критериев и шкалы оценок по специальной методике эксперты дают квалифицированное заключение о состоянии анализируемого объекта, его свойствах, тенденциях развития, преимуществах или недостатках. В большинстве своем экспертные процедуры достаточно формализованы и предлагают последовательное осуществление конкретных этапов, реализация которых позволяет получить необходимую для вывода, оценки или принятия решения информацию. Общая для всех экспертных методов стратегия принятия решений обычно включает следующие этапы:

  1. Построение шкалы оценок.
  2. Подбор экспертов.
  3. Сбор информации от экспертов.
  4. Обработка экспертной информации.
  5. Использование экспертных решений (моделей ситуаций) в процессе управления, обучения и воспитания.

К экспертным также относят метод «мозгового штурма», метод номинальной группы, дельфийский метод, метод деловой игры и др. Данные методы способны аккумулировать опыт и знания специалистов в решении сложных, нестандартных проблем, получать социальную информацию нечисловой природы, организовать «коллективное мышление», обеспечить выявление и внедрение новых и рациональных идей. Кроме того, они активизируют познавательные функции военнослужащих, стимулируют личный состав в обсуждении сложных военно-социальных вопросов, позволяют принимать участие в процессе выработки управленческих решений.

Метод дерева проблем — анализ совокупности проблем,  стоящих перед органами управления и воспитательной работы частей и соединений. Проблемы возникают тогда, когда есть отклонения результатов от стандарта, от норм. Поскольку проблем, как правило, больше, чем реальных возможностей их решения, возникает потребность определить среди них приоритетные. Кроме того, часто бывают неясными причины возникновения определенных проблем и пути их разрешения.

В таком случае анализ позволяет выявить причинные взаимосвязи между фактами и событиями и на этой  основе  упорядочить  по уровням важности,  сложности или срочности все выявленные проблемы. Построенная таким образом иерархическая структура представляет  собой дерево проблем.  В нем наглядно отражается декомпозиция какой-либо одной коренной проблемы по выбранным критериям. Декомпозиция  может  осуществляется до тех пор,  пока не будут найдены элементарные простые проблемы,  лежащие в основе коренной.  Таким образом  станет ясно какие проблемы и как решать в первую очередь для того, чтобы «вытянуть» всю проблемную цепь.

Данный метод может быть особенно полезным для поиска путей решения сложных вопросов воспитательной работы в войсках, в диагностике негативных явлений, а также при выработке и принятии управленческих решений, долгосрочном и текущем планировании.

По аналогии с деревом проблем строится дерево целей. Главные цели воспитательной работы или морально-психологического обеспечения в части, соединении могут быть логически разделены на подцели, те в свою очередь — на еще более мелкие задачи, достижение которых в конечном итоге ведет к реализации главных целей. Таким образом цели системы более высокого порядка расчленяются на цели системы более низкого порядка с тем, чтобы определить приоритетные конкретные и ближайшие цели на каждом уровне военно-организационной системы — от подразделения до соединения. Следовательно, дерево целей является результатом анализа системы целей в процессе целепологания.

Чаще всего метод дерева целей используется для диагностики и выработки предложений по совершенствованию системы воспитательной работы с личным составом, постановки задач подчиненным, оценки распределения ресурсов, обоснованности принимаемых мер, определения содержания проводимых мероприятий и т.д.

При выработке управленческих решений и планировании мероприятий в сфере воспитательной работы с военнослужащими за основу берут один из двух принципиально возможных подходов — исходят либо от достигнутого (что возможно, что надо поддерживать), либо от желаемого (что необходимо, к чему надо стремиться). В первом случае целесообразно сделать ставку на оценочно-диагностические методы, а в последнем — предпочтительнее выбирать прогностические методы анализа. Среди них достаточно эффективным является метод моделирования тех или иных процессов и явлений, присущих воинским коллективам.

Моделирование — аналитический метод получения необходимой информации об изучаемом объекте или процессе с помощью построения моделей — материальных или идеальных аналогов, копий, отражающих существенные свойства оригиналов и соответствующих реальной действительности. Модели служат средством получения и хранения информации об изучаемом объекте (схемы, графики, диаграммы, формулы и т.д.)

Для моделирования социальных процессов в воинских коллективах в общем случае характерны следующие этапы и частные процедуры:

1.Создание, выбор эталонной модели изучаемого объекта, которая будет служить некой мерой (критерием) в ходе его анализа.

2.Описание реальной ситуации или объекта (реальная модель) через совокупность характеристик, свойств и особенностей.

3.Сравнение эталонной и реальной моделей: расчет отклонений параметров (характеристик) реальной модели от эталонной, т.е. собственно оценка ситуации, процесса, объекта через выявление величин, тенденций, динамики и т.д.

4.Формулировка выводов и рекомендаций для принятия решений. Результатом данного вида анализа может стать прогностическая модель развития событий и адекватная ей модель организации воспитательной работы среди личного состава части, подразделения.

Научный подход требует «просчитывать» несколько вариантов возможного развития обстановки и готовить на каждый из них альтернативные решения, что в практике воспитательной работы может выражаться в подготовке различных «сценариев» ее организации и проведения. Анализ современного состояния воспитательной работы в войсках показывает, что безальтернативная ее организация в повседневных и особенно в экстремальных и боевых условиях является малоэффективной.

Работа по анализу социальной информации предшествует реализации таких этапов управленческого цикла как целепологание, принятие оптимального решения, планирования, руководства (регулирования), контроля и др. Именно аналитические методы работы с данными, сведениями и сообщениями позволяют получить военно-социальную информацию в необходимом количестве и требуемого качества.

Чтобы потребляемая в системах управления, обучения и воспитания личного состава информация соответствовала требованиям качества, необходимо периодически осуществлять ее оценку и диагностику на основе семантического (содержательного), прагматического (потребительского), классификационного (структурного) и динамического анализа.

Основные цели, задачи, особенности и последовательность применения аналитических методов для оценки качества и получения необходимых свойств социальной информации представлены в таблице № 3.

Результатом анализа военно-политической обстановки, социального процесса, события или объекта является получение всесторонней, в том числе латентной (скрытой) информации систематизированной относительно целей и задач управления, воспитания или обучения военнослужащих. Такая информация называется релевантной. Другими словами, это только те сведения, которые относятся к изучаемому объекту (проблеме), а так же к определенным целям, задачам, периоду времени.

Таблица № 3:

ОБЩАЯ СХЕМА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОЕННО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 

 

В И Д Ы

АНАЛИЗА

Ц Е Л И

АНАЛИЗА

ГЛАВНЫЕ

ЗАДАЧИ

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА
 

1)

СЕМАНТИЧЕСКИЙ (содержательный)

Изучение состава и содержания потребляемой информации (смысла, значения) Оценка объективности, полноты и

сопоставимости

сведений и данных, содержащихся в сообщениях

Требует выяснения надежности и достоверности источников получения информации
 

2)

ПРАГМАТИ-

ЧЕСКИЙ (потребительский)

Выявление потребительских

качеств

информации

Определение необходимости, достаточности, интенсивности, своевременности поступления информации Позволяет оценить полезность

информации

для системы

управления

или воспитания

 

3)

СТРУКТУРНЫЙ (классификационный)

Классификация информации

(ранжирование,

группировка,

сортировка)

Определение структуры, видов,

объемов информации

и упорядочивание

информпотоков

Помогает выбрать наиболее

эффективные

формы организации информации

4)

ДИНАМИЧЕСКИЙ

(обновляемости, устаревания)

Рационализация информации (относительно фактора времени и новизны) Выявление слабых мест в информации, устранение старой, бесполезной, дублирующей информации Способствует определению периодичности обновления информации в системах

 

Релевантная информация получается с учетом прав, обязанностей, функций, потребностей и возможностей должностных лиц органов управления и воспитательной работы. Нередко формирование релевантной информации с использованием аналитических методов называют «обогащением» информации. Суть данного процесса можно выразить в ряде общих правил организации военно-социальной информации:

  • собираемая военно-социальная информация должна содержать в себе одновременно количественные и качественные характеристики процессов и явлений, достаточные для всесторонней оценки объектов управления и воспитания, обстановки в воинских коллективах и важных событий;
  • она должна быть оптимальной, то есть содержать минимум необходимых первичных сведений для получения максимума вторичной информации (производных данных, показателей) позволяющей решать стоящие перед частями и кораблями задачи;
  • она должна обеспечивать эффективные не только прямые, но и обратные информационные связи между объектами и быть унифицированной, то есть позволять сопоставлять (сравнивать) различные варианты решений, что позволяет выбирать лучшие из них;
  • она должна представляться в доступной для восприятия форме и в виде определенных предложений и рекомендаций, помогающих командирам и органам воспитательной работы в выработке правильных решений актуальных проблем,
  • по уровню обобщения она должна соответствовать уровню объекта анализа (на разных уровнях требуется различная степень агрегирования (обобщения) информации.

Например, реализация последнего требования на практике означает, что в вышестоящих органах воспитательной работы при анализе дел в подчиненных частях будет преобладать обработка массовых данных по однотипным объектам (частям, кораблям, подразделениям) с использованием комплексных показателей, а в нижестоящих органах для подобного анализа понадобятся более конкретные данные и факты, адекватно отражающие состояние воспитательной работы с личным составом на местах.

Мы рассмотрели лишь некоторые наиболее часто встречающиеся виды анализа военно-социальной информации на этапе ее сбора и обработки (переработки). Частота обращения к тем или иным методам информационно-аналитической работы зависит от уровня квалификации военных специалистов и потребностей управленческой или педагогической практики. Результаты проведенного в войсках исследования возможностей информационной работы показывают, что «информация только тогда достигает цели, становится эффективным средством влияния на личный состав, когда отдельные события и факты получают квалифицированную интеллектуальную обработку, умело увязываются с задачами повышения боевой готовности, укрепления порядка и дисциплины». Вот почему совершенствование методической подготовки и повышения информационной культуры офицерского состава является актуальной задачей на этапе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)