План-конспект

проведения информирования с личным составом

Тема: «Обзор военно-политических событий в стране и АТР (Азиатско Тихоокеанского Региона)».

Дата проведения:    ________

Время проведения: 20 мин.

Место проведения: комната информирования и досуга.

Ход информирования:

Россия стремится поддерживать дружеские, добрососедские отношения со всеми странами мира и вместе с ними решать общие проблемы, защищать общие интересы.

Основной задачей российской внешней политики является реализация наших национальных интересов. При этом базовым принципом остается соблюдение норм международного права.

События последнего времени вновь показывают, что в обеспечении национальных интересов одинаково необходимы и эффективная дипломатия, и надежный оборонный потенциал страны.

В современном мире отношения между государствами в значительной степени определяются существованием серьезных реальных и потенциальных угроз. К их числу относятся: международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные и территориальные конфликты, наркоугроза.

При этом представляется чрезвычайно важным, чтобы в случае обострения той или иной угрозы  —  для мирового сообщества в целом и для отдельно взятой страны – все-таки действовал понятный и всеми признанный механизм принятия решения. Безусловно, важнейшим таким механизмом является Организаций Объединенных Наций и ее Совет Безопасности.

Россия оказалась одной из самых первых стран, столкнувшихся с масштабной угрозой международного терроризма. При её активном участии с другими странами сложилась антитеррористическая коалиция. Российская Федерация дорожит сформировавшимся сообществом как инструментом координации межгосударственных усилий в борьбе с терроризмом.

Нашим безусловным внешнеполитическим приоритетом остается укрепление отношений со странами Содружества Независимых Государств. Нас объединяют многовековые исторические, культурные, экономические связи. Кроме всего прочего, там проживают десятки миллионов русских. Россия рассматривает пространство СНГ как сферу своих стратегических интересов. И для государств Содружества Россия является зоной их национальных интересов. Наша страна заинтересована в стабильности и экономическом прогрессе на пространстве СНГ.

Важный элемент внешней политики Российской Федерации – широкое сближение и реальная интеграция в Европу. Речь идет о сложном и длительном процессе, но это – наш исторический выбор. Он сделан и последовательно реализуется на данном этапе через активизацию двусторонних отношений, развитие стратегического партнерства Европейским Союзом, через активное участие в работе Совета Европы.

Вместе – в интересах граждан России – был найден политический компромисс по проблеме транзита между Калининградской областью и остальной территорией РФ.

Военное сотрудничество с зарубежными странами – составная часть внешнеполитической деятельности государства. Оно включает в себя комплекс мероприятий и политического, и экономического, и военного характера, направленных на укрепление обороноспособности и обеспечение безопасности страны, а также создание благоприятных внешних факторов для осуществления в Вооруженных Силах России военной реформы.

Приоритет в нём отдаётся государствам – участникам СНГ. Главная цель которого- предотвращение угроз безопасности России на дальних подступах , в том числе и новых угроз коллективной безопасности государств- участников СНГ, связанных с проявлениями международного терроризма. В этой связи военное сотрудничество с государствами –участниками СНГ Минобороны России организованно на многостороннем , региональном и двустороннем уровнях.

В рамках многостороннего и регионального сотрудничества основными направлениями стали консолидация усилий в противоборстве с проявлениями международного терроризма, борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оружия и боеприпасов; совершенствование системы совместной оперативной работы и боевой подготовки ВС государств – участников СНГ; дальнейшее развитие объединённой системы ПВО СНГ. Кроме того, внимание мы придаём военно-техническому сотрудничеству с государствами – участниками стран СНГ, миротворческой деятельности в рамках Содружества.

Россия создаёт региональные системы безопасности на основе региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, объединённой группировки войск Армении и России, обеспечивает планомерное функционирование и развитие Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-азиатского региона коллективной безопасности, усиливает их авиационную компоненту.

Наибольшее развитие получило двустороннее сотрудничество с Белоруссией, с которой осуществляется координация деятельности в области военного строительства и развитие вооружённых сил Союзного государства, по совместному использованию объектов инфраструктуры, созданию объединённой системы технического обеспечения региональной группировки войск.

Решаются вопросы военной интеграции  с государствами – участниками договора о коллективной безопасности (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). С другими государствами Содружества проводится работа по поддержанию партнёрских отношений, развитию сотрудничества по вопросам , предъявляющим взаимный интерес.

Важное место в деятельности Министерства Обороны в области международного военного сотрудничества по-прежнему отведено работе по противодействию распространению оружия массового уничтожения.

Мы намерены расширять сотрудничество по участию в миротворческой деятельности. Сегодня российские миротворцы обеспечивают поддержание мира и стабильности в составе групп наблюдателей и контингентов миротворческих сил на  Балканах, Ближнем Востоке, Кавказе, и Восточном Тиморе, в Приднестровье и Африке. Результаты их деятельности высоко оцениваются структурами ООН, курирующим данное направление. Вместе с тем с целым рядом зарубежных стран основной формой взаимоотношений по-прежнему остаётся военно-техническое сотрудничество.

Россия и НАТО прошли большой путь и смогли углубить двустороннее отношения. На встрече в верхах  в Италии в мае этого года Москва и Североатлантический альянс решили пересмотреть формат своих отношений  и перевести их из области деклараций в реальные практические дела.

Совет  Россия – НАТО – «двадцатка» — стал тем действующим механизмом, работа которого направлена на поиск путей взаимодействия в области создания системы европейской безопасности. В этом году состоялось два заседания Совета Россия –НАТО: в июне — на уровне министров обороны, в декабре на уровне начальников генеральных и главных штабов. Открылась и неплохо функционирует Военная миссия связи НАТО в Москве. Налажен механизм проведения регулярных встреч между представителями  Минобороны России и миссии связи НАТО для оперативного решения возникающих задач.

Вместе с тем первостепенное значение среди направлений сотрудничества Москвы и НАТО отводится противодействию международному терроризму. Обсуждению этой темы была посвящена вторая Российско-НАТОвская конференция, которая прошла 9 декабря в Москве.

Азиатский вектор. Достигнутый на сегодня уровень российско-китайских отношений в целом отвечает потребностям обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года создаёт международно-правовую основу для проведения нашей линии на стратегическое партнёрство с Китаем. Оба государства заинтересованы в укреплении дружественных связей и расширении сотрудничества во всех сферах,  включая взаимодействие на мировой арене.

В рамках шанхайской организации  сотрудничества и региональных структур в части, касающейся компетенции Минобороны России, ведутся консультации по проблемам обеспечения национальной безопасности и борьбы с проявлениями международного терроризма. Конечно, эта работа будет продолжаться.

Что касается Индии, то партнёрские связи наших стран развиваются на основе совпадения коренных геополитических и стратегических интересов. Спектр сотрудничества России и Индии очень широк. Москва и Дели активно взаимодействуют в международных делах, позиции по важным проблемам безопасности и стратегической стабильности  очень близки или совпадают. Успешно развивается сотрудничество и в военной области. Индия продолжает оставаться одним из крупнейших партнёров России в сфере военно-технического сотрудничества. В суммарном объёме экспорта российских вооружений на долю Индии приходится около одной трети всех экспортных поставок России. В последние годы активно развивается сотрудничество между Россией и Индией в вопросах подготовки индийских специалистов. Примером успешного сотрудничества наших стран можно считать деятельность совместной российско-индийского предприятия «БраМос» по разработке современного вооружения.

С Африкой уже 40 лет. Россия поддерживает сотрудничество в военной области с теми странами, с которыми был традиционно дружен Советский Союз. Например, многие страны Африки обрели свободу и независимость при непосредственном активном содействии СССР поэтому на континенте сохраняется исторически сложившаяся доверительное и дружественное отношение к России.

Военно-техническое сотрудничество с африканскими государствами осуществляется более 40 лет. При этом в основном поставки спец. имущества и оказание услуг военного назначения осуществлялась в кредит, а чаще всего безвозмездно. В итоге советским оружием оснащены армии Анголы, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Демократической Республики Конго, Ливии, Мадагаскара, Мозамбика, Танзании, Эфиопии, Сомали и др. стран. С переходом отношений в области военно-технического сотрудничества взаимовыгодную основу объёмы поставок спец. имущества и оказания военных услуг военного назначения со многими странами Африки резко снизились из-за их низкой платёжеспособности.

Несмотря на то что для африканского региона в общем объёме мировой торговли вооружением и военной техникой не превышает 2 %, ведущие экспортёры не исключают его из сферы своих интересов, так как в большинстве стран Африки расходы на закупки вооружения и военной техники не уменьшаются , а имеют тенденцию к росту.

Ближний Восток и Север Африки – наиболее перспективные оружейные рынки в мире. Основанием для такого прогноза служит то, что на протяжении нескольких десятилетий этот район мира является одним из самых милитаризованных на планете. Доля военных расходов в бюджетах стран региона составляет в среднем от десяти до шестнадцати процентов , это очень высокий показатель. Крупнейшими заказчиками ВВТ в 2001-2002 гг. были Королевство Саудовской Аравии , ОАЭ, Кувейт, Израиль, Египет и Алжир.

Целью военного сотрудничества Москвы не является максимально возможное получение прибыли от отношений с этими странами. Основная задача — обеспечить военно-политические интересы России в регионе. А это, прежде всего, создание условий для стабильной политической ситуации, урегулирование всех межгосударственных проблем и конфликтов на основе принципов и решений ООН. Военное сотрудничество ни коем образом не направлено на резкое изменение баланса сил, сложившегося в регионе.

У сотрудничества с США есть хороший пример. Историю российско-американского военного сотрудничества принято вести с 1992 года, когда между нашими военными ведомствами установились не эпизодические, а регулярные контакты на различных уровнях. Однако, сотрудничество  в военной сфере между двумя странами началось в годы Второй Мировой войны и, на наш взгляд, является хорошим примером тесного взаимодействия вооруженных сил двух государств.

В настоящее время российско-американское сотрудничество осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области обороны и военных отношений,  между Министерствами обороны РФ и США, подписанного в Вашингтоне 8 сентября 1993 года, и в соответствии с совместным заявлением Министерств обороны России и США от 13 мая 1997 года о военном сотрудничестве в сферах, представляющих взаимный интерес.

Вошли в практику контакты на всех уровнях – от солдата до генерала- между видами вооруженных сил, штабами, частями, учреждениями тыла, военными юристами и т.д. Продолжается совместное участие генералов России и США в программе Гарвардского университета. Она представляет собой возможность общения высокопоставленных представителей наших военных ведомств, позволяет ее участникам приобрести определенный опыт в решении задач  по действиям в критических ситуациях.

Реалии сегодняшнего дня определили одним из основных направлений двухстороннего сотрудничества в военной области между Россией и США борьбу с терроризмом. Если до середины 2001 года сотрудничество в этой области в большей степени сводилось к дискуссиям и обмену мнениями по проблемам противодействия терроризму в глобальном масштабе, то после сентябрьских событий 2001 года, подходы России и США в области борьбы с терроризмом претерпели определенные изменения. Можно сказать, что от дискуссий по виртуальным проблемам мы перешли к практическому взаимодействию по отражению реальных действий международных террористических организаций.

Этому во многом способствовала поддержка Российского руководства действий США против террористов в Афганистане. Сейчас созданы хорошие условия для наращивания практической составляющей в совместных действиях против терроризма в таких формах, как обмен информацией о деятельности террористических группировок, проведение совместных мероприятий по ее пресечению, совместная подготовка кадров, обмен опытом.

Последние военные иностранные новости:

ЮЖНАЯ КОРЕЯ. Передислокация в южные районы страны главной базы Йонсан и других военных объектов США обойдется Южной Корее в 5,9 млрд. долларов. Общая стоимость всего проекта практически в два раза больше, но остальной взнос приходится на долю США. Главным военным узлом союзника в Южной Корее станет база «Кэмп Хамфиз» в 70 км южнее Сеула, где после модернизации смогут разместиться  до 44 тысяч военнослужащих, члены их семей и корейский персонал. Нерешенным остается ряд важных вопросов, в частности оплата за развертывание системы «Си4Ай» (совместные команды, коммуникации, компьютеры и разведка), их предполагается согласовать на предстоящий в мае этого года переговорах представителей правительств и военного командования Южной Кореи и США.

США. Исследовательская служба конгресса США опубликовала доклад, в котором говорится, что после сентября 2001 года США потратили на обеспечение своей безопасности более 510 млрд. долларов. При этом 74% расходов пришлось на обеспечение боевых действий в Ираке, 19% — на военную операцию в Афганистане, 5% — на обеспечение безопасности военных объектов, 7% — на оказание помощи иностранным государствам. В докладе также отмечается, что если конгресс США одобрит проект дополнительного бюджета на 2007 финансовый год, общая сумма затрат на национальную безопасность достигнет 564 млрд. долларов – на войну в Ираке и 155 млрд долларов на боевые действия в Афганистане.

ЯПОНИЯ. Правительство Японии приняло решение создать в составе сухопутных войск силы быстрого реагирования численностью 3.200 человек. Эти силы предназначены для принятия молниеносных контрмер в случае вылазок террористов и диверсантов и участия в миротворческих операциях. Штаб сил быстрого реагирования планируют разместить на базе Асака  в токийском районе Нерима.В состав этих сил войдут бойцы антитеррористического спецназа, а также инструкторы, которые будут обучать личный состав специфике осуществления операций по поддержанию мира за границей.

ИЗРАИЛЬ. Компания «Пи-эй-ар текнолоджис» запатентовала первую в мире систему пополнения боезапаса в воздухе. Как полагают разработчики, внедрение этой технологии позволит существенно повысить боевые возможности ударных самолетов и совершит мини0-революцию в стратегии и тактике применения военной авиации. Система действует по схеме, отработанной в установках по дозаправке в воздухе. Боевой самолет сближается с «летающим арсеналом», а тот с помощью телескопической штанги устанавливает на пилоны истребителя или бомбардировщика бомбы либо ракеты. По словам владельца компании Нипа Падана, такая операция будет выполняться даже проще, чем нынешний процесс дозаправки топливом. Если технические и финансовые проблемы будут решены, израильские ВВС смогут на порядок повысить свои боевые возможности, поскольку интенсивность воздействия на противника и срок нахождения самолетов в зоне боевых действий будут ограничиваться только «человеческим фактором». Системы «замены пилотов в воздухе» еще никто не придумал.

ИНДИЯ. Индия провела успешные испытания ракеты «воздух — воздух» на полигоне штата Орисса в Восточной Индии. Дальность действия ракеты составляет 80 километров по целям в передней полусфере и 20 по целям, находящимся позади истребителя.

ВВС Индии планируют провести еще несколько испытательных пусков в различных условиях, после чего ракета будет принята на вооружение истребителей индийских ВВС. Ракета оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения и выдерживает перегрузки до 40 G , что обеспечивает высокую вероятность поражения маневренных целей.

ПАКИСТАН. Пакистан провел испытание ракеты повышенной дальности, способной нести ядерный заряд. Разработчикам удалось увеличить дальность полета на 200 километров по сравнению с предыдущими опытными образцами. Ракета способна поражать цели на расстоянии 700 километров и может нести заряды различных типов. Она обладает повышенной маневренностью и может поражать малоразмерные цели. Скорость полета составляет 880 километров в час. В целом «Бабур» напоминает по архитектуре американские крылатые ракеты типа «Томагавк». По мнению специалистов, «Бабур» предназначена для использования с подводных лодок, надводных кораблей и мобильных наземных установок.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)