Поле – академия солдата

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения информирования с личным составом 3 дивизиона

 

ТЕМА: «Поле – академия солдата».

 

По материалам газеты «Красная Звезда» от 7.10.03 года.

 

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

В конце сентября 2003 года на базе Ленинградского военного округа прошел учебно-методический сбор с руководящим составом органов боевой подготовки Вооруженных Сил. Проведение подобных сборов стало традицией. В ходе сбора проведены занятия, направленные на улучшение организации боевой подготовки в роте, инструкторско-методическое занятие с сержантским составом роты. Рота – основной центр работы: и воспитательной, и боевой подготовки.

В настоящее время сержант у нас забыт, с ним никто не занимается и не обучает его. А ведь именно он непосредственно влияет на рядовой состав. Сержант – единственный помощник командира при обучении и воспитании личного состава. Он должен быть готов заменить командира на поле боя, подготовить и провести занятия с подчиненным личным составом, работать в качестве руководителя на учебном месте и на учебной точке. Офицер не должен подменять сержанта – он должен его обучать.

В ходе сбора была показана организация занятий на технических средствах обучения – тренажерах, были продемонстрированы новые образцы этой техники. Они позволяют обучать личный состав не раздельно по воинским специальностям, а в составе всего отделения, в комплексе: один учится вести боевую машину, а другой в это время тренируется в ведении огня.

Особое внимание было уделено приказарменной полевой и учебно-материальной базе. Сейчас ее нужно развивать, создавать на территориях воинских частей тиры (мини-полигоны), позволяющие выполнять упражнения из стрелкового оружия; малые танкодромы; другие ранее не предусмотренные учебные объекты. Здесь у обучаемых вырабатываются и закрепляются навыки действий на поле боя, они изучают материальную часть оружия и действия при нем, учатся преодолевать естественные препятствия и инженерные заграждения, выполнять задачи в условиях химического, радиационного и биологического заражения, работать на средствах связи, оказывать первую помощь раненым и пораженным

На сборе было показано, как правильно и методически грамотно организовать систему работы командиров по подготовке подразделения к учениям.

Сбор завершился показом батальонного тактического учения с боевой стрельбой на базе отдельной мотострелковой бригады ЛВО, подведением итогов и постановкой задач на планирование боевой подготовки на 2004 год.

В целях обобщения и доведения до офицерского состава накопленного опыта был разработан целый комплекс документов, регламентирующих организацию и проведение боевой подготовки и ее мероприятий. Это прежде всего методические рекомендации командирам и штабам, сборники форм документов планирования. Их можно считать настольными книгами офицера любого ранга – от командующего войсками военного округа до командира взвода.

В итоге командиры всех степеней стали более заинтересованно воспринимать беспокойство военного руководства за состояние боевой подготовки, совершенствование объектов УМТБ, состояние отчетности за рациональное использование материально-технических и финансовых средств, выделенных для обеспечения мероприятий боевой учебы.

Слабая методическая подготовка руководителей– командиров взводов и отделений – на учебных местах — очень серьезная проблема. Органы боевой подготовки Вооруженных Сил РФ совместно с представителями военного образования проводят работу по исправлению такого положения дел. Пока приходится устранять этот пробел непосредственно в войсках. Поэтому восстанавливается практика проведения инструкторско-методических занятий, чтобы тот, кто учит солдата, сам был качественно подготовлен к этому.

К сожалению, в последние годы хромает не только методическая подготовка руководителей, но из-за недофинансирования мало внимания уделяется боевой подготовке, растет отрыв личного состава. Проблема здесь не в недофинансировании, а в другом: командиры среднего и младшего звена не учились командовать солдатами на поле боя, и это надо устранять.

Мы надеемся, что финансирование боевой подготовки останется в центре внимания руководства Министерства обороны и страны. В этом году боевую подготовку профинансировали в 2 раза больше, чем планировалось. На 2004 год также планируется увеличение.

Когда в течение 2003 года значительно улучшилось положение с финансированием боевой подготовки, результаты не заставили себя ждать. Более чем в 3 раза увеличился стаж практического вождения механиков-водителей. В Сухопутных войсках значительное количество батальонных и ротных тактических учений впервые за последние годы проводилось с привлечением боевой техники, без элементов упрощения, что существенно повысило качество проводимых занятий, уровень тактической выучки и слаженности подразделений и частей.

Перемены последних десяти лет в жизни страны привели к утрате преемственности в армии: уволились офицеры, которые умели организовывать боевую подготовку, проводить мероприятия боевой учебы. Ушло самое квалифицированное звено. На их место приходят офицеры без опыта в планировании, организации и проведении боевой подготовки, видевшие полномасштабные учения только в лучшем случае во время учебы в военных институтах и академиях.

Учебный процесс в военных вузах отстал от жизни. Начальником Генерального штаба ВС РФ, главнокомандующим Сухопутными войсками сейчас поставлена задача переработать программы обучения с уклоном в практическую плоскость руководства воинскими подразделениями. Поэтому и сбор проводился с уклоном на методику. Ведь если офицер не может или не умеет работать с людьми, то он и не идет к личному составу.

Государству не выгодно содержать армию, которая не занимается боевой подготовкой. Результат этого – кровь наших подчиненных.

Руководителям и организаторам боевой подготовки в войсках необходимо обратить в первую очередь внимание на следующее: первое – повышение профессионализма офицерского состава. Каждый офицер должен уметь организовывать выполнение поставленных задач, умело управлять подчиненными подразделениями и личным составом при их выполнении, понимать сущность и роль боевой подготовки, уметь методически грамотно организовывать и проводить занятия по боевой подготовке.

Следующее: ни в коем случае не допускать упрощенчества при организации и проведении мероприятий боевой подготовки. Слова о том, что необходимо учить войска тому, что нужно на войне, должны быть не лозунгом, а работающим принципом боевой подготовки. Создаваемая на занятиях динамичная и сложная обстановка, атмосфера состязательности делает их интересными и эффективными для обучаемых. Лучше поливать учебные поля потом, чем в бою пролить хоть одну каплю крови своего подчиненного.

Переносы или отмены занятий по боевой подготовке должны рассматриваться как чрезвычайное происшествие. Каждое занятие, каждая тренировка обеспечивают непрерывность обучения, а значит, служат достижению главной цели боевой подготовки.

И последнее. Без высочайшей ежедневной, ежечасной требовательности к себе и к своим подчиненным ни о каком улучшении в боевой подготовке речи быть не может. От офицеров целиком и полностью зависит авторитет Вооруженных Сил и обороноспособность страны.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *