План-Конспект  ТЕМА:  «Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ- программа развития России».  ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ

1.

За последние четыре года Россия стала политически и экономически стабильной страной, независимой в финансовом отношении и международных делах. Наши цели – высокий уровень жизни в стране, зрелая демократия и развитое гражданское общество, укрепление позиций России в мире, а главное – значимый рост благосостояния граждан. С начала 90-х годов Россия в своем развитии прошла несколько этапов. Первый из них был связан с демонтажем прежней экономической системы. Он сопровождался ломкой уклада жизни, острыми политическими и социальными конфликтами, был тяжело пережит нашим обществом. Второй этап был временем расчистки завалов, образовавшихся от разрушения «старого здания».При этом нам удалось остановить опасные тенденции в экономической и политической сфере. Не все принимаемые решения имели долгосрочный характер, действия федеральных властей являлись ответами на серьезные угрозы. Фактически мы только недавно вышли к третьему этапу в развитии современного российского общества. Сейчас у нас есть необходимые инструменты и опыт, чтобы  ставить перед собой  долгосрочные цели. Четыре последних года наша экономика развивалась в целом неплохими темпами, тем не менее нас не устраивает нынешнее положение дел, прежде всего уровень жизни людей.

 2.

Сегодня, чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции в мире, мы должны расти быстрее, чем остальной мир, опережать другие страны в темпах роста, качестве товаров и услуг, уровне образования и науки. Это вопрос нашего экономического выживания, достойного места страны в изменившихся международных условиях. Это крайне трудная задача, решить ее мы можем  только сами. Главный источник развития страны – это ее граждане. Для того, чтобы страна стала сильной и богатой, надо создать условия для нормальной жизни каждого человека. Необходимо  создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране. Надо улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности. Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей. Преодолеть демографический спад. Сегодня нужно  отступиться от решения крупных социально-экономических задач в обобщенном виде и сконцентрироваться на задачах, затрагивающих практически каждого гражданина, каждую российскую семью. Мы должны решить самые насущные для граждан проблемы. Это, прежде всего, качество и доступность жилья, образования, медицинского  обслуживания. Остановимся на этом подробнее. Вопрос обеспечения граждан страны доступным жильем является самым болезненным для большинства людей в России. Старые методы и подходы к решению этой проблемы не работают. Надо прекратить обманывать людей, заставляя их годами и десятилетиями стоять в очередях на получение жилой площади. Обеспечить возможности ее приобретения на рынке для основной части работающего населения, одновременно с этим гарантируя предоставления малоимущим гражданам социального жилья. Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов. Для этого жилищное кредитование должно стать доступным для граждан и долгосрочным, нужно обеспечить конкурентные условия для жилищного строительства. Какие действия здесь надо предпринять? Первое. Нужны финансовые механизмы, позволяющие улучшать жилищные условия не только за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов людей. Ипотека должны стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами. Нужны и другие формы финансирования. Второе. Необходимо разрушить монополии на строительных рынках, сократить время и затраты по строительству. Третье. Принципиальным вопросом являются гарантии права собственности добросовестных приобретателей жилья, сделки на рынке жилья должны проходить только по прозрачным и недорогим процедурам. Последнее. Надо навести порядок в сфере предоставления социального жилья, предусмотреть дополнительные меры по целевой поддержке отдельных категорий граждан, в особенности молодых семей. О модернизации здравоохранения.  Преобразования здесь идут вяло и не дают никаких результатов. Сегодня по важнейшим показателям здоровья Россия уступает многим странам. Одной из главных причин такого положения дел остается неэффективность отечественного здравоохранения. Продолжают снижаться качество и доступность медицинских услуг, затраты только растут. Гарантии бесплатной помощи носят часто декларативный характер, при этом в самом сложном положении оказываются наименее обеспеченные люди. Главная цель модернизации российского здравоохранения – повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Гарантии бесплатной помощи должны быть общеизвестны и каждому понятны. По каждому заболеванию должны быть выработаны стандарты медицинских услуг с перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, минимальными требованиями к условиям оказания медицинской помощи. Только дополнительная медицинская помощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом. Это даст возможность посчитать реальную стоимость медицинских услуг и перейти от сметного принципа содержания медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи. Такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно надо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Правительство и парламент должны обеспечить правовую базу обязательного медицинского страхования государственных гарантий медицинской помощи, частной медицинской практики и оказания платных услуг. Следующая важная задача – развитие отечественного образования. Российское образование по своей фундаментальности занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата это преимущества недопустима. Условия глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности образования. Это означает повышение требований к профессиональному в широком смысле слова образованию. Сегодня оно не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности, снижается уровень преподавания. При огромном количестве дипломированных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров. Одна из серьезных проблем – недоступность качественного образования для малоимущих. Целевые ориентиры в этой связи:  Первое. Выпускники школ – независимо от имущественного положения их родителей – должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний. Для этого нужна прозрачная система оценки знаний при поступлении в вузы, создание подготовительных отделений в вузах, учреждение адресных стипендий. Второе. Следует стремиться к тому, чтобы выпускники вузов работали по специальности (заключение договоров со студентами, получившими бесплатное образование, прогнозирование потребности государства в необходимых ему специалистах). Третье. Необходимость внедрения в практику адекватных времени образовательных стандартов. Мы также должны интегрировать образование и научную деятельность, развитие вузовской науки и научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей. Доступность услуг образования и здравоохранения, возможность приобрести жилье помогут нам смягчить проблему бедности. Усилия государства и бизнеса должны быть направлены на дальнейшее увеличение занятости – особенно в регионах с застойной безработицей, на развитие малого и среднего бизнеса, на эффективное использование мер адресной помощи. Однако действительно надежную основу для долговременного решения социальных проблем, в том числе и борьбе с бедностью, может дать только экономический рост. При этом необходимым условием обеспечения высоких темпов развития остается завершение преобразований, идущих во многих секторах экономики и социальной сферы. Несколько слов о бюджетной реформе. Основной ее принцип – переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Правительству надо сформировать систему оценки планов  и показателей работы всех органов исполнительной власти. И только на этой основе подводить итоги, делать выводы и корректировать политику по отдельным направлениям. Основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты. А само бюджетное планирование – приобрести долговременный характер. Самостоятельность бюджетополучателей в распоряжении средствами должна сопровождаться их ответственностью за результаты работы. Достижение оптимального уровня госрасходов должно стать базовым принципом экономической политики. Проведение бюджетной реформы позволить продолжить преобразования в налоговой сфере. Чтобы перейти к эффективной налоговой системе, в ближайшие 2 года надо принять и реализовать ряд дополнительных решений. Какой должна стать налоговая система после завершения реформы? Во-первых, необременительной для бизнеса. Во-вторых, справедливой для всех экономических агентов. В-третьих, более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса по сравнению со странами-конкурентами. Правительство неоднократно поднимало вопрос о необходимости снижения единого социального налога, дальнейшем снижении ставки НДС. Стабильность бюджетной и налоговой политики являются важным фактором развития экономики. Необходима взвешенная макроэкономическая политика. Одна из важнейших задач, стоящая перед страной, — развитие транспортной инфраструктуры, способной превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество. Для этого необходимо объединить экономические центры страны, предоставить беспрепятственный вывоз хозяйствующим субъектам на региональные и международные рынки и одновременно обеспечить предоставление инфраструктурных услуг мирового уровня. Модернизация армии является задачей общенационального масштаба. Боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные Силы нужны для надежной защиты государства, для решения внутренних социально-экономических задач.Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм  военно-политического давления и внешней агрессии. Поэтому важнейшей задачей остается модернизация ВС, включая оснащение Стратегических ядерных сил самыми современными системами вооружений. У нас все для этого есть. А также оснащение других видов и родов Вооруженных Сил соответствующим оружием тактического и оперативного назначения. Адекватное качество вооружения – это характеристика, напрямую определяющая степень боеготовности современной армии. Мы также приступаем к реформе социальных гарантий военнослужащих. Для них будет создана накопительно-ипотечная система. Через 3 года после вступления в нее военнослужащий сможет получить жилье на условиях ипотечного кредита. Задачи военного образования для подготовки специалистов уникальных профессии, необходимых современной армии, можно решить и на базе гражданских вузов. Для успешной модернизации всей военной организации необходимо четко знать, как тратятся немалые деньги, в том числе и на обеспечение военнослужащих жильем, на военную медицину, на военное образование. Кроме того, в армии и других ведомствах накоплено  огромное имущество, которое нуждается в оценке и эффективном управлении. Прозрачная военная экономика —  необходимое условие реформы. Все эти шаги должны повышать престиж и привлекательность военной службы. Объемы затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также важные социальные параметры реформ делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армии преобразований. Масштаб задач, стоящих перед нашей страной, сегодня существенно изменился. Внешняя политика должна быть адекватной целям и возможностям нового этапа развития. Нашим приоритетом остается работа по углублению интеграции на пространстве СНГ, в том числе и в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. Это одно из условий региональной и международной стабильности. Мы заинтересованы в дальнейшей интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение на выгодных для нас условиях к ВТО. Усиление конкуренции на мировых рынках побуждает развитые страны наращивать поддержку своим производителями экспортерам. МИДу России и Правительству в целом нужно изыскивать более эффективные способы для увеличения российского экспорта, для надежной защиты интересов российских компаний за рубежом. Мы будем и дальше развивать экономический и политический диалог с такими крупнейшими партнерами, как  США, Китай, Индия, Япония, будем работать с другими странами. Существенным резервом развития торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей является также приграничное и межрегиональное сотрудничество. Российское общество должно видеть практические результаты нашей работы на международном направлении. Это обеспечение безопасности личности, расширение возможностей для предпринимательства, эффективная защита прав соотечественников за рубежом. Преемственность стратегического курса, продолжение преобразований, уже проверенных практикой последних лет, являются основой нашего стабильного развития. При этом единственным источником и носителем власти в РФ является ее многонациональный народ. И только народ – через институты демократического государства и гражданского общества – вправе и в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны на многие годы вперед.

 

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)