«Российская газета» — Неделя №4787 от 6 ноября 2008 г. Версия для печати   5 ноября 2008 года Москва, Большой Кремлёвский дворец

ПОСЛАНИЕ  ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Д. МЕДВЕДЕВА  ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Продолжение

Кроме того, надо установить механизм возмещения ущерба, причинённого гражданам при нарушении их прав на судопроизводство в разумные сроки, на полное и своевременное исполнение судебных решений.  И, наконец, уже в ближайшее время следует принять закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Он распространяется на все суды. И даст людям возможность получать достоверные сведения о функционировании судебной системы. Кроме того, он впервые и достаточно детально закрепит различные формы их обнародования — в том числе, через Интернет.  Такие изменения вводят ясные и понятные для граждан правила и процедуры. И в конечном счете — способствуют усилению национального механизма применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом нам необходимо принять ещё целый ряд серьезных решений. И, в первую очередь, добиться строгого исполнения судебных решений. Это — важнейшая составляющая права граждан на справедливое судебное разбирательство.  Подчеркну, исполнение судебных решений — всё ещё огромная проблема. Причём — проблема всех судов, включая Конституционный. Причины везде, конечно, разные. Однако отмечу одну общую: это отсутствие реальной ответственности должностных лиц, да и самих граждан, которые не исполняют решения суда. Такая ответственность должна быть введена.  Нельзя забывать и о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона и порядка его применения. Судам следует более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества. В то же время — правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений.  В праве, как известно, следует видеть не только продукт практической пользы, а «условие истинно человеческого существования», когда-то утверждал известный русский правовед Борис Чичерин. И полагаю, что заинтересованное обсуждение на VII съезде судей всех вышеназванных новаций и имеющихся проблем — могло бы придать реформе судебной системы новый и серьезный импульс.  Фундаментально значимым для нашего общества стало введение института местного самоуправления и укрепление федеративных начал государства. Вы знаете: государственная политика в этих вопросах во многом осуществлялась путем «проб и ошибок» — с учётом опыта других государств и сложившихся в мире форм федерализма. Но ведь такой многосубъектной, многонациональной и многоконфессиональной федерации как Россия — в мире больше не существует. Поэтому то, что мы сегодня делаем — делаем действительно впервые.  Напомню, что 1января 2009 года заканчивается переходный период, установленный для введения в действие всех положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Но совершенствование этого законодательства будет продолжаться.  Должен при этом сказать, что на территории двух субъектов Федерации — Чеченской Республики и Республики Ингушетия — местное самоуправление вообще отсутствует. То есть, граждане этих республик необоснованно лишены своих конституционных прав. Знаю, что руководство этих субъектов Федерации планирует создание органов местного самоуправления к октябрю следующего года. И поддерживаю их в этом важном деле.  Теперь — несколько слов о дальнейшем развитии российского федерализма. В своих современных формах он был установлен, сформирован на основе Конституции. Причём, особую роль в его становлении сыграл Конституционный Суд России. В его решениях был найден баланс между разными интересами уровней власти — порою, остро конфликтными. Это касается как споров федеральных и региональных органов власти между собой, так и споров о различных способах устройства местного самоуправления. Между тем, мы и сегодня продолжаем сталкиваться с этими проблемами.  Что сегодня для нас особенно важно?  Первое — достигнуть оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами. Как вы знаете, здесь была проведена большая, можно сказать, огромная работа. Но мы всё равно ежегодно уточняем параметры этого разграничения. В том числе вносим изменения в перечни имущества, необходимого для федерального, регионального уровня, для того, чтобы полноценно исполнять свои функции. Считаю, что надо вернуться к этому вопросу, и, наконец, определиться, сколько и какого имущества надо регионам.  Второе. До сих пор не найдена схема оптимального размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Их вообще очень много, надо их сокращать. А также — нужна схема их эффективного взаимодействия с региональными органами власти. Напомню, что в соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции — федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему.  Однако эта норма Конституции в полной мере пока так и не реализована. Правительству следует еще раз изучить этот вопрос и представить необходимые предложения. В том числе, с учётом установленных критериев оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов субъектов Федерации.  Третье. Законодательные органы власти субъектов Федерации вносят в Государственную Думу множество инициатив, но законами из этих инициатив становятся лишь единицы. Это объясняется их недостаточной проработкой и большим количеством альтернативных законопроектов в Госдуме. А в целом — плохой информированностью регионов о законодательном процессе на федеральном уровне. Полагаю, что здесь значительно большую роль, чем сейчас, мог бы сыграть Совет Федерации — как координатор законодательной деятельности представительных органов территорий. Прошу представить такие предложения с учётом предлагаемого мной нового порядка его комплектования.  И, наконец, ещё один фактор, способный серьезно упрочить нашу Федерацию — это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю это не только условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе. Единства российской нации — как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны.  Я уже говорил, что межнациональный мир — это одна из главных наших ценностей. У нас исторически сложился уникальный и богатейший опыт толерантности и взаимного уважения. В то же время, сохраняются проблемы, способные обострять межэтнические, межконфессиональные отношения. Среди них — безработица (особенно в районах с трудоизбыточным населением), правовая неурегулированность земельных отношений, нелегальная миграция и ряд других причин. Причем, такие проблемы особенно чувствительны там, где не решаются социально-экономические вопросы. Где региональные и местные власти не помогают развитию малого бизнеса, не создают новые рабочие места.  Обращаю особое внимание — надо оптимизировать организацию миграционных процессов внутри страны. И создать реальные условия для повышения мобильности российских граждан — как эффективного перераспределения трудовых ресурсов, так и обеспечения права граждан на труд.  Своего совершенствования требуют и механизмы регулирования внешней миграции. Они должны, наконец, получить правовое оформление, адекватное потребностям нашей страны, масштабам самой миграции. В Россию продолжает прибывать поток мигрантов, особенно из стран Содружества. Известно, что многие из них стремятся получить российское гражданство. В целом это позитивный процесс. Однако получение гражданства должно стать доказательством их успешной интеграции в жизнь нашего общества и восприятия его культуры и традиций. Отмечу также, что мы должны, прежде всего, сохранять баланс на рынке труда и обеспечивать интересы российских граждан.  Уважаемые депутаты и члены Совета Федерации,  Какие бы идеальные законы и стратегии ни принимались на основе Конституции — реализация заложенного в них смысла зависит от конкретных людей. Их интеллектуальная энергия, творческая сила — это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития.  Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами». Содействовать приходу молодых, одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку. Ускорить формирование сильных государственных и частных центров разработки новых технологий. Реально помочь малому и среднему бизнесу в создании инновационных предприятий. Подчеркну, что всё это — задачи для всех нас, а не только для каких-то новых государственных корпораций. Это — задача всего общества и в то же время шанс для каждого применить свои способности.  Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг — нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей. Вы знаете: такое решение мной уже принято.  Поэтому поручаю Правительству и Администрации Президента уже до конца этого года «запустить» Программу формирования и подготовки резерва управленческих кадров, разработанную совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций.  Управленческий резерв должен включать в себя три уровня — муниципальный, региональный и федеральный. А наиболее успешные руководители должны составить так называемую «президентскую тысячу». Считаю, что лучших управленцев должна знать вся страна. Поэтому информацию о наиболее способных специалистах в различных сферах деятельности надо включать и в общероссийский банк данных.  Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились». И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности.  Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации.  Стратегия развития российского образования в целом — скоро будет утверждена Правительством. Ее реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство. Сегодня же основной акцент я сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.  Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом — мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия — инициатива «Наша новая школа». И её составляющими станут пять направлений.  Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.  Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.  Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно — для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно — только с педагогическим образованием.  Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть — мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.  Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.  Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть «ветхой» — и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно — и психологически, и физически.  Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также — порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом — необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта «Образование».  Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников — просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону — нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход — минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения — в обществе тоже много вопросов.  Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.  Соответствующая Государственная программа должна быть принята уже в этом году. В центре ее будут механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы. Они расширят их возможности и одновременно — будут мотивировать к достижению наиболее высоких показателей.  Несколько слов об обязательном медицинском страховании. Надо прямо сказать — оно так и не стало у нас действенным. Права застрахованных граждан в полной мере не обеспечены. Несмотря на законодательно закреплённую возможность выбора страховых организаций, медицинских учреждений, выбора просто самого врача — в реальной жизни такой выбор практически отсутствует. А при росте платных медицинских услуг — все еще медленно развивается добровольное медицинское страхование. Всё это никак не способствует развитию конкурентной среды в здравоохранении.  Нам предстоит поэтапно, но последовательно внедрять полноценное медицинское страхование. Полноценное и по охвату, и по стоимости. Финансовую сбалансированность системы медстрахования должно обеспечить государство. Обращаю внимание, что вопросами здравоохранения мы занимаемся не ради самой отрасли, а для того, чтобы выросла продолжительность жизни и увеличилась рождаемость.  Разумеется, мы не должны забывать и о нашем старшем поколении. Люди старшего поколения, люди пенсионного возраста имеют право на достойную жизнь. Поэтому пенсионная система больше не может ориентироваться на абстрактные средние показатели пенсионного обеспечения. Каждому человеку должно быть абсолютно понятно, каким образом он может достичь определенного уровня жизни в пенсионном возрасте. Сколько ему гарантировало государство, сколько он получит от обязательных взносов, которые перечислены его работодателем, а сколько — ему нужно откладывать самому.  Принципиальные решения по этим вопросам уже приняты. В том числе, о повышении пенсий тем, кто зарабатывал часть своей пенсии в советский период. Принято также решение о повышении тарифов пенсионного страхования до уровня, позволяющего достичь европейских стандартов пенсионного обеспечения. Для работодателей это дополнительная финансовая нагрузка, и Правительство уже в этом году должно определить, как её компенсировать бизнесу.  И, наконец, мы начинаем реализацию утвержденной программы софинансирования государством добровольных пенсионных накоплений граждан. К настоящему времени, всего за пять недель, заявки на участие в этой программе уже подали около 100 тыс. человек.  Считаю, что именно в этих сферах, важнейших сферах: в образовании, в здравоохранении, в пенсионном обеспечении — люди должны ясно увидеть, зачем нужен экономический рост, какие плоды он принесет и как они будут распределяться.  Уважаемые коллеги,  Я уже говорил сегодня о трагических событиях в Южной Осетии. Они во многом были определены серьезными отступлениями от международного права. Отказавшись от мирного, политического урегулирования и правовых методов, грузинское руководство избрало самый безобразный сценарий.  Подчеркну еще раз: решение о принуждении агрессора к миру и операция, предпринятая нашими военными осуществлялись не против Грузии, не против грузинского народа, а ради спасения жителей республики и российских миротворцев. Для обеспечения прочной и долговременной безопасности народов Южной Осетии и Абхазии. Прежде всего — от рецидивов преступного авантюризма тбилисского режима.  Кавказский кризис вновь показал, что применение силы одной из сторон конфликта не может обеспечить жизнеспособные решения. В этой связи, на основе норм международного права мы будем и дальше способствовать устранению очагов нестабильности в сопредельных регионах. И исходя из уважения существующих форматов, будем содействовать приднестровскому и нагорно-карабахскому урегулированию. Сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами. Выходить на взаимоприемлемые договоренности.  Хотел бы сделать ряд выводов, выходящих по своему значению за рамки самого конфликта.  Первый и главный вывод. Фактически зафиксировано формирование качественно новой геополитической ситуации. Августовский кризис лишь форсировал наступление «момента истины». Мы действительно доказали — в том числе и тем, кто спонсировал нынешний правящий режим в Грузии, что в состоянии защитить своих граждан. Что мы в состоянии на деле отстаивать и наши национальные интересы, и эффективно выполнять миротворческие обязательства.  Вывод второй. Наши Вооруженные Силы в значительной мере восстановили свой боевой потенциал. Тем не менее, военному руководству нужно проанализировать не только успехи, но и промахи. И извлечь из этого самые серьёзные уроки. Что касается перевооружения Армии и Флота современной техникой, то соответствующие решения мною уже приняты, поручения Правительству даны. Я утвердил новую конфигурацию облика Вооруженных Сил нашей страны.  Добавлю: от того, с чем нам приходится сталкиваться в последние годы (А что это? Это — конструирование глобальной системы ПРО, окружение России военными базами, безудержное расширение НАТО и другие «подарки» России) — складывается устойчивое впечатление, что нас просто испытывают на прочность.  В гонку вооружений мы, конечно, втянуть себя не дадим. Но не учитывать все это в нашем оборонном строительстве — не можем. И безопасность граждан России будет и впредь обеспечиваться надежно. Поэтому я сегодня объявлю вам некоторые из мер, которые будут предприняты. В частности — для эффективного противодействия упорно, постоянно навязываемым нынешней Администрацией США новым элементам глобальной системы ПРО в Европе. Так, ранее планировалось снять с боевого дежурства три ракетных полка ракетной дивизии, дислоцированной в Козельске, а саму дивизию к 2010 году расформировать. Я принял решение воздержаться от этих планов. Ничего расформировывать не будем. Кроме того, для нейтрализации, при необходимости, системы ПРО, в Калининградской области будет развернут ракетный комплекс «Искандер». Естественно, что мы предусматриваем использование в этих целях и ресурса Военно-Морского Флота России. С территории того же западного региона, то есть Калининградской области, будет осуществляться радиоэлектронное подавление новых объектов системы ПРО Соединенных Штатов Америки.  Хочу подчеркнуть, что эти меры — вынужденные. Мы не раз говорили всем нашим партнерам, что настроены на позитивное сотрудничество. Хотим действовать против общих угроз, хотим действовать совместно. Но нас, к сожалению, к великому сожалению, слушать не хотят.  Третье. У нас есть интеграционное ядро в лице Союзного государства и ЕврАзЭС. Мы будем наращивать объемы и глубину взаимодействия в военно-политической сфере в ОДКБ. И продуктивный разговор на эту тему уже состоялся на саммите в Москве.  Четвертое. Реакция на события 8 августа и на признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии ещё раз показала, что мы живем в мире «двойных стандартов». Мы поступили ответственно — в интересах восстановления международной законности и справедливости. Понимая, что любые колебания или попытки отложить эти шаги были бы чреваты еще более серьезной гуманитарной катастрофой. На этом фоне откровенно предвзятой выглядит позиция наших партнеров, ещё недавно приложивших максимум усилий, чтобы в обход норм международного права добиться отделения Косово от Сербии и признания этого самопровозглашенного региона в качестве субъекта международного права, а теперь, как ни в чём не бывало, критикующих Россию.  Пятое. В развитии международной обстановки последних лет накопилось много неблагоприятных тенденций. Ответы на новые угрозы могут быть найдены только коллективными усилиями. Именно поэтому мы выступаем за продуманную реформу Организации Объединенных Наций. За укрепление её центральной роли и повышение эффективности её структур и механизмов.  С опорой на это, надо предпринимать шаги по развитию международного режима контроля над вооружениями. И ключевое значение имел бы прогресс в российско-американском взаимодействии. Не секрет, что многие государства ещё по инерции оглядываются на то, куда «дует ветер» в отношениях между Россией и Соединенными Штатами. Да, сегодня эти отношения переживают не самый простой период. И у нас тоже возникает много вопросов, в том числе нравственного порядка. Но подчеркну, у нас нет проблем с американским народом, у нас нет врождённого антиамериканизма. И надеемся, что нашими партнерами, новой администрацией США, будет сделан выбор в пользу полноценных отношений с Россией.  Отмечу, что явно перезрел вопрос создания новой глобальной архитектуры безопасности. И для нас особенно важно добиться результата на евроатлантическом пространстве — объединяющем Россию, Евросоюз и Соединенные Штаты. Я выступил с инициативой о разработке соответствующего договора — Договора о европейской безопасности. Повторю: такой документ позволил бы создать абсолютно четкие и понятные всем правила поведения. Зафиксировать единый подход к разрешению конфликтов. Прийти к согласованной позиции по созданию надежных инструментов контроля над вооружениями.  Кстати, урегулирование осетинского кризиса продемонстрировало возможность результативных европейских решений. И мы будем углублять наши отношения с Европой в сфере безопасности. Уверен, что у них есть хорошее будущее.  На чём, считаю, надо сосредоточиться в практической деятельности?  Во-первых, надо продолжать работу по укреплению правовых основ международных отношений. Именно общепризнанные нормы и принципы международного права должны определять правила игры в мировых делах. И выработка у всех привычки соотносить с международным правом свои поступки — будет способствовать снижению фактора «жёсткой» силы, утверждению коллективного образа действий. В противном случае — мы столкнемся с международным хаосом и практической невозможностью сохранить международный правопорядок.  Во-вторых, как никогда актуальна идея формирования полицентричной международной системы. Её нельзя решить без целого комплекса мер — включая реформу ведущих международных институтов, укрепление многосторонней дипломатии в целом. Вместе со всеми заинтересованными сторонами мы будем создавать подлинно демократическую модель отношений, не допуская единоличного доминирования в какой-либо сфере.  Вообще самонадеянность и силовые аргументы уже не столь убедительны, не столь эффективны, как было раньше. Миром нельзя управлять из одной столицы. Те, кто отказываются это понять, будут лишь создавать новые проблемы для себя и для других. И переход большинства стран к действительно прагматичной многовекторной политике свидетельствует об актуальности укрепления международных институтов. С этих позиций мы рассматриваем и участие России в таких форматах, как «Группа восьми», Шанхайская организация сотрудничества, БРИК, АТЭС, в других объединениях.  Третья задача — это утверждение универсальных дипломатических методов урегулирования кризисных ситуаций. Об этом я уже сказал применительно к урокам Цхинвала. Добавлю, что для достижения позитивных результатов «проблемные» государства — в какой бы точке земного шара они ни находились — надо не изолировать, а вовлекать в диалог. И мы готовы содействовать разрешению любых региональных конфликтов.  Четвертое — необходим постоянный диалог с нашими партнёрами для максимально быстрого формирования новых правил мировой финансовой архитектуры. Монополия в этой сфере оказалась не просто неадекватной реалиям современной глобальной экономики. Она оказалась опасной для всех. И поэтому новая финансовая архитектура должна обеспечивать интересы всех её участников. Но при этом она должна быть защищена от использования в интересах одной страны или группы стран, одной экономической системы, которые будут компенсировать свои грубые ошибки за счет других.  Вы знаете, страны «двадцатки» приняли решение провести 15 ноября встречу в Вашингтоне. Мы свои предложения об основных принципах создания новой экономической архитектуры подготовили и нашим партнерам направили. Считаем, что глобальные финансовые институты должны получить действенные возможности предупреждать возникновение кризисов, минимизировать их последствия для остального мира. В какой бы стране они ни зарождались и какой бы рынок ни затрагивали — финансовый, энергетический или продовольственный.  Минимальный набор задач включает разработку новых систем оценки риска, которые учитывают взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора; внедрение современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях; гармонизацию стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, а также повышение требований к капиталу финансовых учреждений.  Мандаты на решение этих задач должны быть распределены между существующими или вновь создаваемыми международными организациями, и региональными, кстати, тоже. А роль ведущих стран мира — заключалась бы в гарантировании эффективности их деятельности. При выстраивании такой архитектуры нельзя забывать слова известного экономиста Василия Леонтьева, о том, что «систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра».  Пятое. Уже до конца текущего года надо принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. И такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы.  Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов. И, наконец, начать переход к расчётам в рублях — который мы, к сожалению, затянули — конечно, прежде всего за газ и за нефть. Надо стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях и желательно — на российском рынке. Конечная цель всех этих процессов — сделать рубль одной из региональных валют.  Я думаю, что подобные действия будут совершать и другие быстро развивающиеся страны. Но чем больше будет в мире сильных финансовых центров, и чем выше степень нашей общей взаимозависимости — тем безопасней и устойчивей будет глобальное развитие.  И ещё одна, шестая, задача — активизация действий во внешнеэкономической политике. Самоизоляция — это путь в тупик. Мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику. Но при этом нужно учиться гибко сочетать использование имеющихся и открытие новых конкурентных преимуществ. А привлекая внешние ресурсы — эффективно защищать свои экономические интересы.  Сейчас нужно активно содействовать нашим компаниям в получении максимальных выгод из открытости российской экономики и из текущей рыночной ситуации, несмотря на всю ее сложность. Помогать им повысить свою эффективность и выйти на новые рынки — рынки товаров, технологий, рабочей силы. Наши конкуренты не стесняются этого делать. А мы зачастую сидим, сложа руки. Время в этом случае — уходит. А вместе с ним, естественно, уходят и деньги. Чего мы ждем? Институты развития у нас есть. Ресурсы — тоже есть. И мы обязаны сформировать бесперебойно работающий механизм поддержки.  Кроме того, важно наращивать диверсифицированные связи с членами ЕврАзЭС и другими странами Содружества, с Евросоюзом, с Китаем, с Индией, с другими крупными азиатскими партнерами. Не ослабляя при этом внимания и к открывающимся возможностям в Латинской Америке и Африке, где заинтересованность во взаимодействии — тоже налицо.  И, наконец, мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами, со всеми объединениями, которые рассчитывают, которые хотят развития конструктивных отношений с Россией. Наличие разногласий по отдельным вопросам не считаем ограничителем для откровенного обсуждения и решения самых сложных проблем. При этом любое взаимодействие будем выстраивать предельно прагматично — с учетом реальной отдачи для нашей страны, для всех российских граждан. И география здесь не будет иметь никакого значения. Главное — взаимный позитивный настрой, взаимный интерес.  Уважаемые коллеги,  Заявленные Конституцией цели, ценности и механизмы доказали свою состоятельность. Помогли нашему обществу преодолеть трудности и выйти на путь устойчивого развития. И мы будем дальше максимально использовать потенциал Основного закона.  Главное — сделать все необходимое, чтобы помочь людям проявить себя. И особенно — открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Они — ровесники новой, демократической России. В них — ее открытость, ее свободный дух, стремление ко всему передовому. И им предстоит нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей.  Свободное развитие людей и их социальная защита — всегда будут приоритетом государственной политики. Будут нашей главной заботой. Будут — целью развития нашего общества.  Дорогие друзья! Мы с вами живем в свободной и в современной стране. И мы уже многое сумели сделать. У нас есть положительный опыт создания демократического государства. Есть не просто успехи, есть настоящие победы. И мы вместе идем вперед, чтобы вместе находить ответы на самые сложные вопросы. Чтобы снова добиваться успеха. И снова — побеждать.  Спасибо.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)