План-Конспект  ТЕМА: «Правопорядок – гарантия сильной армии».  ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ

В 2002 году проведено более 43 тысяч проверок, выявлено почти 80 тысяч правонарушений в войсках. Правомочному командованию внесено 12 тысяч представлений об устранении нарушений законности. Возмещен ущерб на сумму более 300 миллионов рублей, и на сумму свыше 1 миллиарда рублей заявлено исков. По инициативе военных прокуроров более 18 тысяч воинских должностных лиц различных уровней привлечено к разным видам ответственности. Все эти данные относятся не только к Вооруженным Силам, а касаются всех федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба и которые поднадзорны органам военной прокуратуры. Особое внимание уделялось пресечению фактов ущемления законности в сфере обеспечения прав и свобод военнослужащих, членов их семей, борьбе с неуставными проявлениями, обеспечению безопасных условий прохождения военной службы, правовому сопровождению проводимой военной реформы. Большая подготовительная работа, проведенная в связи с переходом к работе с новым Уголовно-процессуальным кодексом позволила не допускать срывов в борьбе с преступностью. Закончено производством 13 тысяч уголовных дел, из которых более 11 тысяч направлено в военные суды. О качестве работы военных прокуроров свидетельствует и тот факт, что если по итогам 2001 года оставалось 80 уголовных дел, по которым преступники не были установлены, то 2002 году таких дел всего 17. На сегодняшний день, несмотря на некоторые существенные нарушения закона, допускаемые в войсках, состояние правопорядка в армии полностью контролируется, а уровень преступности в Вооруженных Силах,  других войсках и воинских формированиях значительно – в 2-2,5 раза – ниже, чем в целом по стране. Утверждение правопорядка достигнуто в первую очередь благодаря конструктивной, деловой позиции министра обороны РФ С.Б. Иванова, руководителей других войск, воинских формирований и органов. В немалой степени этому способствует полное взаимопонимание с военными судами, а также возросший уровень взаимодействия с органами обеспечения защиты конституционного строя в войсках. В минувшем году сократилось число преступлений экономической направленности, преступлений, совершенных в состоянии опьянения, а также связанных с незаконным оборотом оружия и наркотиков, и некоторых других. По итогам 2002 года – свыше 90% коллективов живут без неуставных взаимоотношений, более чем в 80% воинских частей в течение года не было зарегистрировано ни одного преступления. Ни в одном из случаев, когда вскрытые негативные факты стали достоянием широкой общественности, речь не велась о совершении преступлений с тяжкими последствиями на объектах сил ядерного сдерживания, Ракетных войск стратегического назначения, в частях постоянной боевой готовности. Вместе с тем, существует немало проблем, над которыми органы военной прокуратуры совместно с командованием, органами военного управления будут активно работать в 2003 году. В первую очередь это обеспечение уставных условий прохождения военной службы. Военнослужащий, и прежде всего военнослужащий по призыву, придя в воинскую часть, должен быть защищен в правовом отношении, обеспечен всеми видами довольствия и проходить военную службу так, чтобы уровень его подготовки соответствовал предъявляемым требованиям. В конечном счете, он должен получить воинскую специальность, ради чего он и призывается на военную службу в соответствии со статьей 59 Конституции РФ. Второе направление работы – обеспечение средствами прокурорского надзора обороноспособности государства, боеготовности войск. Основное внимание должно быть уделено исполнению законодательства о бесперебойном материальном обеспечении войск, а также о профессиональной подготовке личного состава. С одной стороны, это вопросы экономики, а с другой – сохранения жизни людей. И здесь усилия военных прокуроров будут сосредоточены прежде всего на вопросах обеспечения положенными нормами техники вооружений и довольствия частей и соединений ОГВ (с), участвующих в проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе, а также частей постоянной боевой готовности. Следующее направление – надзор за исполнением бюджетного законодательства, защита федеральной собственности, которая находится в ведении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Эти вопросы сохранности и сбережения вооружения и воинской техники, зданий и сооружений, рационального использования земель – всего, на чем строится боевой и оборонный потенциал страны. Сюда же относятся вопросы правового обеспечения работы оборонно-промышленного комплекса, начиная от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до принятия на вооружение новых образцов оружия и техники. Важными составляющими деятельности органов военной прокуратуры является борьба с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, наркотиков, предупреждение гибели и травматизма военнослужащих. Особое внимание в условиях проведения военной реформы по-прежнему будет уделено защите прав и свобод военнослужащих, членов их семей, ветеранов и инвалидов военной службы. За нарушение уставных правил между военнослужащими в минувшем году привлечены к уголовной ответственности свыше 2.000 лиц. Следствием установлено, что в одних случаях самовольному оставлению части военнослужащими предшествовали факты неуставных взаимоотношений, в других – недозволенные методы при проведении служебных разбирательств со стороны офицеров. Первопричина же везде одна – нарушения законодательства в организации повседневной деятельности подразделений, отсутствие в них твердого уставного порядка. Причем военные прокуроры не ограничились применением уголовно-правовых средств. Одновременно проведены прокурорские проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение уставных условий службы, командованию внесены представления, по результатам рассмотрения которых в отношении целого ряда ответственных должностных лиц приняты меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения некоторых из них в запас. Пробелы в допризывной подготовке молодежи усугубляются отсутствием четкой системы их правового воспитания в период военной службы. Армия – это не просто один из инструментов, армия – это то, что определяет государство как таковое. Военная служба – это особый вид государственной службы. Из этого надо исходить, и к каждому военнослужащему, будь то офицер или солдат, нужно относиться как к человеку на государственной службе. Поэтому в армии должна быть четкая государственная идеология и правовая составляющая этой идеологии. Зачастую офицеры младшего командного звена сейчас оказываются недостаточно подготовленными в первую очередь в правовом отношении. У некоторых из них отсутствуют твердые знания Конституции РФ, федеральных законов, общевоинских уставов. Из-за этого появляются элементы самоуправства, рукоприкладства. Еще одна причина распространенности правонарушений состоит в том, что последние годы в работе командования, воспитательных органов отсутствовала в необходимой степени профилактика правонарушений. Сегодня утрачены формы индивидуальной работы с потенциальными правонарушителями, забыты дни правовых знаний, работа правовых активов, которая успешно применялась десятилетия назад. Чтобы устранить этот пробел, издан приказ, в соответствии с которым еженедельно офицеры военных прокуратур выезжают в неблагополучные по состоянию правопорядка воинские части для проведения комплекса мер предупредительно-профилактической направленности. Эта инициатива поддержана министром обороны России и начальником  Генерального штаба, о чем в войска направлена соответствующая директива. Комитет солдатских матерей и другие подобные общественные объединения в подавляющем большинстве случаев  действуют конструктивно. Во всех регионах – в Поволжье, Сибири, Московском округе подчиненные военные прокуроры активно взаимодействовали  с такими объединениями. Они, как правило, открыты к диалогу и ведут полезную работу по информированию, повышению культурного уровня личного состава. Вместе с тем и Министерство обороны, и органы военной прокуратуры располагают информацией о том, что отдельные из этих организаций не всегда разборчивы в выборе источников финансирования, порой в своей работе выходят не только за рамки принятого ими устава, но и закона, толкая на его нарушение как военнослужащих, так и их родителей. Самовольное оставление части – это нарушение Устава, нарушение закона. И сам факт обращения военнослужащих самовольно покинувших часть, в общественную организацию не прерывает этого правонарушения. Это должен знать каждый военнослужащий, а обязанность командования – довести это требование до них. Самовольное оставление части может быть признано оконченным только при обращении военнослужащего в органы военного управления, к командованию или в правоохранительные органы, в том числе в органы военной прокуратуры. Именно в военной прокуратуре будет дана правовая оценка и действиям тех, кто покинул место службы, и тех, чьи действия послужили толчком к этому. Причем чем раньше о допущенных нарушениях в отношении конкретного военнослужащего будет известно военному прокурору, тем быстрее будут приняты меры и для восстановления законности, и для устранения причин и условий, этому способствующих. Для того чтобы любой военнослужащий мог обратиться к военному прокурору, помимо личного приема, в каждой воинской части есть телефон ближайшего военного прокурора округа. Круглосуточно действует «телефон доверия», поэтому есть все возможности для защиты своих прав, не прибегая к нарушениям закона. Большую работу проводит военная прокуратура на стадии призыва на военную службу. Так, начиная с сентября, во всех военных прокуратурах, включая аппарат Главной военной прокуратуры, были организованы прямые телефонные линии, по которым могли обратиться как призывники, так и их родители. Эти данные обрабатываются, однако можно с уверенностью сказать, что такая форма работы с обращениями стала не только популярной, но и весьма результативной. Только в ГВП поступило более 12 тысяч обращений. По каждому из них даны необходимые разъяснения. До десятка звонков содержали информацию о совершенных преступлениях в отношении призывников, а порядка 150 были связаны с сообщениями о совершенных правонарушениях.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)