ПЛАН-КОНСПЕКТ

ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ДНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ

 

ТЕМА: Правовое регулирование прохождения военной службы в ВС РФ гражданами России. Социальная защита военнослужащих и членов их семей.

 

Военная служба – важнейший вид деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению безопасности Отечества, его вооруженной защите.

Военная служба есть особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в других войсках и воинских формированиях. Из этого следует, что:

-военная служба имеет высокую значимость для всего общества;

-к военной службе применимы все общие принципы государственной службы в Российской Федерации.

Важной особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином впервые зачисленным на службу. После ее принятия военнослужащий приобретает полный объем своих служебных прав и обязанностей. Нарушение влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность.

Особая значимость военной службы проявляется и в более строгих мерах воздействия за нарушение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей. Например за самовольное оставление части военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности, тогда как за сходное нарушение другие государственные служащие несут более мягкое наказание.

Прохождение военной службы заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей; в участии в боевых действиях и выполнении задач в условиях вооруженных конфликтов; повседневной боевой подготовке и учебе; несении боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и внутренней служб; нахождении в служебной командировке; выполнении приказов и распоряжений командира (начальника); оказании помощи органам внутренних дел по охране правопорядка; в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п.

Правовой основой военной службы являются Конституция Российской Федерации , Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также федеральные законы, указы Президента РФ, Постановления Правительства России, приказы министра обороны и другие нормативные акты, документы. Причем законом определена их строгая иерархия, которая выражается в том, что документы более низкого уровня создаются в соответствии с документами более высокого уровня и не могут им противоречить.

 

К числу основных моментов, образующих порядок прохождения военной службы, относятся:

-определение начала военной службы, ее продолжительности окончания;

-правила присвоения воинских званий, повышения и снижения в воинских званиях, лишения этих званий;

-условия назначения на должности и освобождения от них, порядок продвижения военнослужащих по службе;

-условия перемещений, командировок военнослужащих, предоставления им отпусков.

 

Прохождение военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами может осуществляться по призыву или в добровольном порядке по контракту. Условия и порядок прохождения военной службы по контракту значительно отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.

Началом военной службы для прохождения ее по призыву является день убытия гражданина из военкомата к месту службы. С этого момента гражданин становится военнослужащим, на которого распространяется действие законодательства о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих, льготах. Сроки военной службы для этих военнослужащих составляют 24 месяца, а для тех из них, кто имеет высшее образование (без военной кафедры), — 12 месяцев. В срок военной службы не засчитываются:

-время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части;

-время отбывания ареста;

-время самовольного оставления воинской части независимо от причин оставления.

 

Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта. Заключить первый контракт о прохождении военной службы могут граждане мужского и женского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны РФ (другим ведомством, в котором предусмотрена военная служба) на срок 3,5 или 10 лет. Первый контракт заключается на три года.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск продолжительностью:

-на воинских должностях солдат и матросов – до 20 суток;

-на воинских должностях сержантов (старшин) – 30 суток.

 

Продолжительность основного отпуска для военнослужащих по призыву может быть увеличена в виде поощрения или сокращена в виде наказания на срок до пяти суток. Указанным военнослужащим могут предоставляться дополнительные отпуска по болезни и по личным обстоятельствам.

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не использовавшему по уважительным причинам основной и дополнительный отпуска, указанные отпуска предоставляются при увольнении с воинской службы с исключением его списков части в день окончания последнего из отпусков, который должен совпадать с днем истечения срока военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого зависит от общей продолжительности военной службы и устанавливается от 30 до 45 суток. Если исполнение обязанностей службы связано с тяжелым трудом или повышенной опасностью для жизни и здоровья, а также если военная служба проходит в районах Крайнего Севера, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, продолжительность основного отпуска увеличивается до 15 суток. Помимо основного отпуска военнослужащим по контракту могут предоставляться дополнительные отпуска ( по болезни, по личным обстоятельствам, учебные и др.), которые в счет основного отпуска не засчитываются. Продолжительность основного отпуска и отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток для проезда к месту отпуска и обратно, но не более 15 суток.

Военнослужащие увольняются с военной службы по истечении сроков их военной службы. Срок военной службы для военнослужащих по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца, установленного для них срока военной службы. Днем окончания военной службы (последним днем) считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава части. Военнослужащие до старшины увольняются с военной службы командирами воинских частей.

Военнослужащие по призыву могут быть уволены с военной службы досрочной в случаях: по состоянию здоровья, при назначении уголовного наказания в виде лишения свободы, по семейным обстоятельствам. Военнослужащий по контракту, кроме того, может быть уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, за невыполнение военнослужащими условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, или если военнослужащий перестал отвечать предъявленным к нему требованиям, а также в случае нарушения условий контракта в отношении военнослужащего.

Перед увольнением с военной службы военнослужащим должны быть разъяснены права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Правовые вопросы социальной защиты военнослужащих.

 

Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет суть и содержание военно-социальной работы.

Под военно-социальной работой понимается деятельность государственного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы.

Важно подчеркнуть, что действенную социальную защищенность человека в условиях военной службы можно обеспечить только комплексным использованием правовых, организационных, воспитательных и других средств.

Созданная правовая база открывает перед человеком в военной форме неизмеримо более широкие возможности для реализации и защиты своих прав, нежели они были в недалеком прошлом. Впервые в законотворческой практике нашего государства в законодательном порядке определен статус военнослужащих, под которым понимается совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности, определенных законодательством и гарантированных государством. Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод компенсируются военнослужащим льготами.

Создана и активно действует система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года и последовавших затем разъяснений Пленума Верховного суда РФ от 21 декабря 1993 года военнослужащие могли подавать жалобы на действия должностных лиц, ущемляющих их права, только в порядке, установленном общевоинскими уставами. Устранение такого дискриминационного положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих.

Предметом особой заботы государства является обеспечение социальной защиты военнослужащих, принимавших участие в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

Всего с начала контртеррористической операции изданы пять постановлений и одно распоряжение Правительства Российской Федерации, шесть приказов министра обороны РФ, устанавливающих дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, основными из которых являются:

-военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачиваются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере;

-военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выплачиваются оклады по воинским должностям для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, сержантами и старшинами, ежемесячные надбавки и денежные выплаты в размере, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере двух получаемых окладов по воинской должности;

-военнослужащие, непосредственно участвующим в боевых действиях, производятся выплаты в размере 810-950 рублей (в зависимости от того, к какой категории военнослужащих относятся) за каждый день участия в боях;

-зачет в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, — один месяц военной службы за полтора месяца, а в случае получения указанными военнослужащими ранения, контузии, увечья или заболевания, в связи с непосредственным участием в боевых действиях – зачет времени их непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных заведениях из расчета один месяц за полтора;

-обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, бесплатным питанием по установленным нормам с сохранением на это время действующего порядка обеспечения их продовольственными пайками по месту постоянной службы.

 

Новое в нормативно-правовой базе о правах и льготах военнослужащих и перспективы ее развития.

 

В 2000 -2002 гг. проделана большая работа по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы социальной защиты и других категорий военнослужащих. Отметим наиболее важные из них.

С 1 января 2000 г. вступил в силу Федеральный закон № 229-ФЗ от 31 декабря 1999 года «О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Данным законом закреплены дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с тяжелыми климатическими условиями. Военнослужащие , проходящие военную службу по призыву, получили право на увеличение на срок до 16 суток основного отпуска. Ранее право на увеличение отпуска имели только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Кроме того, изменен порядок дополнительных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Вместо выплаты им повышенных окладов по воинской должности и процентной надбавки к окладам по воинскому званию и воинской должности и местностях устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки по всему денежному довольствию (к окладам по воинской должности, воинскому званию и дополнительным выплатам) в размерах и порядке, которые предусматриваются для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Также установлено льготное исчисление выслуги лет для выплаты процентной надбавки за службу в этих районах и местностях военнослужащим в возрасте до 30 лет.

Важным событием в сфере социальной защиты военнослужащих явилось принятие решения о повышении с 1 декабря 2000 года на 20 процентов размеров окладов денежного довольствия военнослужащих. Данное решение утверждено Указом Президента РФ № 1638 от 17 августа 2000 года и Постановлением Правительства РФ № 680 от 14 сентября 2000 года.

В целях упорядочения дополнительных денежных выплат военнослужащим и членам их семей принято Постановление Правительства РФ № 524 от 14 июля 2000 года «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей». Указанным Постановлением утверждаются:

-правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

-правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга;

-правила оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи;

-правила выплаты супруге (супругу) или членам семьи денежного довольствия военнослужащих, пропавших без вести, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах.

 

Федеральным законом № 117-ФЗ от 5 августа 2000 года с 1 января 2001 года введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ. Его 23-йглавой установлен налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов, который взимается с денежного довольствия военнослужащих. В целях недопущения снижения уровня социальной защищенности военнослужащих в соответствии с решением Правительства РФ Минфином России проработан вопрос о компенсации потерь от взимании указанного налога.

 

Под знаком надежды происходят изменения в социальном статусе военнослужащих.

 

Произошло реформирование денежного довольствия военнослужащих.

Президент В.Путин, говоря о денежном довольствии военнослужащих, отметил, что сама система денежного довольствия военнослужащих на протяжении последних десяти лет почти непрерывно давала сбои. Вместе с тем государство как бы говорило военным: да, вы получаете мало, но зато у вас есть льготы. А в реальности льготы чаще всего не доходили до конкретного человека: средства на их реализацию выделялись не по назначению. Сейчас часть льгот будет переведена в денежную форму, вместе с тем государство не снимает с себя обязательство по социальной защите людей в погонах, сохраняя для них значимые гарантии и компенсации. Как сказал президент, должна быть разработана и четкая система индексации уровня оплаты воинского труда. И этот уровень в силу опасности военной службы, неустроенности семей военнослужащих должен заметно превышать размер доходов других государственных служащих, что полностью будет соответствовать принципу социальной справедливости. Пристальное внимание Президента России к этим вопросам вполне объяснимо. Социальные ожидания в армейской среде уже давно приближались к красной черте, за которой начинается горькое разочарование. Причем уровень этих ожиданий весьма высок, что давно уловил глава государства, провозгласив идею о необходимости значительного повышения денежного довольствия военнослужащих. Собственно говоря, вся социальная политика любого государства сосредоточена в промежутке между запросами людей и тем, что правительство им может дать.

 

Что же ожидает военнослужащих после окончательного утверждения изменений в ряде законов, регулирующих вопросы денежного довольствия и предоставления льгот?

 

Как планировалось с самого начала, новые должностные оклады, приравненные к должным окладам государственных служащих, будут введены с 1 июля. А вот оклады по воинским званиям будут повышены не с 1 января 2004 года, как изначально предлагало правительство, а с 1 января 2003 года, как настаивало руководство Министерства обороны и Комитет Государственной думы по обороне во главе с А.Николаевым (следует сказать, что многие важные поправки к законопроекту были проведены в жизнь благодаря его усилиям).

 

О каком порядке цифр идет речь? Скажем, командир полка, полковник, сейчас получает оклад по должности, равный 997 рублям, а по званию – 720 рублям. С 1 июля его должностной оклад предположительно вырастет до 2250 рублей, за звание с 1 января следующего года ему будут платить 1080 рублей. У командира роты оклад по должности вырастет ориентировочно с 774 до 1800 рублей, а по званию с 540 до 810 рублей. Соответственно с увеличением окладов будут исчисляться дополнительные выплаты и надбавки – единовременное денежное вознаграждение в размере трех окладов денежного содержания, премия в размере трех окладов денежного содержания, материальная помощь, составляющая не менее трех окладов денежного содержания ( пункт 1 статьи 13 Закона «О статусе военнослужащих»), подъемное пособие в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада – на супругу или супруга и половины оклада на члена семьи военнослужащего при переезде к новому месту службы (пункт 3 статьи 13 закона).

При этом отменяется пенсионная надбавка, имеющая немалый вес у тех, кто прослужил более 20 лет.

Но и не полностью, как предполагалось в первоначальном варианте законопроекта. В качестве компенсации увеличивается размер ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет. При выслуге:

-от полугода до года она будет составлять 5%

-от года до двух лет 10%

-от 5 до 10 лет 40%

-от 10 до 15 лет 45%

-от 15 до 20 лет 50%

-от 20 до 22 лет 55%

-от 22 до 25 лет 65%

-свыше 25 лет 70%.

 

Кроме того, законодательно закреплено увеличение до 70% от должностного оклада ежемесячной надбавки за сложность ,напряженность и специальный режим службы, которое утверждено, как и командирская надбавка, с 1 января указом Президента РФ.

С 1 июля будет отменена компенсация, которая выплачивается вот уже второй год взамен удерживаемого подоходного налога на физических лиц.

Пожалуй, наиболее болезненно будет воспринята людьми в погонах потеря льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Такое решение Государственная дума утвердила большинством всего в 5 голосов.

По данным Госстроя России, 50-процентная скидка, которой ранее пользовались военнослужащие, в 2002 году «потянет» для обладателей трехкомнатной квартиры, соответствующей социальным стандартам, на 619 рублей, двухкомнатной – на 464 рубля, однокомнатной – на 309 рублей. Сумма, на первый взгляд, пока не столь велика, но темпы роста цен в жилищно-коммунальном хозяйстве не внушают особого оптимизма.

Президен

 

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)