План-Конспект

Тема: «Роль воинских ритуалов в жизни российских воинов».

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ

Воплощение благородных идеалов и целей

В формировании облика воина-патриота важную роль играют воинские ритуалы — торжественные церемонии, эмоционально выражающие смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения, в которой находят отражение мировоззрение определенных социальных групп или общества в целом, а также нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона.

Испытывая воздействие политики, права, нравственности и т. д., ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания. Обычно, ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские.

Воинский ритуал — это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы  воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений:

  • –сферу боевой деятельности (принятие  военной  присяги,  вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронения с отданием почестей и т. д.);
  • –сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные и полковые вечерние поверки, развод и смена караулов и т. д.);
  • –сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, части (корабля) и т. д.

 

Уточним, что такое разделение достаточно условное, ибо элементы одного и того же ритуала могут присутствовать во многих сферах воинской деятельности. Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.

Основные воинские ритуалы

Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является отдание воинской чести, или, как говорили в старину, ритуал «чинопочитания» — воинское приветствие. В древние времена и в раннем средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.

В конце XVII – начале XVIII в. в целях воспитания у воинов чувства уважения к командирам и начальникам Петр I ввел в жизнь войск ритуал воинского приветствия – «Отдание комплимента». Комплимент отдавался сниманием шляпы, ружьем, шпагой и знаменем, иногда поклоном. Воинское приветствие предусматривалось в следующих случаях: на смотре, на экзерцициях (учебных тренировках), при встрече с генералитетом и в некоторых других случаях.

Ритуал воинского приветствия живет века. Приветствовать – значить подтвердить свою верность воинскому братству. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации имеется специальный раздел «Воинское приветствие» В нем отмечается, что приветствие обязательно во всех сферах деятельности и является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения.  Всегда большое значение в воинском воспитании играл ритуал приведения к военной присяге. С давних пор он проходил в торжественной обстановке — в церкви или на соборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами и штандартами под музыку оркестров.

В последние десятилетия, установилась традиция — молодые воины дают торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость народа. Каждому призывнику предстоит принести клятву на верность Родине. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации подробно регламентирует этот ритуал.

За его своевременное и точное выполнение, учет воинов приведенных к Военной присяге, а также сохранение списков приведенных к Военной присяге, несет ответственность командир воинской части. Он своим приказом объявляет время приведения к Военной присяге. В назначенное время воинская часть выстраивается при Боевом Знамени и Государственном Флаге Российской Федерации. Воины приводящиеся к присяге находятся в первых шеренгах. Командир произносит разъяснительную речь, после чего каждый воин выходя из строя читает слова священной клятвы и скрепляет ее собственноручной подписью.

После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем. День принятия Военной присяги является нерабочим днем для части и проводится как праздничный день. Современные уставы предусматривают воинские ритуалы, совершаемые при вручении частям и кораблям боевого знамени, упоминании на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений, во время годового праздника воинской части или корабля, общих батальонных и полковых проверок, при встрече официальных государственных лиц и прямых начальников, открытии памятников, возложении венков к памятникам и могилам воинов, отдании воинских почестей при погребении. Заметим, что воинские ритуалы постоянно развиваются и совершенствуются. Меняется их форма и содержание.

В нынешних уставах Вооруженных Сил России закреплены ритуалы, которые сложились в частях и подразделениях Вооруженных Сил в последнее время. В их числе – распределение прибывшего пополнения по подразделениям.  Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения деловых качеств каждого солдата (матроса) и с учетом состояния его здоровья, профессии, характеристики и др.

О распределении пополнения издается приказ по воинской части. В назначенное время воинская часть с оркестром выстраивается в пешем строю. Выступает командир части, затем – заканчивающие службу и вновь прибывшие воины. Ритуал заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем. Вручение личному составу вооружения и военной техники проводится после приведения воинов к присяге, изучения их боевых (технических) возможностей, значения и техники безопасности. Командир воинской части своим приказом закрепляет вооружение и военную технику за членами экипажей (расчетов), водителями (механиками-водителями), другими лицами, устанавливает время и порядок торжественного вручения вооружения и военной техники личному составу. Необходимая информация заносится в формуляры (паспорта), а наименование стрелкового оружия, его серия и дата выдачи записывается в военный билет солдата (матроса).

Воинская часть выстраивается в пешем строю с оружием при Боевом Знамени и с оркестром. После краткой речи командира воинской части, зачитывается приказ. Вручение стрелкового оружия производят командиры подразделений вызывая военнослужащих  из стороя поочередно. Для приема вооружения и военной техники личный состав выстраивается поэкипажно (по расчетам). Венчает ритуал прохождение части торжественный маршем. На протяжении всей отечественной истории одним из главных воинских ритуалов праздничного характера являются парады. Они вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленным их предшественниками.

История возникновения триумфального прохождения войск уходит в далекое прошлое. Так, еще в Древнем Риме проводились так называемые триумфы — торжественные смотры войск и их прохождение в честь одержанных побед. Подобные церемонии существовали и в Древнерусском государстве. Благополучное возвращение войск из похода превращалось на Руси в общенародный праздник. Ритуал требовал, чтобы победители «становились на костях» побежденных и «ударяли в трубы». Яркими деталями, носившими символический характер, являлись следующие действия: въезд князя с дружиной и пленными, прославление победителей, «отпевание» врагов, которые сопровождались музыкой и песнями.

При Петре I за основу ритуалов был взят опыт Римской империи. Широкое распространение получили триумфальные шествия в честь достигнутых побед. К началу XX века установилась довольно стройная система подготовки и проведения парадов. Они делились на церковные и строевые. Строевые условно подразделялись на три части: построение войск; встреча лица, принимающего парад, объезд частей; прохождение церемониальным маршем. Навсегда останутся в народной памяти парад 1941 г. с уходящими  с Красной площади на фронт подразделениями и Парад Победы 1945 года.

Эти славные традиции продолжают военные парады Российской Армии. Они еще и еще раз показывают, что Отечество под надежной защитой.  С парадами неразрывно связаны салюты. Салютуют оружием – саблей, шашкой. При отдании чести рукой или ружьем «на караул». Более торжественный салют отдается знаменем. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.

Первый в истории салют был дан 21 декабря 1709 г., когда русское войско во главе с Петром I вступило в Москву после Полтавской битвы. Салютами Россия приветствовала героев-моряков Гангута, русских воинов, взявших Берлин в 1760 г., суворовских «чудо-богатырей»… Особое значение они приобрели в годы Великой Отечественной войны. Первый салют в городе Москве был произведен 5 августа 1943 г. в честь освобождения советскими войсками городов Орел и Белгород. Всего в годы войны было произведено 354 торжественных артиллерийских салюта в честь советских войск, одержавших крупные победы. И сегодня, когда небо расцвечивается яркими цветами разрывов, воздух оглашается радостным «Ура!».

Этот ритуал, как и многие другие, вызывает подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем. Огромное значение в воинских ритуалах всегда имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов, она является наиболее устойчивым.

Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Музыка — один из самых действенных компонентов художественного оформления воинских ритуалов. В период боевых действий она помогала бойцам выстоять, вселяла силу и бодрость духа, не давала ожесточиться, омертветь душой. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию… С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!» В мирное время ее роль не менее важна. Она вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих.

Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого Знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» – более быстрый по темпу, чем строевой или походный. Он настраивает на эмоциональное восприятие ритуала, создает торжественную обстановку.

Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», – говорил А.В. Суворов.

Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. Музыка звучит при принятии Военной присяги, выносе Боевого Знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разводах караулов, во время других торжественных церемоний. Наряду с использованием символов, искусным выполнением строевых приемов, четко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помогают сделать ритуал настоящим явлением искусства.

* * *

У нынешних воинских ритуалов – славная история. Они заряжали энергией, силой, духом не одно поколение российских воинов. И сегодня воинские ритуалы способствуют духовной мобилизации вооруженных защитников Отечества, их нравственному и эстетическому воспитанию.

 

(3 оценок, среднее: 4,33 из 5)