План-конспект

проведения информирования с личным составом

Тема: «Великий долг служения Отчизне».

Время: 1 час.

Место: комната досуга.

Дата проведения: _________

Ход информирования:

В конце ноября 2002 года в Москве прошло совещание руководящего состава ВС РФ «Об итогах подготовки ВС РФ в 2002 учебном году», с докладом на котором  выступил министр обороны РФ Сергей Иванов. Он отметил, что текущий год характеризуется целым рядом важных для развития Вооруженных Сил позитивных шагов в области  финансового обеспечения армии и флота, комплектования, обучения, подготовки войск и социального обеспечения военнослужащих. Мероприятия в области строительства,  развития и подготовки  ВС проводились с учетом особенностей военно-политической обстановки в мире, экономической и социальной ситуации в стране.

Определенные позитивные изменения, произошедшие в международной обстановке, свели к минимуму вероятность развязывания крупномасштабной войны и вовлечения в нее России. Однако продолжает сохраняться реальная угроза обострения сушествующих или возникновения новых военных конфликтов различного масштаба и интенсивности, способных оказать негативное воздействие на национальную безопасность и интересы Российской Федерации. Особую опасность для России представляют действия сил радикального ислама на Северном Кавказе, а также деятельность международных исламских группировок, избравших нашу страну в качестве объекта военно-политической экспансии. До сих пор не удалось раскрыть каналы поступления боевикам оружия и финансово-материальных потоков.

Кроме того, на строительство и развитие ВС оказывали непосредственное влияние складывающиеся в стране социальная, а главное – экономическая ситуация. Ритмичность поступления финансовых и иных ресурсных средств позволили выполнить все мероприятия, спланированные на отчетный период. Однако положение в ВС остается сложным. На сегодняшний день  не преодолены острейшая социально-жилищная проблема, продолжающееся стремительное морально-физическое старение вооружения, военной техники и материальных запасов, налицо недостаточная обеспеченность боевой и мобилизационной готовности  и подготовки войск. Если в ближайшее время мы не сможем кардинально изменить ситуацию, России будет нечего противопоставить новым вызовам и военным угрозам.

Мероприятия Плана строительства и развития ВС на 2001 – 2005 годы с учетом принятого решения по ускоренному сокращению численности ВС в целом реализуются в намеченные сроки. К 1 января 2003 года мы выйдем на установленную штатную численность.

Гособоронзаказ на 2002 год в части закупок и ремонта вооружения и военной техники выполнен полностью, а в части НИОКОР – на 70%. Реализация Заказа позволила поставить в войска более 340 образцов вооружения основной номенклатуры, провести капитальный ремонт на предприятиях МО более 18 тысяч единиц вооружения.

Удалось несколько повысить уровень обеспеченности запасами текущего довольствия по горючему, продовольствию, вещевому и медицинскому имуществу. Продолжается реализация плана перехода на унифицированную систему тылового обеспечения.

Завершен перевод финансирования ВС через лицевые счета федерального казначейства. Это повлекло за собой изменение форм и методов финансового планирования и использования бюджетных средств, повысило ответственность в вопросах их строгого целевого расходования.

В соответствии с утвержденной Правительством России федеральной программой начата реформа военного образования.

В Сухопутных войсках с учетом изменений в характере и содержании военных угроз на стратегических направлениях уточнены структура и состав органов военного управления и общевойсковых объединений. В военных округах проведен ряд мероприятий по оптимизации  состава и численности войск.

Велась активная работа по совершенствованию организационно-штатной структуры и повышению боеспособности соединений и воинских частей постоянной боевой готовности.

В Военно-воздушных войсках переформировано управление Московского округа  ВВС и ПВО в управление Командования специального назначения. Это позволит обеспечить централизацию  руководства силами и средствами в решении задач воздушно-космической обороны в Центральной зоне, иметь воздушный мобильный компонент для реагирования не только на Западном, но и других стратегических направлениях.

В Ракетных войсках стратегического назначения осуществлялись мероприятия по оптимизации стационарной и мобильной группировок войск. Проведено уточнение боевого состава ракетных армий.

В Воздушно-десантных войсках проведен ряд мероприятий на наращиванию потенциала соединений и воинских частей постоянной готовности, продолжается эксперимент на базе 76-й воздушно-десантной дивизии.

В Космических войсках принят на эксплуатацию и поставлен на боевое дежурство оптико-электронный комплекс «Окно», что повысит возможность систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.

Вместе с тем состояние и ход развития ВС не могут удовлетворять нас в полной мере. Наиболее острые  проблемы:

  1. Проблема технического оснащения Вооруженных Сил.

Наибольшую озабоченность вызывают качественное состояние вооружения и военной техники, а также перспективы перевооружения армии и флота. Вооружение и военная техника физически изнашиваются и морально устаревают, большая их часть своевременно не ремонтируется, приходит в негодность. Выделяемые ассигнования рассчитаны только на закупку единичных образцов вооружения и техники и запасных частей. Действующая  Государственная программа вооружения на 2001 – 2002 годы проблему в целом не решает, так как она направлена на создание конструкторского, технологического и производственного заделов для перевооружения ВС после 2100 года. Зная реальные экономические возможности государства, легко спрогнозировать значительную затянутость процесса перевооружения по времени и возможный провал в уровне технической оснащенности ВС. Это негативно скажется на способности ВС обеспечивать безопасность государства.

В этих условиях важно всеми силами и средствами сохранить существующую систему вооружения. Обеспечить исправность вооружения и техники соединений и воинских частей постоянной готовности на уровне, необходимом для выполнения задач поддержания обороноспособности страны.

В решении этого вопроса важную роль играет военно-промышленный комплекс, нынешнее состояние которого не может не вызывать беспокойства. Требуется активное совершенствование вертикали управления для обеспечения повседневной координации и контроля деятельности оборонно-промышленного комплекса, увязка его развития с задачами и планами военного строительства, программами развития вооружения, военной и специальной  техники, военно-технического сотрудничества, мобилизационной подготовки страны.

  1. Комплектование ВС солдатами и сержантами по контракту должно быть рациональным и с учетом демографических условий, специфики форм и способов выполнения задач по защите нашего государства, сохранения его территориальной целостности, а также финансово-материальных возможностей страны.
  2. Крайне остро стоит вопрос обеспечения военнослужащих жильем и их достойного прожиточного уровня.

В текущем году военнослужащими получено 23 тысячи квартир, в том числе за счет собственного строительства – 11,6 тысячи и по государственным жилищным сертификатам – 11,4 тысячи. До конца года будет получено еще 4,2 тысячи квартир. Но, несмотря на это, в ВС насчитывается около 168 тысячи нуждающихся в жилье военнослужащих, в том числе 94 тысячи бесквартирных. Реально переломить ситуацию мы сможем только после перехода к накопительной системе получения жилья.

В текущем году выполнен ряд мероприятий, направленных на недопущение снижения уровня боевой и мобилизационной готовности войск,  прежде всего соединений и частей постоянной готовности. Однако вопросы эти решены не полностью. Основными причинами такого положения дел являются недостаточный эффективный контроль со стороны командующих, командиров, штабов и военных комиссаров, их слабое влияние на состояние боевой и мобилизационной готовности подчиненных войск (сил).

По сравнению с прошлым годом уровень подготовки и проведения мероприятий оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в ВС несколько повысился.

Оперативная подготовка проводилась с учетом содержания и направленности военных угроз для Российской Федерации и ее союзников. Дальнейшее развитие получила практика проведения двухсторонних командно-штабных учений с военными округами и общевойсковыми армиями. Данная форма обучения органов военного управления является наиболее эффективной.

Значительными мероприятиями оперативной подготовки стали стратегическая командно-штабная тренировка по управлению ВС, двустороннее командно-штабное  учение с Сибирским и Дальневосточным военными округами, командно-штабная тренировка по управлению ВВС, командно-штабное учение в Приволжско-Уральским военным округом и командно-штабная тренировка по управлению войсками военных округов (на военное время). Проведен ряд совместных мероприятий оперативной подготовки с вооруженными силами других государств.

Анализ результатов проведенных мероприятий оперативной подготовки еще раз подтвердил, что задачи в области обороны и обеспечения безопасности государства могут быть решены только совместными усилиями Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.

Судя по полученным результатам, наиболее качественно вопросы оперативной подготовки решались в Дальневосточном  военном округе и на Северном флоте.

В ходе контроля проведения мероприятий оперативной подготовки вскрыт ряд существенных недостатков. Так, не в полной мере отработаны вопросы применения группировок войск (сил) в ходе контртеррористических операций, при обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, защиты от террористов оружия массового поражения, ракетного и стрелкового вооружения, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также военных объектов.

Оценивая итоги боевой подготовки в текущем году, можно отметить, что тенденция снижения уровня слаженности соединений, воинских частей и подразделений, обученности их личного состава приостановлена.

В Сухопутных войсках боевая подготовка была в целом организована на должном уровне, значительно оживилась и проводилась практически без срывов. При этом значительное количество батальонных и ротных тактических учений впервые за последние годы проводилось с привлечением боевой техники, что существенно повысило качество занятий и позволило в целом поднять уровень тактической подготовки мотострелковых и танковых соединений и воинских частей.

В Военно-воздушных силах тенденция снижения уровня подготовки летного состава не остановлена. Снижается уровень подготовленности должностных лиц в управлении силами и средствами ПВО, выделенными в состав района ПВО, и организации взаимодействия с другими видами и родами войск ВС.

В Военно-морском флоте количество выходов кораблей в море для решения задач боевой подготовки увеличилось.

В Ракетных войсках стратегического назначения в Космических войсках планы боевой подготовки в соединениях и воинских частях в основном выполнены.

Результаты итоговых проверок подтвердили, что в целом войска (силы) по уровню боевой подготовки способны выполнить стоящие перед ними задачи как в мирное время, так и в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

Финансирование Министерства обороны в текущем году отличается стабильностью, что позволило в установленные сроки реализовать мероприятия в соответствии с Планом строительства и развития Вооруженных Сил.

К сожалению, пока не снят вопрос  о несвоевременности использования выделяемых финансовых средств. Причин здесь несколько, одна из них – несовершенство механизма финансирования ВС через органы федерального казначейства и связанное с этим длительное доведение средств до конкретных получателей. В результате период прохождения средств составляет как минимум от 15 до 25 дней. Без совершенствования системы финансирования нельзя обеспечить планомерное использование ассигнований.

Необходимо так планировать исполнение бюджета, чтобы все плановые документы готовились  и доводились до распорядителей и получателей бюджетных средств до начала исполнительного периода. На первые два месяца квартала необходимо предусматривать большую их часть с тем, чтобы иметь возможность для маневрирования средствами.

Другая причина сложившейся ситуации с расходованием средств обусловлена реализацией программы «Государственные жилищные сертификаты». Не лишена недостатков и деятельность МО в этой сфере. Имеются просчеты в планировании бюджетных ассигнований в планировании мероприятий по реформированию ВС.

Проблемы повышения  социальной защищенности военнослужащих всегда вызывали острую озабоченность Правительства РФ и МО.

Комплекс мер по реформированию системы денежного довольствия военнослужащих и некоторых установленных для них льгот позволил повысить ежемесячное денежное довольствие военнослужащих, особенно младшего офицерского состава.

Но радикального улучшения условий жизни военнослужащих и повышения престижа военной службы не произошло.

Продолжающиеся инфляционные процессы, повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии сведут на нет прибавку к денежному довольствию.

Правительство будет принимать меры и искать пути усиления социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Основные усилия в кадровой работе были направлены на поддержание требуемого уровня укомплектованности войск (сил) офицерским составом. В течение года ее удалось поддержать на уровне 92%, в основном за счет высвободившихся в ходе организационно-штатных мероприятий. В первую очередь учитывались потребности в комплектовании соединений и частей постоянной готовности, а также несущих боевое дежурство и боевую службу, принимающих участие в миротворческих операциях и войск Северо-Кавказского военного  округа. Однако по-прежнему ощущается недостаток офицеров с первичной подготовкой по специальностям мотострелковых, танковых войск, ракетных войск и артиллерии, бронетанковой службы, войск связи. Основная причина этого – увольнение офицеров в звании лейтенант, старший лейтенант и капитан из-за специфики и сложности службы этих профессий, связанных с большим риском для жизни, тяготами военной службы, работой  с личным составом. Первые курсы военных академий недоукомплектованы более чем на 80 слушателей по различным причинам, что недопустимо.

Работа по реформированию системы военного образования осуществляется на основе федеральной программы, утвержденной постановлением правительства в мае этого года.

В текущем году благодаря усилиям офицерского корпуса в войсках удалось улучшить состояние правопорядка, службы войск и безопасности военной службы. Удалось добиться снижения количества военнослужащих, самовольно оставивших место службы, на 21%, преступлений на почве незаконного оборота наркотических средств на 34%, хищений имущества и денежных средств на 42%, хищений боеприпасов на 44%. Однако многие звенья управленческих структур не участвуют в воспитательном процессе, относясь к солдатам и сержантам как к расходному материалу, используя лишь административные методы работы, на высоком уровне остается преступность во многих соединениях и частях. Негативные явления проявляются  из-за отсутствия в большинстве частей плановой и системной повседневной работы командиров и кропотливых предупредительных мероприятий.

В целом состояние правопорядка службы войск и безопасности военной службы в 2002 году обеспечило выполнение задач ВС РФ на требуемом уровне.

Таковы основные итоги деятельности ВС в 2002 году.

Министр обороны отметил, что в целом за рассматриваемый период удалось выполнить все поставленные задачи с учетом объема выделенных на это бюджетных средств. По большинству направлений  военного строительства сделан серьезный задел для последующего вывода ВС на качественно новый уровень.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)