Вооруженные Силы Китая

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения боевого информирования

 

ТЕМА: «Вооруженные Силы Китая».

Дата проведения: __________

Место проведения: расположение.

 

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

После окончания «холодной войны»  НАТО во главе с США пытается контролировать международную   политическую   обстановку в   мире. Однако Россия и Китай — две крупнейшие мировые державы, расположенные в евро-азиатском пространстве, несмотря на различия в идеологическом общественном устройстве, также играют значительную роль в сохранении и обеспечении современного мирового порядка.

Правительства РФ и КНР, исходя из существующих реалий, коренных интересов наших стран в сфере добрососедства, дружбы, сотрудничества, политики, экономики, технического прогресса, культуры и международных дел, стремятся к дальнейшему углублению и развитию российско-китайских отношений.

В  последние  годы лидеры  двух стран  подписали ряд совместных коммюнике и деклараций, в том числе Декларацию о многополюсном мире и установлении нового международного порядка. Важнейшим направлением российско-китайских отношений в этих условиях являются военно-техническое сотрудничество и та помощь, которую оказывает Россия   в  укреплении военно-промышленного комплекса   и модернизации народно-освободительной армии Китая…

 

С РОССИЕЙ «НАВЕКИ БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ И НИКОГДА НЕ БЫТЬ ВРАГАМИ»

Тем не менее, по мнению политических аналитиков КНР, в ближайшие годы Китай столкнется с серьезными проблемами: наметились тенденции замедленного развития экономики, увеличение разрыва в материальном положении богатых и бедных, коррупция. Усилилось давление на КПК со стороны международного сообщества по таким проблемам, как права и свободы человека, стремление партии сохранить свое лидерство над законом и превращение в партию элитных групп. Эти и другие факторы стали причиной проведения политических реформ власти и вооруженных сил.

Новое китайское руководство в процессе военного строительства учитывает новую военно-стратегическую обстановку, уделяет большое внимание проблемам не только укрепления боевого могущества своего государства, но и концепции многополярного мира в борьбе с международным терроризмом. Поэтому вполне закономерно, что руководство КНР поддержало идею Президента РФ Владимира Путина организовать

  • дугу стабильности» на юге Азии для более эффективной борьбы с терроризмом, включая Китай, Россию, США, Западную Европу.

Несмотря на различные трудности, которые испытывает КНР, эта страна быстро превращается в супердержаву, что в свою очередь создает на планете совершенно новую геополитическую ситуацию.

Население в 1,3 миллиарда человек, экономика, занимающая по степени развития шестое место в мире, ее ускоренная модернизация — все это не может не оказывать значительное влияние на мировое развитие. К этому прибавим и предпринимаемые Пекином усилия по совершенствованию китайских вооруженных сил. Кстати, сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП)одобрила увеличение военного бюджета на 11,6 процента, или 2,6 млрд. долларов (как это делается уже все последние годы). Таким

образом, военные расходы в 2004 году составляют почти 25 млрд.долларов. Они, как подчеркивают в Пекине, предназначены для «повышения обороноспособности страны

в условиях внедрения высоких технологий, а также увеличения денежного содержания военнослужащих и пенсий отставникам». Огромные средства направляются на

модернизацию НОАК, цель которой, как объявлено, заключена в совершенствовании стратегического потенциала и создании хорошо обученных и оснащенных компактных войск, обладающих большой мобильностью и огневой мощью и способных проводить операции на границах Китая и за их пределами. Какие же стратегические цели у Китая, что можно ожидать от него? Аналитики многих стран ставят эти вопросы. Ответы на них дают сами китайцы. В частности, выступая на сессии ВСНП. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао подчеркнул, что Китай «не стремится к гегемонии и не угрожает ибо», что страна

сконцентрировалась     на мирном развитии и использует для этого благоприятную мирную обстановку. Эти слова подтверждает практика последних двух с лишним десятилетий – по мере  стремительного развития Китая его внешнеполитический курс становится все более акцентированным на интеграцию в мировую экономику, сотрудничество по всем векторам, укрепление международной безопасности. Россия поддерживает внутреннюю и внешнюю политику КНР по проблеме создания многополярного мира, который, как представляется обеим сторонам, далеко не идеальный.   Отношения между нашими странами по-прежнему развиваются в условиях взаимного доверия и консультаций по стратегическим вопросам, укрепления торгово-экономического и военно-технического сотрудничества, расширения всесторонних контактов. «Китай и Россия являются самыми крупными соседними государствами. Навеки быть друзьями и никогда не быть врагами — это правильный выбор наших стран», — заявил министр иностранных дел КНР Ли Чжаосин. И с этим нельзя не согласиться. У нас установлены отношения стратегического партнерства, подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, действует механизм регулярных встреч на самых различных уровнях. Все это дает хорошие импульсы для дружественных отношений…

 

ВОЕННАЯ РЕФОРМА И МОДЕРНИЗАЦИЯ АРМИИ

Двадцать шесть лет назад, в конце 1978 года, самая населенная страна мира и наш великий сосед Китай покончил со смутой «культурной революции» и взял курс на реформы. Они проводились под руководством патриарха китайской политики модернизации Дэн Сяопина.

Сегодня в печати можно встретить немало публикаций об экономических реформах Китая, причинах их успешного проведения. Однако следует иметь в виду, что одновременно в стране проводятся военные реформы и модернизация вооруженных сил.

Днем рождения Народно-освободительной армии Китая считается 1 августа 1927 года. До 40-х гг. она состояла в основном из полупартизанских формирований, на базе которых в дальнейшем были развернуты регулярные сухопутные войска. В начале 50-х создаются ВВС и ВМС, а в следующем десятилетии начинается развертывание стратегических ракетных войск, которые в 1974 году выделяются в самостоятельный вид вооруженных сил. Военное строительство КНР на протяжении многих десятилетий осуществлялось на основе концепции о неотвратимости новой мировой войны и возможности развязывания широкомасштабных военных действий против Китая. Военная доктрина на первом этапе развития страны опиралась на концепцию «народной войны», предусматривающую содержание многочисленной армии, поддержку высокой мобилизационной готовности вооруженных сил и экономики. Это требовало колоссальных людских, материальных и финансовых ресурсов, что негативно сказывалось на социально-экономическом развитии КНР.

Поскольку до начала 60-х гг. советско-китайское военно-техническое сотрудничество, включая прямое содействие в строительстве вооруженных сил и оборонного потенциала, было весьма тесным, НОАК стала по сути копией советской военной машины. Она была не только боевым, но и производственным отрядом во внутриполитической и экономической жизни страны, проводником аграрных реформ и индустриализации. За 50 лет, прошедших после образования КНР, ее вооруженные силы участвовали более чем в 10 войнах, пограничных конфликтах и других крупных военных столкновениях, потеряв в них примерно 500 тыс. бойцов и командиров.

Всерьез за реформы в армии в 1986 году взялся «архитектор реформ» председатель военного совета ЦК КПК Дэн Сяопин. На первых порах они мало походили на западные модели. Так, вопрос о переходе к профессиональной армии даже не обсуждался, потому что при значительном избытке населения всегда был большой резерв призывников и действовавший закон о всеобщей воинской обязанности фактически не выполнялся: в НОАК призыв осуществлялся выборочно, из той части молодежи, которая отличалась безупречными физическими и моральными качествами и прежде всего преданностью коммунистической партии Китая, непосредственному руководителю вооруженными силами.

На рубеже 1988 — 1989 гг. резко обострилась социально-экономическая и политическая ситуация в стране, что отразилось в студенческих выступлениях весной и летом 1988 года на площади Тяньаньмэнь. В условиях реализации экономических и военных реформ, инфляции, обострения отраслевых диспропорций, роста коррупции, злоупотреблений со стороны кадровых партийных работников не все военные склонны были участвовать в разгоне студенческих демонстраций. По завершении акции подавления этих демонстраций силой Пекинский военный округ и гарнизон подверглись серьезной чистке.

Возникла объективная необходимость в проведении модернизации вооруженных сил в соответствии с дальнейшим углублением экономических реформ, что было подтверждено XIV съездом КПК (октябрь 1992 г.). Тем самым был взят курс на приоритетное развитие экономики, науки, техники с целью создания мощной экономической базы для оборонного строительства и развития военно-промышленного комплекса.

Начался процесс модернизации НОАК. Ставилась задача придать вооруженным силам более современный вид, не затрагивая основы сложившегося военно-государственного механизма, где армии отводилась роль главного орудия государства, обеспечивающего руководству КПК укрепление власти в стране.

 

САМЫЕ КРУПНЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ В МИРЕ

Что собой представляют вооруженные силы КНР на пороге XXI века? По своей численности это самая крупная армия в мире. По данным ежегодных открытых зарубежных и российских изданий и справочников, при населении около 1 млрд. 300 млн. человек численность вооруженных сил — около 2 млн. 350 тысяч человек. Резерв — 500 — 600 тысяч человек. Военизированные формирования (Народная вооруженная полиция) — 1 млн. 500 тысяч человек. Комплектование — по призыву. Срок службы — 24 месяца. Военный бюджет — более 22 млрд. долларов.

В состав Сухопутных войск входят: 1 млн. 700 тысяч человек, 7 военных округов, 28 провинциальных военных округов, 4 командования гарнизонов, 21 общевойсковая армия (44 пехотных, 9 танковых и 7 артиллерийских дивизий, мотопехотная дивизия), 12 танковых, 13 пехотных, 22 мотопехотные и 12 артиллерийских бригад, 7 вертолетных полков, 3 воздушно-пехотные дивизии и ряд других воинских и специализированных частей и подразделений.

ВВС: 400 тысяч человек (в том числе 210 тысяч — в ПВО). На вооружении ВВС КНР около 4 тысяч боевых самолетов (до 500 — 600 единиц могут быть носителями ядерного оружия), из них — более 3 тысяч истребителей, около 200 бомбардировщиков. Самолетный и вертолетный парк оснащен машинами преимущественно   российских (еще советских) и местных производителей — Ту-16, Ил-28, МиГ -19, МиГ-21, Су-27, Су-ЗОМКК, Ил-76, Ан-12, А-12, А-24, А-26, Ми-4.

ВМС: около 250 тысяч человек ( в том числе 40 тысяч «срочников»). Оперативные флоты: Северный, Восточный,  Южный. Флот-эскадры: подводных лодок (6), эскортных кораблей (7), минно-тральных кораблей (3); учебная флотилия; атомная подводная лодка с баллистическими ракетами; 5 атомных подводных лодок; 63 подводные лодки; 21 эсминец с управляемым ракетным оружием; 67 ракетных катеров и ряд других.

Береговая оборона: 28 тысяч человек, 25 районов, 35 ракетных и артиллерийских полков.

Ядро вооруженных сил КНР составляют стратегические ракетные войска (СРВ), оснащенные ракетами с ядерными боеголовками, общее количество которых 600 — 650 единиц.

Управление вооруженными силами в КНР осуществляется центральным военным советом (ЦВС) и военным советом ЦК КПК. ЦВС определяет направления военного строительства, политические и стратегические цели войны, военный бюджет, решает комплекс вопросов, связанных с введением в стране военного положения, проведением всеобщей или частичной мобилизации. Председатель ЦВС является верховным главнокомандующим вооруженных сил Китая. Основной орган ЦВС КНР — генеральный штаб (ГШ), через который ведется управление вооруженными силами.

Что касается министерства обороны, то в системе Государственного совета КНР оно лишь реализует установки военно-политического руководства страны по техническому обеспечению строительства вооруженных сил, их комплектованию, планированию, распределению и расходованию военного бюджета, координирует деятельность гражданских министерств и ведомств, выпускающих оборонную продукцию, осуществляет межгосударственные военные связи и представительские функции.

Через главное политическое управление ЦК КПК осуществляет политическую работу в армии.

Функции по организации мобилизационно-технического, финансового обеспечения вооруженных сил, а также руководству строительством, эксплуатации военных объектов, работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий, ремонтных заводов, тыловых органов видов ВС возложены на главное управление тыла.

Особое место в системе управления ВС занимает генеральный штаб ВС. В его подчинении находятся штабы видов ВС. осуществляющие управление деятельностью войск, а также штабы больших военных округов сухопутных войск. ВВС и штабов флотов ВМС.

Помимо регулярных компонентов в вооруженных силах Китая имеются и иррегулярные компоненты — Народное ополчение и Народная военная полиция. Народное ополчение выполняет свои задачи без отрыва от производства. В мирное время на ополчение может возлагаться охрана границы, общая протяженность которой составляет 7,5 тыс. км.

Народная военная полиция, которая находится в настоящее время в процессе реформирования, состоит из соединений, частей и подразделений трех родов войск: внутренней охраны, пограничной охраны и специальных войск (пожарной и лесной охраны, производственно-строительных частей). Личный состав этих подразделений руководствуется общевоинскими уставами и наставлениями, имеет одинаковые с армией права и нормы довольствия.

НОАК — основа регулярных сил — в процессе реформирования совершенствует организационно-штатную структуру, проводит техническое переоснащение войск, повышая их боеспособность. За годы военной реформы произошло резкое сокращение центрального военного аппарата и не менее чем на 30 — 40% — численности вооруженных сил, проведена реорганизация военной структуры на всех уровнях.

По мнению китайских руководителей, вооруженные силы развивают главные традиции НОАК, признают абсолютное руководство партии, сохраняют характер народной армии, отдают все силы для укрепления обороноспособности страны и строительства социализма с китайской спецификой.

Народно-освободительная армия Китая сегодня переживает революционную вере.             Она постепенно превращается в современную модернизированную, обладающую современным вооружением.

 

СТРАТЕГИЯ АКТИВНОЙ ОБОРОНЫ

Программа реформ и модернизация НОАК в последнее время приобретает конкретные очертания. В качестве основной задачи, определяющей внешнеполитический курс, выдвигается так называемая стратегия активной обороны, которая предусматривает повышение боеспособности НОАК при сокращении ее численного состава и одновременном оснащении новейшим оружием. Сокращение коснется главным образом сухопутных войск. Численность армии уменьшится сначала до 1,8 млн. военнослужащих, а в последующие годы еще на 30 %. Вместе с тем будут несколько расширены ВВС, ВМС и СРВ, созданы мобильные силы НОАК, предназначенные для действий в локальных войнах (более 250 тыс. человек), а в перспективе в их состав планируется включить ударную авиацию ВВС и часть сил флота.

Модернизация ВВС и ПВО занимает приоритетное направление в развитии вооруженных сил КНР. Такой подход обусловлен преобладающим в мире и военном руководстве Китая взглядами на решающую роль авиационной мощи государства в прогнозируемых конфликтах и войнах в современном мире. При этом КНР опирается на активный импорт в крупных масштабах наиболее современных и перспективных российских истребителей, истребителей-бомбардировщиков типов Су-30МКК, МиГ-29 на развертывание лицензионного производства этих самолетов на собственных предприятиях, а также на разработку и производство собственных самолетов новых поколений.

Наряду с авиацией в КНР осуществляется модернизация всей системы ПВО и частично флота, опирающаяся на закупки российских зенитно-ракетных систем (С-300, «Тор-1», «Бук») и на создание собственных ЗРС различных классов и назначений.

Вместе с тем необходимо отметить некоторую тенденцию, связанную с повышением требований новых властей КНР к технологическому уровню закупаемых в России вооружений. При этом главными конкурентами россиян в КНР в научно-техническом сотрудничестве могут стать США, Германия и Израиль. Наиболее серьезным конкурентом может оказаться Германия.

Появление западных конкурентов на рынке производства военной промышленности и научно-технического сотрудничества в Китае имеет положительный эффект не только для безопасности КНР, но и для России в плане пересмотра всей нашей военно-технический политики в отношении передачи высокотехнологической продукции Китаю и ряду государств современного мира.

Министр обороны КНР, говоря о перспективах НОАК на пороге XXI века, отмечал, что в эпоху революционных изменений, которые происходят в военной сфере, китайская армия в своем развитии должна опираться на достижения науки и техники, руководствоваться стратегией: «с помощью науки и новейших технологий наращивать мощь вооруженных сил».

Уже с середины 80-х гг. в КНР успешно освоен выпуск около 130 образцов военной техники.

Следует отметить все более расширяющееся военно-техническое партнерство между КНР и РФ. Российский ВПК уже сегодня активно участвует в программе комплексной модернизации китайских вооруженных сил. Кроме того, в России получают образование, проходят переподготовку немало офицеров НОАК.

Военные реформы и модернизация НОАК коснулись качественного состава армии, особенно офицерского состава в плане их омоложения, введения новых воинских званий. Была реформирована система военного образования. Вместо 116 военно-учебных заведений появились несколько десятков учебных заведений нового типа: командный институт сухопутных войск, военно-педагогический институт, военно-экономический институт, военный институт международных отношений и т.д.

Руководством ВС была поставлена задача: к 2000 году все офицеры должны иметь высшее образование.

В настоящее время система военной службы сочетает обязательную и добровольную службу, нахождение в народном ополчении и службу в запасе. Срок прохождения обязательной военной службы сокращен во всех видах вооруженных сил до двух лет. Упразднена сверхсрочная, длившаяся раньше 8-12 лет, и введена служба по контракту на срок не менее трех лет.

По данным военного ведомства, после сокращения китайской армии в 1983 году 1,2 млн. бывших сержантов и офицеров трудоустроились на сельских и промышленных предприятиях, минуя огромные очереди желающих получить любую работу.

Особое внимание в условиях сокращения численности личного состава вооруженных сил, особенно сухопутных войск, уделяется организации и проведению боевой подготовки. Выросли интенсивность и масштабы проводимых учений и маневров. Большинство учений проводятся, как правило, на востоке страны, особенно в зоне Тайваньского пролива, в целях обеспечения безопасности морских границ Китая и содействия объединению с Тайванем.

В процессе проведения военных реформ по укреплению боеспособности ВС КНР большое значение имеет укрепление воинской дисциплины в армии. Недавно в НОАК был введен новый дисциплинарный устав, призванный повысить уровень армейской дисциплины и служить барьером на пути совершения преступлений военнослужащими. Свод новых нормативов и предписаний подписал председатель центрального военного совета КНР Цзян Цзэминь.

Одной из важных составляющих программы «модернизации обороны» является задача экономического обеспечения готовности страны для создания и развития современной базы военного производства, способной удовлетворять потребности страны в оружии и военной техники в мирное и военное время.

Военно-промышленный комплекс КНР насчитывает около 30 тысяч предприятий и 3 млн. человек персонала. Реформы и модернизация ВПК, по мнению китайских политических лидеров, должны идти по двум направлениям: во-первых, создание и совершенствование механизма оборонной промышленности, рыночной экономики; во-вторых, решения узловых технических проблем, тормозящих процесс военной науки и перевооружения армии, разработки высокотехнологичных вооружений с целью покончить с зависимостью от импорта оружия последнего поколения. Пока по оценке специалистов, Китай достиг значительных успехов в области лазерной техники, которой оснащается национальная ракетная система, в бронетанковой технике, артиллерии.

Рост военных расходов КНР к началу XXI века дает возможность укрепить военный потенциал страны, обороноспособность, успешно осуществить военные реформы и модернизацию НОАК, вооруженных сил в целом.

Несмотря на увеличение бюджета на оборону в 2004 году на 11,6 %, или на 2,6 млрд. долларов, военные ассигнования КНР в процентном отношении намного меньше, чем у многих стран мира. Представленный правительством на рассмотрение ВСНП военный бюджет составляет всего 1,7 % ВВП страны против среднемировых ассигнований на уровне 3%. Сравнивая китайский бюджет с американским, начальник финансового органа КНР Дин Цзие заявил, что военные расходы США в расчете на душу населения составляют 300 тыс. долларов, а в Китае только 10 тыс. долларов.

АРМИЯ И ВЛАСТЬ

Осенью 2002 года китайское руководство приступило к осуществлению передачи власти новому, «четвертому» поколению лидеров во главе с Ху Цзиньтао. За более чем полувековую историю существования КНР в стране сменились лишь три партийно-государственных лидера, отождествляемых с поколениями в руководстве. Первое поколение олицетворяет Мао Цзэдун, второе -Дэн Сяопин, третье — Цзян Цзэминь. Вместе с тем процесс передачи власти от 76-летнего Цзян Цзэмина к 60-летнему Ху Цзиньтао сопровождался внутренними трениями. Разногласия стали возникать как между старыми и новыми политиками, так и между различными группировками внутри нового руководства.

Особенности политической власти КНР хорошо были известны лидерам первого и второго поколения страны — Мао Цзэдуну и Дэн Сяопину, которые до конца своей жизни держали «винтовку» в своих руках, являясь председателями военного совета ЦК КПК -самого могущественного органа в системе государственного управления Китая. По этому пути пошел и политический процесс смены третьего четвертым поколением китайских лидеров — Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао. Последний лидер получил руководящие посты в партии и государстве, заняв также пост председателя КНР. Что касается Цзян Цзэминя, то за ним сохранилось руководство военным советом ЦК КПК и центральным военным советом (ЦВС) КНР, что было утверждено, соответственно, решением депутатов съезда и сессии ВСНП. Правда, он добровольно ушел с этого поста.

Новый этап политического процесса, связанный с новыми успехами развития Китая в экономической сфере, объективно требовал определенных сдвигов и в проведении политических реформ. Известный российский исследователь по КНР Л.П. Делюсин отмечал, что отставание политических реформ от экономических привело к тому, что путь к рынку оказался легче, чем путь к демократии, «не пройдя его, невозможно полностью осуществить программу модернизации».

Эпоха Мао Цзэдуна, когда всю политику определяли КПК и воля одного человека, ушла в прошлое. Под руководством патриарха китайской политики Дэн Сяопина было начато проведение реформ и модернизации в сфере экономики и социальной жизни.

Новая модель квазидемократического государства способствовала не только укреплению экономического могущества государства, но и его вооруженных сил.

В политическом механизме Китая все явственнее стала выступать на поверхность прятавшаяся до сих пор среди партийного руководства и генералитета проблема взаимоотношений между партией и армией. Традиционный подход, на который пытался опираться Цзян Цзэминь, — партия должна командовать армией, а армия должна быть верной партии — начинает давать сбои. Это было вызвано тем, что в Китае еще не отработан механизм формирования власти на основе демократического волеизъявления народа, выведение армии из-под контроля КПК и передача ее в «распоряжение» правительства и ВСНП означало бы немедленное затухание роли партии и самой армии. Нынешнее руководство КНР ни при каких условиях не намерено этого допускать и, очевидно, еще долго будет держать «винтовку» в своих руках, без которой НОАК может стать слабым звеном в политической системе страны. С этой целью армию необходимо превратить из инструмента власти в институт власти государства.

Китай сегодня стоит перед проблемой превращения армии в инструмент государственного механизма. Эта проблема является одним из важнейших направлений политических реформ.

Рассматривая стратегию КНР, необходимо заметить, что она, исходя из идеи и теории китайского руководства, состоит из трех частей: стратегии национального развития; международной стратегической ситуации; национальных интересов КНР и стратегии национальной безопасности.

Важное место в реализации стратегического курса КНР занимает российско-китайское сотрудничество. После долгих напряженных послевоенных лет оно наконец стало конструктивным. Регулярные встречи глав правительств двух стран – яркое тому подтверждение. Объем товарооборота между Россией и Китаем в 2002 году составил около 12 млрд. долларов. Самым перспективным направлением в товарообороте двух стран является   военно-техническое сотрудничество ВТС. Россия  оказывает помощь Китаю в развертывании собственного производства высокотехнологичных систем вооружений. На вооружение китайской армии стали поступать радиолокационные станции, противолодочные вертолеты, пехотные огнеметы, самоходные гаубицы, зенитно-ракетные комплексы корабельного базирования и многое другое.

Все это свидетельствует о том, что в процессе проведения военных реформ и модернизации Китай входит в третье тысячелетие первоклассной военной державой.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

2 комментария

  1. Марат:

    Я бы хотел узнать Автора. КТО?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *