Война в Ираке и меры, принимаемые руководством России по ее прекращению

ПЛАН

проведения информирования с личным составом сборов с ГПЗ

 

ТЕМА: «Война в Ираке и меры, принимаемые руководством России по ее прекращению».

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _________

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 30 минут

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: солдатское общежитие №3.

 

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Главный аргумент Вашингтона в обосновании агрессии против Ирака – недемократизм режима Хусейна. Зыбкий аргумент в том смысле, что внутренние порядки в другой стране не могут быть причиной нападения на нее. Мало ли кому такой режим не нравится. И в этом вся несправедливость расправы над более слабой страной.

Других аргументов и вовсе не просматривается. Никому Багдад в последние годы не угрожал, ни на кого не собирался нападать. Пусть с недовольством, но он все же выполнял волю международного сообщества в лице ООН. И дело понемногу шло к ликвидации даже гипотетической угрозы с его стороны.

Ирак уступал, цеплялся за выбиваемые из-под его ног опоры, стремился сохранить лицо, рассчитывал выйти из кризиса без крови – и это нормальное поведение каждой страны, всякой политической власти. Можно и должно было продолжать давление на иракское руководство посредством дипломатии, экономических рычагов, даже, в конце концов, угрозы применения силы.

И это было бы не что иное, как пропагандируемое Вашингтоном «принуждение к миру». К большому сожалению, политико-дипломатическая кампания рухнула, война стала фактом.

Россия много сделала для того, чтобы предотвратить её. При этом она не только преследовала собственные интересы, но и руководствовалась чисто нравственными началами в политике. Позиция Москвы осталась понятной, реалистичной, лишенной двойных стандартов на протяжении всего времени, пока нарастал кризис вокруг Ирака.

Она сводилась к тому, чтобы международный контроль над разоружением Ирака осуществлялся жестко, но исключительно политико-дипломатическими методами. Кремль до последнего момента пытался образумить Белый дом, подтолкнуть его к жестам доброй воли, великодушия.

Вместе с тем Москва уже сейчас думает о том, чтобы минимизировать урон, который может быть нанесен международной системе безопасности. Хуже всего, если наметится какой-то раскол в Совете Безопасности ООН.

Примерно в 5.40 по багдадскому времени американо-британские войска начали военную операцию против Ирака. Первая фаза боевых действий осуществлялась нанесением удара по иракским военным объектам крылатыми ракетами «Томагавк», запущенными с четырех крейсеров и двух подводных лодок США, которые находятся в Персидском заливе.

Как заявил адмирал Джон Келли, все выпущенные ракеты поразили намеченные цели. Но вместе с тем он признал, что в ходе запуска одна из ракет отклонилась от цели.

В налете приняли участие также самолеты-невидимки F-117А «стэлс».

За два часа до начала операции против Ирака США и Великобритания осуществили пять воздушных налетов на его территорию и подвергли воздушному удару 20 иракских городов. Одновременно с ударом на частотах иракского радио начались передачи американских пропагандистов.

Иракские силы ПВО, размещенные в столице и вокруг неё, открыли плотный заградительный огонь. С обращением к нации, которая транслировалось по иракскому телевидению, выступил Саддам Хусейн. Он, в частности, заявил, что, «развязав преступную агрессию, враг поступил по отношению к нам несправедливо и совершил позорное преступление против человечества». Саддам призвал всех иракцев к священной войне с американо-британскими войсками. Он обещал им, что страна и её руководство вместе с народом отразят захватчиков и нанесут им поражение. Ирак требует созыва Совета Безопасности ООН в связи с нападением со стороны Соединенных Штатов.

Оценивая различные высказывания представителей Пентагона и опыт предыдущей войны в Персидском заливе, аналитики считают, что начавшаяся военная операция против Ирака будет развиваться по следующему сценарию.

Вначале иракская территория будет подвергаться массированной бомбардировке, при этом будет сброшено в 10 раз больше бомб, ракет и снарядов, чем это было в 1991 году. Удары будут наноситься по всем военным объектам, системам ПВО, штаб-квартирам правящей партии, системам связи и коммуникации Ирака. Спецчасти будут стремиться как можно быстрее захватить стратегические объекты, на которых может находиться оружие массового поражения, а также нефтяные районы.

Наземная операция начнется после длительных бомбардировок, возможно, лишь на вторые сутки и будет проводиться в три этапа.

Цель первого из них заключается в быстром захвате города Басра и установлении контроля над южными оперативными районами Ирака, граничащими с Кувейтом.

Контроль над этим плацдармом позволит командованию США развернуть в боевые порядки все свои силы, которые сейчас находятся в лагерях на кувейтской территории.

Второй этап операции будет состоять из быстрого передвижения войск с юга к Багдаду. При этом расчет строится исходя из того, что расстояние около 400 километров нужно преодолеть достаточно быстро, с тем чтобы не позволить иракским войскам организовать сопротивление и взорвать многочисленные мосты через реки. Стоит учитывать, что основной путь к Багдаду лежит по долине между Тигром и Евфратом. В случае попытки выйти к иракской столице с запада на пути наступающих войск станут преграды в виде Евфрата и системы озер Тартар, Хабания, Милх, которые имеют систему дамб.

Нельзя исключить, что иракцы смогут затопить некоторые участки территории, чтобы приостановить движение войск противника.

Третий и заключительный этап операции состоит в полном окружении Багдада. Пока эксперты не могут с достаточной степенью уверенности сказать, готово ли командование США брать с ходу столицу Ирака.

Большинство из них склоняется к мнению, что западные войска входить в своей массе в Багдад не будут, а заблокируют столицу и направят туда небольшие отряды спецназа, а также вооруженные группы иракской оппозиции в ожидании краха режима в результате внутреннего восстания или дезертирства.

Командование операцией не может не учитывать, что вокруг Багдада и в самом городе сконцентрированы элитные войска вооруженных сил и Республиканской гвардии, а также создана глубокоэшелонированная оборона.

Эта оборона включает внешнее кольцо, где развернуто 40 тыс. гвардейцев и созданы инженерные защитные сооружения. Оно находится в радиусе 50 км от центра Багдада и имеет ширину около 6 км.

Внутри этого кольца лежат кварталы большого Багдада. Здесь должны будут действовать городские оборонные группы по 25 человек каждая. Их задача – втянуть американские и британские части в городские сражения внутри тесных жилых кварталов.

В самом центре Багдада создано последнее, третье, кольцо обороны, которое включает два президентских дворца. Здесь в многочисленных подземных сооружениях находятся подразделения личной гвардии Саддама.

Считается, что в целом оборону Багдада будут обеспечивать около 100 тыс. военнослужащих элитных частей.

Тем не менее, Пентагон рассчитывает завершить войну в считанные дни. По оценке первого заместителя министра обороны США Пола Вулфовица, ориентировочная стоимость военной акции против Ирака составит до 95 млдр. долларов. Вулфовиц настаивает, что война таит в себе множество неясностей, и поэтому все прогнозы по её срокам и расходам слишком неопределенны.

После свержения режима Саддама Хусейна в Ираке останется оккупационный контингент вооруженных сил США численностью от 50 до 200 тысяч военнослужащих.

Предполагается, что эти силы будут находиться на всей иракской территории как минимум шесть месяцев, после чего контингент будет сокращен в зависимости от ситуации до 90-20 тысяч. Минимальный срок их пребывания в Ираке определен в два года.

План предусматривает жесткий военный контроль США над всей иракской территорией, а  роль высшего должностного лица в оккупированном государстве будет выполнять глава Центрального командования ВС США генерал Томми Фрэнкс, в зоне оперативной ответственности которого находится сейчас Ирак.

Считается, что расходы США на восстановление Ирака не должны быть высокими, поскольку Ирак имеет собственные финансовые средства и людские ресурсы.

Война в Ираке оттянула немалую долю российской общественной энергетики от внутренней злобы дня. Русский национальный характер вновь откликнулся на чужую беду, проявив свою извечную одержимость в участии в делах общемировых. Впервые за многие годы позиция политического руководства выражена предельно внятно, с точно обозначенным национальным интересом. В этой позиции, с одной стороны, абсолютное отрицание военно-силового способа решения иракского вопроса, с другой – ясно выраженная готовность всеми политическими и дипломатическими средствами поддержать усилия международного сообщества (в том числе усилия США) по ликвидации в иракском пространстве последствий агрессивной идеологии. Во-первых, Россия должна оставаться самой собой. И, во-вторых, она не должна искать себе врагов. Ни в лице европейцев, ни в лице американцев.

Министр иностранных дел России Игорь Иванов считает, что неизбежно возвращение ситуации в рамки Совбеза ООН, иначе предполагаемое американское управление Ираком станет обычным «оккупационным режимом» со всеми вытекающими из этого последствиями в виде, к примеру, противодействия местного населения. Необходимость последующей правовой легитимизации как самой операции, так и войск союзников, по словам Игоря Иванова, в принципе понимают и в Вашингтоне.

Россия будет пристально следить, чтобы ни одна резолюция не легитимизировала силовую операцию. Как считают в Москве, это автоматически ведет к тому, чтобы в правовом плане были сохранены все существовавшие до начала войны договоренности, в том числе и долговые, и в плане прав на разработку нефтяных месторождений.

Войной в Ираке был нанесен еще один – «очень мощный» — удар по нормам международного права и мировым институтам, в первую очередь ООН. Глава российского МИД согласен с тем, что в этой связи ООН необходимо провести самореформу. Сейчас, как известно, постоянными членами СБ ООН являются Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. По его мнению, интересам России отвечало бы расширение числа постоянных членов Совета Безопасности ООН на пять стран, «в пятерку новых постоянных членов Совета могли бы войти Германия, Япония и Индия, а также по одной стране от Африки и Латинской Америки». Понятно, что «продавить» такую реформу будет очень трудно, — не факт, что будет достигнуто согласие даже по кандидатурам в новые постоянные члены Совбеза. Но, как сказал Игорь Иванов, «можно ожидать, что динамику реформе придала бы встреча на высшем уровне, которая вполне могла бы состояться после иракского кризиса», да и собственно кризисы иногда ускоряют все процессы.

Позиция России в отношении Ирака – не принимать ни одну сторону в конфликте, а оставаться в стороне, ограничиваясь принципиальными требованиями соблюдения моральных и правовых норм. Москва, как и мудрый Китай, официально выступающий против действий Вашингтона, но при этом тихой сапой развивающий ту же торговлю с США, и делает.

Россия была и остается сторонницей строгого и неуклонного выполнения положений Устава Организации Объединенных Наций, резолюций Совета Безопасности ООН и основ международного права всеми членами ООН без исключения.

С этих же принципиальных позиций наша страна рассматривает и ситуацию, сложившуюся в связи с началом военной акции США против Ирака. Это четко обозначено в заявлении Президента России, сделанном 20 марта. В нем, в частности, сказано, что применение силовых мер американской стороной против Ирака ничем не оправдано, противоречит мнению международного сообщества и является большой политической ошибкой.

Что касается последствий, то я глубоко убежден: подобные силовые действия неизбежно накалят и без того взрывоопасную ситуацию на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива. Наряду с этим  начавшаяся военная акция также серьезно осложнит взаимодействие стран – участниц антитеррористической коалиции, что не может не противоречить их общим интересам.

Россия не одинока в неприятии приоритетности и тем более безальтернативности военных методов урегулирования кризисных ситуаций. Схожую позицию в этом вопросе занимает целый ряд ведущих государств мира.

В создавшейся ситуации наша задача состоит в минимизации негативных последствий, которые неизбежны при действиях США и их союзников по силовому сценарию.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *