Все, что знаю и умею, — тебе, молодой солдат!

ПЛАН

проведения воспитательной работы с личным составом

 

Тема: «Все, что знаю и умею, — тебе, молодой солдат!».

Дата проведения: ____

Время проведения: 50 минут.

Место проведения: комната досуга и информирования

 

Ход информирования.

С первых дней службы молодых воинов сержанты и старшины становятся для них ближайшими наставниками, приучают их к строгому соблюдению уставов, помогают солдату осознать личную сопричастность укреплению Вооруженных Сил.

Постоянно общаясь с подчиненными, сержанты и старшины убедительно и доходчиво разъясняют им цели воинской службы, предназначение и функции Российских Вооруженных Сил. При этом большое значение имеет разъяснение молодым воинам положений Конституции РФ о защите Отечества, требований законов и воинских уставов о прохождении воинской службы. Каждый воин должен глубоко понять, что его успехи в боевой учебе, мастерское владение техникой и оружием, высокая дисциплинированность необходимы для воинского коллектива и для Вооруженных Сил в целом.

Прививая любовь к воинской службе, надо всесторонне раскрывать ход военной реформы, показывать ее успехи, трудности и проблемы, разъяснять задачи, стоящие перед частью и подразделением. Для этого сержантам и старшинам важно самим быть в курсе происходящих событий в стране и за рубежом, уметь отвечать подчиненным на возникающие у них вопросы, помочь определить каждому воину свое место в решении задач, поставленных перед подразделением, частью.

Важно умело использовать в воспитательных целях героическую историю Вооруженных Сил, их боевые традиции. В армии и на флоте уже давно стало незыблемым правилом: служба молодых воинов начинается с посещения комнат боевой славы, музеев, где отражен боевой путь соединения, полка, корабля.

Воинская служба немыслима без строгого следования уставам. Не зря в армии существует поговорка «Живи по уставу, завоюешь честь и славу». В ходе их разъяснения сержантам и старшинам важно добиться глубокого понимания каждым воином, что уставы – это свод законов армейской жизни, что в нем заложен огромный опыт, накопленный за многие десятки, а то и сотни лет. Необходимо показывать, что их требования исключительно рациональны, продуманы, они направлены не только на установление определенного порядка, без которого не может осуществляться жизнедеятельность подразделения, но и на формирование многих ценных качеств личности.

Младшие командиры играют немаловажную роль в обучении подчиненных воинскому мастерству, в овладении ими боевой техникой и оружием, в привитии высоких морально-боевых качеств, необходимых в бою.

Сержанты  призваны не только формировать у подчиненных верное представление об их роли в бою, добиваться глубокого освоения оружия и боевой техники, а также мастерского использования их тактико-технических возможностей, но и подкреплять все это личным примером. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, тем, что каждый из сержантов выполняет в подразделении конкретную функцию военного специалиста. Слабое владение им оружием и боевой техникой неизбежно скажется на результатах деятельности всего подразделения, части. А это недопустимо.

Во-вторых, сержанты стоят ближе всех других начальников к подчиненным солдатам, обязаны обучать их, индивидуально работать с ними, воспитывать у них любовь к службе, бережное отношение к оружию и боевой технике. Поэтому высокая личная подготовка, хорошее знание правил использования, хранения и сбережения техники и оружия подчиненными выступают важнейшими условиями успешного выполнения каждым сержантом своего воинского долга.

В-третьих, сержанты являются руководителями и организаторами действий подчиненных в бою. От их слаженности и взаимодействия зависят сила и боевая мощь частей, армии в целом.

Командирская деятельность сержантов имеет ряд особенностей. Одна из них состоит в приблизительно одинаковом с подчиненными возрасте, образовании, жизненном опыте. Кроме того, они вместе с подчиненными живут, учатся, несут службу, обслуживают технику. Это требует от каждого сержанта глубокого понимания своего места в системе обучения и воспитания подчиненных.

Задача сержанта состоит в том, чтобы в отделении, экипаже, расчете, на боевом посту сформировать морально-политические, боевые, психологические и физические качества и на основе этого выработать высокое мастерство, духовную устойчивость, постоянную готовность переносить любые испытания войны.

Правильно поступают те сержанты, которые в ходе занятий создают различные напряженные ситуации, развивают инициативу и самостоятельность подчиненных. Надо помнить: всякое послабление на занятии замедляет выработку у воинов навыков эффективного использования оружия, ведет к неоправданным затратам материальных средств, к самоуспокоенности и благодушию.

Велика роль сержантов в нравственном воспитании подчиненных, в формировании у них моральных качеств, повышении морального духа.

Младшие командиры реализуют свои воздействия путем многообразных средств влияния: слова, личного примера, создания соответствующих отношений в коллективе, организации труда и отдыха воинов. Дело за тем, чтобы более правильно использовать все эти средства, применять их активно и творчески.

Далеко не всегда деятельность сержантов по наведению уставного порядка, в индивидуально-воспитательной работе, в создании благоприятного нравственного климата в коллективе отвечает современным требованиям. В чем причины такого положения?

Во-первых, у отдельных сержантов сказывается слабая подготовленность к выполнению своих обязанностей: отсутствуют навыки воспитательной работы с подчиненными, умение в полной мере управлять отделением на учениях и плановых занятиях. У некоторых недостаточно развита ответственность за состояние дел в подразделении.

Во-вторых, нередко младших командиров ввиду их инертности и слабой подготовленности вынуждены подменять офицеры. В результате этого сержанты постепенно перестают чувствовать себя командирами, самоустраняются от обучения и воспитания подчиненных.

В-третьих, имеются недостатки в подборе кандидатов на сержантские должности.

Таким образом, только при тщательном отборе кандидатов на командирские должности, стройной системе обучения и воспитания сержантов они станут надежными помощниками офицеров и окажут серьезное влияние на подчиненных.

Любой воинский коллектив формируется и развивается постепенно. В этом процессе можно выделить условно три этапа.

Первый этап связан с реорганизацией и становлением воинского коллектива. В это время в силу отсутствия коллективного опыта и взаимодействия между его членами коллектив выступает для офицеров и сержантов только как объект воздействия. В коллективе постепенно начинает формироваться внутренняя структура: образуются микрогруппы, устанавливаются дружеские отношения между воинами, избираются спорторганизаторы, редколлегия стенной газеты и т.д.

На втором этапе развития воинского коллектива требования командиров поддерживает сложившийся актив и наиболее сознательные воины. В нем начинают проявляться все внутриколлективные черты: дружба, симпатии и антипатии, конфликты. Сержанты поддерживают актив, обращают особое внимание на недисциплинированных воинов, помогают найти свое место в коллективе стеснительным и безынициативным воинам.

Подобная целенаправленная работа постепенно приведет к третьему этапу становления воинского коллектива, когда требования офицеров и сержантов поддерживают уже все или подавляющее большинство. В таком случае можно считать, что в подразделении сложился дружный коллектив, которому по плечу любые задачи.

Для целенаправленной работы по сплочению воинского коллектива сержантам важно знать факторы, от которых зависит сплоченность воинских коллективов (см. схему).

Так, важную роль в воинском коллективе играют межличностные взаимоотношения, которые образуются в процессе повседневного общения, выполнения различных задач, в быту и на отдыхе. На их основе строятся и взаимоотношения в воинских коллективах сразу же, как только организовалось подразделение.

Все отношения в коллективе подразделяются на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Первые из них служебные, они строятся на основе требований воинских уставов. Очень важно, чтобы в своей повседневной деятельности сержанты не только руководствовались этими требованиями, но и учитывали психологические аспекты взаимоотношений подчиненных, а также своё психологическое состояние.

Определенное влияние на обстановку в воинском коллективе оказывают микрогруппы. Они складываются на основе общих интересов, взаимной симпатии, по национальному признаку. Важно добиться их положительной направленности.

Многое значит в воинском коллективе общественное мнение, на формирование которого большое влияние оказывают младшие командиры.

Сплоченность воинского коллектива в немалой степени зависит и от коллективных настроений. Самыми желательными настроениями в коллективе являются жизнерадостность и оптимизм.

Длительно существующий коллектив имеет свои традиции и обычаи, которые сплачивают всех его членов в крепкий монолит, обеспечивают преемственность, позволяют быстрее вводить в строй молодое пополнение.

Работа сержантов по сплочению коллектива может быть эффективной только в том случае, если они пользуются авторитетом у подчиненных. Он зависит от умения построить свои взаимоотношения с подчиненными. Этому во многом способствует хорошее знание людей.

Для авторитета сержанта большое значение имеет тактичность. Тактичный человек умеет управлять собой и поступает так, как это целесообразно для воспитания подчиненных, создания положительного настроя у людей.

Положительное влияние на авторитет сержантов оказывает уравновешенный характер. Работа с людьми требует терпения, ровного и длительного напряжения сил, а это находится в прямой зависимости от уравновешенности характера.

Особое место в ряду положительных качеств командира занимает справедливость. В тесной связи с ней находится и такая черта личности, как чуткость – свойство человека быть внимательным и отзывчивым.

На формирование авторитета сержанта активно влияют его общительность, близость к людям.

Характерной чертой младших командиров является доступность, которая выражается, прежде всего, в простоте общения, во внимании к подчиненным.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *