Жилищной проблеме – государственное решение

ПЛАН

проведения информирования с прапорщиками войсковой части

ТЕМА: «Жилищной проблеме – государственное решение».

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _________

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 30 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: клуб, класс ВР.

 

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Проблема обеспечения жильем действующих и уволенных в запас военнослужащих сегодня остра, как никогда. Начавшееся сокращение армии, и это уже очевидно, еще более усугубляет  ситуацию.

Предупреждая развитие негативных социальных процессов в армейской среде, Президент и Правительство России в последнее время предприняли ряд важных практических шагов по решению проблем, связанных с обеспечением военнослужащих жильем.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 года N Пр-1777 разработана федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» (далее по тексту — Программа), которую затем рассмотрела и одобрила Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Б.Е.Немцова.

20 января 1998 года  Постановлением  Правительства РФ Программа  утверждена. 28 января 1998 г. Указом  Б. Н. Ельцина ей придан статус президентской.

Главной целью Программы является скорейшее решение проблем обеспечения жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, путем создания системы государственной поддержки приобретения ими жилья на рынке или использования кредитных механизмов финансирования строительства и приобретения жилья.

Для этого предусматривается:

— использование государственных средств для предоставления гражданам безвозмездных субсидий на приобретение жилья;

— привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков для завершения строительства жилых домов, финансирование которых было начато за счет средств федерального бюджета;

— развитие системы долгосрочного банковского кредитования для приобретения жилья участниками программы в части, не покрываемой безвозмездной субсидией.

Среди основных исполнителей Программы — администрации республик, краев и областей, входящих в состав Российской Федерации, министерства и ведомства, в которых Законом предусмотрена военная служба. Они организуют всю работу по выполнению Программы на местах.

Осуществление информационного обеспечения реализации Программы, а также организация взаимодействия ее участников возложено на Генерального управляющего Программой. В его составе представлена Военно-страховая компания, на базе 80 филиалов которой будут развернуты консультационные пункты практически во всех регионах России.

Очень важно отметить то обстоятельство, что изначально решен основной вопрос реализации Программы — ее финансирования. Впервые график выделения денежных средств на эти цели утвержден Президентом РФ.

Участие в Программе дает ряд преимуществ:

— во-первых, можно быстро приобрести жилье;

— во-вторых, предоставляемой участнику Программы субсидии вполне достаточно, чтобы стать владельцем отвечающей условиям для проживания квартиры или дома. Если такой вариант его не устраивает, он может взять кредит в одном из участвующих в Программе банков для того, чтобы доплатить за жилье улучшенной планировки.

Кто же может стать участником Программы?

Во-первых, это военнослужащие, увольняемые с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более. Много вопросов вызывает определение — «увольняемые с военной службы”. Необходимо отметить, что в первую очередь речь идет о тех категориях военнослужащих, которые после увольнения с военной службы в соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих” обязательно должны быть обеспечены жильем. Среди них те, кто увольняется:

— по достижении предельного возраста пребывания на военной службе,

— по состоянию здоровья,

— в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Во-вторых, это граждане, уволенные с военной службы, не имеющие жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В-третьих, в Программе могут принять участие граждане,  подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков.

Участие в Программе  дело абсолютно добровольное. Если военнослужащий не желает участвовать в ней, то он обеспечивается жильем в установленном Законом порядке.

Участники Программы должны   быть полностью   проинформированы   об условиях  ее реализации   и дать   письменное согласие на участие в  Программе  на данных  условиях.

Необходимо обратить внимание и на то важное обстоятельство, что участники Программы до момента приобретения жилья не исключаются из списков очередников на получение государственного или муниципального жилья.

Возможность приобретения жилья участник Программы реализует путем получения от государства безвозмездной субсидии. Она предоставляется в   виде   денежной суммы,   которая на руки участнику Программы не выдается, а размещается на  открытом им в отделении одного из имеющихся в регионе банков (Сбербанке России, Инкомбанке или Промстройбанке) блокированном   целевом   счете. Эти средства могут быть использованы получателем безвозмездной субсидии только на приобретение жилья. Они перечисляются банком только после представления оформленного установленным порядком договора купли-продажи. Не допускается использование безвозмездных субсидий  с   блокированного    целевого счета   на   финансирование   нового строительства или завершение строительства.

Размер безвозмездной субсидии (Р) зависит от:

— социальной нормы площади жилья (Н), которая составляет  33 кв. м. общей площади на одинокого, 42 кв. м. на семью из двух человек и из расчета 18 кв. м. на каждого члена семьи при ее численности из трех человек и более. Следует также иметь в виду, что при расчете безвозмездной субсидии льготы военнослужащих  на дополнительную жилплощадь не учитываются.

— средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (С) на территории субъекта РФ (определяется каждые полгода). Кроме того, устанавливается предельный размер стоимости 1 кв. метра жилья по Российской Федерации, который применяется при расчете размера субсидии в случае, если средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья в субъекте РФ превышает  указанный  предел

— численности семьи.

Участники Программы могут реализовать свое право на  получение  безвозмездной   субсидии только один раз.

В случае, если предоставляемой субсидии недостаточно для приобретения жилья, участники Программы могут доплатить собственные средства или взять для этой цели кредит в одном из вышеназванных банков. Они также имеют право приобретать жилье без привлечения собственных или кредитных ресурсов. Допускается приобретение жилья, общая площадь которого больше или меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной для постановки на учет для улучшения жилищных условий, установленной по избранному месту жительства.

Право на получение и использование безвозмездной  субсидии  на приобретение   жилья   подтверждается   государственным   жилищным   сертификатом  — свидетельством  о  предоставлении   безвозмездной   субсидии на приобретение жилья.

Государственный жилищный  сертификат (ГЖС) —   именной документ,   подтверждающий право гражданина — участника Программы на получение безвозмездной субсидии,  которая может быть использована им только   на приобретение жилья.

ГЖС не является ценной бумагой.

Обязательными атрибутами оформленного ГЖС являются:

—  Фамилия, имя и отчество его владельца;

— Размер  субсидии;

— Наименование субъекта РФ, в котором владелец ГЖС намерен приобрести жилье.

В случае,   если получатель ГЖС по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы  в  установленные   Программой сроки,  он сохраняет право на улучшение  жилищных условий   как   очередник на   получение   государственного  или муниципального жилья.

Получение ГЖС осуществляется  в соответствии   с   очередностью,   определяемой соответствующим командиром совместно с жилищной комиссией в воинской части, на корабле, в военном учреждении после получения данных о количестве сертификатов, выделенных  данной части.

Государственный жилищный сертификат является именным и не подлежит передаче другому лицу.

При его утрате вопрос о замене решается заместителем Министра обороны РФ — Начальником строительства и расквартирования войск совместно с  Министерством финансов Российской Федерации на основании рапорта владельца сертификата, поданного им в порядке подчиненности.

Порядок реализации федеральной целевой программы в Вооруженных Силах РФ регламентируется приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г.  N 178.

Для включения в списки кандидатов на получение сертификатов военнослужащие подают в порядке подчиненности рапорт (приложение N1), а граждане — заявление (приложение N 2) командиру воинской части, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке.

Формирование очереди на получение сертификатов осуществляется в порядке, установленном в жилищном законодательстве РФ.

Контроль за обоснованностью включения военнослужащих (граждан) в списки получателей сертификатов, подготовленные жилищными комиссиями, а также соответствием указанных в списках сведений подлинным документам получателя сертификата, осуществляется квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) района  или отделами морской инженерной службы (ОМИС).

Оформление сертификатов производится  Главным управлением военного  бюджета и финансирования МО РФ на основании сводных списков, представленных видами Вооруженных Сил, военными округами, ВДВ, Главными и центральными управлениями Минобороны РФ.

Заполненные сертификаты рассылаются по КЭЧ районов (ОМИС), которые производят их выдачу участникам Программы.

При получении сертификатов в КЭЧ (ОМИС) участники Программы представляют:

военнослужащие:

— выписку из личного дела о составе семьи и продолжительности военной службы,

— справку о сдаче жилья по предыдущему месту военной службы;

— паспорта на взрослых членов семьи (на военнослужащих представляются справки      о  выписке с прежнего места жительства).

граждане:

— паспорта на взрослых членов семьи (на военнослужащих представляются справки о выписке с прежнего места жительства);

— выписку из домовой книги;

— копию финансового лицевого счета;

— справку о проверке жилищных условий;

— обязательство о сдаче занимаемой жилой площади.

Военнослужащие, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или проживающие в закрытых военных городках, предоставляют документы, указанные для военнослужащих и граждан (за исключением справки о сдаче жилья).

Получив государственный  жилищный сертификат,  участник Программы обязан зарегистрировать его в администрации субъекта РФ, избранного для приобретения жилья. После этого сертификат сдается его владельцем в один из участвующих в Программе банков (Сбербанк России, Инкомбанк или Промстройбанк). Банк открывает блокированный  целевой  счет на имя владельца сертификата и заключает с ним договор на открытие и обслуживание этого счета.

В договоре оговариваются основные условия и порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата. Одновременно рассматриваются возможности предоставления банком долгосрочного ипотечного кредита на приобретение жилья, а также другие вопросы, связанные с выполнением сторонами других условий.

Один экземпляр договора вручается владельцу сертификата.

Средства с   блокированного   целевого счета   могут    быть использованы  только  на оплату  приобретения жилья в безналичной   форме.

В течение    трех месяцев гражданин — участник Программы   занимается поиском жилья, которое он приобретет с помощью безвозмездной субсидии.  Ему   предоставлена свобода выбора варианта приобретения жилья,  то есть   он имеет право приобретать любое готовое жилье как  на  первичном, так  и  на вторичном рынке.

Выбрав вариант приобретения жилья, участник Программы   заключает с продавцом жилья договор купли-продажи.

Он должен быть зарегистрирован в органе, уполномоченном осуществлять на территории субъекта Российской Федерации государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и представлен в банк.

Банк в течение 5 рабочих дней со дня представления владельцем сертификата договора купли-продажи жилья осуществляет проверку:

— соответствия оформленного договора купли-продажи жилья личности владельца сертификата;

— соответствия стоимости жилья по договору купли-продажи жилья размеру предоставленной владельцу сертификата субсидии, указанному в сертификате;

— зачисления собственных средств владельца сертификата (в случае превышения стоимости жилья по договору купли-продажи жилья над суммой, указанной в сертификате);

— правильности оформления договора купли-продажи жилья (наличие нотариально заверенных подписей, печатей, реквизитов договаривающихся сторон, отметки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Банк в течение одного рабочего дня после принятия зарегистрированного договора купли-продажи  жилья предъявляет в территориальный орган федерального казначейства копию этого договора и заявку на перечисление средств на блокированный целевой счет владельца сертификата с указанием необходимых банковских реквизитов.

Территориальный орган федерального казначейства по получении заявки от банка в течении 5 рабочих дней перечисляет банку средства на блокированные целевые счета владельцев сертификатов.

Банк в течение 4-х рабочих дней по получении средств от территориального органа федерального казначейства и при наличии поручения вкладчика  оплачивает приобретаемое по договору купли-продажи жилье и пересылает органам исполнительной власти, выдавшим сертификат, его подлинник с отметкой об оплате жилья. Одновременно банк направляет территориальному органу федерального казначейства копию платежного поручения и выписку по блокированному  целевому счету с указанием даты проведения операции и суммы оплаты.

Перечисление средств продавцу жилья осуществляется  путем безналичных расчетов.

При этом участником Программы целесообразно давать поручение банку о перечислении средств со своего блокированного целевого счета  при наличии передаточного акта на получение жилья, зарегистрированного установленным порядком.

Сертификаты погашаются в Министерстве финансов РФ:

— в результате приобретения участником Программы жилья,

— либо по истечении 3-х месяцев, если в банк не представлен договор купли-продажи жилья.

В случае неиспользования сертификата в установленный срок при наличии открытого блокированного целевого счета банк закрывает указанный счет и пересылает сертификат в Министерство обороны РФ для последующего погашения.

Если при решении своей жилищной проблемы гражданин использовал   только  средства выделенной   ему   безвозмездной   субсидии и   собственные средства,  то он становится полноправным собственником   приобретаемого жилья.  Если же кроме этих средств банк предоставил   ему на недостающую сумму ипотечный кредит,  то приобретаемое жилье   используется в качестве обеспечения возврата кредита. До окончания выплаты полученного кредита приобретенное жилье будет находиться в   собственности    участника Программы,   одновременно   являясь предметом ипотеки по полученному кредиту.

На что необходимо обратить особое внимание?

— В первую очередь, на время регистрации риэлторской фирмы. Если она только зарегистрирована, то целесообразнее подыскать другого продавца жилья.

— Не стесняйтесь проверить соответствие указанных продавцом жилья данных реальным (адрес, номер лицензии, уставные документы, финансовый оборот за прошедший год, справки из налоговых органов об исполнении налогов; документы, подтверждающие права собственности на реализуемое жилье и др.). Все эти данные могут быть проверены в регистрационной палате. Желательно также лично убедиться в нахождении фирмы по указанному адресу.

— Следует быть особо внимательным в случае, если Вам предлагается квартира, в которой проживали одинокие люди. Такая жилплощадь должна проверяться через эксплуатационные органы и паспортные столы. В этом случае необходимо уточнить, где в настоящее время проживают жильцы данной квартиры.

— Осторожность надо проявить и в том случае, если квартиру Вам предлагают опекуны или попечители. В данной ситуации все возникающие вопросы надо уточнить  в органах опеки и попечительства.

— Будьте внимательны, если Вам предлагаются квартиры, в которых были прописаны несовершеннолетние. В этом случае необходимо уточнить: выписаны ли дети вместе с родителями и имеют ли они по новому месту жилье, т.к. по Закону, если они не обеспечены жильем,  за ними сохраняется право на продаваемое жилье.

— Насторожитесь также в случае, когда Вам предлагают купить квартиру в рассрочку, а также если предлагаются юридически чистые квартиры,  без подтверждения места убытия хозяев и наличия у них по новому месту жилья.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *