Рубрики
Огневая подготовка

Меры безопасности при обращении с оружием, гранатами, боеприпасами и имитационными средствами

План-конспект

  • Время: 1 час
  • Место: класс
  • Метод: устное изложение
  • Руководства и пособия:
  1. Пособие «Меры безопасности по образцам оружия на служ­бе, занятиях в ПВ.
  2. Меры безопасности по образцам оружия.
  3. Курс стрельб КС, СО, БМ и Т СВ-894

Учебные вопросы и расчет времени:

  1. Вводная часть — 5 мин.;
  2. Основная часть — 35 мин.;
  3. Общие положения безопасности.
  4. Меры безопасности при обращении с оружием на службе, учениях, занятиях, стрельбах и имитационными средствами
  5. Заключительная часть — 5 мин.;

Ход занятия:

Вводная часть:

  1. Принять доклад о готовности обучаемых к занятиям;
  2. Проверить наличие л/с, его внешний вид, готовность обу­чаемых и если необходимо, приказать устранить отмеченные недостатки;
  3. Объявить тему, цели, учебные вопросы занятия.

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОРУЖИЕМ

 

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ, НЕ УСВОИВШИЙ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ, К СТРЕЛЬБЕ И ОБСЛУ­ЖИВАНИЮ СТРЕЛЬБЫ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!

Получив  оружие, необходимо лично убедится в том, что оно поставлено на предохранитель и не заряжено.

Для того чтобы убедиться, нет ли патронов в патроннике, не снимая оружия с предохранителя, необходимо направить ствол в безопасное место, отсоединить магазин (если он был присоединен), оружие снять с предохранителя, отвести рукоятку затворной рамы (затвор) назад, осмотреть патронник, спустить курок с боевого взвода и поставить оружие на предохранитель. Осмотреть магазины.

Запрещается направлять оружие на людей, даже если оно не заряжено.

Запрещается брать и вести огонь из чужого оружия и из оружия, правил обращения с которым не знаешь, и давать свое без разрешения (приказания) командира (начальника караула).

Передавая оружие по приказанию командира (начальника караула) другому военнослужащему, обязательно проверить и предупредить, что оружие разряжено (заряжено) и поставлено на предохранитель. Получив оружие от другого лица, лично необходимо проверить, поставлено ли оно на предохранитель.

Запрещается оставлять оружие где бы то ни было без разрешения (приказа) командира.

Соблюдай особую осторожность при обращении с оружием во время передвижения бегом, на лыжах, при следовании в автомобиле, поезде, самолете.

Оружие при посадке (высадке) в автомобиль, поезд, самолет берется как удобнее, за исключением ротных пулеметов, которые передаются военнослужащими, произведшими посадку (ранее высадившимися) или сзади стоящими.

При передвижении бегом необходимо прижать автомат к поясу, а при следовании в автомобиле, поезде, самолете – держать между колен стволом вверх.

При обнаружении неисправности оружия доложи командиру.

 

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОРУЖИЕМ НА СЛУЖБЕ

 

Во время несения службы на посту оружие должно быть заряженным и всегда готовым  к действию. Автомат держать в ночное время в положении изготовки для стрельбы стоя, в дневное время – в положении «на ремень» или в положении изготовки для стрельбы стоя; на внутренних постах  автоматы с деревянным прикладом – в положении «на ремень», со складывающимся прикладом – «на грудь». Крышка сумки со снаряженным магазином должна быть застегнута.

Получив патроны, проверь их количество и убедись, нет ли на гильзах ржавчины и помятости, не  шатается ли пуля в дульце гильзы, нет ли в капсуле зеленого налета и наколов, нет ли среди боевых патронов учебных: при обнаружении неисправных патронов доложи командиру (начальнику).

Заряжение и разряжение оружия производи только в установленном месте по приказанию начальника караула (войскового наряда), их помощников и только по правилам, изложенным в Уставе внутренних войск.

Следи за тем, чтобы при несении боевой службы заряженное оружие всегда было на предохранителе.

Разрядив оружие, поставь его на предохранитель и доложи начальнику караула (войскового наряда).

Запрещается досылать патрон в патронник, если нет необходимости в применении оружия: помни, что малейшая неосторожность в обращении с оружием, имеющим патрон в патроннике, может привести к тяжелым последствиям.

При производстве предупредительного выстрела оружие направляй вверх или в безопасное место.

После применения оружия, если необходимость дальнейшего веления огня не вызывается обстановкой, немедленно поставь его на предохранитель, доложи начальнику караула (войскового наряда) или его помощнику и только под их непосредственным наблюдением и по их команде разряди оружие.

Во время несения боевой службы никогда не оставляй своего оружия и не передавай его другим лицам.

 

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: 

  • Брать незакрепленное (другого лица) оружие.
  • Направлять оружие на людей, в сторону жилых помещений и охраняемых объектов, независимо от того, заряжено оно или нет.
  • Вести стрельбу, если она не вызывается необходимостью службы, а также вести огонь в направлении жилых домов, мест скопления людей, огнеопасных и взрывоопасных складов.
  • Разбирать оружие во время несения службы, без надобности снимать его с предохранителя, досылать патрон в патронник и накладывать палец на спусковой крючок.
  • Нести службу, имея патрон в патроннике.
  • Отсоединять магазин и вынимать из него патроны во время несения боевой службы.
  • Заряжать и разряжать оружие в неустановленных местах и без разрешения начальника.
  • Стрелять из сигнального пистолета и реактивным патроном при углах возвышения менее 40 – 45 градусов.
  • Разбирать боевые и сигнальные патроны.

 

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УЧЕНИЯХ, ЗАНЯТИЯХ И СТРЕЛЬБАХ

 

Любые свои действия с оружием и боеприпасами производи только по команде командира (руководителя стрельб).

Перед каждым заряжанием убедись в отсутствии в стволе посторонних предметов (земли, песка, ветоши и т.п.).

Заряжание и разряжание оружия производи только по команде командира, при этом ствол оружия направляй в сторону мишени или в указанном командиром направлении.

Перед тем, как использовать учебные или холостые патроны, лично убедись, что среди них нет боевых.

После занятий и стрельбы немедленно сдай командиру все оставшиеся, неиспользованные боевые, холостые, малокалиберные или учебные патроны.

Во время стрельбы не проявляй ненужной торопливости и нервозности, снимай оружие с предохранителя только после принятия положения для стрельбы и команды руководителя «огонь».

Закончив стрельбу, сразу же поставь оружие на предохранитель.

 

ЗАПОМНИ!

Огонь немедленно прекращается самостоятельно или по команде руководителя стрельбы в случаях:

  • появления людей, машин и животных на мишенном поле, низко летящих самолетов и вертолетов над районом стрельб;
  • поднятия белого флага (фонаря) на командном (участковом) пункте и укрытиях (блиндажах);
  • подачи с поста оцепления установленного сигнала об опасности продолжения стрельбы;
  • возникновения пожара от стрельбы;
  • потери ориентировки стреляющим, особенно ночью.

 

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Заряжать оружие боевыми и холостыми патронами, а также боевыми и инертными гранатами до сигнала «Огонь» (команды руководителя, командира).

Направлять оружие на людей, в сторону и в тыл стрельбища, независимо от того, заряжено или нет.

Открывать и вести огонь из неисправного оружия, неисправными боеприпасами, в опасных направлениях стрельбы, при поднятом белом флаге на командном (участковом) пункте и укрытиях (блиндажах).

Оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам, оставлять на огневой позиции (месте для стрельбы) индивидуальное оружие без команды руководителя (командира).

 

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ИМИТАЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

К использованию имитационных средств допускаются только специально обученные сотрудники. Они должны быть тщательно и целенаправленно проинструктированы.

Руководители занятий, а также офицеры подразделений (зас­тав), несут полную ответственность за подготовку личного соста­ва, оружия и имитационных средств к занятиям и учениям.

В целях обеспечения безопасности при использовании имита­ционных средств запрещается:

  • — выдавать личному составу неисправные и пришедшие в не­годность холостые патроны, взрывпакеты, дымовые, имитационные гранаты, фугасы и другие имитационные средства;
  • — дополнять холостые патроны посторонними предметами для усиления звука выстрела или производить связки взрывпакетов с целью усиления звука взрыва;
  • — использовать нестандартные (не заводского изготовления) втулки для холостой стрельбы или стандартные втулки, но с неисп­равной нарезкой. Перед навинчиванием втулок для холостой стрель­бы необходимо тщательно проверять исправность резьбы на дульной части оружия и фиксатора, удерживающего втулку от свинчивания;
  • — производить стрельбу холостыми патронами их учебного и неисправного боевого оружия;
  • — вести огонь холостыми патронами по живым целям, боевой технике и строениям, находящимся от стреляющего ближе 50 м.;
  • — бросать взрывпакеты, дымовые, имитационные гранаты и стрелять в населенных пунктах;
  • — подрывать дымовые и имитационные гранаты и фугас от мест нахождения людей, боевой техники, строений и легковоспламе­няющихся предметов ближе 50 м., а взрывпакеты — ближе 20 м.;
  • — использовать взрывпакеты с неисправным или укороченным огнепроводным шнуром;
  • — задерживать в руке взрывпакет, дымовую имитационную гранату после поджигания запальной головки, а ручную учебную гранату с имитационным запалом — после отпускания предохрани­тельного рычага;
  • — подрывать для обозначения артиллерийского огня толовые шашки на расстоянии ближе 50 м., от людей и машин;
  • — применять боевые и ручные гранаты для обозначения артиллерийского и минометного огня;
  • — стрелять из сигнальных пистолетов и реактивными ракета­ми при углах возвышения менее 40 — 45 град.;
  • — поднимать, сдвигать с места, разбирать и использовать для стрельбы (метания) обнаруженные в районе занятий и учений неиспользованные и неизрасходованные имитационные средства;
  • — при стрельбе холостыми патронами находиться ближе 10 метров от среза дульной части ствола оружия.
  • — бросать взрывпакеты, осветительные и сигнальные патроны в расположение подразделений, на боевую и другую технику, а также в направлении легко воспламеняющихся предметов, трогать и подбирать взрывпакеты, запалы и производить их разборку.

При метании учебно-имитационных гранат необходимо выполнять требования безопасности, установленные для боевых гранат.

 

Заключительная часть:

  1. Напомнить тему, цели, учебные вопросы занятия. оценки.
  2. Дать задание на самоподготовку к следующему занятию.
Рубрики
Огневая подготовка

Правила стрельбы

План-конспект
проведения занятия с личным составом по огневой подготовке

Тема: Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия

Цель: Изучить основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
Учебные вопросы:

  1. Внутренняя и внешняя баллистика.
  2. Основы стрельбы из стрелкового оружия.

Метод: рассказ

Учебное пособие: «Подготовка войск», часть 1, издательство «Граница». Москва 1997 год.

Учебный вопрос № 1 Внутренняя и внешняя баллистика.

В стрелковом деле есть такие понятия, как внутренняя и внешняя баллистика.
Внутренняя баллистика — наука, занимающаяся изучением процессов, которые происходят при выстреле, и в особенности при движении пули (гранаты) по каналу ствола. Основы этой науки должен знать каждый пограничник.


Выстрелом называется выбрасывание пули (гранаты) из канала ствола оружия газом, образующимся при сгорании порохового заряда.
При выстреле в стрелковом оружии происходят следующие явления. От удара бойка по капсюлю боевого патрона взрывается ударный состав капсюля и образуется пламя, которое через затравочные отверстия в дне гильзы проникает к пороховому заряду и воспламеняет его. При сгорании порохового (боевого) заряда образуется большое количество сильно нагретых газов, создающих в канале ствола высокое давление на дно пули, дно и стенки гильзы, а также на стенки ствола и затвор.
В результате давления газов на дно пули она сдвигается с места и врезается в нарезы; вращаясь по ним, продвигается по каналу ствола с непрерывно возрастающей скоростью и выбрасывается наружу по направлению оси канала ствола. Давление газов на дно гильзы вызывает движение оружия (ствола) назад. Гильза, плотно прижимаясь к патроннику, препятствует прорыву пороховых газов в сторону затвора. Раскаленные газы и частицы несгоревшего пороха, истекающие из канала ствола вслед за пулей, при встрече с воздухом порождают пламя и ударную волну; последняя является источником звука при выстреле.
При выстреле из автоматического оружия, устройство которого основано на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в стенке ствола (например, автомат и пулемет Калашникова, СВД), часть пороховых газов, кроме того, после прохождения пулей газоотводного отверстия устремляется через него в газовую камеру, ударяет в поршень и отбрасывает поршень с затворной рамой (толкатель с затвором) назад.
Пока затворная рама (стебель затвора) не пройдет определенное расстояние, обеспечивающее вылет пули из канала ствола, затвор продолжает запирать канал ствола. После вылета пули из канала ствола происходит его отпирание; затворная рама и затвор, двигаясь назад, сжимают возвратную пружину; затвор при этом извлекает из патронника гильзу. При движении вперед под действием сжатой пружины затвор досылает очередной патрон в патронник и вновь запирает канал ствола.
Начальной скоростью называется скорость движения пули у дульного среза ствола.
Начальная скорость является одной из важнейших характеристик боевых свойств оружия. При увеличении начальной скорости увеличивается дальность полета пули, дальность прямого выстрела, убойное и пробивное действие пули, а также уменьшается влияние внешних условий на ее полет.
Величина начальной скорости пули зависит от длины ствола; массы пули; массы, температуры и влажности порохового заряда, формы и размеров зерен пороха и плотности заряжания.

Чем длиннее ствол, тем больше времени на пулю действуют пороховые газы и тем больше начальная скорость.

При постоянной длине ствола и постоянной массе порохового заряда начальная скорость тем больше, чем меньше масса пули.
Изменение массы порохового заряда приводит к изменению количества пороховых газов, а следовательно, и к изменению величины максимального давления в канале ствола и начальной скорости пули. Чем больше масса порохового заряда, тем больше максимальное давление и начальная скорость пули.
Отдачей называется движение оружия (ствола) назад во время выстрела. Отдача ощущается в виде толчка в плечо, руку или грунт. Действие отдачи оружия характеризуется величиной скорости и энергии, которой оно обладает при движении назад. Скорость отдачи оружия примерно во столько раз меньше начальной скорости пули, во сколько раз пуля легче оружия.
В процессе стрельбы ствол подвергается износу. Причины, вызывающие износ ствола, можно разбить на три основные группы — химического, механического и термического характера.
В результате причин химического характера в канале ствола образуется нагар, который оказывает большое влияние на износ канала ствола Если после стрельбы не удалить весь пороховой нагар, то канал ствола в течение короткого времени в местах скола хрома покроется ржавчиной, после удаления которой остаются следы.
При повторении таких случаев степень поражения ствола будет повышаться и может дойти до появления раковин, т.е. значительных углублений в стенках канала ствола. Немедленная чистка и смазка канала ствола после стрельбы предохраняют его от поражения ржавчиной.
Причины механического характера — удары и трение пули о нарезы, неправильная чистка (чистка ствола без применения дульной накладки или чистка с казенной части без вставления в патронник гильзы с просверленным в ее дне отверстием) и т.п. – приводят к стиранию полей нарезов или округлению углов полей нарезов, особенно их левой грани, выкрошиванию и сколу хрома в местах сетки разгара.
Причины термического характера — высокая температура пороховых газов, периодическое расширение канала ствола и возвращение его в первоначальное состояние — приводят к образованию сетки разгара и оплавлению поверхностей стенок канала ствола в местах скола хрома.
Под действием всех этих причин канал ствола расширяется, изменяется его поверхность, вследствие чего увеличивается прорыв пороховых газов между пулей и стенками канала ствола, уменьшается начальная скорость пули и увеличивается разброс пуль.
Для увеличения срока пригодности ствола к стрельбе необходимо соблюдать установленные правила чистки и осмотра оружия и боеприпасов, принимать меры к уменьшению нагрева ствола во время стрельбы.
Прочностью ствола называется способность его стенок выдерживать определенное давление пороховых газов в канале ствола.
Так как давление в канале ствола при выстреле неодинаково на всем его протяжении, стенки ствола делаются разной толщины — толще в казенной части и тоньше у дульной.
Живучестью ствола называется способность ствола выдерживать определенное количество выстрелов, после которого он изнашивается и теряет свои качества (значительно увеличивается разброс пуль, уменьшается начальная скорость и устойчивость их полета). Живучесть хромированных стволов стрелкового оружия достигает 20—30 тыс. выстрелов.
Увеличение живучести ствола достигается правильным уходом за оружием и соблюдением режима огня.
Режимом огня называется наибольшее количество выстрелов, которое может быть произведено за определенный промежуток времени без ущерба для материальной части оружия, нарушения мер безопасности и без ухудшения результатов стрельбы. Каждый вид оружия имеет свой режим огня.
В целях соблюдения режима огня необходимо производить смену ствола или охлаждение его через определенное количество выстрелов.
Несоблюдение режима огня приводит к чрезмерному нагреву ствола и, следовательно, к преждевременному его износу, а также к резкому снижению результатов стрельбы.
Внешняя баллистика — наука, изучающая движение пули после
прекращения действия на нее пороховых газов.
Вылетев из канала ствола под действием пороховых газов, пуля движется по инерции и при полете в воздухе подвергается действию двух сил: силы тяжести и силы сопротивления воздуха. Сила тяжести заставляет пулю постепенно понижаться, а сила сопротивления воздуха непрерывно замедляет движение пули и стремится опрокинуть ее. В результате действия этих сил скорость полета пули постепенно уменьшается, а ее траектория представляет собой по форме неравномерно изогнутую кривую линию.
Для того чтобы пуля долетела до цели и попала в нее, необходимо до выстрела придать оси канала ствола определенное положение в пространстве (в горизонтальной и вертикальной плоскостях). Придание оси канала ствола оружия необходимого для стрельбы положения в пространстве называется прицеливанием или наводкой. Придание оси канала ствола требуемого положения в горизонтальной плоскости называется горизонтальной наводкой. Придание оси канала ствола требуемого положения в вертикальной плоскости называется вертикальной наводкой.
Наводка осуществляется с помощью прицельных приспособлений и механизмов наводки.
Если горизонтальная и вертикальная наводка производится непосредственно по цели или по вспомогательной точке вблизи от цели, то такая наводка называется прямой.
При стрельбе из стрелкового оружия и гранатометов применяется прямая наводка, выполняемая с помощью одной прицельной линии.
Прямая линия, соединяющая середину прорези прицела с вершиной мушки, называется прицельной линией.
Для осуществления наводки с помощью открытого прицела необходимо предварительно путем перемещения целика (прорези прицела) придать прицельной линии такое положение, при котором между этой линией и осью канала ствола образуется в вертикальной плоскости угол прицеливания, соответствующий расстоянию до цели, а в горизонтальной плоскости — угол, равный боковой поправке, зависящей от скорости бокового ветра, деривации или скорости бокового движения цели. Затем путем направления прицельной линии в цель (изменения положения ствола с помощью механизмов наводки или перемещением самого оружия, если механизмы наводки отсутствуют) придать оси канала ствола необходимое положение в пространстве.
Форма траектории зависит от величины угла возвышения. С увеличением угла возвышения высота траектории и полная горизонтальная дальность полета пули увеличиваются, но это происходит до известного предела. За этим пределом высота траектории продолжает увеличиваться, а полная горизонтальная дальность начинает уменьшаться.
Угол возвышения, при котором полная горизонтальная дальность полета пули становится наибольшей, называется углом наибольшей дальности. Угол наибольшей дальности для пуль различных видов оружия составляет около 35°.
Траектории, получаемые при углах возвышения, меньших утла наибольшей дальности, называются настильными. Траектории, получаемые при углах возвышения, больших угла наибольшей дальности, называются навесными.
При стрельбе из одного и того же оружия (при одинаковых начальных скоростях) можно получить две траектории с одинаковой горизонтальной дальностью: настильную и навесную. Траектории, имеющие одинаковую горизонтальную дальность при разных углах возвышения, называются сопряженными.
Выстрел, при котором траектория не поднимается над линией прицеливания выше цели на всем своем протяжении, называется прямым выстрелом .
Расстояние на местности, на протяжении которого нисходящая ветвь траектории не превышает высоты цели, называется поражаемым пространством (глубиной поражаемого пространства).
Пространство за укрытием, не пробиваемым пулей, от его гребня до точки встречи называется прикрытым пространством. Прикрытое пространство будет тем больше, чем больше высота укрытия и чем настильнее траектория.
Часть прикрытого пространства, на котором цель не может быть поражена при данной траектории, называется мертвым (непоражаемым) пространством. Мертвое пространство будет тем больше, чем больше высота укрытия, меньше высота цели и настильнее траектория.
Другую часть прикрытого пространства, на котором цель может быть поражена, составляет поражаемое пространство.
С увеличением атмосферного давления плотность воздуха увеличивается, а вследствие этого увеличивается сила сопротивления воздуха и уменьшается дальность полета пули. Наоборот, с уменьшением атмосферного давления плотность и сила сопротивления воздуха уменьшаются, а дальность полета пули увеличивается.
При повышении температуры плотность воздуха уменьшается, а вследствие этого уменьшается сила сопротивления воздуха и увеличивается дальность полета пули. Наоборот, с понижением температуры плотность и сила сопротивления воздуха увеличиваются и дальность полета пули уменьшается.

При повышении температуры порохового заряда увеличиваются скорость горения пороха, начальная скорость и дальность полета пули.

В летних условиях поправки на изменение температуры воздуха и порохового заряда незначительны и практически не учитываются. Лишь зимой (в условиях низких температур) эти поправки необходимо учитывать, руководствуясь правилами, указанными в наставлениях по стрелковому делу.
При попутном ветре уменьшается скорость полета пули относительно воздуха. С уменьшением скорости полета пули относительно воздуха сила сопротивления воздуха уменьшается. Поэтому при попутном ветре пуля полетит дальше, чем при безветрии.
При встречном ветре скорость пули относительно воздуха будет больше, чем при безветрии, следовательно, сила сопротивления воздуха увеличивается и дальность полета пули уменьшится.
Продольный (попутный, встречный) ветер на полет пули оказывает незначительное влияние, и в практике стрельбы из стрелкового оружия поправки на такой ветер не вводятся.
Боковой ветер оказывает давление на боковую поверхность пули и отклоняет ее в сторону от плоскости стрельбы в зависимости от его направления: ветер справа отклоняет пулю в левую сторону, ветер слева — в правую.
При стрельбе из одного и того же оружия при самом тщательном соблюдении точности и однообразия производства выстрелов каждая пуля вследствие ряда случайных причин описывает свою траекторию и имеет свою точку падения (точку встречи), не совпадающую с другими, вследствие чего происходит разбрасывание пуль.
Явление разбрасывания пуль при стрельбе из одного и того же оружия в практически одинаковых условиях называется естественным рассеиванием пуль или рассеиванием траекторий.
Совокупность траекторий пуль, полученных вследствие их естественного рассеивания, называется снопом траекторий. Траектория, проходящая в середине снопа траекторий, называется средней траекторией. Точка пересечения средней траектории с поверхностью цели (преграды) называется средней точкой попадания или центром рассеивания.
Площадь рассеивания обычно имеет форму эллипса. При стрельбе из стрелкового оружия на близкие расстояния площадь рассеивания в вертикальной плоскости может иметь форму круга.
Взаимно перпендикулярные линии, проведенные через центр рассеивания (среднюю точку попадания) так, чтобы одна из них совпадала с направлением стрельбы, называются осями рассеивания.
Кратчайшие расстояния от точек встречи (пробоин) до осей рассеивания называются отклонениями.
Меткость стрельбы определяется точностью совмещения средней точки попадания с намеченной точкой на цели и величиной рассеивания. При этом, чем ближе средняя точка попадания к намеченной точке и чем меньше рассеивание пуль, тем лучше меткость стрельбы.
Меткость стрельбы обеспечивается точным приведением оружия к нормальному бою, тщательным сбережением оружия и боеприпасов и отличной выучкой стреляющего.
Для улучшения меткости стрельбы стреляющий должен уметь определять расстояние до цели, учитывать влияние метеорологических условий на полет пули и соответственно им выбирать установки прицела, целика и точку прицеливания, правильно выполнять приемы стрельбы, тщательно сберегать оружие и боеприпасы.
Основными причинами, снижающими меткость стрельбы, являются ошибки стреляющего в выборе точки прицеливания, установке прицела и целика, в изготовке, в наводке оружия и в производстве стрельбы.
При неправильной установке прицела и целика, а также неправильном выборе точки прицеливания пули будут перелетать цель (не долетать до цели) или отклоняться в сторону от нее.
При сваливании оружия средняя точка попадания отклоняется в сторону сваливания оружия и вниз.
При расположении упора впереди центра тяжести оружия (ближе к дульному срезу) средняя точка попадания отклоняется вверх, а при расположении упора сзади центра тяжести оружия (ближе к прикладу) отклоняется вниз; изменение положения упора во время стрельбы приводит к увеличению рассеивания.
Если приклад упирается в плечо нижним углом, то средняя точка попадания отклоняется вверх, а если верхним углом, то она отклоняется вниз.
При крупной мушке (мушка выше краев прорези прицела) средняя точка попадания отклоняется вверх, а при мелкой мушке — вниз; мушка, придержанная к правой стенке прорези прицела, приводит к отклонению средней точки попадания вправо, а мушка, придержанная к левой стенке прорези прицела, — к отклонению ее влево. Неоднообразное прицеливание приводит к увеличению рассеивания пуль.
Неплавный спуск курка (дерганье) влечет за собой, как правило, отклонение средней точки попадания вправо и вниз.
Действительностью стрельбы называется степень соответствия результатов стрельбы поставленной огневой задаче.
Она может быть заранее определена расчетным путем или по результатам опытных стрельб.
Знание закономерностей и характеристик рассеивания, возможных ошибок в подготовке исходных данных и некоторых других условий стрельбы позволяет заранее определить расчетным путем ожидаемые результаты.
Для оценки возможных результатов стрельбы из стрелкового оружия и гранатометов обычно применяются следующие показатели: вероятность поражения одиночной цели (состоящей из одной фигуры); математическое ожидание числа (процента) пораженных фигур в групповой цели (состоящей из нескольких фигур); математическое ожидание числа попаданий; средний ожидаемый расход патронов для достижения необходимой надежности стрельбы;
средний ожидаемый расход времени на выполнение огневой задачи.
Кроме того, при оценке действительности стрельбы учитывается степень убойного и пробивного действия пули.

 

Учебный вопрос № 2 Основы стрельбы из стрелкового оружия.

Огонь является основным средством уничтожения противника в бою. Для того чтобы умело его вести и поражать цели с первого выстрела (очереди), необходимо:
в совершенстве знать свое оружие, беречь его, тщательно готовить для стрельбы; умело выбирать место для стрельбы, правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, в ограниченное время, днем и ночью; правильно определять дальность до целей, прицел и точку прицеливания, а также вносить поправки на боковой ветер и на движение цели; внимательно слушать команды командира, четко и быстро их выполнять; проявлять разумную инициативу при самостоятельном ведении огня.
Для ведения огня автоматчики занимают место, указанное командиром отделения, а при самостоятельных действиях выбирают его сами, учитывая обстановку, характер местности и поставленную задачу. Место для стрельбы должно быть удобным, обеспечивать широкий обзор и обстрел и укрывать стрелка от наблюдения противника.
Огневые позиции для БМП (БТР), пулемета и гранатомета выбираются и указываются, как правило, командиром отделения.
Расположение огневой позиции должно отвечать требованиям наилучшего выполнения поставленных огневых задач, допускать возможность маневра огнем и иметь хороший обзор и обстрел, естественную маскировку, удобные подступы и скрытые пути перехода на новые или запасные огневые позиции, а для стрельбы из РПГ обеспечивать, кроме того, безопасность выстрела, т.е. не иметь сзади (ближе 2 м) препятствий для свободного истечения газов, а также не располагать людей и боеприпасы в пределах глубины опасной зоны (до 30 м).
Выбирая огневую позицию (место для стрельбы), необходимо располагаться так, чтобы возможно лучше видеть все, что делает противник, а самому оставаться невидимым. Нельзя выбирать и занимать огневую позицию (место для стрельбы) на гребнях пригорков и высот. При использовании местного предмета следует ложиться справа или с теневой его стороны. Выбирая место для стрельбы и наблюдения в кустах, следует располагаться несколько сзади опушки. Если куст не способствует маскировке, необходимо перед собой дополнительно поставить несколько веток, но так, чтобы это не вызвало подозрения у противника.

 

Тема № 2: « Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия. Подготовка вооружения к стрельбе. Выполнение 1-УУС из ПМ ».

Учебные вопросы:
1. Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия.
2. Подготовка вооружения к стрельбе.
3. Выполнение 1-УУС из ПМ.

 

Учебный вопрос №1:
В стрелковом деле есть понятия внутренней и внешней баллистики.
Внутренняя баллистика – наука, занимающаяся изучением процессов, которые происходят при выстреле , и а особенности при движении пули (гранаты) по каналу ствола.
Внешняя баллистика – наука изучающая движении пули после прекращения действия на нее пороховых газов.
Для того чтобы умело вести огонь и поражать цели необходимо:
— в совершенстве знать свое оружие, беречь его, тщательно готовить для стрельбы;
— умело выбирать место для стрельбы, правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, в ограниченное время, днем и ночью;
— правильно определять дальность до цели, прицел и точку прицеливания, а также вносить поправки на боковой ветер и на движение цели;
— внимательно слушать команду командира, четко и быстро их выполнять;
— проявлять разумную инициативу при самостоятельном ведении огня.
Для ведения огня автоматчики занимают место для стрельбы, которое должно быть удобным, обеспечивать широкий обзор и обстрел и укрывать стрелка от наблюдения противника. Нельзя выбирать огневую позицию на гребнях пригорков и высот. При использовании местного предмета следует ложиться справа или с теневой его стороны. Располагаясь для стрельбы и наблюдения в кустах, следует располагаться несколько сзади опушки. Если куст не способствует маскировки, необходимо перед собой поставить несколько веток.

Учебный вопрос №2:
Подготовка вооружения к стрельбе производиться в целях обеспечения его безотказной работы во время стрельбы и сохранения нормального боя. Для этого необходимо:
— осмотреть вооружение в разобранном виде;
— осмотреть вооружение в собранном виде;
— осмотреть патроны;
— снарядить магазин патронами;
— непосредственно перед стрельбой почистить и протереть насухо канал ствола.

Учебный вопрос № 3:
Условия 1-УУС из ПМ:
Цель: грудная фигура с кругами (мишень №4);
Дальность до цели: 25 м.;
Количество патронов: 3 шт.;
Время выполнения упражнения: неограниченно;
Положение для стрельбы: стоя;
Оценка: «отлично» – 25 очков; «хорошо» – 21 очко; «удовлетворительно» – 18 очков.

 

Рубрики
Огневая подготовка

Боевой пример использования автоматов

Боевой пример использования автоматов — план-конспект

 

В наступательном бою

18 января 1944 года при разгроме гитлеровских войск под Ленинградом одно из наших подразделений наступало на сильно укрепленный опорный пункт противника село Секули.

В полосе наступления роты автоматчиков было сосредоточено четыре огневых точки противника. Три из них во время артиллерийской подготовки атаки были уничтожены огнем нашей артиллерии. Четвертая же огневая точка открыла огонь по перешедшей в атаку роте автоматчиков. Командир роты был убит. Командование ротой принял на себя старший сержант Скуридин.

Обойдя огневую точку с фланга (см. схему), бойцы открыли по огневой точке противника сильный автоматный огонь, а затем, забросав гранатами, уничтожили ее. Рота успешно продвинулась вперед, выполнив поставленную перед ней задачу.

17 февраля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему сержанту Скуридину было присвоено звание Героя Советского Союза. Его автомат ППШ N Е92899, из которого он в этом бою уничтожил много фашистов, сейчас хранится в Центральном Музее Вооруженных Сил России.

Встречное столкновение автоматчиков.

Почти в одно и то же время у деревни появились советские и немецкие автоматчики. Немцы шли тремя группами справа и слева от шоссе, намереваясь произвести разведку. Советские автоматчики, которыми командовал политрук Козирь, двигались с противоположной стороны, чтобы устроить засаду на шоссе. Дождь и ночная темнота скрыли сближение противников.

Наши автоматчики уже начали выполнять поставленную задачу, как вдруг из лощины прозвучала длинная очередь немецкого автоматчика. Вражеские пули сразили одного красноармейца. Почти сейчас же немцы открыли стрельбу с другой стороны. Враг первым обнаружил наших бойцов и атаковал их.

Политрук Козирь расположил свою группу полукругом и дружным огнем отбил атаку фашистов. Когда немцы отошли, политрук оставил двух ручных пулеметчиков в центре, чтобы они сковывали противника, а сам с остальными силами атаковал немецких автоматчиков с обоих флангов. Сильный огонь нашей левофланговой группы прижал немцев к земле, а правофланговая тем временем продвигалась вперед. Вскоре красноармейцы подобрались к немцам совсем близко и забросали их гранатами.

К этому времени просветлело. Немцы, потеряв больше половины личного состава убитыми и раненными, пытались отойти. На ровном поле, без единого кустика было хорошо видно движение вражеских солдат, и наши автоматчики преследовали их огнем, меняя свои позиции. Такая тактика позволила скрыть от врага численность нашей группы, которая была вдвое меньше немецкой.

Смелые действия советских автоматчиков, быстро вырвавших инициативу из рук врага, обеспечили им победу над численно превосходящим противником.

В ходе проведения разведывательных  действий.

Разведгруппе  под командованием капитана Саидова (12 человек) была поставлена задача выдвинуться в район ведения разведки  с задачей: установить маршруты выдвижения боевиков и организовать проведение засады.

В 3.45 21.08.99 головной дозор разведгруппы (2 чел.) в условиях сильного тумана столкнулся со сторожевым охранением НВФ в количестве 8 человек.

В ходе завязавшегося боя оба разведчика заняли выгодные позиции и прикрывая отход разведгруппы огнем из автоматов уничтожили 5 боевиков.

Командир группы используя складки местности вывел подразделение на господствующую высоту  и занял на ней круговую оборону. В это же время прикрывая друг друга огнем головной дозор вышел к боевым порядкам разведгруппы.

Увидев немногочисленность обороняющихся боевики перегруппировались и численностью до 50 человек с 3 – х сторон начали атаковать позиции разведчиков. Разведчики используя возможности своего оружия сумели отбить атаку боевиков.

Боевики, усилив огонь из стрелкового оружия, вновь пытались окружить и уничтожить группу, закрепившуюся на высоте. Группа вела бой в окружении с 4.30 до 6.00. К этому времени просветлело. Боевики, потеряв больше трети личного состава убитыми и раненными, пытались отойти. На ровном сколоне,  было достаточно хорошо видно движение боевиков, и наши разведчики преследовали их огнем своего оружия, меняя свои позиции.

Когда боевики начали обстреливать расположение разведгруппы из минометов, капитан Саидов принял решение прорываться через боевые порядки боевиков.

При прорыве из окружения был отрезан от группы пулеметным огнем радист рядовой Ермохин, но не растерялся и уничтожив из своего автомата 2 огневые точки боевиков вышел из окружения,  установил связь с командиром группы и спустя 2 с половиной часа прибыл на пункт сбора.

В результате боя получили ранения 4 разведчика. Потери боевиков составили 23 человека убитыми и ранеными, полностью уничтожены 2 пулеметных и 1 минометный расчет.

Рубрики
Огневая подготовка

Разведка местности при обороне и изучение полосы в пределах действительного огня снайперов

ПРИМЕРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВЕДКЕ МЕСТНОСТИ

Тема. Разведка местности при обороне и изучение полосы в пределах действительного огня снайперов

Продолжительность занятия 3 часа.

План занятия. 1. Объяснение обучаемым со­держания занятия, его цели и порядка прове­дения.

  1. Разъяснение боевого значения местности. Значение местных предметов. Значение ближних подступов для снайпера.
  2. Изучение переднего края обороны своего взвода (роты).
  3. Выбор пунктов для наблюдения (основного и запасных).
  4. Изучение ближней зоны и оценка местных предметов и неровностей местности.
  5. Определение расстояний до местных предметов.
  6. Пользование картой.
  7. Составление стрелковой карточки.

Руководитель с обучаемыми находится на до­роге, метрах в 100 севернее отдельного двора (схема 3), где сообщает обучаемым следующую

Разведка местности

Схема 3. Обучение разведке местности при обороне

 

 

(примерно) тактическую обстановку. Противник ожидается со стороны хут. Турки. По сведениям разведки передовые его части находятся в рас­стоянии около 5 км. Наша рота расположилась для обороны в районе Зелёной горы (указывает). Передний край обороны проходит по этим скатам (подробно указывает на местности). Ручные пу­лемёты: у отдельного двора позади нас, а так­же правее и левее его (указывает). Боевое охра­нение батальона впереди на высоте с оврагом, что за столбовой дорогой.

Три пары наших снайперов выдвинуты в рай­он ближайших подступов к этому ручью (ука­зывает). Одна пара, пост № 1, расположилась вправо в том кустарнике. Другая, пост № 3, за­няла тот бугорок. Средняя пара, пост № 2, рас­положилась левее мостика, у самого ручья и прикрылась кустарниками (указывает все пере­численные пункты).

Ближайшие подступы на фронте роты и про­межутки между постами находятся под действи­тельным огнём снайперов.

Мы будем работать за среднюю пару и выбе­рем для неё окончательно место с учётом рас­положения наших пулемётных групп. Надо пом­нить, что снайперы должны возможно дальше видеть и иметь скрытный путь отхода в район обороны.

Руководитель раздаёт обучаемым бланки стрелковой карточки, разграфлённые на 2-см квадраты. На бланках обозначены расстояния — слева чётные, а справа — нечётные, через каж­дые 200 м (рис. 4). Масштаб в 1 см — 100 м.

Бланк карточки снайперов

Впоследствии обучаемые заготовляют бланки самостоятельно.

Обучающий. Товарищ Бронзов, вы — снайпер-наблюдатель. Товарищ Головенько — снайпер-стрелок. Полоса изучения — вдоль дороги па хут. Турки, включая справа, копны хлеба, горку с двумя деревьями, подсолнечник. Сле­ва — кучки земли, стога сена, конопля, за ними роща (показывает). Глубина полосы — до шоссейной дороги. Очередные, выберите себе места, удобные для наблюдения, и займите их так, как это сделали бы в боевой обстановке. (Обучающий указывает, что, кроме основного наблюдательного пункта, нужно выбрать ещё и запасные наблюдательные пункты.)

Товарищи Зубков и Мурашов идите вправо, товарищи Кравец и Хмара, — влево. Выберите запасные пункты и запомните скрытный путь к ним.

Незанятых обучаемых руководитель распола­гает по сторонам так, чтобы им можно было хо­рошо видеть работу снайперов на посту (№ 2).

Обучающий: Товарищ Бронзов, перечис­лите,   что вы видите впереди, в ближайшей к нам полосе. Остальные бойцы внимательно слушайте и наносите нужные нам . местные пред­меты на свои чертежи.

Б р о н з о в (снайпер-наблюдатель): Вправо,

против промежутка между нами и постом № 1, метрах в 300 впереди, четыре ряда копен сжа­того хлеба. Приблизительно по 30-40 копен в каждом ряду. Копны в рядах поставлены одна от другой близко, они сливаются в одну сплошную линию. Расстояние до ближних ко­пен 300 м, до дальних 500 м.

Обучающи й:    Товарищ Головенько, на пользу нам эти копны или во вред?

Г оловенько (снайпер-стрелок): Копны

могут служить противнику маской. Прикрываясь ими, отдельные люди его и даже группы могут незаметно для нас и безнаказанно подойти от горки с двумя деревьями к ближайшей к нам копне. Но я думаю, что противнику всё же не удастся подойти незаметно, так как соседний справа снайперский пост их заметит. Копны про­биваются пулей, так как толщина их не больше 2 м.

О б у ч а ю щ и й: Как понимать слова правее, левее?

С и а и п е р- с т р е л о к. По моей руке, а счет нужно держать справа налево, например: пер­вый, второй, третий ряд копен.

Обучающи й:    Нанесите копны на свои

карточки (указывает место, где нанести копны).

Обучающий: Какое значение может иметь цвет местности?

С н а й п е р-с трелок: Когда мы хотим прой­ти незаметно какой-либо участок местности, то должны маскироваться под его цвет. Для этого нужно подобрать для себя подходящий по цвету материал для маскировки. Масккостюм снайпера к концу лета, когда много сжатых жёлтых по­лей, должен включать жёлтые цвета.

Обучающий:   Правильно. Вы отметили,

что фон местности, у копен жёлтый. Товарищ Бронзов, поглядите, повсюду ли подле копен жёлтое поле?

Бронзов: Нет, не везде. Между вторым и третьим рядом копен видна зеленовато-чёрная линия, как будто межа. Что-то вроде межи так­же и непосредственно за копнами (берёт у то­варища бинокль). Вижу ясно — это канавы.

Обучающий: Каково значение их для нас?

Бронзов: В поперечной канаве противник может укрываться от взоров и выстрелов, а по продольной — подбираться к нам. Левее копен от нашего мостика к хут. Турки идёт проселоч­ная дорога. На линии горки с двумя деревьями отделяется дорога вправо. Расстояние до креста то же, что до горки с двумя деревьями, т. е. около 600 м. Наношу правую дорогу и крест на чертёж. (Присутствующие делают то же самое.)

Дорога за горкой, что левее дороги, развет­вляется ещё раз. Мне виден её отрезок, выхо­дящий к роще (обучаемые наносят её).

Обучающий: Какое значение могут иметь для стрелкового боя такие дороги?

Бронзов: По-моему, никакого.

Обучающий: Товарищ Головенько?

Головенько: По-моему, дорога, если она совпадает с направлением движения части, помо­жет ей сохранить направление, которое легко потерять в бою. Но идти по самой дороге в сухое время, как сейчас, невыгодно: может подняться пыль, которая и обнаружит движение.

Обучающий: Кроме того, на пыльном ме­сте хорошо видны рикошеты, и обороняющемуся легко сделать пристрелку даже одиночными выстрелами. Товарищ Головенько, что скажете насчёт придорожного креста?

Г о л о в е н ь к о: Крест, как и всякий другой ясно видимый предмет, может облегчить нахож­дение целей и определение расстояний до них. Особого значения при данной обстановке крест иметь не может, так как поблизости есть другие, более заметные местные предметы, как, например, высокий бугор левее, который , может служить хорошим ориентиром при указаний целей.

Обучающий: Товарищ Бронзов, что вы видите ещё левее дороги?

Бронзов: Небольшая группа кустиков, вы­сотою человеку по пояс. Кустики могут служить маской. За ними и левее имеется впадина. Судя по изображению на карте, ширина и протяжение её в дальности около 200 м. Глубина же около 3 м. Расстояние до впадины около 200 м.

Обучающий: Значение впадин велико. Они образуют мёртвое пространство. В данном случае пуля, пущенная от нашего поста, пройдя немного выше ближайшего к нам края впадины, ударит в противоположный её край, который от нас на расстоянии около 400 м. За время своего пути от одного до другого края впадины, т. е. на протяжении около 200 м, пуля опустит­ся всего на 50-60 см. Приняв рост пригнувше­гося человека за 1,5 м, а глубину впадин — за 3 м, мы будем иметь во впадине сплошное мёрт­вое пространство. Но при стрельбе с более дальнего расстояния или с возвышенной точки местности, как, например, с нашей горы, мёртвое пространство значительно сократится. Дей­ствительно, если стрелять от отдельного двора, что позади нас, то пуля пойдёт на 1\2 м выше дна, а если произвести выстрел с крыши усадьбы или, ещё лучше, с дерева рощи, то пуля достанет дна впадины. Мёртвое пространство в первом случае значительно уменьшится, а во втором будет лишь у переднего края впадины.

Запомните, что, когда будете занимать в бою впадины, ямы или будете находиться за камен­ными оградами и другими закрытиями, опасны не ружейные пули, а навесный огонь миномётов и артиллерии. Нужно всегда располагаться как можно ближе к закрытию. Товарищ Боков, что вы видите ещё левее?

Боков: Кучки земли. Ширина каждой 2 м, вы­сота 1 м. Судя по цвету, эти кучки поросли травой.

О б у ч а ю щ и й: На пользу они нам или во вред?

Боков: Кучки земли могут служить маской, и противник при подходе может воспользоваться ими для укрытия. Расстояние до кучек 300-400 м.

Обучающий: Какая земля, лежалая или свежая, легче пробивается пулей, и какая тол­щина земляного укрытия нужна, чтобы пуля его не пробила на близком расстоянии?

Боков: Свежая земля пробивается легче, чем лежалая или утрамбованная. В кучках этих земля лежалая, так как, стала прорастать травой. Чтобы пуля не пробила земляного закрытия на близкое расстояние, толщина его должна быть не менее 1 м. Кучки эти, значит, могут прикрыть и от выстрелов. Кучки мы должны нанести на чертёж.

Обучающий: Товарищ Сёлюта, дальше.

Селюта: За кучками, левее большой гор­ки,  стоги сена. Расстояние 600 м. Толщина стога около 5 м, высота около 7 м. Такая тол­щина не пробивается пулей. Известно, что на­сыпь из снега толщиной в 5 м не пробивается пулей, если снег утрамбован. Сено же плотнее снега. Стога, следовательно, могут служить хо­рошим укрытием для групп противника.

О б у ч а ю щ и й: Верно. Очередные сменяйтесь. Товарищ Донин — Наблюдатель, товарищ Уго­нов — стрелок. Что дальше, тов. Донин?

Донин: Правее стогов сена горка высотою примерно 5м и шириной до 200 м. Глубину оп­ределить не могу, не видно отсюда.

О буча ю щ и й: В этом случае нам может помочь карта, (Даёт снайперам карту.) Масштаб вдвое мельче, чем тот, который мы приняли па наших чертежах. Это удобно, так как легко пе­реводить на чертёж все расстояния с карты, уве­личивая их ровно в два раза. Товарищ Донин, нанесите горку на наш чертёж и скажите раз­меры горки.

Донин: По карте ширина горки 200 м, вы­сота её, имея, в виду сечение горизонталей на карте через 2 м, — метров 5. Расстояние до — горки около 700 м.

Обу чающи й: Могут ли нам помочь сосед­ние снайперские посты в деле наблюдения за пространством, которое закрыто горкой?

Донин: Могут, особенно сосед слева. Соседу же оправа будет мешать малая горка с двумя деревьями, что правее дороги.

О б у ч а ю щ и й: Каково значение горки для нашего поста?

Донин: Горка может служить хорошим под­ступом к нам с фронта: будет скрывать против­ника не только от взоров, но и от наших нуль. Но она сыграет такую же службу и для нас, если мы перейдём в наступление.

Обучающий: Продолжайте осмотр участка.

Д о н и н: Правее большой горки за копнами, имеется горка поменьше, на ней два дерева. Вы­сота горки немного больше роста человека. Ши­рина её около 100 м. Горка может служить ук­рытием для групп противника.

Обучающий: Верно, горка даже такая не­высокая, как эта, может служить укрытием от выстрелов.

Разбирая вопрос об укрытии от выстрелов, будем учитывать, что пуля описывает кривую, поэтому если укрытие невысокое или удалено на значительное расстояние, то пуля может поразить противника, находящегося за таким закрытием.

Товарищ Бронзов, какие преимущества вы ви­дите на стороне поста № 3?

Бронзов: Пост этот расположен на горке и может видеть несколько дальше, чем мы. А если наблюдатель сумеет взобраться на дерево, то, пожалуй, увидит, что делается даже за горкой, что левее креста.

Обучающий: Что касается выгодности за­нятия возвышенных точек, то в. бою от этого часто приходится отказываться, особенно если они не покрыты растительностью. Их сразу противник возьмёт под обстрел, если заметит на них цели.

Возвратимся к горке на стороне противника, на которой два дерева. Что видите правее ее, товарищ Донин?

Д о н и н: Правее горки с двумя деревьями — кустарник. Он тянется в глубину до отдельного дерева. Кусты эти могут дать возможность от­дельным людям незаметно перейти к копнам хлеба. Дальше вижу кучи земли. Расстояние до них 800 м. Огонь на такие дистанции будет мало действителен.

Обучающий: Теперь, когда нам стал ясен характер работы снайперов по разведке местно­стимы можем сделать заключение о выбранном для нашего поста месте. Товарищ Головенько?

Г о л о в е н ь к о: Считаю выбор места для по­ста удачным. Видимость впереди лежащей Мест­ности хорошая. Обстрел достаточный. Пост хо­рошо замаскирован растущим на берегу ручья кустиком. Зрительная связь как в глубину, гак и с соседними постами вполне обеспечена. На случай, если бы противник нас здесь обнаружил или начал сильный обстрел участка, можно укрыться у ручья или, прикрываясь кустарником, перейти в другое место. У самого мостика как заметного предмета располагать пост было бы невыгодно, и мы поступили правильно, что ото­шли в сторону. При необходимости отойти к своим частям мы имеем достаточно удобный путь отхода к отдельному двору, не закрывая огня находящимся позади нас ручным пулемётом.

О б у ч а ю щ и й: Сделаем вкратце выводы из всего нами проработанного.

Выводы

  1. Местность имеет большое значение для ус­пеха действий снайперов, но нужно уметь хо­рошо и быстро в ней разбираться и умело ею пользоваться.
  2. При изучении местности, если есть возмож­ность, следует осматривать её с разных точек, переходя с одного пункта, удобного для обзора, к другому. При невозможности следует пользо­ваться как, дополнением топографической кар­той, особенно для ознакомления с закрытыми пространствами и характером — удалённых ру­бежей, а также для определения расстояний.
  3. Место для снайперского поста должно да­вать хороший обзор и обстрел, давать укрытие от взоров и выстрелов, обеспечивать связь хотя бы с одной-двумя своими огневыми точками и, наконец, иметь укрытый путь отхода.
  4. Кроме основного поста, на случай необхо­димости перейти на другое место, нужно иметь поблизости один-два запасных.
  5. Наиболее удобный порядок работы при ис­следовании полосы местности — это итти гла­зами по ширине полосы от одной из границ дан­ного участка к другой, при этом нужно захваты­вать и участок соседа. Осмотрев ряд местных предметов в ближайшей полосе, перейти к сле­дующей, более глубокой полосе, и т. д.
  6. Нужно внимательно осматривать каждый из местных предметов во всём его объёме, а не только ближайшую к нам часть. Нужно отме­чать все особенности местности и местных пред­метов и давать себе ясный отчёт, как использо­вал бы его противник и какие меры следует принять нам, имея это в виду.
  7. Оценивая каждый местный предмет с точки зрения обороны, нужно оценить его и с точки зрений движения нашего вперёд на случай, если бы пришлось перейти от обороны к наступлению.
  8. Нужно уметь быстро составить простейшую стрелковую карточку, нанося на неё все необхо­димые данные, облегчающие наблюдение и ве­дение огня, а также расстояния до резко види­мых местных предметов (ориентиров).

Источник: книга генерал-лейтенанта Морозова Г.Ф. «Снайпинг и подготовка снайперов к бою».

Рубрики
Конспекты Огневая подготовка

Проведение занятий со снайперами на передовых позициях и в ближайшем тылу

Проведение занятий со снайперами на передовых позициях и в ближайшем тылу

Снайпер должен совершенствоваться и расти, обогащаясь новыми приёмами и новыми сноров­ками, рождёнными любовью к делу, инициативой и самодеятельностью, особенно в условиях бое­вой обстановки, где пытливая мысль напря­жённо работает, изыскивая новые, наилучшие приёмы для уничтожения врага.

Тренировочные занятия попутно с боевой ра­ботой на позициях особенно необходимы для вновь прибывающих на фронт снайперов и для подготовки своих молодых снайперов, избранных из рядовых бойцов.

Боевая деятельность-высшая школа снай­перов, поэтому наблюдение за действиями врага, изучение его приёмов борьбы и развитие стрел­ковых навыков — является обязанностью каж­дого командира, бойца и снайпера.

Передовые позиции представляют наилучшую школу для развития наблюдательности, остроты зрения, зрительной и слуховой памяти и внима­ния.

В бою тренировка в меткой стрельбе по хо­рошо замаскированным целям представляется каждому снайперу в самых неограниченных раз­мерах.

Снайперы в передовых окопах заставляют врага быть бдительным и крайне осторожным. Приходящие на фронт новые вражеские части только в первые дни ведут себя неосмотри­тельно. В дальнейшем они приспосабливаются к условиям обстановки, и тогда открытые цели становятся редким явлением. Следовательно, за­дача снайпера заключается в том, чтобы научиться

Мишени для снайперов

Рис. 3. Мишени, реагирующие па попадание

 

 

отыскивать цели, и быстрее уничтожать их, особенно это важно перед атакой, во время атаки и борьбы внутри обороны противника.

Когда противник находится на значительном расстоянии, для практики стрелков, находящихся в окопах, можно ночью выставлять мишени, реагирующие на попадание (рис. 3), замаскировав их со стороны противника. На колючей прово­локе подвешиваются на раме три отреза досок, близко один от другого. На чистой стороне каждой доски можно нарисовать углем фигуру фашиста. При попадании в один из отрезов доски она начинает раскачиваться, что легко заметить, особенно в бинокль.

Такой способ тренировки бойцов в стрельбе проверен практикой в боевой обстановке. Нужно

только чаще менять места стрелков, чтобы дать им практику в выборе и оборудовании запасных позиций и в быстром, но скрытном переходе с одной позиции на другую.

В то же время прорабатывается вопрос о выборе точек прицеливания с учётом бокового ветра. Особенно нужно твёрдо знать и быстро автоматически, решать задачи на вынос точек прицеливания по движущимся целям в боковом и косом направлениях.

Источник: книга генерал-лейтенанта Морозова Г.Ф. «Снайпинг и подготовка снайперов к бою».