9 июня – 337 лет со дня рождения Петра Первого Великого

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения информирования с личным составом.

 

ТЕМА: «9 июня – 337 лет со дня рождения Петра Первого Великого (1672 – 1725 гг.), русского царя, императора всероссийского государственного и военного деятеля, дипломата, основателя регулярных армии и флота».

Дата:

Время: 30 мин.

Место: комната досуга.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Военная реформа — это комплекс кар­динальных изменений в военно-поли­тической, военно-экономической, во­енно-правовой, военно-научной, воен­но-технической и собственно военной сферах.

Словом, военная реформа — это ме­роприятия, ведущие к новому качест­венному состоянию армии и флота. Объектами военной реформы являют­ся непосредственно Вооруженные Си­лы, государственные организации, свя­занные с обороной страны, оборонные отрасли экономики, система подго­товки призывных контингентов. Мо­дернизация Вооруженных Сил, как правило, нацелена на изменение или усовершенствование способа комплек­тования армии и флота, их вооруже­ния и технической оснащенности, ор­ганизационной структуры, характера боевой подготовки войск, системы уп­равления и коренную перестройку дея­тельности военно-учебных заведений.

Реформы Петра I начались на рубеже XVII-XVIII вв. и продолжались по нарастающей линии вплоть до его смерти. Во многом Петр I действовал исходя из практических потребностей и своего видения встающих проблем. Теоретическое обоснование реформ базировалось на особой роли монарха, который отвечал перед самим собой и лучше других понимал, что нужно государству с целью «всеобщего добра”.

Основной смысл петровских преобразований в вопросах государственности заключался в создании административной системы, пронизанной идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти.

Реформы высших, центральных и местных органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

I этап (1699— гг.). Для этого времени характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов и структуре местного управления и самоуправления, военная реформа;

II этап (1710— гг.). Ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, продолжение областной реформы;

III этап (1719— гг.). Образование новых органов отраслевого управления для коллегий, завершение областной реформы, проведение реформы церковного управления и финансово-налоговой реформы, создание правовой основы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

В 1699 году прекратились новые пожалования в члены Боярской Думы и думные чины. На смену ей пришла Ближняя канцелярия (впоследствии называвшаяся «консилией министров”). Это был орган административно-финансового контроля за деятельностью всех государственных учреждений, который регистрировал все царские указы и распоряжения. Ближняя канцелярия прекратила свое существование после образования Сената.

В 1708— гг. началась губернская реформа. Страна была разделена на 8 губерний —Московскую, Киевскую, Ингерманландскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Сибирскую, Казанскую, Азовскую. Во главе губернии встал губернатор, в руках которого сосредоточивалась судебная, административная, полицейская и финансовая власть. Губернаторы ведали также сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом армейские полки.

Петру I принадлежит заслуга в осуществлении коренной реорганизации вооруженных сил страны: была создана регулярная армия на основе рекрутской системы и построен мощный отечественный флот.

Более глубокий характер преобразования в системе государственности носили на втором и третьем этапах реформы.

В 1711 году высшим учреждением Петровской администрации стал «правительствующий Сенат”, сменивший прежнюю Боярскую Думу, основанную на принципе местничества. 2 марта царь издал указ о власти и ответственности Сената, «которому всяк и их указом да будет послушен так, как нам самому”и оставил Сенату «указ, что по отбытии нашем делать”.

Функции Сената в первые годы его существования были широки и разнообразны. Он наделялся судебными, административными, а иногда и законодательными прерогативами. Решения принимались коллегиально и только единогласно на общем собрании и скреплялись подписями сенаторов.

Новое положение о Сенате 1722 года зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения, вставшего над всем госаппаратом.

Петр I произвел и коренную перестройку органов центрального управления. Громоздкая и неповоротливая система приказной администрации была заменена 11 коллегиями с единообразными штатами и четким разграничениями обязанностей. Вместо посольского приказа учреждалась Коллегия иностранных дел. Военная коллегия ведала армией, Адмиралтейская —флотом, финансами занимались Камер-коллегия, Штатс-коллегия и Ревизион-коллегия, торговлей ведала Коммерц-коллегия, промышленностью —Берг-коллегия, законодательством —Юстиц-коллегия, дворянскими землями —Вотчинная коллегия. Правами коллегии обладал Святейший Синод, ведавший церковными делами. Сословной коллегией стал Главный магистрат, который руководил работой городских магистров.

Одним из элементов реформируемой государственности стала система чинов и званий, отраженная в петровской «Табели о рангах”, принятой в 1722 году, что знаменовало собой окончательную замену принципа родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем определялись 14 классов, или рангов, чиновников.

Наряду с реформированием центральных учреждений проводились преобразования местных органов власти. К 1715 году сложилась трехзвенная система местного управления и администрация: уезд —провинция —губерния. Прошла и реорганизация органов городского самоуправления. Появились новые органы —магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной.

Всю пирамиду государственного аппарата венчал царь. Впервые его неограниченная власть получила закрепление в светских и церковных законах. В Воинских артикулах (1716 г.) говорилось:”Его величество есть самовластный монарх”, который «никому на свете о своих делах ответа давать не должен, но силу и власть имеет, свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять”. В Духовном регламенте (1721 г.) Петр законодательно заручился поддержкой Бога:”Монархов есть власть самодержавная, повиноваться которой сам Бог за совесть повелевает”.

После подписания Ништадского мира со Швецией послушные Петру I Сенат и Синод торжественно преподнесли ему титул «Императора”и «Отца Отечества”.

В России утвердилась абсолютная монархия. Ее характерными признаками являлись: максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках императора; отсутствие каких-либо сословно-представительных органов, ограничивающих полномочия монарха; наличие профессионального разветвленного бюрократического государственного аппарата и сильной постоянной армии; строгая регламентация правового положения сословий. 16 января 1725 года Петр I, простудившись во время осеннего наводнения 1724 года, слег и 28 января скончался. После него каких-либо крупных преобразований в системе государственности не осуществлялось. Первые лица государства, сменявшие друг друга, ограничивали свою деятельность мероприятиями частного характера, направленными исключительно на сохранение и укрепление личной власти.

Военные реформы Петра I (1698 — 1721 гг.) позволили создать рус­скую регулярную армию и флот, комплектуемые на основе рекрут­ского набора, с пожизненным сро­ком военной службы. Усилиями самого царя и его сподвижников страна превратилась в крупнейшую военную державу.

Петру Петра I принадлежат мно­гие важнейшие положения в при­нятых в ходе реформ военных до­кументах, а в результате его не­укротимой энергии указы по армии и флоту, воинские уставы и настав­ления неуклонно и решительно проводились в жизнь. Петровские Воинский и Морской уставы, дру­гие документы военного характера закрепили организационные осно­вы армии и флота, определили на­правления в развитии военного и военно-морского искусства, систе­му воинского обучения и воспитания. Тем самым они оставили за­метный след в истории отечествен­ного военного строительства, кото­рое продолжало совершенствовать­ся и в после петровские времена.

 

Оценить эту статью:
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *