ТЕМА: «актуальные вопросы
обеспечения национальной безопасности России».

 

1. В соответствии с
существующей в России законодательной и правовой базой национальная
безопасность – это гарантированная защищенность жизненно важных интересов
личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни
от внешних и внутренних угроз.

Следует различать систему
национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности.
Первая – это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов
и угроз, а вторая – это система органов, сил, средств, различных организаций,
призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

Для осуществления
политической стратегии государства в области национальной безопасности национальные
ценности должны быть выражены  в предметной
форме. Ее они обретают в национальных  интересах.

Под национальными интересами
понимаются объективные потребности гражданина, общества и государства,
вытекающие из особенностей социально-экономического и политического устройства
государства, уровня его экономического развития, исторически сложившегося места
в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных
и культурных традиций. Национальные интересы реализуются во внешнеэкономических,
внешнеполитических и военных доктринах, различного рода концепциях, программах
и т. д.

Для каждого государства
существует определенный набор критических параметров, нарушив которые оно
утрачивает свою самостоятельность и даже может перестать существовать. Эти
критические параметры охватывают области, связанные с проблемой выживания, к
которым относятся, прежде всего международные, внутригосударственные
политические и социальные отношения, экономика, экология, здравоохранение,
культура и др.

На основе национальных
интересов соответствующие институты и органы государственного управления
вырабатывают и формулируют цели государственной политики, отражающие интересы
граждан, общества и государства. Для их осуществления руководство страны
вырабатывает и осуществляет специальные меры.

Цели государственной политики
вносятся государственными институтами на мировую арену, где и формируется
международная политика. Если состояние государства характеризуется нестабильностью
его политического, экономического, социального и национального базиса,
противоречивостью интересов различных социальных групп и слоев, осложняются
отношения на внутригосударственном уровне. В результате возникают реальные
угрозы внешним или внутренним интересам государства. Вследствие рождаются
противоречия, которые могут стать источником потенциальных угроз их безопасности.

Угрозы безопасности –
совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам
личности, общества и государства.

Угроза может быть внешней,
если опасность исходит от другого государства или его граждан, или внутренней,
если нанесение вреда исходит со стороны сограждан государства. Выделяют политические,
военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности РФ, которые
совмещают в себе черты внутренних и внешних 
угроз.

К числу таких угроз можно
отнести: создание, оснащение, обеспечение и подготовку на территории других
государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий
на территории РФ; деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа
подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских
группировок, направленная на подрыв 
конституционного строя РФ, создания угрозы территориальной целостности
РФ и безопасности ее граждан; ведение враждебных по отношению к России и ее
союзникам информационно-технических, информационно-психологических и др.
действий; деятельность международных террористических организаций; деятельность
наркобизнеса. Различают политическую, экономическую, военную, технологическую,
информационную, экологическую, генетическую и др. виды безопасности страны.

 

2. Под обеспечением
национальной безопасности РФ понимается целенаправленная деятельность государственных
и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз
безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве
обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она
проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке
принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм,
методов и способов достижения этих целей.

Политика национальной
безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения
баланса  интересов личности, общества и
государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную
безопасность и интегрированности с международными  системами коллективной безопасности.

Главной целью обеспечения
национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого
уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего
благоприятные условия для развития личности, общества и государства и
исключающего опасность ослабления роли и значения РФ как субъекта
международного права, подрыва способности государства реализовать национальные
интересы РФ.

Данная цель достигается
путем  решения целого ряда задач. Основными
из них являются:

— своевременное
прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности
РФ;

— реализация оперативных и
долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних
угроз; 

— обеспечение суверенитета и
территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;

— обеспечение на территории
России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и
свобод;

— укрепление правопорядка и
сохранение социально-политической   стабильности
общества;

— обеспечение
неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными
лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и
религиозными организациями;

— подъем и поддержание на
достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

— укрепление режима
нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

— принятие эффективных мер по
выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной
деятельности иностранных государств, направленной против РФ;

— выявление, устранение и
предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

— усиление роли государства
как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого
правовой базы и механизма ее применения;

— укрепление системы
правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих
организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной
деятельности;

— привлечение государственных
органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению
противоправных деяний;

  расширение взаимовыгодного международного
сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами –
участниками СНГ;

— содействие урегулированию
конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других
международных организаций;

— достижение прогресса в
сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической
стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных
обязательств в этой сфере;

— выполнение взаимных
обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения,
обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение
международного контроля за экспортом товаров и технологией,  а также за оказанием услуг военного и двойного
назначения;

— адаптация существующих
соглашений по контролю над  вооружениями
и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка
при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления
доверия и безопасности;

— содействие созданию зон,
свободных от оружия массового уничтожения;

— развитие международного
сотрудничества в области борьбы с  
транснациональной преступностью и терроризмом;

— противодействие
экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию
России со стороны других государств;

— пресечение деятельности
транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

— осуществление коллективных
мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств –
участников СНГ;

— предотвращение загрязнения
природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с
захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

— предотвращение
радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий
произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

— экологически безопасное
хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего
атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками,
ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

— безопасное для окружающей
природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического
оружия;

— создание и внедрение
безопасных производств, поиск способов практического использования экологически
чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически
опасных регионах РФ;

  совершенствование организации и ведения
гражданской обороны на территории РФ, качественное совершенствование единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая
интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;

 — совершенствование и защита отечественной
информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

— противодействие угрозе
развязывания противоборства в информационной сфере.  

Важнейшим средством
обеспечения военной безопасности РФ являются Вооруженные силы РФ.

Вооруженные силы РФ – это
государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ, главный элемент
военной организации государства.

Задачи, стоящие перед ВС РФ:

1. Сдерживание военных и
военно-политических угроз безопасности или интересам России.

2. Обеспечение экономических
и политических интересов РФ.

3. Осуществление силовых
операций мирного времени.

4. Применение военной силы.

Особенности развития
военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания
выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения
безопасности РФ, военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый
характер.

Характер задач, стоящих перед
ВС РФ с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут
быть вовлечены, требует формулирования новых подходов к их строительству и развитию.

Основные приоритеты
строительства ВС РФ определяются характером задач в сфере национальной
безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о
существовании нескольких принципиальных требований к ВС РФ, которые будут
определять основные параметры военного строительства:

способность осуществить
стратегическое сдерживание;

высокая боевая и
мобилизационная готовность;

стратегическая мобильность;

высокая степень
укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;

высокая техническая
оснащенность и ресурсообеспеченность;

 Реализация этих требований позволяет выбрать
приоритеты реформирования и укрепления ВС РФ в настоящее время и в перспективе.
К основным из них можно отнести:

Сохранение потенциала
стратегических сил сдерживания.

Наращивание количества
соединений и частей постоянной готовности информирование на их основе
группировок войск.

Совершенствование оперативной
подготовки войск.

Совершенствование системы
комплектования ВС.

Выполнение программы
модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в
состоянии боеготовности.

Совершенствование военной
науки и военного образования.

Совершенствование систем
социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической
подготовки.

Конечной целью данных
мероприятий является устранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев
или перенацеливание их на решение других оборонных задач и обеспечение в случае
необходимости комплексного применения ВС и воинских формирований силовых
министерств и ведомств РФ. Все вышеизложенное необходимо учитывать при решении
вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности России, так как:

Несмотря на позитивные
перемены в международной обстановке, резкое сокращение военного противостояния,
военно-политическая обстановка в мире остается сложной и противоречивой;

Россия в силу
геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативных
факторов и особенностей современной военно-политической обстановки;

Существуют реальные источники
угрозы  национальной безопасности России.

А это требует принятия
адекватных мер по укреплению обороноспособности Российского государства,
повышению боевой готовности его Вооруженных сил.

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)