Актуальные задачи развития вооруженных сил Российской Федерации

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

  1. РОССИЙСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ: НА ПОРОГЕ НОВОГО ЭТАПА.

 

За прошедшие после обретения Россией суверенитета годы рос­сийские Вооруженные Силы прошли сложный путь. Они, как и страна в целом, находились в процессе активного реформирования, связанном с коренным изменением геополитических условий в ми­ре и становлением обновленной российской государственности. Фактически российские Вооруженные Силы находились в центре процессов формирования новой парадигмы национальной безопас­ности Российской Федерации. Политическим руководством — в ус­ловиях ограниченного финансирования и незавершенности преоб­разований социально-экономической структуры общества — была поставлена задача осуществить масштабные количественные и ка­чественные изменения Вооруженных Сил.

В ХОДЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ БЫЛА СФОРМИРОВАНА ПОЛНОЦЕННАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

За время военной реформы Президентом и Федеральным Со­бранием был принят целый ряд важнейших законодательных ак­тов, которые определяют структуру взаимоотношений между госу­дарственными органами, связанными с военной организацией страны. Основополагающими документами в военной сфере явля­ются Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об оборо­не», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилиза­ционной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной Гра­нице». Кроме того, к ним следует отнести Военную доктрину (ут­верждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706), Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года (ут­верждена Президентом Российской Федерации 7 августа 2002 г.), а также Положения о Министерстве обороны и Генеральном шта­бе ВС РФ (утверждены Указом Президента Российской Федера­ции от 11 ноября 1998 г. № 1357).

СОЗДАНА СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ЗАЛОЖЕНЫ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

В результате принятия перечисленных законодательных актов, а также формирования полноценной законодательной и судебной власти в России была сформирована система гражданского контро­ля над Вооруженными Силами, что полностью соответствует требо­ваниям демократической политической системы. Несмотря на оп­ределенные трудности, удалось добиться создания основ для обще­ственного контроля над деятельностью Вооруженных Сил. Минис­терство обороны Российской Федерации на постоянной основе взаимодействует с целым рядом общественных организаций, пред­ставляющих формирующееся в России гражданское общество.Стал более открытым военный бюджет — многие ранее закрытые статьи его рассекречены. В результате Государственная Дума полу­чила возможность более детальной постатейной проработки воен­ного бюджета и строгого контроля за его исполнением. Сегодня мы можем говорить и о невиданной прежде открытости информации по проблемам военной политики и реформирования армии. Одним из показателей гражданского контроля может служить количество жалоб и исков с учетом арбитражных и общей юрисдикции к Ми­нистерству обороны РФ. Если в 2000 г. их было 2.746, то в 2001 г. — 3.778, а в 2002 г. — 3.507.

Вместе с тем следует отметить, что эффективность гражданско­го контроля над военной сферой зависит от наличия у субъектов контроля основательных военных знаний, без которых даже благо­намеренное творчество в данном деле будет подвержено поверхно­стным или искаженным представлениям и суждениям о состоянии дел в армии, может принять уродливые формы либо попадет под влияние пацифистских мифов о «первородной греховности” всех военных вообще.

ОСУЩЕСТВЛЕНЫ ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ, ОБЕСПЕЧИВШИЕ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Российские Вооруженные Силы перешли на трехвидовую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого при­менения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками. В настоящее время Вооруженные Силы структурно состоят из трех видов:

Сухопутных войск;

Военно-воздушных сил;

Военно-морского флота; трех родов войск:

Ракетных войск стратегического назначения;

Космических войск;

Воздушно-десантных войск; а также войск, не входящих в виды Вооруженных Сил, Тьма Во­оруженных Сил, организаций и воинских частей строительства и расквартирования войск. В дальнейшем до 2010 года будет проис­ходить осуществление мероприятий по совершенствованию их структуры.

ЗАВЕРШИЛОСЬ ОСНОВНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

Сокращение численности Вооруженных Сил происходило в не­сколько этапов. На первом этапе с 1992 по 1996 г. численность бы­ла сокращена с 2,75 до 1,6 млн. человек. В настоящее время завер­шается второй период ее сокращения. По состоянию на 1 августа 2003 г. численность Вооруженных Сил составляет 1,16 млн. чело­век, а к 2005 году составит около 1,0 млн. Особый вопрос — количество высших офицеров. В обществе сло­жилось мнение, что генералов в Вооруженных Силах десятки ты­сяч. Это далеко не так. Сегодня в Российской армии отношение количества должностей, замещаемых высшими офицерами, к об­щей численности Вооруженных Сил составляет 0,1%, что ниже, чем в Советской Армии, и в царской армии, и в большинстве со­временных армий мира. Более того, данное количество является са­мым низким по сравнению с аналогичными показателями других ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба (МЧС

— 0,44%; ФСБ (в т.ч. ФПС) — 0,13%).

Процесс сокращения Вооруженных Сил был болезненным, что в значительной мере связано не только с масштабностью процесса, но и с экономическим кризисом, переживавшимся страной. В свя­зи с этим в федеральном бюджете РФ для финансирования меро­приятий, осуществляемых силовыми министерствами и ведомства­ми в рамках военной реформы, был предусмотрен раздел «Военная реформа». По данному разделу выделение средств осуществлялось для следующих целей:

* выплата денежного довольствия и компенсационных выплат военнослужащим, увольняемым с военной службы в связи с воен­ной реформой, и членам их семей;

* жилищное обеспечение военнослужащих, увольняемых с воен­ной службы в связи с военной реформой (расходы на данные цели составляют более 70% от суммарных расходов раздела);

* транспортное обеспечение в рамках ГОЗ (транспортные расхо­ды на переезд к избранному месту жительства и др.);

* содержание, эксплуатация и текущий ремонт вооружения, во­енной техники и имущества в рамках мероприятий военной ре­формы.

В 2002 г. на финансирование мероприятий военной реформы по данному разделу было выделено 16,5 млрд. рублей, из них для МО

— 14,9 млрд. В 2003 г. запланировано выделение 15,8 млрд. рублей, для МО -14,3 млрд. То есть пик расходов на военную реформу пройден.

Несмотря на трудности, российские Вооруженные Силы сохра­нили костяк офицерского корпуса и наиболее боеспособные под­разделения. Российские Вооруженные Силы стали более компакт­ными, при этом сохранив свою боеспособность. В дальнейшем крупных сокращений Вооруженных Сил не предусматривается — их численность выведена на уровень оборонной достаточности.

ПРОИЗОШЛА АДАПТАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ К НОВЫМ ГЛОБАЛЬНЫМ РЕАЛИЯМ

В рамках реформирования Вооруженных Сил и в целом военной организации в РФ и при разработке новых принципов российской военной политики учитывался новый уровень политических отно­шений с США и другими наиболее промышленно развитыми стра­нами. Были пересмотрены некоторые ранее существовавшие осно­вы военного планирования. В частности, произошло исключение из числа наиболее вероятных конфликтов, к которым готовились Вооруженные Силы страны, глобальной ядерной войны и крупно­масштабных войн с использованием обычных вооружений с НАТО или иной возглавляемой США коалицией. Это дало возможность пойти на существенные сокращения ядерного потенциала и потен­циала обычных вооружений без ущерба для безопасности страны. Большое внимание в подготовке войск (сил) стало уделяться наря­ду с традиционными таким формам боевых действий, как миро­творческие, специальные, по борьбе с терроризмом, участию в ло­кальных конфликтах и т.д.

ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

В процессе совершенствования системы комплектования Воору­женных Сил были осуществлены следующие мероприятия:

  1. Централизована система управления комплектованием Воору­женных Сил Российской Федерации рядовым и сержантским соста­вом. Были созданы условия для реформирования органов ком­плектования видов Вооруженных Сил и передачи их функций в Главное организационно-мобилизационное управление Генераль­ного штаба.
  2. Предусмотрено совершенствование подготовки граждан к воен­ной службе в образовательных учреждениях, общественных объедине­ниях и в учебных пунктах организаций. В условиях реформирования Вооруженных Сил и постепенного перехода к комплектованию должностей военнослужащими, проходящими военную Службу по контракту, объективно возрастает необходимость совершенствова­ния подготовки граждан к военной службе. Расширение сети учеб­ных пунктов организаций позволит охватить всех юношей 16-17-летнего возраста подготовкой к военной службе и осуществить пла­номерное накопление резерва для комплектования войск (сил).
  3. Изменен порядок комплектования должностей рядового и сер­жантского состава. Расширена практика привлечения на службу в Во­оруженные Силы лиц, проходящих военную службу по контракту. Одобренная Президентом Российской Федерации В.В.Путиным программа частичного перевода рядового и сержантского состава на контрактную основу соответствует сегодняшним финансово-экономическим возможностям страны. Введение системы кон­трактной службы предусматривает при этом сохранение призыва граждан на военную службу с последующим сокращением срока ее прохождения. Данная программа рассматривается как одно из средств повышения боеготовности Вооруженных Сил.

При этом следует отметить, что уже сегодня численность военно­служащих, проходящих военную службу по контракту, составляет чуть более 55% (из них около 12% — сержанты и солдаты), к 2008 году, то есть сроку реализации Федеральной целевой программы, их численность возрастет почти до 70%. При этом количество контрактников среди сержантов превысит 50,7%.

СОЗДАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Несмотря на значительные сложности, в особенности в первой половине 90-х годов, Министерство обороны во взаимодействии с другими ведомствами смогло запустить целый ряд программ, суще­ственно улучшающих социальное положение офицеров, сержант­ского и рядового состава. Помимо повышения уровня денежного довольствия военнослужащим была полностью ликвидирована за­долженность по выплатам офицерам и военным пенсионерам. Пра­вительство РФ своим постановлением от 20 января 1998 г. № 71 ввело в действие Федеральную целевую программу «Государствен­ные жилищные сертификаты», главной целью которой является скорейшее решение проблем обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной службы.

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДРУГИМИ СИЛОВЫМИ СТРУКТУРАМИ РОССИИ, В РАМКАХ КОТОРОЙ ВС РФ ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ

Осуществление основных положений военной реформы позволи­ло превратить Вооруженные Силы РФ в основу военной организа­ции государства. В соответствии с Законом «Об обороне» № 61-ФЗ, принятым 31 мая 1996 г., Вооруженные Силы РФ являются основ­ной силовой структурой государства, отвечающей за обеспечение безопасности РФ и защиту ее национальных интересов. В соответст­вии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» российские Вооруженные Силы по решению Прези­дента РФ могут применяться во внутренних вооруженных кон­фликтах для пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований, восстановления законности и правопорядка и обес­печения общественной безопасности и стабильности. Вооруженные Силы Российской Федерации могут привлекаться для оказания по­мощи органам государственной власти, органам местного само­управления и населению при ликвидации последствий аварий, ка­тастроф и стихийных бедствий.

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИИ ПЕРЕД СВОИМИ СОЮЗНИКАМИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

Формирование системы союзнических связей РФ с другими го­сударствами началось сразу же после распада Советского Союза и продолжается по сей день. Основным содержанием этого процесса являлось приведение военно-политических обязательств РФ в соот­ветствие с принципами международного права, суверенными внеш­неполитическими интересами России и ее военно-политических партнеров. Сотрудничество в настоящее время строится на основе взаимного уважения суверенитета, а также прозрачности всех ос­новных военно-политических обязательств. Международные обяза­тельства Российской Федерации определяются следующими доку­ментами:

* Уставом ООН и решением СБ ООН, подтверждаемыми Пре­зидентом РФ и Федеральным Собранием, о направлении контингентов для проведения миротворческих операций в рамках опера­ций ООН.

* Договором о коллективной безопасности стран СНГ, подписан­ным 15.05.92 г., ратифицированным в апреле 1994 г., продленным в 1999 г. на 5 лет и ратифицированным в этом же году, на основа­нии которого создана Организация Договора по коллективной бе­зопасности стран СНГ, являющаяся основой для реализации союз­нических обязательств России перед странами СНГ.

* Иными соглашениями, определяющими различные аспекты ко­ординации военной деятельности стран СНГ, на которых основана деятельность Штаба по координации военного сотрудничества стран СНГ, в частности Решением Совета глав государств от 24 де­кабря 1993 года (г. Ашхабад) об утверждении «Положения о Штабе по координации военного сотрудничества стран СНГ».

  • Соглашениями между Россией и Республикой Беларусь о вза­имодействии в сфере безопасности (Договор между РФ и РБ о координации деятельности в военной области; Договор между Пра­вительством РФ и Правительством РБ о статусе воинских форми­рований РФ из состава Стратегических сил, временно размещен­ных на территории РБ; Договор между РФ и РБ о военном сотруд­ничестве).

УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ С США И НАТО НА УРОВНЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Партнерские отношения на уровне Вооруженных Сил с США и НАТО, соответствующие новому уровню политических отношений, позволили создать дополнительные структуры и институты, обеспе­чивающие глобальную стабильность. Партнерские отношения Рос­сии и НАТО сохраняются, несмотря на значительные разногласия по вопросам, связанным с расширением альянса на Восток и воен­ной деятельностью НАТО в регионах вооруженных конфликтов. В числе наиболее приоритетных проектов взаимодействия с США и НАТО следует назвать создание в соответствии с решениями Рим­ской встречи России и НАТО в мае 2002 года Совета «Россия-НА­ТО». Деятельность данного Совета позволила более полно отрабо­тать систему связи и консультаций между Россией и НАТО в кри­зисных ситуациях и порядок формирования совместных воинских контингентов в зонах конфликтов.

В рамках контактов Россия — НАТО в настоящее время функци­онирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудни­чества:

* в воздушном пространстве;

* в области тыла и материально-технического обеспечения;

* в области противоракетной обороны.

8 февраля 2003 г. министром обороны РФ и генеральным сек­ретарем НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный доку­мент Россия-НАТО по спасению экипажей аварийных подводных лодок.

Сегодня мы не только участвуем в совместных учениях, но и про­водим совместные миротворческие операции. Реальностью стало военно-техническое сотрудничество с заинтересованными членами НАТО, причем основанное на долговременной основе и совмест­ной разработке различных продуктов военного назначения. Реша­ется задача повышения степени оперативной совместимости под­разделений российских Вооруженных Сил и войск НАТО, что яв­ляется обязательным условием для успешного осуществления сов­местных мероприятий.

В целом можно констатировать, что масштабные изменения в Во­оруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, завершены. На повестке дня новый этап — необходимо приступить к строительству совре­менных Вооруженных Сил на основе созданных в процессе рефор­мы правовых, политических, организационно-структурных предпо­сылок исходя из заново осмысленных национальных интересов, ме­ста России в мире и степени реальности угроз национальной безо­пасности страны.

 

  1. II. РОССИЯ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МИРЕ.

Понимание базовых национальных интересов России и основных инструментов их обеспечения неразрывно связано со сложившимся местом России в системе глобальных военно-политических отношений. Сегодняшняя глобальная военно-политическая об­становка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более спра­ведливую и демократичную систему международных экономичес­ких и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании нацио­нальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими относи­тельно новыми тенденциями продолжают существовать и стерео­типы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

В данных условиях сохраняется значение военной силы как ин­струмента внешней политики и обеспечения национальных интере­сов того или иного государства.

Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы бу­дет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существу­ющих тенденций в системе международных отношений вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и во­енных инструментов. Наличие у России современных и эффектив­ных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международ­ных отношений.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состоя­ния политического и экономического кризиса и существенное ук­репление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней по­литики, учитывающих новые реалии, но также и объективные гео­политические потребности Российской Федерации, связанные с не­обходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира.

Существенное значение для понимания специфики российских внешнеполитических интересов, а значит, роли и места россий­ских Вооруженных Сил приобретают новые глобальные тенден­ции:

Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-поли­тических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызо­вов: распространение ОМП и средств его доставки, международ­ный терроризм, этническая нестабильность, деятельность ради­кальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных го­сударств. В связи с этим резко повышается важность междуна­родного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

Во-вторых, становится реальностью осуществление междуна­родных операций по применению силы вне традиционных воен­но-политических организаций. Военная сила все чаще применя­ется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современной ситу­ации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций, и в особенности при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнепо­литические интересы.

В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполи­тических приоритетов государств. Экономические интересы стано­вятся более важными по сравнению с политическими и военно-по­литическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов круп­ных транснациональных компаний. В результате существенно из­менилось понимание условий, достаточных для применения воору­женной силы. Если раньше основанием для принятия решений об использовании военных средств чаще всего служило наличие пря­мой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполитической востребованности военной силы.

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международ­ного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало ре­альностью, бессмысленными становятся попытки разделения тер­рористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористичес­кой активности, так и силовых мер по нейтрализации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политичес­кой угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности во­оруженных сил, в частности Вооруженных Сил России, по проти­водействию ему существенно расширилась.

В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движе­ния и сообщества, межгосударственные организации и неформаль­ные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздейст­вие на политику отдельных государств. Россия стремится к актив­ному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешне­политических интересов и интересов в сфере безопасности.

Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизме­няют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политиче­ских отношений, а также традиционных межгосударственных орга­низаций.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и развитию военного потенциала России, является понимание харак­тера отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматривается Россией в качестве центрального элемента, обес­печивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Бе­зопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на ос­новании национальных решений оценивается как опасная тенден­ция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политичес­ким и военно-политическим интересам России. Это может сущест­венно уменьшить значение и эффективность политических инстру­ментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.

 

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Россия будет стремиться и дальше развивать потенциал координации воен­но-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-политических обязательств Рос­сии перед своими союзниками. Россия и дальше будет выступать за превращение Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в эффективную межгосударственную организацию, оказы­вающую стабилизирующее влияние на общую военно-политичес­кую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ. Россия рас­сматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности гра­ниц стран — членов ОДКБ в качестве приоритета своего военного планирования.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО) И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС)

Отношения России с Организацией Североатлантического дого­вора (НАТО) определяются Римской декларацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчи­тывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов анти-российской направленности и из военного планирования, и из по­литических деклараций стран — членов альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей се­годня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии. Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отноше­ний и со странами Европейского Союза, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и недискриминаци­онных отношений, а также безусловного признания территориаль­ной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО РОССИИ И США

Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политической, военно-политической и экономической сферах, а также продолжение сотрудничества с США в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной вой­ны», на конструктивное взаимодействие с США в деле обеспечения региональной стабильности и нераспространения ОМП на регио­нальном уровне. Россия поддерживает усилия по борьбе с между­народным терроризмом в рамках антитеррористической коалиции, являющейся элементом глобальной стабильности и средством уста­новления более справедливого нового мирового порядка. В отно­шениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного права и приматом собственных национальных интересов. Россия исходит из того, что, несмотря на отдельные различия в подходах к решению региональных проблем, консенсус должен быть найден на базе уважения норм международ­ного права и взаимного уважения национальных интересов.

 

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС)

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) играет важней­шую роль в обеспечении региональной стабильности в Централь­ной Азии и в Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего ук­репления политического и военно-политического потенциала ШОС сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности го­сударств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, погранич­ных споров и общей военно-политической нестабильности.

Таким образом, анализ текущих глобальных политических тен­денций свидетельствует, что современная международная обстанов­ка, характеризующаяся динамизмом, многогранностью происходя­щих процессов, а также эволюцией ряда ключевых международных институтов, ставит задачу по-новому реалистически и комплексно оценить систему угроз безопасности Российской Федерации. И на этой основе выработать приоритеты военной политики и военного строительства, соответствующие новому международному статусу России и имеющимся у нее ресурсам.

 

III. ОЦЕНКА УГРОЗЫ

Исходным моментом в оценке уровня военной опасности для РФ является то, что значение военной силы в системе междуна­родных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможно­сти возникновения вблизи границ России крупных вооружен­ных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, территориальную целостность, социально-полити­ческую стабильность общества, конституционный строй, стра­тегическую стабильность в системе мирового сообщества, сво­бодный доступ к жизненно важным экономико-стратегическим зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, кото­рые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существуют три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени  функцией  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации:

внешние, внутренние и трансграничные. К основным внешним угрозам следует отнести:

* развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;

* территориальные претензии к Российской Федерации, угро­за политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

* осуществление государствами, организациями и движения­ми программ по созданию оружия массового поражения;

* вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддер­живаемых иностранными государствами;

* демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

* наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

* нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

* наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федера­ции или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

* расширение военных блоков и союзов в ущерб военной бе­зопасности Российской Федерации или ее союзников;

* деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

* ввод иностранных войск (без согласия Российской Федера­ции и санкции Совета Безопасности ООН) на территории со­предельных и дружественных Российской Федерации госу­дарств;

* вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Го­сударственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

* действия, препятствующие работе российских систем госу­дарственного и военного управления, обеспечению функциони­рования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракет­ном нападении, противоракетной обороне.

 

Оценить эту статью:
(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *