РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИТУАЦИИ В КЛЮЧЕВЫХ СТРАНАХ МИРА

На сегодняшний день основные страны мира действуют в ус­ловиях относительной транспарентности внешней политики и военно-политического планирования. Это обеспечивается су­ществованием и развитием институтов демократии, парламента­ризма и гражданского общества. Транспарентность внешней по­литики и ее цивилизованный характер обусловливает возмож­ность долгосрочного партнерства России и наиболее развитых государств мира, в том числе и в военно-политической сфере. Изменение ситуации, в частности отказ руководства этих госу­дарств от отдельных компонентов демократии и принципа мак­симальной предсказуемости внешнеполитических решений и соответствия их принципам международного права, создаст для России необходимость пересмотра политического характера отношений с этими странами, а в перспективе и изменения отдельных компонентов военной политики.

 

РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ В СТРАНАХ СНГ

Россия всецело поддерживает процессы демократизации в странах СНГ и строительства в них гармоничных полиэтничес­ких сообществ, в которых уважаются и защищаются права рос­сийских граждан и этнических россиян. В случае возникнове­ния внутренней нестабильности как межэтнического, так и по­литического характера, а также в случае действий того или ино­го политического режима по свертыванию демократических преобразований, может возникнуть потребность в коррекции Россией принципов военного планирования.

 

СИТУАЦИЯ В ПРИГРАНИЧНЫХ С СНГ РЕГИОНАХ

На сегодняшний день в большинстве регионов, сопредель­ных с территорией СНГ, складывается благоприятная для бе­зопасности России обстановка. Однако в случае возникнове­ния масштабной внутренней или межгосударственной напря­женности может потребоваться существенное изменение дислокации группировки войск Министерства обороны и иных силовых структур. Наиболее проблемной остается ситуация в Афганистане и в сопредельных с ним регионах Центральной Азии. Несмотря на отсутствие прямой военной угрозы, Россия продолжает рассматривать данное направление как потенци­ально опасное. Сохраняется такая угроза, как контрабанда наркотиков из Афганистана через территорию центральноазиатских стран в Россию. Дестабилизация ситуации в Афганис­тане и возможность возобновления угрозы исламского экстре­мизма с данного направления поставят перед Вооруженными Силами Российской Федерации новые военно-политические и силовые задачи и потребуют изменения существующей в на­стоящее время группировки сил и средств на Южном страте­гическом направлении.

 

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЯДЕРНОМУ ОРУЖИЮ СВОЙСТВ РЕАЛЬНОГО ВОЕННОГО ИНСТРУМЕНТА

Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в число допусти­мых военных инструментов за счет реализации «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное ору­жие в относительно «чистое» с точки зрения последствий его применения. С другой стороны, расширение практики приме­нения вооруженных сил без санкции СБ ООН может стимули­ровать большую востребованность оружия массового пораже­ния, включая ядерное, среди региональных держав, стремящих­ся создать инструмент гарантированного сдерживания возмож­ных враждебных действий со стороны развитых государств. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и принятие поли­тических решений об активизации их расширенного использования рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный подорвать глобальную и региональную стабильность. Понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы управления войска­ми и подходов к сдерживанию угроз различного уровня.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безо­пасности России, с учетом имеющихся факторов неопределен­ности, показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боевого противостояния, учет которых необходим при оценке перспек­тив военного строительства в России.

 

  1. IV. ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывает суще­ственное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире, на создание очагов напря­женности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных конфликтов. Следует отметить, что войны и вооруженные кон­фликты будущего будут порождаться не одним каким-либо, да­же очень весомым фактором, а сложным переплетением различ­ных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин, которые следует учиты­вать при раскрытии стратегического содержания вооруженной борьбы будущего.

Наиболее значимые войны и вооруженные конфликты по­следнего десятилетия представлены в таблице 1.

Говоря о специфике вооруженных конфликтов 1990-х гг. — начала XXI века можно говорить о следующих принципиальных моментах:

* не выявилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными;

* .значительная часть конфликтов имела асимметричный ха­рактер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техническом отношении, а также качественно­го состояния вооруженных сил;

* все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако с использованием сил и средств, размешенных за его пределами. Однако локальные по сути конфликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим результатом в ряде случаев полное уничтожение государственной системы (если та­ковая была) одного из участников конфликта;

* существенно увеличилась роль начального периода воору­женного конфликта или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на на­чальном этапе боевых действий предопределял исход;

* основная роль в начальный период войны, безусловно, от­водилась дальнобойному высокоточному оружию, действую­щему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

Это ставит перед Вооруженными Силами Российской Феде­рации задачу быть готовыми к участию в конфликте любого из­вестного типа. А это, в свою очередь, возможно только при ус­ловии понимания всех ключевых особенностей современных войн и вооруженных конфликтов. Применительно к задачам Вооруженных Сил РФ необходимо отметить возрастание значе­ния фактора различия в характере потенциальных конфликтов на различных стратегических направлениях.

 

здесь таблица №1

 

 

 

№ ппСтрана, годЧисленность войск враждующих сторонВВСТ сторон

 

Особенности вооруженной борьбы, численность погибших, чел.

 

Результаты вооруженной борьбы

 

1Египет -Сирия, Израиль; 1973

 

Египет — 400.000 Сирия — 130.000 Израиль — 115.000

 

* Египет: 2.000 танков, 400 боевых самолетов, 200 вертолетов, 200 боевых кораблей.

* Сирия: 1.300 танков, 400 боевых самолетов, 50 вертолетов, 27 боевых кораблей.

* Израиль: 2.000 танков, 500 боевых самолетов, 90 вертолетов, 58 боевых кораблей.

* Вооруженная борьба носила воздушный, наземный и морской характер. Проведение воздушной операции, широкое использование крылатых ракет. Морское ракетное сражение. Военные действия с применением новейшего оружия. Коалиционный характер.

* 36.000

 

Вооруженные силы Израиля полностью разгромили египетско-сирийские войска и осуществили захват территории.
2Аргентина; 1982

 

Великобритания — 8.000 Аргентина — 11.000

 

* Великобритания: 50 боевых кораблей, в т.ч. 2 ПЛА, 70 торговых судов, 70 самолетов, 80 вертолетов, 30 танков, 100 орудий.

* Аргентина: 34 боевых корабля, в т.ч. 4 ПЛ, около 200 боевых самолетов, 50 вертолетов, 90 танков и БТР.

 

* Вооруженная борьба носила в основном морской и наземный характер. Применение морских десантов, широкое использование непрямых, неконтактных и других (в т. ч. нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения. Активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом.

•800

При политической поддержке США Великобритания осуществила военно-морскую блокаду территории

 

3Ирак; 1991

 

Силы коалиции

во главе с США —

410.000

Ирак  — 545.000

 

* Силы коалиции: 1.250 боевых самолетов, 1.700 боевых вертолетов, 91 корабль, в т.ч. 6 авианосных групп.

* Ирак: 4.000 танков, 2.500 БМП и БТР, 2.700 артиллерийских орудий.

 

* Вооруженная борьба носила в основном воздушный характер, управление войсками осуществлялось в основном через космос. Высокое влияние информационного противоборства в военных действиях. Коалиционный характер, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом.

* 1.200-2.500

Полный разгром группировки войск Ирака в Кувейте.

 

4Индия —

Пакистан;

1996

 

Индия  — 1.175.000

Пакистан — 590.000

 

* Индия: 900 боевых самолетов, 600 боевых вертолетов, 41 корабль.

* Пакистан: 400 танков, 250 БМП и БТР, 350 боевых самолетов.

 

* Вооруженная борьба носила в основном наземный характер. Маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения.

* 1.000-1.500

Поражение основных сил противоборствующих сторон. Военные цели не достигнуты.
5Югославия; 1999

 

Югославия -110.000

Силы НАТО -30.000 — 40.000

 

* Силы коалиции: 1.100 боевых самолетов, 1.500 боевых вертолетов, 71 корабль, в т.ч. 5 авианосных групп.

* Югославия: ПУ ЗРК ок. 100, зен. артиллерии ок. 150.

 

* Вооруженная борьба носила в основном воздушный характер, управление войсками осуществлялось через космос. Высокое влияние информационного противоборства в военных действиях. Широкое использование непрямых, неконтактных и других (в т. ч. нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения; активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом.

* Стремление к дезорганизации системы государственного и военного управления; применение новейших высокоэффективных (в т. ч. основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники. Возрастание роли космической разведки.

* 2.000-5.000

Поражение войск Югославии, полная дезорганизация военного и государственного управления.

 

6Афганистан; 2002

 

Силы коалиции во главе с США — 30.000 — 40.000

Афганистан — 12.000

 

* Силы коалиции: ок. 20 боевых кораблей, ок. 100 боевых сам. Силы спец. операций.

* Афганистан: ок. 100 танков, легкое стрелково-пушечное вооружение.

 

* Вооруженная борьба носила наземный и воздушный характер с широким применением сил специальных операций. Высокое влияние информационного противоборства в военных действиях. Коалиционный характер. Управление войсками осуществлялось в основном через космос. Возрастание роли космической разведки.

* 1.000-1.200

Основные силы талибов уничтожены.

 

7Ирак 2003

 

Силы коалиции во главе с США • 300.000-400.000

Ирак — 450.000

 

* Силы коалиции: ок. 20 боевых кораблей, до 360 КРМБ, ок. 70 боевых сам. ПА

Всего — ок. 130 б./сам., 350 танков, ок. 250 БМП.

* Ирак: ПУ ЗРК — 124, ЗА — 468 ор., ВВС — 221 боевой самолет, ПУ ЗРК — 96, ЗА — 1.208 орудий.

 

* Вооруженная борьба носила в основном воздушно-наземный характер, управление войсками осуществлялось через космос. Высокое влияние информационного противоборства в военных действиях. Коалиционный характер. Возрастание роли космической разведки. Широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения; активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мировою сообщества в целом; маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения.

*  1500

Полное поражение вооруженных сил Ирака. Смена политической власти.

 

 

 

 

Главной особенностью конфликтов нового исторического пери­ода оказалось то, что произошло перераспределение роли различ­ных сфер в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противобор­ством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредст­венно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий страте­гического, оперативного и тактического уровней в во­оруженной борьбе. Факти­чески это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как огра­ниченных, так и широко­масштабных, претерпевает значительные изменения. Даже локальные конфлик­ты могут вестись на отно­сительно больших площа­дях с самыми решитель­ными целями. При этом основные задачи будут ре­шаться не в ходе столкно­вения передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.

Говоря о факторе ядер­ного сдерживания, особен­но применительно к сдер­живанию угроз, связанных с применением противни­ком обычных вооружений, нужно учитывать и то, что оно в современных усло­виях может быть осуще­ствлено эффективно ТОЛЬКО при наличии вы­сокооснащенных и боеготовых сил общего назначе­ния. Только в этом случае угроза применения ядер­ного оружия в ответ на на­падение с использованием обычных вооружений бу­дет выглядеть убедительно.

На основании анализа наиболее общих черт кон­фликтов конца XX — нача­ла XXI веков можно сде­лать следующие принци­пиальные выводы относи­тельно военно-политичес­ких особенностей воору­женной борьбы на совре­менном этапе и в обозри­мой перспективе.

 

 

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)