Актуальные задачи развития вооруженных сил Российской Федерации (продолжение 5)

 

 

 

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ПОДДЕРЖАНИЕ ИХ В БОЕГОТОВОМ СОСТОЯНИИ

 

На сегодняшний день Вооруженные Силы РФ основными вида­ми вооружения, военной техники и другими материальными сред­ствами обеспечены на должном уровне. Однако качественный ана­лиз показывает, что доля современных образцов вооружения и во­енной техники составляет 20-30%, в то время как в современных армиях мира этот показатель — более 70%.

Сегодняшнее состояние вооружений позволяет рассчитывать на некоторый промежуток времени — порядка 10-15 лет, — в течение которого необходимо, с одной стороны, обеспечить поддержание су­ществующих средств, а с другой — реализовать имеющийся задел в области технологий до уровня, при котором по истечении этого сро­ка можно было бы приступить к перевооружению армии и флота.

В 2003 году разработаны и приняты основополагающие докумен­ты в области военно-технической политики РФ, определен пере­чень базовых военных технологий на перспективу.

Особый упор в этих программах и планах сделан на модерниза­цию вооружения, военной и специальной техники. В( ближайшей перспективе финансирование развития вооружения и военной тех­ники будет осуществляться по трем направлениям:

* поддержание вооружения, военной специальной техники час­тей постоянной готовности в боеготовом состоянии;

* завершение опытно-конструкторских разработок, имеющих прорывные результаты с точки зрения повышения качественных характеристик вооружения;

* модернизация устаревшего вооружения.

В основу совершенствования системы технического оснащения необходимо положить сбалансированное развитие Стратегических сил сдерживания, систем боевого управления (информационного обеспечения), а также Сил общего назначения.

 

Удельная ресурсообеспечениость — усредненный стоимостной показа­тель, представляющий собой отно­шение общих затрат на строительство и применение Вооруженных Сил Российской Федерации в опреде­ленный календарный период време­ни (как правило, на год) финансовыми средствами, энергетикой, сы­рьем и другими необходимыми про­фильными материалами и имущест­вом к общей численности личного состава Вооруженных Сил.

Удельные расходы на боевую под­готовку — усредненный показатель расходов на боевую подготовку од­ного военнослужащего. Представ­ляет собой отношение выделенных ассигнований на боевую подготов­ку Вооруженных Сил к общей чис­ленности личного состава Воору­женных Сил.

Удельные расходы на закупку ВВСТ — усредненный стоимостной показатель, представляющий собой отношение общих затрат, выделяе­мых на закупку ВВСТ, к общей численности личного состава Во­оруженных Сил.

 

Особое внимание будет уделено развитию образцов и систем ВВТ, оказывающих решающее значение на исход будущей вооруженной борьбы: дальнобойному высокоточному оружию, комплексам разведки и це­леуказания (наземным, воздушным, космичес­ким), средствам радиоэле­ктронного подавления, ав­томатизированным систе­мам управления войсками и оружием.

Результатом выполнения предлагаемых мер станет повышение уровня обеспе­ченности воинских форми­рований современным во­оружением и военной тех­никой к 2010 году в целом до 35%, а к 2015 году — до 40-45%. Полная замена на­личного вооружения Во­оруженных Сил и других войск Российской Федера­ции может произойти к 2020-2025 году.

До 2025 года за счет по­этапного уменьшения рас­ходов на текущее содержа­ние Вооруженных Сил

суммарные затраты на разработку, закупку, модернизацию и ре­монт вооружения и военной техники должны составлять около 50-60% от расходов на национальную оборону.

Доля в развитии ВВТ СОН ВС РФ в общем объеме средств, на­правляемых на НИОКР, закупку и ремонт ВВТ Вооруженных Сил, должна составить не менее 80%.

Решение задачи своевременного оснащения Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой невозможно без приведения системы заказов ВВТ в соответствие с требованиями времени.

Уже сегодня для ВС установлено 20 генеральных заказчиков ВВТ (на 1997 г. их было 57, на 1999 г. — 29). В целях сокращения зака­зывающих органов оставлено по одному (единому) органу во всех видах ВС и родах войск. При этом каждый заказчик отвечает за ре­ализацию основных положений военно-технической политики по своим функциональным задачам.

Для централизации заказов и поставок ВВТ в Министерстве обо­роны и других органах, имеющих войсковые формирования, для упорядочивания расходуемых средств и исключения параллелизма в закупках, приемке и поставках Указом Президента РФ № 311 от 11.03.03 г. был учрежден Государственный комитет по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ.

В результате реализации основных мероприятий по приоритетам строительства Вооруженных Сил РФ предполагается обеспечить рост их ключевых параметров и качественных характеристик (по сравнению с 2000 годом):

* удельной ресурсообеспеченности в 2,2 раза к 2005 году и в 4 ра­за к 2010 году;

* удельных расходов на боевую подготовку — в 2,3 и 3 раза соот­ветственно;

* удельных расходов на закупку ВВТ — в 3 и 6 раз соответственно.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЫЛОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Важным направлением военного строительства является интегра­ция всего обеспечивающего процесса Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации посредством перехода к межведомст­венным (сопряженным) системам технического и тылового обеспе­чения (МУСТиТО) Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.

Главной целью перехода к МУСТиТО Вооруженных Сил являет­ся повышение эффективности технического и тылового обеспече­ния всех воинских формирований на основе интеграции соответст­вующих органов силовых министерств и ведомств РФ, а также сов­местного рационального использования имеющейся материально-технической базы и инфраструктуры.

Создаваемые системы обеспечат- объединение по территориаль­ному принципу их складской, транспортной, медицинской и др. инфраструктур с управлением из единого органа. Это позволит осу­ществлять техническое и тыловое обеспечение всех войск, незави­симо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, как дислоцирующихся в пределах границ военного округа, так и при­бывающих на его территорию для выполнения различных задач.

Переход Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований к межведомственным (сопряженным) унифицированным системам технического и тылового обеспечения предполагается осуществлять последовательно, завершив его в 2006 году.

В основу совершенствования системы технического обеспечения будет положено создание унифицированной нормативной базы для реализации централизованного программно-целевого планирова­ния заказов, поставок и эксплуатации ВВСТ и других материаль­ных средств, организации и проведения мероприятий по техничес­кому обеспечению военной организации в мирное время, кризис­ных ситуациях и военное время.

Прежде всего до конца 2003 года Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо разработать нормативную правовую базу, регла­ментирующую порядок передачи и организации работ по утилиза­ции ВВТ уполномоченными федеральными органами исполнитель­ной власти.

С 2004 года утилизация ВВТ должна осуществляться уполномо­ченными федеральными органами исполнительной власти.

До 2005 года предполагается реализовать территориальный прин­цип капитального ремонта вооружения и военной техники, других, материальных средств общего назначения, технического обеспече­ния группировок войск (сил), независимо от ведомственной при­надлежности, на условиях обеспечения снижения затратности. Со­вершенствовать систему накопления и эшелонирования запасов материальных средств.

В последующем планируется наращивать усилия по модерниза­ции и приведению в исправное техническое состояние всех типов ВВСТ, которыми оснащены войска и воинские формирования и которые хранятся на складах, в арсеналах и на базах, а также по поддержанию их высокой технической готовности.

В совершенствовании системы тылового обеспечения приоритет­ными направлениями являются: формирование единой политики развития служб тыла и единой политики ценообразования при за­купках продукции общего назначения; создание единой норматив­ной правовой базы тылового обеспечения Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации, других войск и воинских формирований; со­пряжение ведомственных систем тылового обеспечения войск и во­инских формирований по таким важнейшим направлениям, как обеспечение горюче-смазочными материалами, вещевым имущест­вом и продовольствием, подготовка специалистов тыла; создание запасов материально-технических средств для совместных действий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воин­ских формирований в военное время и в кризисных ситуациях.

В 2006 — 2010 годах должно быть обеспечено полномасштабное снабжение войск и воинских формирований всеми видами доволь­ствия по службам тыла, довести до установленных норм текущие и неприкосновенные запасы материальных средств.

Последующими этапами перехода к МУСТиТО на период до 2020 года будут ее адаптация и повышение качественных парамет­ров за счет реализации современных рыночных механизмов закуп­ки материальных средств на конкурсной основе, стандартизации и унификации предметов снабжения, совершенствования функцио­нирования военного здравоохранения и подготовки кадров тыла.

Конечной целью указанных мероприятий является устранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев или перенацели­вание их на решение других оборонных задач и обеспечение в слу­чае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА И ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализация указанных приоритетов реформирования и укрепле­ния Вооруженных Сил РФ невозможна без формирования прочно­го задела — научного и человеческого потенциала, являющихся об­щим фундаментом проводимых преобразований.

Военно-научный комплекс Вооруженных Сил включает в себя научно-исследовательские организации (НИО МО), высшие воен­ные учебные заведения Министерства обороны РФ, организации и учреждения, решающие задачи научного обоснования перспектив­ных направлений строительства, развития, подготовки, примене­ния и обеспечения ВС РФ в реальных и прогнозируемых условиях геостратегической, политической, экономической и демографичес­кой обстановки.

Разрешение проблем военной науки неразрывно связано с реорга­низацией военно-научного комплекса как одной из наиболее слож­ных частей модернизации Вооруженных Сил. Цена решений здесь чрезвычайно высока, так как ошибки могут повлечь не очевидные сейчас, но весьма серьезные последствия для военной безопаснос­ти страны.

С учетом уже проведенных мероприятий реформирования воен­но-научного комплекса на ближайшую перспективу главными це­левыми установками являются следующие:

* опережающее развитие теории строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, исследование условий и выработка рекомендаций по совершенствованию их структуры, совершенство­ванию форм и способов боевого применения группировок войск, развитию вооружения и военной техники, исследованию других, наиболее актуальных вопросов;

* реализация программы внедрения систем комплексного ситуа­ционного анализа и прогноза, которые существенно повышают возможности оперативного управления войсками;

* совершенствование военно-научного комплекса Вооруженных Сил, его состава, структуры и штатной численности с учетом суще­ствующих потребностей; укрепление нормативной правовой базы, определяющей статус, условия и порядок функционирования ком­плекса; создание реально работающей системы материального сти­мулирования научных и научно-педагогических работников, разви­тие лабораторно-экспериментальной базы.

Главные усилия будут сконцентрированы на следующих основ­ных направлениях совершенствования военно-научного комплекса:

* совершенствование системы планирования научных исследова­ний и координации деятельности научно-исследовательских ор­ганизаций Министерства обороны, вузов, научных организаций РАН, других министерств и ведомств Российской Федерации, веду­щих исследования по оборонной тематике;

* оптимизация состава и структуры научных подразделений НИО, вузов, других научных организаций и учреждений;

* дальнейшая автоматизация процессов проведения исследова­ний, в том числе системы информационного обеспечения;

* совершенствование системы подготовки научных кадров и ор­ганизационных форм проведения НИР в интересах сосредоточения усилий научных коллективов на комплексном решении наиболее актуальных военно-теоретических и научно-технических проблем;

* развитие моделирующей и лабораторно-экспериментальной базы;

* укрепление кадрового потенциала, финансовой и материально-технической базы НИО и вузов.

Дальнейшее совершенствование военно-научного комплекса предполагает проведение ряда структурно-организационных, науч­но-исследовательских и технологических мероприятий, включая следующие:

  1. Формирование системных межвидовых и видовых научных на­правлений, проблем и задач, интегрирующих военно-политичес­кие, оперативно-стратегические, военно-экономические, военно-технические исследования в сфере строительства, развития и при­менения Вооруженных Сил. Решение этой задачи необходимо воз­ложить на постоянно действующие межвидовые (фундаментальная наука, прикладная наука Министерства обороны и промышленно­сти) и видовые координационные советы.
  2. Отработка и внедрение действенного законодательного меха­низма по привлечению военной науки и науки оборонных отраслей промышленности к выработке и экспертизе военно-политических решений через соответствующие комитеты Государственной Думы и Совет Безопасности РФ.
  3. Глубокий анализ существующих и перспективных планов НИР и НИЭР, проводимых в интересах Министерства обороны и видов Вооруженных Сил, пересмотр их и формирование заново на осно­ве принципов программно-целевого планирования.
  4. Создание и внедрение автоматизированной системы планирования с современной базой данных по НИР Министерства обороны. В дальнейшем эта система должна развиться в единую автоматизированную систему планирования научных исследований в Ми­нистерстве обороны с выходом на информационные системы и ба­зы данных в ВНК, НИО и вузах видов Вооруженных Сил. Цель — координация, учет и контроль деятельности НИО и вузов по пла­нированию, проведению исследований и их результатам.
  5. В целях оперативного решения задач формирования Програм­мы вооружения и Государственного оборонного заказа, влияния на согласование плановых документов с Минэкономразвития России и организациями промышленности необходимо создание закрытой автоматизированной компьютерной сети по разделам Программы вооружения и Государственного оборонного заказа следующей структуры: Управление начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации — аппарат начальников вооружения и воен­но-научные комитеты видов (родов войск) Вооруженных Сил -ЦНИИ видов Вооруженных Сил.
  6. Восстановление системы централизованного обеспечения НИО и вузов Министерства обороны военно-технической и науч­ной информацией через ВНК видов и родов войск ВС РФ по со­гласованным перечням. Впоследствии — переход на автоматизиро­ванную систему обмена научно-технической информацией.

Модернизация Вооруженных Сил требует постоянного совер­шенствования профессиональных знаний и мастерства офицерско­го корпуса. Это означает, что серьезные изменения должны про­изойти в системе подготовки кадров, и прежде всего в системе выс­шего военного образования.

Главной целью системы подготовки военных кадров были и ос­таются обеспечение устойчивого комплектования войск квалифи­цированными офицерами, постоянное повышение уровня их профессиона­лизма и общей культуры, формирование у выпуск­ников вузов высоких мо­рально-нравственных ка­честв гражданина и защит­ника Отечества. Здесь есть целый ряд задач, требую­щих внимательного рас­смотрения и решения.

 

«С такими масштабными задача­ми могут справиться только обра­зованные, только современно мыс­лящие и восприимчивые к новому люди. И конечно же люди, впитав­шие в себя самые лучшие военные традиции России».

(Из речи Президента РФ на тор­жественном приеме в честь выпу­скников военных академий и уни­верситетов 25 июня 2003 г.)

 

Сегодня система подготовки военных кадров в России построена по ведомственному принципу. Это главная при­чина распыления и нерационального использования и без того яв­но недостаточных финансовых ресурсов, выделяемых на военное образование. К примеру, подготовка офицеров для силовых струк­тур осуществляется, кроме Минобороны, еще в 6 ведомственных системах военного образования.

Многие вузы осуществляют подготовку всего по одной — двум спе­циальностям, при этом превалируют элементы дублирования и па­раллелизма. В сравнении с вузами Минобороны дублирование под­готовки офицерских кадров по военно-учетным специальностям составляет в учебных заведениях ПС ФСБ 88%, МЧС — 60%, МВД — 50%, ФСЖВ — 43%. И это при том, что стоимость обучения и со­держания одного курсанта (слушателя) в вузах Минобороны по сравнению, к примеру, с ПС ФСБ в 1,9 раза ниже. Кроме того, каждое ведомство, имеющее вузы, содержит собственный аппарат управления военным образованием.

Сегодня следует признать, что политика объединения военных академий с военными училищами в качестве филиалов была оши­бочной. Она привела в первую очередь к снижению статуса систе-мообразующих вузов, оттоку из них профессорско-преподаватель­ского состава высшей категории. Объединение, а фактически «скрытое сокращение», привело к тому, что юридически в Минис­терстве обороны числится 57 вузов, но на деле их гораздо больше. При этом около половины существующих вузов имеют емкость ме­нее 1.000 слушателей и курсантов, что не только противоречит об­щемировой практике, но и значительно удорожает и без того высо­кую стоимость обучения, затрудняет создание квалифицированных педагогических коллективов.

В настоящее время в Министерстве обороны считается затрат-ным готовить курсантов в военных училищах по двум специально­стям (военной и гражданской). Многие молодые люди в последние годы используют обучение в военных вузах как способ получения бесплатного образования и одновременно как возможность укло­ниться от службы в армии. Ввиду несовершенства законодательной базы в РФ ежегодно 7-8 тыс. курсантов покидали стены военных училищ и продолжали обучение в гражданских вузах, а около 10 тыс. выпускников-лейтенантов оставляли военную службу сразу после получения диплома.

Предстоит большая работа по ликвидации опасного разрыва пла­новой смены поколений, когда офицеры советской школы уже уш­ли или уйдут в ближайшие годы, а пришедшие им на смену офи­церы российской школы в силу разных причин не обладают необ­ходимыми практическими навыками и теоретическими знаниями. Недостатки в подготовке офицеров неизбежно влекут за собой сложности в подготовке рядового и сержантского состава, которые, собственно, и определяют успех на поле боя. Решить эту задачу без существенного повышения профессионального уровня и статуса руководящего и преподавательского состава военно-учебных заве­дений невозможно.

Чрезвычайно остро стоит вопрос восстановления материально-технической базы вузов, которая больше десятилетия деградировала и пока еще не способна обеспечить необходимый уровень подготов­ки офицерских кадров. Лишь в последние годы на поддержание этой базы начали выделяться существенные средства из бюджета и ситу­ация постепенно начинает выправляться: техника стала выходить на полигоны, а учебные самолеты — летать. Пока еще слушатели при­обретают основные практические навыки на тренажерах, однако главная задача — в первую очередь обеспечивать новейшими образ­цами вооружений и военной техники именно вузы, где формируется кадровый потенциал Российской армии будущего.

Подготовка офицеров в военно-учебных заведениях должна осу­ществляться с учетом требований современной вооруженной борь­бы, развития средств, форм и способов ее ведения. Сейчас это про­исходит далеко не всегда.

Особый разговор — подготовка офицеров запаса на военных кафе­драх образовательных учреждений высшего профессионального обра­зования Российской Федерации. В массовом масштабе она не соот­ветствует плановым цифрам, устанавливаемым для военных кафедр вузов, как в сторону значительной недоподготовки, так и в сторону переподготовки. И тот и другой варианты являются недопустимыми, поскольку по одним военно-учетным специальностям Вооруженные Силы недополучают большое количество необходимых в запасе офи­церских кадров, а по другим — в запасе накапливается большое коли­чество офицеров, которое во много раз превышает их мобпотребность, и на что затрачиваются значительные финансовые средства. В результате сегодня практически востребован только каждый десятый специалист, подготовленный на этих кафедрах.

Это стало возможным в результате лоббизма прошлых лет, коли­чество военных кафедр, готовящих специалистов по малочислен­ным военно-учетным специальностям и фактически не востребо­ванных Министерством обороны, значительно возросло.

Главными причинами сложившегося положения дел являются: отсутствие четкого системного подхода к организации военного об­разования и подготовки войск с точки зрения его внутреннего со­держания; недостаточный уровень профессиональной и методичес­кой подготовки самих преподавателей; снижение контроля над учебным процессом в вузах и над организацией профессиональной и боевой подготовки в войсках.

Крайне важно, чтобы из вузов выпускался офицер-профессионал с высокой методической подготовкой, владеющий системой при­емов и способов обучения подчиненных. При этом учебные про­граммы, предметы обучения должны быть жестко, системно увяза­ны по этапам обучения. В этой связи каждый командир должен осознавать необходимость строжайшего соблюдения установленно­го порядка подготовки и проведения каждого занятия с подчинен­ными и в целом учебного процесса. В основу должны быть поло­жены простые и понятные всем принципы обучения.

Совершенствование системы образования требуется в том числе в связи с частичным переводом ВС РФ на контрактную основу. Офицер должен быть способен эффективно руководить подчиненными, имеющи­ми порой большой жизненный опыт, образовательный уровень и т.д.

Для решения наиболее сложных проблем военного образования Правительством РФ 27 мая 2002 года была принята Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года».

В ближайшие годы совершенствование системы военного обра­зования будет осуществляться с учетом формирования межведомст­венной (сопряженной) системы подготовки кадров по военным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

До 2005 года параметры системы военного образования должны быть приведены в соответствие с новыми задачами, структурой и численностью военной организации, порядком прохождения воен­ной службы офицерами. На базе реформированных вузов и науч­но-исследовательских организаций планируется создать профиль­ные научно-учебные центры.

В 2006-2010 годах предстоит обеспечить организационно-право­вые и экономические условия построения новой системы военно­го образования. Речь идет о включении в эту систему:

* военно-учебных заведений, гражданских вузов, готовящих на договорной основе офицеров для службы по контракту;

* военных кафедр при гражданских вузах, осуществляющих под­готовку офицеров запаса;

* учреждений дополнительного профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации офицеров.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и во­енной службе» военная служба является особым видом федераль­ной государственной службы. Президент РФ, Совет Безопасности, Министерство обороны делают все возможное для реального повы­шения престижа воинской службы.

Нужно прямо сказать, что без методичного и кардинального ре­шения социальных вопросов военнослужащих в перспективе может сложиться ситуация нехватки младшего и среднего командного со­става. В последнее время тенденцию оттока младшего офицерско­го состава удалось переломить, однако успехи все еще недостаточ­ны. Офицерский корпус — основа любой армии. Его деградация и распад означают фактический распад военной организации госу­дарства. Совершенствование системы социального обеспечения во­еннослужащих происходит по следующим основным линиям:

* увеличение денежного довольствия;

* совершенствование системы пенсионного обеспечения уволен­ных с военной службы;

* решение жилищных проблем военнослужащих;

* социальная адаптация бывших военнослужащих;

* совершенствование системы медицинского обслуживания и обеспечения.

Первый вопрос — денежное довольствие. При всех других мораль­ных стимулах к службе Отечеству не вызывает сомнений тот факт, что размер денежного содержания военнослужащих должен стиму­лировать военную службу. В последнее время уже принят ряд мер по увеличению денежного содержания.

С 1 января 2002 г. размер выплачиваемой военнослужащим еже­месячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы увеличен с 50 до 70 процентов от оклада по воин­ской должности. Соответствующим категориям военнослужащих была установлена выплата ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями в размере от 300 до 500 рублей.

С 1 июля 2002 г. оклады по воинским должностям установлены в размерах не ниже должностных окладов соответствующих катего­рий федеральных государственных служащих; предельный размер ежемесячной надбавки за выслугу лет, исчисляемой в процентах от окладов по воинской должности и воинскому званию, увеличен с 40 до 70 процентов. С 1 января 2003 г. оклады по воинским звани­ям выплачиваются военнослужащим в размерах не ниже надбавок за квалификационные разряды соответствующих категорий феде­ральных государственных служащих.

Законодательно закреплена норма, предусматривающая при повышении (индексации) размеров денежного содержания феде­ральных государственных служащих одновременное повышение в той же пропорции размеров денежного довольствия военнослужа­щих, проходящих военную службу по контракту, а также ежегод­ную индексацию денежного довольствия военнослужащих в зави­симости от уровня инфляции. В 2003 году, например, такая индек­сация в размере 11% производится с 1 октября.

Потребуется оптимизировать и унифицировать состав и структу­ру органов воспитательной работы и информационных структур федеральных органов исполнительной власти, имеющих войска и воинские формирования, провести их организационное и методи­ческое укрепление.

 

 

 

 

Оценить эту статью:
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *