Авторитет прапорщика: военно-профессиональные и нравственные аспекты.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведение занятия по общественно-государственной подготовке

с прапорщиками войсковой части

 

ТЕМА: «Авторитет прапорщика: военно-профессиональные и нравственные аспекты.  Роль личного примера командира в обеспечении боевой готовности подразделения, части».

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Вооружить личный состав знанием принципов и методов воинского воспитания, основ военной педагогики и психологии, осознанием необходимости их применения на практике.
  2. Выработать у личного состава умение видеть воинский коллектив как социальный организм с его сложной системой внутренних связей и научить управлять этим коллективом.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Воспитывать благородство, прививать любовь к Родине, формировать высокие морально-психологические качества.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Сущность и значение авторитета командира (начальника).

Роль личного примера офицера и прапорщика в воспитательном процессе.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: клуб, класс ВР.

 

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 

 

ВРЕМЯ: 2 часа.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Во введении необходимо подчеркнуть актуальность темы занятия и ее практическое значение, дать определение основных понятий, представить литературу по теме.
  2. При изложении (обсуждении) первого вопроса обратить внимание на сущность и значение авторитета офицера (прапорщика).
  3. В ходе рассмотрения второго вопроса акцентировать внимание на основных методах воспитания; на конкретных примерах из практики раскрыть их содержание, использовать передовой опыт применения личного примера в воспитательной работе. Следует напомнить, что воспитательная работа в подразделении (части) результативна в тех случаях, когда она четко спланирована, опирается на основы педагогической науки, при грамотном проведении ее со стороны офицеров и прапорщиков.
  4. В ходе семинара желательно рассмотреть следующие вопросы:

— педагогическая характеристика военно-профессионального и нравственного воспитания военнослужащих;

— методы направления воспитательной работы офицера в ходе служебной деятельности;

— использование офицером воспитательного потенциала личного примера.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

«Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем». (А.С. Макаренко).

1

Под авторитетом принято понимать социально-психологическое влияние одного человека (или группы лиц) на других людей – руководителя на руководимых, учителя – на учеников, командира – на подчиненных, коллектива – на личность, вышестоящего органа – на подчиненную организацию.

В каждом воинском коллективе, как правило, есть несколько авторитетных людей. Они являются своеобразными носителями духовного, нравственного богатства коллектива, его силы. В научной литературе говорится, что авторитет бывает должностным, моральным и профессиональным.

Должностной авторитет – это воздействие командира на коллектив властью, данной ему должностным положением.

Моральный авторитет – это проявление нравственных, духовных качеств лидера. Человек, обладающий им, как правило, пользуется доверием подчиненных, их уважением.

Профессиональный авторитет присущ, скажем, офицеру или прапорщику, в совершенстве владеющему своей специальностью, всем комплексом порученного дела.

Процесс становления авторитета проходит определенные стадии:

    • воздействие внешних факторов;
    • проявление желания подражать начальнику;
    • подтверждение собственного авторитета.

Исключительная роль принадлежит авторитету командира в армии, которая по своему предназначению и по специфике организации немыслима без подчинения. В наше время роль командира-единоначальника еще больше возросла. Современный бой требует небывалого напряжения всех физических и духовных сил военнослужащих, высочайшей оперативности в принятии необходимых решений. В этих условиях твердая воля командира, его мастерство, организаторские способности, умение влиять на умы и сердца подчиненных имеют огромное значение.

В социальной психологии в последние годы наметилась классификация руководителей групп (коллективов) в связи с их авторитетом и стилем руководства. Различаются, в частности, руководители: авторитарного, демократического, либерального стилей.

Однако полное и правильное представление о типичной личности руководителя нельзя получить без учета степени его авторитетности, во многом определяемой базовыми – морально-психологическими, профессионально-деловыми и организаторскими качествами.

Более точной представляется следующая классификация руководителей:

    • истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и демократичности;
    • преимущественно авторитарный;
    • преимущественно либеральный.

Отмечая личные качества, от которых зависит истинный авторитет офицера, прапорщика, следует особо выделить его способность в критическую минуту сложной обстановки своевременно принять обоснованное решение и, не допуская колебаний и возражений, проводить его в жизнь  Большую роль здесь играет проявление им твердости, целеустремленности и настойчивости, сильной воли, умения потребовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих обязанностей, приказов и распоряжений, вдумчивости, стремления понять психологию коллектива и каждого солдата и сержанта, трезвая оценка удач и ошибок и извлечение для себя урока на будущее. Важно также, чтобы офицер умел учитывать опыт, знания подчиненных. Все это обеспечивает ему успех в деятельности и истинный авторитет среди воинов.

Абсолютное большинство наших офицеров, прапорщиков благодаря высокому уровню военно-технической и психологической подготовки успешно руководят воинскими коллективами. Они пользуются у подчиненных истинным, непререкаемым авторитетом. Вместе с тем жизнь показывает, что некоторые, особенно молодые офицеры, прапорщики, не имеющие порой достаточных знаний и опыта руководства людьми, допускают серьезные ошибки. Встретившись в работе с трудностями, они нередко становятся на путь завоевания ложного авторитета, или псевдоавторитета. Некоторые их виды рассмотрим ниже.

Псевдоавторитет подавления. Его сущность состоит в стремлении начальника путем демонстрации превосходства в правах держать подчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания. Понятно, что каких-либо объективных социально-экономических и политических предпосылок для существования подобного авторитета в нашей армии нет. Но даже единичные его проявления приносят огромный вред, поскольку они порождают отчужденность между начальником и подчиненными, стимулируют формирование у одних воинов чувства личной приниженности и трусости, у других – чувства протеста и неуважения к руководителю.

Псевдоавторитет расстояния. Выражается в стремлении руководителя всегда держать подчиненных на определенной дистанции, как можно реже и только официально общаться с ними, быть для них малодоступным. Сторонники такого авторитета стремятся закрепить его путем создания искусственных, бюрократических барьеров между собой и подчиненными, установления для себя различного рода привилегий, искусственного выделения из коллектива, самовозвеличивания.

Псевдоавторитет чванства. Чванливый руководитель формально или подчеркнуто снисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. Всем своим видом, позой, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркивая исключительность своей персоны. Как правило, такие люди особенно нетерпимо относятся к критике.

Псевдоавторитет педантизма. Отдельные начальники создают в части, подразделении целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций и стремятся превратить эти условности в самую суть требовательного отношения к людям. Все это порождает атмосферу мелочного педантизма, постоянных, не согласующих с требованиями устава и здравым смыслом мелких придирок, заставляет людей в повседневном быту испытывать неуверенность в своих действиях, скованность, напряженность.

Бывают, например, случаи, когда отдельные командиры стремятся внести искусственную, не предусмотренную уставами регламентацию, расписать до мельчайших подробностей всю жизнь части или подразделения, каждый шаг подчиненных.

Псевдоавторитет резонерства. В стремлении завоевать авторитет отдельные офицеры пытаются показать себя всезнающими и досаждают своим подчиненным бесконечными поучениями и назиданиями. Не считаясь с тем, что подчиненным ясна суть той или иной нравственной, житейской или служебной ситуации, такие начальники стремятся всегда вести длинные, нудные разглагольствования, искренне полагая, что эти нотации и есть главное средство воспитания.

Псевдодемократический авторитет имеет также свои разновидности. Это авторитет «рубахи-парня» или авторитет подкупа, посула. Отдельные молодые офицеры, прапорщики полагают, что они могут завоевать авторитет и уважение своих подчиненных попустительством, снижением требовательности.

Жизнь показывает, что свое искреннее уважение и любовь военнослужащие питают к высокотребовательным, а вместе с тем заботливым и внимательным командирам и начальникам.

Авторитет как любое явление общественной психологии динамичен. Он может развиваться, усиливаться, а при определенных условиях, наоборот, снижаться и даже совсем утрачивать силу. При этом жизнь показывает, что легче сохранить и упрочить сложившийся авторитет, чем заново восстановить утраченный.

В солдатской среде авторитет во многом зависит от энтузиазма офицера, прапорщика, его умения работать с подчиненными. Авторитет офицера, прапорщика необходим для успешного решения задач боевой подготовки. Ведь чем больше авторитет командиров и начальников, тем полнее используются возможности повышения уровня руководства войсками, повышения боеготовности подразделений, частей.

Старшим начальникам необходимо вовремя указывать офицеру (прапорщику) на ошибки в его действиях и поведении, которые подрывают его авторитет. Укрепить его, безусловно, может доброжелательная и честная критика со стороны старших товарищей. Авторитет офицера, прапорщика – это результат их упорного труда, собственное развитие личных качеств, знаний и умений плюс помощь старших начальников.

 

2

Воспитание как организованный процесс прямого и опосредованного воздействия на личность воина и воинский коллектив осуществляется с помощью различных методов.

Методы воспитания – это совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю в целях формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Опыт передовых командиров показывает, что глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива.

Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия на воинов. Способность воспитателя выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его – яркое проявление педагогического мастерства командира. Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности воина и его качеств, требует умелого применения различных методов. В воспитании особенно недопустимы шаблон, трафарет. Далеко не всегда метод, удачно примененный в одном случае, может дать положительный результат в другом. В одной ситуации тот или иной метод может иметь успех, а в другой – не даст хороших результатов. Кроме того, конкретные успехи в воспитательной работе нельзя относить на счет одного какого-либо метода. Нужно учитывать совокупность всех использованных методов, приемов воздействия.

Отмечая творческий характер применения методов, А.С. Макаренко подчеркивал, что никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, не учитывая всей системы средств. При этом великий педагог настаивал на том, что никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная.

Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность этого метода.  Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Пример является не только одним из условий формирования определенных качеств личности, но и одним из методов воспитания личного состава (см. схему). Каждый человек, общаясь с другими людьми, постоянно испытывает на себе их влияние. Наряду с этим большую воспитательную роль играют жизнь, подвиги исторических личностей, а также выдающихся людей современности и художественные образы, запечатленные в литературе и искусстве.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Он действует на уровне первой сигнальной системы, дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

Психологической основой примера является склонность людей к подражанию. Благодаря чему люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме – это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной  личности, не простое повторение и отражение. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

В процессе подражательности психологи выделяют три этапа:

— непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;

— формирование желания действовать по образцу;

— синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира.

Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют: опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации.

Очень важным условием является правильная организация среды, в которой человек живет и развивается. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример непосредственных начальников. При целеустремленном и систематическом воздействии воспитателей на личность и воинский коллектив силой личного поведения как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни.

Личный пример старшего, как правило, поучителен. Он обладает большой наглядностью и увлекательностью. «слово – учит, а пример ведет» — гласит народная мудрость. В глазах подчиненных только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к командирам (начальникам). А.С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель».

Молодой солдат, попав в незнакомую для него обстановку воинской части , учится новому поведению прежде всего на примере сержантов, старшин, офицеров. Их поведение – пример для него и в учебе, и в службе, и в быту. В трудной обстановке пример командира поднимает дух бойцов, вселяет в них смелость, решительность, мужество, облегчает перенесение тягот и лишений, зовет на подвиги. Поэтому офицеры, сержанты и старшины призваны служить примером для подчиненных во всем.

Воспитательная работа – одна из самых трудных, потому что она связана с личным поведением воспитателя.

Следуя положительному примеру, подражая ему, воины тем самым совершенствуют свои качества, приобретая уверенность в правильности своего поведения.

Во-первых, личный пример командира является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Слову начальника подчиненные верят, если оно не расходится с делом, подкрепляется практикой, способностью офицера вместе с воинами преодолевать  все трудности воинского труда, высокой инициативностью и самостоятельностью офицера.

Во-вторых, личный пример любого начальника является основой его авторитета. По делам и поступкам начальника подчиненные судят о его достоинствах и недостатках. Наблюдая за его поведением, они составляют о нем свое мнение и определяют свое отношение к нему.

В-третьих, личный пример имеет большую наглядность. Поведение офицера – пример для подчиненного в несении боевого дежурства, в дисциплине, в учебе и быту.

Командир (офицер-воспитатель) обязан показывать пример буквально  во всем. Чтобы действительно воспитывать, необходимо не только хорошо знать  военную специальность, но и иметь высокие морально-боевые качества.

В-четвертых, личный пример – очень важное средство для подъема и вдохновения личного состава в трудной, напряженной обстановке, когда необходимо поднять упавший дух воинов, вселить в них мужество, уверенность в победе, способность перенести любые испытания.

 

Оценить эту статью:
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *