Выполняя служебно-боевые задачи по охране госу­дарственной границы и экономической зоны пограничные войска используют современное оружие и боевую технику. Любая недооценка требований в обращении с ними, нарушение правил и мер безопасности во время службы, на занятиях, при обслуживании технических средств и выполнении различных работ приводят к травматизму и гибели военнослужащих.

Анализ имевших место происшествий дает возможность классифицировать четыре основных вида причин несчастных случаев.

  1. Организационные: плохая организация службы,

боевой подготовки, эксплуатации техники и вооружения; слабая обученность военнослужащих, отсутствие необходимого контроля; нарушение технологии произ­водства работ; использование военнослужащих не по специальности или же по специальности на работах, требующих более высокой квалификации; нарушение режима труда и отдыха.

  1. Технические: неисправное состояние техники и вооружения, инструмента, ограждений, приспособлений и оснастки.
  2. Санитарно-гигиенические: плохое освещение рабочего места; наличие вредных производственных факто­ров, превышающих безопасный уровень; отсутствие ус­ловий соблюдения правил гигиены; плохие жилищно-бытовые условия.
  3. Психологические и физиологические: недостаточ­ное внимание к выполнению операций (работы); ослаб­ление самоконтроля за своей деятельностью; несоответ­ствие рабочих мест эргономическим требованиям.

Командиры (начальники) в своей работе не долж­ны допускать появления этих причин, а при их возник­новении (обнаружении) — немедленно принимать ме­ры к устранению; обучать личный состав строгому соб­людению мер безопасности в служебно-боевой деятель­ности.

Общие положения

 

Охрана государственной границы осуществляет­ся с широким использованием пограничниками различ­ных технических средств, инженерных сооружений и за­граждений, вооружения, служебных животных и в са­мых разнообразных физико-географических условиях; на реках, озерах и иных водоемах, морских участках, лесисто-болотистой и таежной местности, в горах, пу­стыне, в северных районах, в густонаселенных районах и малозаселенной местности.

Многообразие условий службы предопределяет обя­зательное знание и четкое соблюдение пограничниками определенных правил и мер безопасности при выполне­нии служебно-боевых задач по охране государственной границы.

Соблюдение правил безопасного несения службы достигается:

— правильным пониманием составом пограничного наряда, каждым пограничником поставленных задач на охрану определенного участка государственной гра­ницы, умением предвидеть возможные изменения обстановки в процессе пограничной службы, умелой и всесторонней подготовки к ней;

— точным выполнением приказа на охрану государ­ственной границы;

— твердым знанием правил безопасного обращения с вооружением и техникой, служебными животными, эксплуатации инженерных сооружений и заграждений с обязательным соблюдением способов (приемов) их применения в различных видах пограничных нарядов;

— высокой воинской дисциплиной и специальной выучкой пограничников, их постоянной готовностью действовать на любой местности, днем и ночью и при любой погоде;

— умелым управлением старшим наряда действия­ми подчиненных и постоянным контролем за соблюдением составом наряда мер безопасности при несении пограничной службы.

При несении службы пограничники обязаны:

— знать прохождение государственной границы на местности, особенности охраняемого участка  (пункта пропуска), устройство транспортных средств загранследования, опасные для несения службы участки (места) и порядок их преодоления или обхода;

— уметь свободно ориентироваться на охраняемом участке, по местным предметам, компасу и небесным светилам, пользоваться картой и схемой;

— точно знать азимуты, пути (маршруты) и время кратчайшего выхода с участка на заставу, к обогрева­тельным пунктам или имеющимся на участке укрытиям;

— знать прогноз погоды на сутки, характер и гос­подствующее направление ветров и по местным признакам определять возможные изменения погоды;

— знать места (участки), причины и признаки воз­никновения стихийных бедствий (обвалов, камнепадов, оползней, селевых потоков, снежных буранов и песча­ных бурь, схода снежных лавин, наводнений и др.), способы защиты от них, порядок действий при попадании пограничников в зоны повышенной сейсмической опасности, стихийных бедствий, уметь оказать помощь пострадавшим;

— знать зоны слышимости и видимости открытых сигналов, подаваемых с охраняемого участка на заставу и с заставы на участок;

— строго соблюдать установленную форму одежды и экипировку, знать и строго выполнять правила обращения с вооружением, техникой и техническими сред­ствами, служебными животными.

Действия пограничных нарядов при выполнении задач службы по охране государственной границы должны постоянно соответствовать складывающейся обстановке и конкретным физико-географическим условиям на охраняемом участке.

Для сохранения жизни и здоровья личного со­става и предотвращениях-несчастных случаев на служ­бе на пограничной заставе (в подразделении погранич­ного контроля) оборудуется специальный стенд по пра­вилам безопасного несения пограничной службы.

 

При несении службы на железнодорожных станциях и автомобильных переходах

Пограничные наряды частей (подразделений) по­граничного контроля при несении службы  на железнодорожных станциях и автомобильных переходах через государст­венную границу обязаны соблюдать меры безопасности установленные инструкциями и наставлениями для ра­ботников соответствующих ведомств и предприятий.

Кроме того, в процессе пограничного контроля запрещается:

— заходить в досматриваемые помещения первым (впереди сопровождающего лица) и выходить из него последним;

— подходить к транспортным средствам и начинать досмотр до их полной остановки, выключения двигате­лей и отключения агрегатов, находящихся под электри­ческим напряжением;

— досматривать транспортные средства без пред­ставителя соответствующего экипажа, бригады, команды;

— пользоваться при досмотре неустановленным для этих целей, а также неисправным инструментом и при­способлениями, использовать подручные материалы;

— производить внутренний осмотр цистерн, танков, других емкостей без специальных средств защиты, поль­зоваться неисправными электрофонарями;

— располагаться для наблюдения за транспортны­ми средствами в необорудованных местах, находиться вблизи работающих двигателей, агрегатов и механиз­мов, прислоняться к транспортным средствам;

—— начинать досмотр вагонов и других по­мещении, не убедившись в устойчивости и надежности крепления находящегося внутри груза;

— выполнять какие-либо работы и действия за об­служивающий персонал транспортных средств, работ­ников станций.

При несении службы на железнодорожной стан­ции и при досмотре поездов и грузов пограничному на­ряду запрещается:

— осуществлять досмотр состава (локомотива) до отключения напряжения в контактной сети, располо­женной над составом (локомотивом);

— находиться на путях и рельсах во время движе­ния поездов (вагонов, локомотивов), переходить (пере­бегать) пути в неустановленных для перехода местах и впереди движущихся поездов, вагонов, локомотивов;

— переходить во время движения поезда (локомо­тива) с одной платформы на другую или по крышам вагонов;

— подлезать под вагоны для перехода занятого пу­ти;

— проходить между стоящими расцепленными ваго­нами, если расстояние между ними менее 5 м;

— проезжать при сопровождении поездов на голов­ках автосцепки, буферах, буксах, стоя на платформе или сидя на ее бортах, на неисправных и скользких подножках; висеть, держась руками за дверную ручку, борта вагонов и т. д.;

— во время наблюдения за транспортными средст­вами находиться на железнодорожном пути, подходить к движущемуся составу на расстояние менее 3 м;

— спрыгивать с поезда на ходу, прыгать с крыш ва­гонов на землю, с вагона на вагон, передвигаться по борту полувагона;

— пользоваться неисправными стремянками (лест­ницами) ; находиться на неисправных тормозных пло­щадках;

— стоять близко к открываемым дверям вагонов, бортам платформ и люкам полувагонов;

— при сопровождении поездов нести службу без средств страховки (ремней или специальных приспособ­лений) и защитных очков.

 

При несении службы в автодорожных пунктах

пропуска и оформлении автотранспорта пограничному наряду запрещается:

— приступать к досмотру и оформлению грузового автотранспорта, не убедившись в наличии тормозных колодок под колесами;

— производить углубленный досмотр автотранспортного средства вне специально оборудованных мест и без необходимых средств защиты;

— производить досмотр автотранспортного средства снизу вне досмотровых ям;

— подниматься в кузов грузового автомобиля и спускаться из него без использования стремянки;

— передвигаться на подножке иди бортах грузового автомобиля по территории пункта пропуска;

— разрешать движение автотранспортных  средств после завершения пограничного контроля не убедившись, что весь состав наряда находится в безопасном месте:

— передвигаться по территории пункта пропуска вне установленных маршрутов или переходить проезжую часть впереди идущих автотранспортных средств;

— осуществлять остановку автотранспорта вне уста­новленных мест или отвлекать водителей в период дви­жения этих средств, если это не вызвано служебной не­обходимостью.

При работе с техническими средствами, спецтехникой и вычислительной техникой контролер обязан  соблюдать следующие правила:

— работать только с исправными устройствами;

— при выходе из строя устройств немедленно док­ладывать старшему пограннаряда;

— при обнаружении запаха дыма отключить уст­ройство и сообщить старшему пограннаряда;

— в случае появления искренний от работающей аппаратуры необходимо отключить ее от сети и доложить старшему пограннаряда;

— запрещается оставлять без наблюдения работаю­щую аппаратуру.

Категорически запрещается:

— работать с неисправными устройствами, со сня­тым защитным кожухом, крышкой или лицевой пане­лью;

— самостоятельно устранять неисправности;

— курить на рабочем месте;

— вынимать из розеток шнуры питания приборов, разбирать приборы;

— заменять предохранители при включенных прибо­рах и заменять их «жучками» (плавкими вставками, отличными от номинала).

При эксплуатации электронно-вычислительных машин необходимо выполнять следующие условия:

— до включения электропитания ЭВМ необходимо проверить визуальным осмотром целостность соедини­тельных кабелей и сетевых шнуров;

— по окончании работы отключать ЭВМ от сети, од­нако не рекомендуется слишком частое включение и вы­ключение блоков ЭВМ, в результате которых из-за ска­чков напряжений могут выйти из строя дорогостоящие микросхемы;

— категорически запрещается работа на ЭВМ при снятом кожухе любого из устройств. В модулях элек­тропитания ЭВМ и в видеомониторе имеются точки с высокими потенциалами, представляющие опасность для жизни;

— ЭВМ должна подключаться к однофазной сети с номинальным напряжением 220 В, частотой 50 Гц и за­земленной нейтралью;

— устройства из комплекта ЭВМ должны быть рас­положены на расстоянии не менее одного метра от на­гревательных приборов;

— устройства из комплекта ЭВМ не должны подвер­гаться воздействию прямых солнечных лучей;

— запрещается закрывать доступ воздуха через вентиляционные отверстия блоков ЭВМ посторонними предметами;

— сочленение соединений производить плавно, не допуская перекосов, при отключении кабелей усилия прилагать только к соединителю (при этом аппаратура должна быть отключена от питающей сети);

— избегать значительных перегибов ствола кабеля, радиус его изгиба должен быть не менее 3—5 диамет­ров кабеля.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)