Выполняя служебно-боевые задачи по охране государственной границы и экономической зоны пограничные войска используют современное оружие и боевую технику. Любая недооценка требований в обращении с ними, нарушение правил и мер безопасности во время службы, на занятиях, при обслуживании технических средств и выполнении различных работ приводят к травматизму и гибели военнослужащих.
Анализ имевших место происшествий дает возможность классифицировать четыре основных вида причин несчастных случаев.
- Организационные: плохая организация службы,
боевой подготовки, эксплуатации техники и вооружения; слабая обученность военнослужащих, отсутствие необходимого контроля; нарушение технологии производства работ; использование военнослужащих не по специальности или же по специальности на работах, требующих более высокой квалификации; нарушение режима труда и отдыха.
- Технические: неисправное состояние техники и вооружения, инструмента, ограждений, приспособлений и оснастки.
- Санитарно-гигиенические: плохое освещение рабочего места; наличие вредных производственных факторов, превышающих безопасный уровень; отсутствие условий соблюдения правил гигиены; плохие жилищно-бытовые условия.
- Психологические и физиологические: недостаточное внимание к выполнению операций (работы); ослабление самоконтроля за своей деятельностью; несоответствие рабочих мест эргономическим требованиям.
Командиры (начальники) в своей работе не должны допускать появления этих причин, а при их возникновении (обнаружении) — немедленно принимать меры к устранению; обучать личный состав строгому соблюдению мер безопасности в служебно-боевой деятельности.
Общие положения
Охрана государственной границы осуществляется с широким использованием пограничниками различных технических средств, инженерных сооружений и заграждений, вооружения, служебных животных и в самых разнообразных физико-географических условиях; на реках, озерах и иных водоемах, морских участках, лесисто-болотистой и таежной местности, в горах, пустыне, в северных районах, в густонаселенных районах и малозаселенной местности.
Многообразие условий службы предопределяет обязательное знание и четкое соблюдение пограничниками определенных правил и мер безопасности при выполнении служебно-боевых задач по охране государственной границы.
Соблюдение правил безопасного несения службы достигается:
— правильным пониманием составом пограничного наряда, каждым пограничником поставленных задач на охрану определенного участка государственной границы, умением предвидеть возможные изменения обстановки в процессе пограничной службы, умелой и всесторонней подготовки к ней;
— точным выполнением приказа на охрану государственной границы;
— твердым знанием правил безопасного обращения с вооружением и техникой, служебными животными, эксплуатации инженерных сооружений и заграждений с обязательным соблюдением способов (приемов) их применения в различных видах пограничных нарядов;
— высокой воинской дисциплиной и специальной выучкой пограничников, их постоянной готовностью действовать на любой местности, днем и ночью и при любой погоде;
— умелым управлением старшим наряда действиями подчиненных и постоянным контролем за соблюдением составом наряда мер безопасности при несении пограничной службы.
При несении службы пограничники обязаны:
— знать прохождение государственной границы на местности, особенности охраняемого участка (пункта пропуска), устройство транспортных средств загранследования, опасные для несения службы участки (места) и порядок их преодоления или обхода;
— уметь свободно ориентироваться на охраняемом участке, по местным предметам, компасу и небесным светилам, пользоваться картой и схемой;
— точно знать азимуты, пути (маршруты) и время кратчайшего выхода с участка на заставу, к обогревательным пунктам или имеющимся на участке укрытиям;
— знать прогноз погоды на сутки, характер и господствующее направление ветров и по местным признакам определять возможные изменения погоды;
— знать места (участки), причины и признаки возникновения стихийных бедствий (обвалов, камнепадов, оползней, селевых потоков, снежных буранов и песчаных бурь, схода снежных лавин, наводнений и др.), способы защиты от них, порядок действий при попадании пограничников в зоны повышенной сейсмической опасности, стихийных бедствий, уметь оказать помощь пострадавшим;
— знать зоны слышимости и видимости открытых сигналов, подаваемых с охраняемого участка на заставу и с заставы на участок;
— строго соблюдать установленную форму одежды и экипировку, знать и строго выполнять правила обращения с вооружением, техникой и техническими средствами, служебными животными.
Действия пограничных нарядов при выполнении задач службы по охране государственной границы должны постоянно соответствовать складывающейся обстановке и конкретным физико-географическим условиям на охраняемом участке.
Для сохранения жизни и здоровья личного состава и предотвращениях-несчастных случаев на службе на пограничной заставе (в подразделении пограничного контроля) оборудуется специальный стенд по правилам безопасного несения пограничной службы.
При несении службы на железнодорожных станциях и автомобильных переходах
Пограничные наряды частей (подразделений) пограничного контроля при несении службы на железнодорожных станциях и автомобильных переходах через государственную границу обязаны соблюдать меры безопасности установленные инструкциями и наставлениями для работников соответствующих ведомств и предприятий.
Кроме того, в процессе пограничного контроля запрещается:
— заходить в досматриваемые помещения первым (впереди сопровождающего лица) и выходить из него последним;
— подходить к транспортным средствам и начинать досмотр до их полной остановки, выключения двигателей и отключения агрегатов, находящихся под электрическим напряжением;
— досматривать транспортные средства без представителя соответствующего экипажа, бригады, команды;
— пользоваться при досмотре неустановленным для этих целей, а также неисправным инструментом и приспособлениями, использовать подручные материалы;
— производить внутренний осмотр цистерн, танков, других емкостей без специальных средств защиты, пользоваться неисправными электрофонарями;
— располагаться для наблюдения за транспортными средствами в необорудованных местах, находиться вблизи работающих двигателей, агрегатов и механизмов, прислоняться к транспортным средствам;
—— начинать досмотр вагонов и других помещении, не убедившись в устойчивости и надежности крепления находящегося внутри груза;
— выполнять какие-либо работы и действия за обслуживающий персонал транспортных средств, работников станций.
При несении службы на железнодорожной станции и при досмотре поездов и грузов пограничному наряду запрещается:
— осуществлять досмотр состава (локомотива) до отключения напряжения в контактной сети, расположенной над составом (локомотивом);
— находиться на путях и рельсах во время движения поездов (вагонов, локомотивов), переходить (перебегать) пути в неустановленных для перехода местах и впереди движущихся поездов, вагонов, локомотивов;
— переходить во время движения поезда (локомотива) с одной платформы на другую или по крышам вагонов;
— подлезать под вагоны для перехода занятого пути;
— проходить между стоящими расцепленными вагонами, если расстояние между ними менее 5 м;
— проезжать при сопровождении поездов на головках автосцепки, буферах, буксах, стоя на платформе или сидя на ее бортах, на неисправных и скользких подножках; висеть, держась руками за дверную ручку, борта вагонов и т. д.;
— во время наблюдения за транспортными средствами находиться на железнодорожном пути, подходить к движущемуся составу на расстояние менее 3 м;
— спрыгивать с поезда на ходу, прыгать с крыш вагонов на землю, с вагона на вагон, передвигаться по борту полувагона;
— пользоваться неисправными стремянками (лестницами) ; находиться на неисправных тормозных площадках;
— стоять близко к открываемым дверям вагонов, бортам платформ и люкам полувагонов;
— при сопровождении поездов нести службу без средств страховки (ремней или специальных приспособлений) и защитных очков.
При несении службы в автодорожных пунктах
пропуска и оформлении автотранспорта пограничному наряду запрещается:
— приступать к досмотру и оформлению грузового автотранспорта, не убедившись в наличии тормозных колодок под колесами;
— производить углубленный досмотр автотранспортного средства вне специально оборудованных мест и без необходимых средств защиты;
— производить досмотр автотранспортного средства снизу вне досмотровых ям;
— подниматься в кузов грузового автомобиля и спускаться из него без использования стремянки;
— передвигаться на подножке иди бортах грузового автомобиля по территории пункта пропуска;
— разрешать движение автотранспортных средств после завершения пограничного контроля не убедившись, что весь состав наряда находится в безопасном месте:
— передвигаться по территории пункта пропуска вне установленных маршрутов или переходить проезжую часть впереди идущих автотранспортных средств;
— осуществлять остановку автотранспорта вне установленных мест или отвлекать водителей в период движения этих средств, если это не вызвано служебной необходимостью.
При работе с техническими средствами, спецтехникой и вычислительной техникой контролер обязан соблюдать следующие правила:
— работать только с исправными устройствами;
— при выходе из строя устройств немедленно докладывать старшему пограннаряда;
— при обнаружении запаха дыма отключить устройство и сообщить старшему пограннаряда;
— в случае появления искренний от работающей аппаратуры необходимо отключить ее от сети и доложить старшему пограннаряда;
— запрещается оставлять без наблюдения работающую аппаратуру.
Категорически запрещается:
— работать с неисправными устройствами, со снятым защитным кожухом, крышкой или лицевой панелью;
— самостоятельно устранять неисправности;
— курить на рабочем месте;
— вынимать из розеток шнуры питания приборов, разбирать приборы;
— заменять предохранители при включенных приборах и заменять их «жучками» (плавкими вставками, отличными от номинала).
При эксплуатации электронно-вычислительных машин необходимо выполнять следующие условия:
— до включения электропитания ЭВМ необходимо проверить визуальным осмотром целостность соединительных кабелей и сетевых шнуров;
— по окончании работы отключать ЭВМ от сети, однако не рекомендуется слишком частое включение и выключение блоков ЭВМ, в результате которых из-за скачков напряжений могут выйти из строя дорогостоящие микросхемы;
— категорически запрещается работа на ЭВМ при снятом кожухе любого из устройств. В модулях электропитания ЭВМ и в видеомониторе имеются точки с высокими потенциалами, представляющие опасность для жизни;
— ЭВМ должна подключаться к однофазной сети с номинальным напряжением 220 В, частотой 50 Гц и заземленной нейтралью;
— устройства из комплекта ЭВМ должны быть расположены на расстоянии не менее одного метра от нагревательных приборов;
— устройства из комплекта ЭВМ не должны подвергаться воздействию прямых солнечных лучей;
— запрещается закрывать доступ воздуха через вентиляционные отверстия блоков ЭВМ посторонними предметами;
— сочленение соединений производить плавно, не допуская перекосов, при отключении кабелей усилия прилагать только к соединителю (при этом аппаратура должна быть отключена от питающей сети);
— избегать значительных перегибов ствола кабеля, радиус его изгиба должен быть не менее 3—5 диаметров кабеля.