ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с офицерами управления в/ч

 

ТЕМА: «Формирование духовно-нравственных ценностей офицерского состава на основе традиций русской армии (В. М. Кульчицкий «Советы молодому офицеру»)».

 

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 2 часа

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

—    воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

—    формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

—  обратить внимание на проблему воинского воспитания в дореволюционной России и особенно офицерских кадров;

—  акцентировать внимание на путях и условиях формирования педагогической культуры офицера; использовать конкретные примеры из практики и передовой опыт воспитательной работы

 

ВОПРОСЫ:

  1. Истоки традиций русского офицерского корпуса.
  2. В. М. Кульчицкий «Советы молодому офицеру».

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

История развития Российской армии свидетельствует о постоянном внимании государства и военного руководства к процессу воспитания офицера, который является центральной фигурой в армии.

Большую роль в укреплении военной мощи России сыграл ее офицерский корпус. Формироваться он начал при Петре I. В становлении российского офицерства царь-преобразователь ставил нравственное начало. Он указывал, что все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент.

Средствами для воспитания высоких нравственных начал русской армии, по мнению Петра I, являлись дисциплина, твердый характер офицеров, их сознательное отношение к своему долгу, а также личный пример служения Отечеству.

В петровских документах, дошедших до нас, забота о нравственном духе армии всегда выдвигалась на первый план.

«В службе честь”— вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь русского офицерства, ставший его основной заповедью.

Русским полководцем П.А. Румянцевым честь офицерская и солдатская понимались как высшее проявление всех добродетелей военного человека. «В армии полки хорошими будут от полковников, а не от уставов, как бы быть им должно”,- утверждал он. Румянцев считал, что офицеры только тогда достойны звания защитника Отечества, когда они «должность и ревность к службе и собственную честь в единственный вид и способ своего благополучия заключат”.

Великий русский полководец А.В. Суворов учил в деле обучения и воспитания солдат начинать прежде всего с себя, а также с командиров-воспитателей. Его личный пример с неотразимой силой действовал на подчиненных.

Огромное воздействие на совершенствование системы нравственного воспитания оказала Отечественная война 1812 года. Прошедшие через горнило этой войны офицеры вынесли мысль о решающем значении моральной силы в победе над врагом. По убеждению М.И. Кутузова, субординация, дисциплина, бывшие стержнем воспитания в армиях Западной Европы, «сколь не велики… сами по себе, останутся бессильными тогда, когда не оживятся они тем воинским духом, который преоборяет все обстоятельства, не находит препон ни в каких предприятиях”.

В конце прошлого века ротмистр  В. М. Кульчицкий собрал, систематизировал и опубликовал «Советы молодому офицеру”, которые назвал «старыми истинами”.  Книга эта выдержала 6 изданий. Написанная кратким, афористическим языком, она оказывала незаменимую помощь вчерашним юнкерам, делающим свои первые шаги на командирском поприще.

Предлагаемые отрывки из этого произведения помогут утвердиться в этом мнении:

«Ставь выше всего славу Русской Армии.

Будь храбрым. Но храбрость бывает истинная и напускная. Заносчивость, свойственная юности, не есть храбрость. Военный всегда должен быть благоразумен  и обдумывать свои поступки хладнокровно и осторожно.

Повинуйся дисциплине.

Уважай свое начальство и верь ему.

Бойся нарушить свой долг – этим навсегда потеряешь доброе имя. Офицер должен быть верен и правдив. Без этих качеств военному почти невозможно оставаться в армии.

Помни всегда, что ты офицер.

Помни, что начальник всегда и везде начальник.

Никогда не критикуй действий и поступков начальства вообще; при ком-либо — особенно и, Боже избави, при нижних  чинах.

Офицер должен уважать человеческие права своего собрата – нижнего чина.

Начальник, не щадящий самолюбия своих подчиненных, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.

Через ряды армии проходят все возрастные классы населения, влияние офицерского корпуса распространяется на весь народ.

Горе стране, если,  уходя со службы, солдат выносит отвращение к солдатским рядам.

Офицер – старший брат солдата.

Брат, но не панибрат, иначе дисциплине грозит опасность.

Подразумевай под этим командование разумное, строгое, но человечное, лишенное надменности и жестокости».

Приходится только сожалеть, что нынешним лейтенантам при их вхождении в офицерскую службу не вручаются подобные умные и нужные им книги.

Когда вчитываешься сегодня в строки, написанные в разные столетия, становится очевидным, как от поколения к поколению передавалось в русской армии понятие о долге и чести офицера во славу Российского государства.

В основе офицерской идеологии и морали всегда лежало выполнение воинского долга

перед Отечеством. Этот долг русские офицеры честно исполняли во всех войнах, и офицерство по праву может считаться самым патриотичным слоем общества. Патриотизм, неразрывно связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был краеугольным камнем офицерской психологии. Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество” определяла все воспитание будущих офицеров и служила в дальнейшем «символом веры”офицера на протяжении всей его жизни. Поведение его и отношение к окружающей действительности поэтому неизбежно обуславливалось тем, что всякое явление или идея рассматривались офицером сквозь призму национальных интересов и задач страны.

Офицер воспитывался в представлениях о благородстве и почетности своей миссии, в осознании своей высокой роли в жизни страны. В одной из книг, изданных для офицеров по Высочайшему повелению военным ведомством в первой половине XIX в., обязанности офицера характеризовались следующим образом: «Офицер должен строго исполнять свои обязанности, постоянно стремиться к одной цели и безропотно приносить все пожертвования. В нем нравственная сила армии. Его дело сохранять священное сокровище военного духа, в котором заключена тайна прочных побед; его дело основать или утвердить могущество отечества, образуя ежегодно воинов из граждан, призываемых под знамена”. Именно на осознании этой своей миссии зиждилось представление офицера о его положении в обществе: «Офицерское сословие есть благороднейшее в свете, так как его члены не должны стремится ни к выгоде, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны оставаться верны своему высокому, святому призванию, руководствуясь во всем требованиями истинной чести и сосредоточивая все мысли и чувства на самоотверженной преданности своим высшим военачальникам и отечеству”.

Для офицера всегда считалось главным преданность Отечеству и любовь к избранной профессии.

Центральное место в системе моральных представлений офицерства всегда занимало понятие офицерской чести.

С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера. Ничто, кроме оружия, не могло касаться его. На страже неприкосновенности его личности стояли и закон, и моральные нормы. Офицер не мог подвергаться каким бы то ни было наказаниям, затрагивающим его достоинство как человека. Даже в общегражданской сфере. В отличие от других граждан, например, взыскание по векселю могло быть обращено только на имущество офицера, но не на его личность — личному задержанию по поводу неуплаты долга офицер не мог подвергаться. Офицер и тот, кто собирался им стать, не мог, естественно, подвергаться телесным наказаниям. Офицерские погоны не мог носить человек, чьей спины касалась розга. Более того, офицер, подвергшейся оскорблению действием, т.е. побоям, должен был уходить со службы, поскольку считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию как таковому.

С честью офицерского мундира было тесно связано понятие о чести своего полка, культивировавшееся в армии под влиянием исторических традиций. Славные боевые традиции полков русской армии, передававшиеся из поколения в поколение, служили могучим стимулом развития чувства гордости за принадлежность к своей части и вообще к русской армии. Существование полковых музеев, написание историй частей, широко и торжественно отмечавшиеся полковые праздники и юбилеи полков — все способствовало поддержанию этого чувства. Офицер нес как бы дополнительную ответственность за поддержание своей чести: роняя ее, он ронял не только свое личное достоинство офицера, но и честь своего полка.

Усилиями лучших представителей офицерского корпуса была создана в русской армии богатая традициями школа нравственного воспитания. Характерные черты ее — патриотизм, гуманизм, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие качества, без которых не мыслится нравственный облик защитника Отечества.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)