ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с военнослужащими войсковой части

 

ТЕМА: «Формы и методы воспитательной работы прапорщика с подчиненными».

ВРЕМЯ: 2 часа

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: клуб, библиотека.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации представляет собой сложную и многогранную систему деятельности органов военного управления, воспитательной работы, а также командиров и начальников всех степеней.

В воспитании военнослужащих особое место отводится методам и формам воспитания. Особенность их заключается в том, что методы воспитания отражают и реализуют собственно методическую функцию процесса воспитания, а формы воспитания — организационно-содержательную функцию. Методы воспитания реализуются в формах, они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Этим определяется их специфическая роль в воспитательной системе Вооруженных Сил Российской Федерации. Наиболее успешно задачи воспитания решаются там, где систему методов воспитания творчески применяют в многообразии форм воспитательной работы.

Следовательно, эффективность и результативность воспитательной работы во многом будет зависеть от умений офицеров и прапорщиков творчески применять методы, правильно выбирать различные формы воспитательной работы в практической деятельности по решению различных задач воспитания военнослужащих.

Решение воспитательных задач осуществляется с помощью таких «инструментов», как методы воспитания. В самом общем значении понятие «метод» указывает на определенные способы достижения какой-либо цели. Следовательно, метод воспитания — это совокупность средств, приемов (путь, способ) воздействия на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих с целью формирования у них необходимых качеств для выполнения воинского долга.

К числу важнейших методов воспитания военнослужащих относятся: убеждение, пример, упражнение, поощрение и принуждение.

Убеждение — это основной метод воспитания воина, в процессе которого он формируется как личность. Убеждение — «… главнейшая дорога человеческого воспитания”, — писал К.Д. Ушинский. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, достоверные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.

При использовании метода убеждения необходимы: ясность, доходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использования метода убеждения зависит от обеспечения определённых условий: в процессе воспитания, умелого выбора средств и приёмов воспитательных воздействий. Основными средствами (приёмами) убеждения являются: слово, личный пример, поступки и исторический опыт других людей, общественное мнение, жизненный опыт воспитуемых, исторические примеры, документы, цифры, факты, эпизоды исторической и художественной литературы, кинофильмов, предметы старины, памятники трудовой и боевой славы.

Наиболее распространённые и эффективные формы убеждения это: сообщение педагогических знаний, регулярное информирование личного состава о текущих событиях, разъяснение, доказательство или опровержение, организация практической деятельности военнослужащих.

Эффективность применения метода убеждения зависит от соблюдения ряда педагогических условий: системность процесса воспитания в подразделении; теоретический и практический уровень военно-профессиональной подготовленности офицеров и сержантов, их личной убежденности; примерность воспитателей в выполнении служебного долга; активное и целеустремлённое отношение военнослужащих к самосовершенствованию и саморазвитию.

Процесс убеждения — сложный процесс и успех его зависит от многих условий. Рассмотрим некоторые из них.

Важным условием успешности убеждения является умение офицеров и прапорщиков расположить к себе военнослужащих, завоевать их доверие, добиваться взаимопонимания, проявлять настойчивость, выдержку, терпение и педагогический такт, показывать личный пример. «Метод убеждения, — отмечал М.В.Фрунзе, — требует от командного состава гораздо больше чуткости, выдержанности, сознательности и служебных качеств, чем применение методов простых распоряжений и взысканий» (См. Фрунзе М.В. Собр. соч. -М.:Госиздат, 1927, — Т.3. -С. 359).

Убеждение осуществляется во всех формах   воспитательной работы. Чтобы оно было эффективным и действенным, необходимы личная убежденность воспитателя, его правдивое слово, умение ответить на острые и злободневные вопросы, ясность, доходчивость и доказательность изложения, высокая эмоциональность речи.

При проведении воспитательной работы офицеры и прапорщики должны учитывать настроение человека, аудитории. Военнослужащий, находящийся в состоянии озабоченности, раздражения (гнева, печали, горя), может неправильно понять или совсем не понять того, кто ведет с ним разговор. Поэтому перед началом беседы такого человека надо успокоить, выяснить причину плохого настроения, а если нужно, то и оказать необходимую помощь. Намеченную беседу иногда даже лучше перенести на более благоприятное время.

Искусство убеждения связано с умением офицеров и прапорщиков учитывать особенности различных категорий военнослужащих. Очень важно научиться подходить к каждому отдельному военнослужащему особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого военнослужащего.

Метод примера.  Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В условиях армии пример командиров, начальников, офицеров, прапорщиков и сержантов оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания.

В системе методов воспитания, метод примера рассматривается как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения. Пример командиров, товарищей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на окружающих, когда он является отражением их внутренней сущности.

Определенную воспитательную роль играют примеры жизни и подвигов исторических личностей, выдающихся, общепризнанных обществом людей современной жизни, художественные образы, запечатлённые в литературе и искусстве.

Метод упражнения. В воспитании воина большое значение имеет формирование силы воли, смелости, решительности, инициативности, физической силы, выносливости, нравственных привычек, которые соответствуют требованиям общества и содействует претворению нравственных принципов в жизнь. Развитие и совершенствование этих качеств достигается прежде всего методом упражнения.

Упражнения  в воспитании — это такая организация службы, учёбы и всей жизни воинов, которая позволит им успешно решать служебно-боевые задачи, приобрести опыт, создать традиции правильного поведения.

Особое внимание необходимо уделять строгому выполнению требований Законов РФ, уставов, приказов, распоряжений и соблюдению формы одежды.

Малейшие отступления от установленных норм ведут к образованию нравственных привычек, подрывающих дисциплинированность воина.

Поощрение, как метод — это система средств и приёмов морального и  материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчинённого со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов.

Поощрение — это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определённых педагогических требований, которыми являются:

— систематичность поощрения всех категорий военнослужащих;

-обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых форм поощрения. Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учёбу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней  службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие. При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность;

— своевременность поощрения как стимул последующей активности воина;

— гласность поощрения. Весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрён их товарищ. Это побуждает воинов следовать примеру лучших;

— широкое использование разнообразных видов поощрения. Каждый командир обладает правом поощрения по отношению к подчинённым. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно.

Принуждение — является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников.

Необходимость принуждения обусловлена сложностью процесса воспитания, важностью преодоления противоречия между должным и реальным в поведении воинов. Принуждение как метод воспитания реализуется путём категоричного требования, запрещения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответственности, наложения взыскания. Видами этого метода являются: принуждение — упражнение; принуждение — условность; принуждение — изменение отношения; принуждение — наказание.

Эффективность мер принуждения в воспитании воина зависит от учёта ряда педагогических требований. Основные из них:

— обоснованность и необходимость принуждения в конкретной обстановке. Офицеру и прапорщику необходимо быть особенно внимательным при объявлении первого взыскания;

— справедливость наказания, его соответствие вине и тяжести проступка. Внимательное выяснение причин, мотивов проступка, а также осознание вины нарушителем повышают воспитательные возможности мер принуждения;

— важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Заслуживает внимания совет М.И. Драгомирова: «За проступок накажи — забудь”.

— своевременность наложения взыскания. В каждом конкретном случае подход строго индивидуален;

— гласность взыскания. Гласность обеспечивает воспитание провинившегося, служит предупреждением остальным от подобных действий;

— обязательность исполнения объявленных мер взыскания;

— сочетание принуждения с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением;

— не накладывать взыскания на весь личный состав подразделения вместо провинившегося.

Следует отметить, что ни один из вышерассмотренных методов воспитания не является универсальным и не решит всех задач в процессе воспитания. Решение всей совокупности воспитательных задач достигается не каким-либо одним методом, а творческим применением всего арсенала средств и приёмов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуются во всём многообразии применяемых форм воспитания, образуя тем самым стройную систему воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих.

Форма воспитания — это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.

На современном этапе совершенствования системы воспитания всех категорий военнослужащих, в решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя следующие формы воспитания подчиненных:

— индивидуальные и коллективные беседы;

— различные виды информирования личного состава;

— лекции, беседы, доклады;

—  вечер-чествование и вечер-портрет;

— вечера вопросов и ответов;

—  вечера (дни) знания техники (вооружения);

— собрания и совещания с различными категориями военнослужащих;

— митинг личного состава;

— пропаганда передового опыта;

— устный журнал;

— тематические вечера, диспуты, викторины, «круглые столы» — с участниками исторических событий, деятелями науки, искусства;

— встречи с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда;

— экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;

— проведение Дней Защитника Отечества, Мужества, Призывника и т.д. с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих;

— слет (день) солдатских матерей;

— работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;

— День открытых дверей;

— занятия в музеях, комнатах Боевой славы войсковых частей и соединений;

— конференции: научно-практические, теоретические и читательские;

— обсуждение кинофильмов, спектаклей, книг и т.д.

Рассмотрим организацию  и методику основных форм воспитательной работы.

Беседа. Среди многообразных форм воспитательной работы наиболее распространенной формой являются групповая и  индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа — это разговор (собеседование) одного лица с другим. Предназначается она для одного человека и позволяет всесторонне рассмотреть его проблемы, ответить на все интересующие его вопросы, дать ему советы и рекомендации. Это наиболее распространённая форма воспитательной работы с людьми, которую широко применяют командиры и офицеры-воспитатели.

Обобщение опыта проведения подобных собеседований показывает, что успех во многом зависит от методики их ведения и соблюдения офицерами и прапорщиками педагогических правил. Выделим наиболее важные из них:

  1. Тщательность подготовки к собеседованию.
  2. Создание непринуждённости беседы.
  3. Творческий характер собеседования.
  4. Воспитывающий характер собеседования.
  5. Нецелесообразность ведения записей в ходе собеседования.

Офицерам и прапорщикам приходится проводить индивидуальные беседы с различными категориями военнослужащих в самых различных условиях и по самым различным вопросам, причём не всегда можно предвидеть,  как поведет себя собеседник во время беседы, как она сложится и каким будет её результат. Поэтому проведение индивидуальной беседы требует серьёзной подготовки, разносторонних знаний, умения слушать и говорить с людьми и педагогического такта.

Практика показывает, что абсолютное большинство военнослужащих, с которыми методически правильно проводились индивидуальные беседы, становятся на путь исправления.

Индивидуальные беседы с военнослужащими по вопросам их личной дисциплины следует учитывать в дневнике педагогических наблюдений и систематически интересоваться их поведением,  отношением к военной службе.

 

(2 оценок, среднее: 3,50 из 5)