Государственная политика России в условиях расширения НАТО

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с ГПЗ войсковой части

 

 

ТЕМА: «Государственная политика России в условиях расширения НАТО».

 

Воспитательные цели:

—    воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

—    формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

—    поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои  служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

—    ознакомить военнослужащих с основами государственной  политики России и сотрудничества России — НАТО.

Вопросы:

  1. Особенности государственной политики России.
  2. Основные направления сотрудничества Россия – НАТО.

Дата: 26.07.05 года

Время: 2 часа.

Место: клуб части

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.

Государственная политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Современное государство – сложная система органов, имеющая монополию на насилие как средство господства и располагающая широкими законодательными и судебными правами, техническими и материальными ресурсами, армией профессиональных политиков.

Содержание государственной политики многообразно: экономика; вопросы войны и мира; социальные, национальные, экологические проблемы; конституционный строй; территориальная структура государства; совершенствование законодательства и т. д. Политика – дело всего общества, а не только верховной власти. Государство как носитель суверенной власти ответственно за реализацию политического курса по всем направлениям. Успех указанных действий зависит от того, насколько реализуемая политика отвечает интересам общества, а общество солидарно с властью.

У России – крупнейшего европейского государства  есть в Европе ключевые политические, экономические и собственно военные интересы. Цель нашей страны – обеспечить безопасность государств и народов через сотрудничество на основе принципов и норм международного права. Исходя из этого, российское государство проводит последовательный курс, направленный на снижение роли военной силы, усиление превентивной роли политических мер по предотвращению и урегулированию кризисов, а также на расширение межгосударственных связей во всех сферах деятельности, в том числе военной. РФ выступает за обеспечение равных возможностей для всех европейских государств независимо от их участия или неучастия в военно-политических союзах. Нашей страной сделан осознанный выбор в построении новых межгосударственных отношений, основанных на принципах демократии. В основу этих отношений РФ предложила положить уважение суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, соблюдение прав человека.

Римский саммит 22 мая 2002 года  стал ключевым событием в формировании новых отношений между Россией и НАТО. Принятая на нем Декларация содержит такие слова: «Сегодня мы открываем новую страницу в наших отношениях с целью укрепить нашу способность работать вместе в областях, представляющих общий интерес, и совместно противостоять общим угрозам и рискам нашей безопасности».

Официальное руководство Российской  Федерации считает решение о расширении НАТО ошибочным. Такой шаг может оказать негативное влияние на общую архитектуру безопасности в Европе и затрагивает интересы безопасности ряда государств, в том числе и России. Принимая на себя ответственность за это решение, блок НАТО должен взять на себя ответственность и за сохранение позитива римского саммита, на деле, а не на словах  продемонстрировать, что расширение альянса не направлено против интересов других государств. Для России неприемлемо появление «серых зон» в области ограничения вооружений непосредственно у своих западных границ. Поэтому блок НАТО должен в полной мере выполнять ранее взятые обязательства о проявлении сдержанности в развертывании войск (сил) и соответствующей для этого инфраструктуры применительно к территориям тех стран, которые они пригласили в альянс.

Необходимо подчеркнуть, что есть вполне реальные, а не надуманные озабоченности в отношении адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), так как в ряде стран начало ратификации соглашения об адаптации искусственно задерживается. Что касается  России, то она выполнила свои стамбульские обязательства по ДОВСЕ и привела количество обычных вооружений на флангах в соответствие с соглашением об адаптации Договора.

Одним из практических  шагов повышения уровня открытости в российско-натовских отношениях стало учреждение Военной миссии связи НАТО в Москве.

На римском саммите принята Декларация  глав государств и правительств Российской Федерации и государств – членов НАТО «Отношения Россия – НАТО: новое качество», учредившая Совет Россия – НАТО, который заменил собой Совместный совет (СПС) Россия – НАТО. В рамках нового совета Россия и государства – члены НАТО работают как равные партнеры по широкому спектру проблем евроатлантической безопасности. При этом следует еще раз подчеркнуть: наша страна исходит из того, что отношения между странами должны формироваться в соответствии с принципами и нормами международного права, Устава ООН, Хельсинского Заключительного акта и Хартии европейской безопасности.

2.

В настоящее время развитие взаимоотношений с НАТО продолжается по направлениям, где наметились перспективы равноправного взаимовыгодного сотрудничества.

Первое – борьба против терроризма. В этом направлении достигнуто взаимопонимание о необходимости совместно планировать и проводить контртеррористические информационные и психологические операции, учения и тренировки личного состава войсковых подразделений, взаимные консультации по согласованию национальных нормативных актов в области борьбы с терроризмом, наладить регулярный обмен информацией о террористических угрозах.

Второе – кризисное регулирование. Основные усилия этого направления сосредоточены на равноправном участии России в оперативном планировании миротворческих операций, обобщении балканского опыта кризисного регулирования и определении совместных перспектив дальнейшего сотрудничества в более широком контексте, координации своих действий с ООН, ОБСЕ и другими международными организациями.

Третье – нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки. Сотрудничество в этой области направлено на содействие укреплению существующих договоренностей на основе структурированного обмена мнениями, ведущего к выработке совместных оценок глобальных тенденций распространения ядерных, биологических и химических веществ, и обмена опытом в целях изучения возможностей для активизации практического сотрудничества по их физической защите.

Четвертое – контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия. Взаимодействие направлено в первую очередь на ратификацию всеми государствами-участниками соглашения об адаптации ДОВСЕ и вступление его в силу. Это  открывает возможность присоединения к нему новых государств. Планируется продолжение консультаций как по ДОВСЕ, так и по Договору по открытому небу, а также ядерным вопросам России и НАТО.

Контроль над вооружениями вызывает особый резонанс в связи с осуществившимся расширением НАТО. Россия неоднократно на различных уровнях выражала свою позицию по данной проблеме. Хотя решение руководства НАТО о расширении его состава не соответствует существующим военно-политическим реалиям, тем не менее этот вопрос – внутреннее дело альянса. При этом не должны ущемляться законные интересы безопасности других государств.  Именно в такой плоскости ставится вопрос  о взаимоувязке членства некоторых государств в НАТО с их присоединением к адаптированному ДОВСЕ.

Пятое – противоракетная оборона театра военных действий (ПРО ТВД). Российская сторона предлагает сосредоточить совместные усилия на поэтапной и всесторонней проработке всего комплекса проблем – от выработки концепции построения самой системы. Проведена серия консультаций, на которых наши специалисты детализировали свои предложения в этой области. После подписания Римской декларации была создана специальная рабочая группа по ПРО ТВД.  На сегодня определены следующие направления сотрудничества: концепция применения сил и средств; подготовка и проведение учений; системы ПРО ТВД и их возможности.

Шестое – поиск и спасание на море. Российско-натовское сотрудничество в этой сфере осуществляется в соответствии со специально разработанной программой.

В ходе 39-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности МО РФ и генеральным секретарем НАТО по спасанию экипажей аварийных подводных лодок, который является юридической основой для дальнейшего развития сотрудничества в этой сфере.

Седьмое – сотрудничество между военными в сфере военных реформ.  Сотрудничество в данной области предполагает проведение совместных учений, показов и испытаний; изучение возможностей создания интегрированного центра военной подготовки Россия – НАТО для миссий по противодействию вызовам 21-го века; углубление сотрудничества в области военных реформ и их экономических аспектов, включая конверсию.

Восьмое – противодействие новым угрозам и вызовам.  Сотрудничество в данной области направлено на изучение возможностей противодействия новым вызовам и угрозам для безопасности в евроатлантическом регионе в рамках деятельности Комитета НАТО по вызовам современному обществу; взаимодействие в области гражданского и  военного контроля за воздушным пространством; расширение научного сотрудничества.

В настоящее время МО РФ прорабатывает программу сотрудничества в области науки и технологий с Организацией по исследованиям и технологиям НАТО.

2 апреля 2004 года в Брюсселе прошла неформальная встреча министров иностранных дел Совета Россия – НАТО, на которой было отмечено намерение новых членов  альянса – неучастников ДОВСЕ присоединиться к адаптированному Договору, как только это станет возможным, и не предпринимать до этого никаких действий, которые противоречили бы его положениям.

7 – 8 апреля 2004 года состоялся первый рабочий визит в Россию нового генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера, во время которого обсуждались перспективы дальнейшего развития отношений Россия – НАТО в связи с расширением альянса и были намечены пути активизации политического диалога по ключевым мировым и региональным проблемам.

Продолжение диалога состоялось 29 июня 2004 года в Стамбуле во время заседания Совета Россия – НАТО на уровне министров иностранных дел, на котором была достигнута договоренность:

— об участии кораблей Черноморского флота в проводимой в Средиземноморье контртеррористической операции НАТО «Активные усилия»;

— о практическом взаимодействии в борьбе с наркотрафиком в Афганистане;

— о разработке военных  и оперативных аспектов концепции совместных миротворческих операций;

—  о повышении уровня совместимости ВС РФ и стран-членов альянса;

— о завершении к концу 2004 года исследований в рамках проекта «Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве»;

— о начале второй фазы работ по совместимости ПРО ИВД и др. шаги.

Несмотря на позитивные шаги, руководство альянса заняло жесткую позицию по вопросу вывода российских войск из Грузии и Молдавии.

Североатлантический союз остается военным союзом с присущими ему задачами и целями. Поэтому и оценки его саммита следует рассматривать как оценки военного союза. Можно предположить, что сценарий возможных действий НАТО в Закавказье и Средней Азии будет аналогичен сценарию развития событий в странах Балтии. Формирование военной инфраструктуры НАТО в ближнем зарубежье необходимо блоку не только для решения  военных задач, но и для обеспечения защиты своего экономического присутствия в этом регионе. Дополнительной задачей является демонстрация защиты интересов потенциальных членов альянса, лидеры стран которых лично приняли участие в работе саммита пока как почетные гости.

Для России возникает необходимость гармонизации интересов НАТО  в сфере обеспечения безопасности с учетом российских озабоченностей, проявившихся сначала с изменениями после расширения НАТО, а по завершении работы саммита в Стамбуле и возможным освоением дополнительных инфраструктур на территориях Грузии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Киргизии.

Среди других направлений взаимодействия российским руководством было предложено установить более тесные отношения между НАТО и Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), разработать концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива. В этой работе перспективным является проведение совместных антитеррористических и антинаркотических операций.

РФ и НАТО в основном одинаково оценивают угрозы и вызовы безопасности в новом столетии. Во многом основные направления трансформации НАТО перекликаются с теми областями, в которых РФ готова сотрудничать. Спорные вопросы должны решаться на основе баланса интересов, а не силы. Российскому руководству необходимо более жестко отстаивать свои национальные интересы.

 

Оценить эту статью:
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *