ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения с личным составом общественно-государственной подготовки

 

ТЕМА: «Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации».

 

Дата проведения: _______

 

Время: 2 час.

 

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

 

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Важное место в государственном механизме занимает институт президентства.

Конституцией РФ и основан на трех фундаментальных положениях:

— Президент является главой государства (ст.80 Конституции РФ);

— Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

— Президент фактически возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Он не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Такое положение Президента вызвано необходимостью обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех государственных институтов. Для этого Президент наделен специальными полномочиями по отношению к каждой из ветвей власти.

Как глава государства Президент определяет направления внутренней и внешней политики России. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он формирует и возглавляет Совет безопасности страны, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Свои властные полномочия Президент РФ реализует в виде указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Порядок выбора Президента определен Конституцией РФ и Федеральным Законом «О выборах Президента РФ”, в которых указано, что он избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представительным и законодательным органом в Российской Федерации в соответствии с Конституцией является-

Представительный статус парламента определен порядком его формирования, при котором Федеральное Собрание представляет интересы всего населения Российской Федерации в целом и каждого субъекта Российской Федерации в отдельности и обладает правом принимать от их имени решения.

Порядок формирования Совета Федерации и проведения выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральными законами. Необходимость разделения Федерального Собрания на две палаты вызвана разграничением функций каждого, а также определенным порядком рассмотрения и принятия законов.

ния и выступает как орган представительства субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ; назначение на должность Генерального прокурора РФ, освобождение его от должности и др.

го населения Российской Федерации. Она состоит из 45- депутатов: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ —один депутат) на основе единой нормы представительства и 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, блоками. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

К ее ведению относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.

ся и функционирует на основе принципов федерализма, обусловленного государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

— федеральные органы исполнительной власти;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик в составе РФ, краев, областей, городов республиканского значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе Конституции РФ, которая закрепляет разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов.

Все исполнительные органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В частности, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектом. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В настоящее время

— Правительство РФ;

—федеральные министерства;

— государственные комитеты РФ;

— комитеты РФ;

— федеральные службы и др.

Правительство РФ —орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией РФ и федеральными законами.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Другие члены Правительства также назначаются Президентом. Основными конституционными полномочиями Правительства являются:

— разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление отчета о его исполнении;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— решение вопросов управления федеральной собственностью;

— принятие мер по укреплению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

— реализация мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Правительство обеспечивает также исполнение издаваемых им актов.

редством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией России и Федеральным конституционным законом. Она представлена Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами РФ, иными Федеральными судами. За органами судебной власти признается самостоятельность и право функционировать независимо от других ветвей власти. Основное содержание их деятельности определено целью осуществления правосудия в стране —защитой конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.

С судами при осуществлении правосудия тесно взаимодействует

ной власти. Основная ее задача —осуществление государственного надзора за исполнением законов на территории России.

В развитом демократическом государстве среди его институтов выделяется местное (муниципальное) самоуправление. В соответствии со ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Правовое определение местного самоуправления дано в ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Система местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением. Территориальной единицей, на которой осуществляется местное самоуправление, его «зоной ответственности”является муниципальное образование —городское, сельское поселение или несколько поселений, объединенных общей территорией, имеющих муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы управления.

Граждане России реализуют свое право на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы.

Ведущая роль в любом территориальном образовании принадлежит

ве всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наименование представительного органа, численный состав определяются уставом муниципального образования с учетом национальных, исторических традиций.

В отдельных поселениях полномочия представительного органа может осуществляться рание считается правомочным, если в нем участвовало более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Глава муниципального образования выбирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо может избираться представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Непосредственным способом выражения прав граждан на самоуправление являетсярого принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом.

В границах муниципального образования (города, поселения) на части его территории, в микрорайонах, кварталах, улицах, дворах проживающие там граждане могут создавать

ветственность, осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Органы местного самоуправления вправе контролировать и управлять значительной частью общественных дел. В этом вопросе важно разграничить собственную компетенцию органа местного самоуправления и компетенцию государства в этой области (см.таблицу).

     Государственная власть     Местное самоуправление
  создает  правовые  рамки для   осуществляет в рамках закона
деятельности  всех   субъектовраспределение  социальных благ,
местного самоуправления (насе-гарантированных    государством
ление и представляющие его ор-(обеспечивает  их  доступность,
ганы), принимая законы  и иныеадресность и т.д.);
правовые акты; 
  
   определяет   и  гарантирует  заботится о поддержании сис-
общегосударственные социальныетем,  обеспечивающих жизнедея-
стандарты, т.е. минимум  благ,тельность  населенных  пунктов
которые вправе получать и тре-(водоснабжения, пожарной безо-
бовать, граждане государства;пасности, общественного поряд-
 ка и др.);
  
   обеспечивает государственный  обеспечивает  условия для соз-
контроль за соблюдением общего-дания социальных благ в видовом,
сударственных  социальных стан-количественном отношении превос-
дартов, за реализацией  закреп-ходящих  общегосударственные со-
ленных  в законодательстве правциальные стандарты.
физических и юридических лиц, а 
также защиту этих прав. 

Некоторые функции государства и области местного самоуправления могут быть делегированы органам местного самоуправления (например, земельные права местных органов).

уставов муниципальных образований; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образованияЁ учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка; организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; контроль за использованием земель, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождение полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго‑, тепло‑, газо- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация транспортного обслуживания населения, обеспечение услугами связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры, развития физической культуры и спорта; охрана окружающей среды; обеспечение противопожарной безопасности.

Муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти.

Ответственность органов местного самоуправления, т.е. то, за что они должны отвечать, вытекает из компетенции этих органов. Однако остается вопрос: перед кем эта ответственность?

Формула «под свою ответственность”частично дает на него ответ. Это означает, что равнодушное отношение населения к тому, кого оно избирает в органы местного самоуправления, нежелание или неумение участвовать в организационных формах контроля за местными властями, отсутствие активного сотрудничества, солидарности жителей и т.п. могут привести и неизбежно приведут к низкому уровню благосостояния основной массы населения в городе, поселке, селе. Следовательно, население в данном случае само несет ответственность, и на каждом жителе лежит ее доля. А неблаговидные последствия пассивности, иждивенчества граждан как раз и выступают в виде низкого уровня социальных благ (минимальных по сравнению с тем, что обязуется гарантировать государство), нездоровой и некомфортной среды обитания, высокого криминального уровня и др.

Но, принимая на себя ответственность за состояние местных дел, население муниципального образования должно иметь и возможность контролировать органы местного самоуправления. Конкретно порядок и условия ответственности органов местного самоуправления в случае утраты доверия населения должен быть определен в уставе муниципального образования. Кроме того, в случае нарушения органом местного самоуправления Конституции РФ, федеральных законов, субъектов Российской Федерации, а также в случае ненадлежащего осуществления государственных полномочий, делегированных государством органу местного самоуправления, наступает ответственность этого органа не только перед избравшим его населением,

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)