План-конспект

проведения занятий по ОГП с
личным составом

 

Тема:
«Государство и конституция»

Время:
2 часа (100 минут)

Место:
Казарма

Метод:
Лекция

Литература: ж-л «Ориентир»

 


Учебные вопросы

t

Содержание учебных
вопросов

 

1

2

3

4

Вступительная
часть

5 мин

Принимаю
доклад, проверяю наличие л/с, объявляю тему

 

Основная
часть

90 мин

Что
понимается под основами кон­ституционного строя? Система прин­ципов  закрепленных в конституции госу­дарства,
определяющих устройство, функционирование и взаимодействие го­сударственных и
общественных инсти­тутов.

Следует
учесть, что «основы конститу­ционного строя и конституционный строй» —
понятия не тождественные. Первое по сути своей — правовые принципы, второе
реальные отношения в государст­ве и обществе, возникшие в результате
реализации этих принципов через конституционные и иные нормы нрава. Не
равнозначны также «основы конституционного строя» и «общественный строй».
«Обще­ственный строй» — это сложная и много­мерная социальная система, взятая
в един­стве всех ее сторон: территориальной ор­ганизации   общества  
и   населения, производительных
сил, производствен­ных, политических, правовых, идеологиче­ских и иных
отношений, а также соответст­вующих им учреждений и организаций. Та­ким
образом, основы конституционного строя (как правовые принципы) и консти­туционный
строй (как реальные конститу­ционно-правовые отношения) — это право­вой
фундамент общественного строя.

Основы конституционного строя России определены в гл. 1
Конституции Россий­ской Федерации, принятой на всероссийском референдуме 12
декабря 1993 года. Шестнадцать статей этой главы дают их полный перечень.

Рассмотрим кратко некоторые из них.

Россия — демократическое государство

Демократическим является государство, в котором
реальная власть принадлежит народу, а властные органы имеют его ман­дат и,
как правило, непосредственно изби­раются гражданами. Конституция Россий­ской
Федерации устанавливает, что един­ственным источником власти в России
является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредст­венно
через референдум и свободные вы­боры, а также через органы государствен­ной
власти и местного самоуправления.

Ст.
2 Конституции объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью, а их
признание, соблюдение и защиту — обя­занностью государства.

Политическое и идеологическое многообразие

Политическое многообразие
реализует­ся через многопартийность, свободу со­здания и функционирования
различных общественных объединений, союзов, дви­жений. Провозглашается их
равенство пе­ред законом. Вместе с тем Основной Закон РФ запрещает создание и
деятельность об­щественных объединений, цели или дейст­вия которых направлены
на насильствен­ное изменение основ конституционного строя, нарушение
целостности государст­ва, подрыв его безопасности, создание во­оруженных
формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и ре­лигиозной
розни.

Идеологическое
многообразие означает наличие в обществе различных идеологи­ческих концепций,
взглядов, учений. Поэ­тому в ст. 13 Конституции РФ закреплено, что никакая
идеология не может устанав­ливаться в качестве государственной или
обязательной.

Россия — правовое государство

Правовое государство можно опреде­лить как форму
организации и деятельно­сти государственной власти, которая стро­ит
взаимоотношения с людьми и их объе­динениями на основе норм права. Существуют
следующие отличительные признаки правового государства.

Верховенство
правового закона во всех сферах общественной жизни. Основной Закон правового
государства — Конститу­ция. Никакой другой правовой акт государ­ства не может
ей противоречить. Поэтому правовое государство — конституционное государство.

Реальность
прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство гаран­тирует
личности определенную сферу сво­боды, в пределы которой вмешательство
государственных органов власти недопу­стимо.

Взаимная
ответственность государст­ва и личности. Требования закона обяза­тельны в
равной мере как для органа власти любого уровня, так и для каждого человека.

Осуществление
принципа разделения вла­стей (на законодательную, исполнитель­ную, судебную).

Концепция
правового государства реа­лизуется Конституцией РФ в ст. 2, 3, 5,10, 11,15.

Россия — суверенное государство

Под государственным суверенитетом понимается
независимость государствен­ной власти от всякой иной (политической,
идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в исключительном праве са­мостоятельно
решать все свои дела.

Положения
о государственном сувере­нитете Российской Федерации отражены в ст. 3,4, 5,
11, 67, 71, 72, 76 Конституции. Суверенитет РФ распространяется на всю ее
территорию т. е. на территории субъектов, внутренние воды и территориальное
море, воздушное пространство над ними.

Россия – государство с республиканской формой правления

Республика — форма правления, в соот­ветствии с
которой высшая власть в госу­дарстве принадлежит выборным органам. Республики
подразделяются на парламент­ские и президентские. Конституция РФ не уточняет,
к какому типу республики отно­сится Россия. Однако, судя по содержанию
Основного Закона, в нашем государстве установлена президентская республика,
т. к. Президент формирует правительство РФ и оно несет перед ним
ответственность за свою деятельность (гл. 4,6 Конституции РФ).

Россия — федеративное государство

Федерация представляет собой государ­ство,
состоящее из субъектов (штатов, ре­спублик, земель и т. п.), основанное на
Конституции (договоре) и разграничении полномочий между государством и его субъектами.

Россия
как федерация имеет следующие признаки:

— учредительный характер государствен­ной власти,
который реализуется через ус­тановление названия государства, основ
конституционного строя определение го­сударственного устройства, формы прав­ления;

— территориальную
целостность;

— легитимные (т. е. законные, признан­ные)
федеральные органы власти;

— федеральное гражданство;

— федеральную государственную собст­венность,
единую кредитно-денежную си­стему;

— национальные вооруженные
силы;

— универсальную международную правосубъектность;


государственный язык и символы (герб, флаг, гимн). Федеративное устройство
России осно­вано на ее государственной целостности, единстве системы ‘
государственной вла­сти, разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государст­венной власти федерации и субъектов, равноправии и
самоопределении народов (ст. 5 Конституции РФ). В составе РФ 89 субъектов: 21
республика, 6 краев, 49 об­ластей, 2 города федерального значения (Москва и
Санкт-Петербург), 10 автоном­ных округов, 1 автономная область. Ре­спублики
являются государствами, образо­ванными по национально-территориальному
принципу. Края, области, города федерального значения — не государства, а
государственные образования, созданные по территориальному (региональному)
принципу. Автономные округа и область являются национально-территориальными
государственными образованиями.

Республики
обладают рядом отличий от других субъектов. Им, к примеру, предо­ставлены
права иметь конституции (у всех остальных субъектов — уставы), устанавли­вать
свои государственные языки, а также гражданство.

Один
из важнейших элементов основ конституционного строя — единство право­вой
системы России. Конституция РФ дол­жна соблюдаться всеми органами государ­ственной
власти и местного самоуправле­ния, должностными лицами, гражданами и их
объединениями. Согласно Конституции все законы подлежат официальному опуб­ликованию.

Рассмотрение
второго вопроса целесо­образно начать с уяснения понятия «власть». Это
отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц
(властвующих) доминируют над волей и действиями других (подвластных).

Государственная
власть выступает как система властеотношений. Она реали­зует функции
государства и основана на аппарате принуждения.

Государственная
власть в Российской Фе­дерации разделена по горизонтали на зако­нодательную,
исполнительную и судебную, по вертикали — на федеральную и субъектов
федерации (ст. 10,11 Конституции РФ). Президент Российской Федерации яв­ляется
главой государства, гарантом Кон­ституции» прав и свобод человека и
гражданина, Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и
государственной целостности, обеспечи­вает согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные
на­правления внутренней и внешней политики государства. В зависимости от
правовой специфики полномочия Президента мож­но объединить в следующие
группы:

— связанные с деятельностью Федераль­ного
Собрания. Президент назначает вы­боры Государственной Думы, может рас­пустить
ее в случаях, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в
Государственную Думу, подписывает и об­народует федеральные законы;
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в
стране; пред­ставляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на
должности судей Кон­ституционного, Высшего арбитражного су­дов, а также
Генерального прокурора и др.;

— связанные с деятельностью правитель­ства.
Президент назначает с согласия Госу­дарственной Думы председателя прави­тельства
РФ; назначает заместителей пред­седателя правительства и федеральных
министров; отменяет решения правитель­ства в случае их противоречия Конститу­ции,
федеральным законам, указам Прези­дента РФ; принимает или отклоняет отстав­ку
правительства и др.;

— связанные с правами и
обязанностями в области обороны и внешних сношений. Президент является
Верховным Главноко­мандующим Вооруженными Силами РФ; назначает и освобождает
от должности вы­сшее командование Вооруженных Сил РФ;

утверждает
военную доктрину страны;

формирует
и возглавляет Совет безопас­ности; вводит на территории страны воен­ное
положение; подписывает международ­ные договоры; как глава государства пред­ставляет
РФ внутри  страны  и  в
международных отношениях и др.

К
полномочиям Президента также отно­сится право приостанавливать действие актов
органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия
Конституции, федеральным законам, меж­дународным обязательствам РФ; назначать
референдум; решать вопросы гражданства; осуществлять помилования; назначать
полномочных представителей Президента;

вводить
чрезвычайное положение и др.

Президент
Российской Федерации изби­рается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего
равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. Пре­зидентом
РФ может быть избран гражда­нин России не моложе 35 лет, постоянно,
проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не
может занимать должность Президента бо­лее 2 сроков подряд.

Представительным
и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание
— Парламент РФ. Он состоит из двух палат: Совета Федера­ции и Государственной
Думы. В Совет Фе­дерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ:
по одному от пред­ставительного и исполнительного органов государственной
власти, т. е. 178 человек. Государственная Дума состоит из 450 де­путатов,
избираемых населением России на 4 года. Порядок формирования Совета Федерации
и выборов депутатов Государ­ственной Думы устанавливается федераль­ными законами.

Палаты
Федерального Собрания заседа­ют раздельно. Они могут собираться со­вместно
для заслушивания посланий Пре­зидента Российской Федерации, Конститу­ционного   суда  
РФ,   выступлений руководителей
иностранных государств. Совет Федерации и Государственная Дума образуют
комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламент­ские
слушания. В Совете Федерации — 11 комитетов, в Государственной Думе — 23.
Специфика комиссий заключается в том, что их деятельность ограничивается опре­деленным
сроком или конкретной задачей.

Совет
Федерации обладает правом зако­нодательной инициативы, рассматривает законы,
принятые Государственной Ду­мой. К его ведению также относятся: на­значение
выборов Президента и его отре­шение от должности, утверждение указов
Президента РФ о введении военного и чрез­вычайного положения, утверждение
изме­нения границ между субъектами РФ, реше­ние вопроса о возможности
использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории, назначение
на должность су­дей Конституционного суда. Верховного и Высшего арбитражного
судов РФ и др. Государственная Дума принимает феде­ральные законы – это ее
главная функция. Приняв закон, палата, передает его в пятид­невный срок в
Совет Федерации. В случае одобрения закон передается Президенту РФ для
подписания и обнародования. Предметами ведения Государственной Ду­мы
являются: дача согласия Президенту РФ на назначение председателя
правительства РФ; решение вопроса о доверии прави­тельству РФ, объявление
амнистии» выдви­жение обвинения против Президента РФ для отрешения его от
должности, назначе­ние и освобождение от должности уполно­моченного по правам
человека и другие.

Исполнительную
власть Российской Федерации осуществляет правительство РФ. Оно разрабатывает
и представляет Го­сударственной Думе федеральный бюджет; осуществляет меры по
поддержанию обо­роноспособности страны, государствен­ной безопасности;
обеспечивает проведе­ние на территории России единой финан­совой, кредитной и
денежной политики, единой государственной политики в обла­сти культуры,
науки, образования, здраво­охранения; управляет федеральной собст­венностью;
осуществляет меры по обеспе­чению законности, прав и свобод граждан, охране
общественного порядка, борьбе с преступностью и др.

На
основании и во исполнение Консти­туции РФ, федеральных законов, норма­тивных
указов Президента РФ правитель­ство Российской Федерации издает поста­новления
и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Судебная
власть в России осуществля­ется  
посредством   конституционного,
гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства. Только суды
осуществляют правосудие в Российской Федерации. Правосудие — деятельность су­дов
по рассмотрению и разрешению в про­цессуальном порядке (сроки, порядок и т.
д.) конституционных, гражданских, адми­нистративных и уголовных дел.

Федеральная
судебная система представ­лена Конституционным, Верховным и Вы­сшим
арбитражным судами.

Конституционный
суд РФ это высший судебный орган конституционного контро­ля, самостоятельно и
независимо осущест­вляющий судебную власть посредством конституционного
судопроизводства. Он состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по
представлению Президента РФ. Компетенция Конституционного суда определяется
Конституцией РФ и феде­ральным законом. На основании их он раз­решает дела о
соответствии Конституции:

федеральных
законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации и Государ­ственной
Думы, правительства РФ; кон­ституций республик, уставов, законов и других
нормативных актов субъектов РФ;

договоров
между органами государствен­ной власти РФ и субъектов, договоров между
органами государственной власти субъектов; не вступивших в законную силу
международных договоров.

Верховный
суд РФ является высшим су­дебным органом по гражданским уголов­ным,
административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он
осуществляет судебный надзор за их дея­тельностью и дает разъяснения по вопро­сам
судебной практики. Верховный суд со­стоит из Пленума, Президиума и трех кол­легий:
по гражданским, уголовным делам, Военной коллегии. Военная коллегия явля­ется
судом первой инстанции по делам ис­ключительной важности, подсудным воен­ным
судам, а также по делам о преступле­ниях  
военнослужащих,    имеющих
воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения
и выше; рассматривает кассационные, частные жалобы и проте­сты на решения,
приговоры, определе­ния военных судов, осуществляет другие полномочия.

Высший
арбитражный суд является вы­сшим судебным органом по разрешению экономических
споров и иных дед, рас­сматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в
предусмотренных феде­ральным законом процессуальных формах судебный надзор за
их деятельностью и да­ет разъяснения по вопросам судебной практики. Задачами
Высшего арбитражно­го суда являются: обеспечение защиты ох­раняемых законом
интересов предприя­тий, организаций и учреждений при разре­шении     хозяйственных     споров; применение мер имущественной
ответст­венности за невыполнение договорных обязательств; обеспечение
единообразно­го и правильного применения законода­тельства при разрешении
хозяйственных споров и др.

Конституция
Российской Федерации в гл. 7 «Судебная власть» отводит особое ме­сто
прокуратуре РФ. Это обусловлено тес­ным взаимодействием судов с органами
прокуратуры при осуществлении правосу­дия. Прокуратура РФ не является органом
судебной власти. Ее главное предназначе­ние — надзор за исполнением
действующих на территории РФ законов, принятие мер, направленных на
устранение их наруше­ний и привлечение виновных к ответст­венности, осуществление
уголовного пре­следования.

Актами
прокурорской деятельности яв­ляются: протест, представление и поста­новление.
Надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ осуществляют Главная
военная прокуратура, действую­щая на правах структурного подразделения
Генеральной прокуратуры РФ, а также во­енные прокуроры в войсках.

 

 

Заключительная
часть

5
мин

Подвожу
итоги занятий, отвечаю на вопросы

 

(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)