Гуманитарная подготовка

Цель изучения темы: помочь слушателям глубоко уяснить сущность и значение гуманитарной подготовки как военной дисциплины в системе подготовки пограничных войск, ее основные цели и задачи, содержание, порядок организации и проведения занятий, а также необходимость качественного усвоения тем по данному предмету, вызвать у молодых воинов интерес и стремление к изучению дисциплины. Разъяснить сущность пограничной службы, задачи пограничников как вооруженных защитников Отечества на государственной границе Российской Федерации.
Время на изучение темы: 2 часа.
Учебные вопросы:
1. Предмет и содержание гуманитарной подготовки.
2. Пограничник — вооруженный защитник Отечества на государственных рубежах России.
Методические советы
В кратком вступлении необходимо указать, что в связи с радикальными изменениями в жизни общества, имеющимися разногласиями в политической, экономической, социальной и других сферах между государствами на территории бывшего Союза ССР, в ряде случаев приведшим к вооруженным конфликтам, отсутствием стабильности и международной безопасности в мире, принципиально новый характер приобретают проблемы военной политики, охраны государственных границ и экономической зоны России, подготовки войск и работы с личным составом.
Руководителю занятий следует подчеркнуть, что в основу системы подготовки войск заложено единство оперативной, боевой, гуманитарной, морально- психологической и правовой подготовки всех категорий военнослужащих.
Главной задачей системы подготовки военнослужащих пограничных войск является обеспечение высокой профессиональной и морально-психологической готовности личного состава к практическому преобразованию служебной и боевой деятельности по надежной охране границы и экономической зоны Российской Федерации в современных условиях, формирование личности пограничника, способного сознательно выполнять свой воинский долг в любой обстановке, привитие военнослужащим высокой культуры, чувства собственного достоинства, уважительного отношения к командирам, товарищам, традициям подразделения, истории и обычаям местного населения.
Одной из важнейших дисциплин в системе подготовки войск является гуманитарная подготовка личного состава.
Приступая к изложению первого вопроса руководителю занятия необходимо раскрыть содержание понятия «гуманитарная подготовка».
В кратком энциклопедическом словаре термин «гуманитарный» связан с изучением общества, культуры и истории народов в отличие от естественных и технических наук. В словаре русского языка Ожегова слово «гуманитарный» это значит, обращенный к человеческой личности (правам и интересам человека).
Эти понятия общеизвестные, поэтому руководитель может опросить несколько слушателей, как они их понимают и какие знают гуманитарные науки.
После того, как слушатели усвоят существо термина «гуманитарный», руководителю целесообразно разъяснять, что в условиях Вооруженных Сил, пограничных войск, гуманитарная подготовка, как военная дисциплина имеет свою специфику. Ее главная задача определена программой подготовки войск в 1992-1993 году — обеспечение прочных знаний личного состава в области военной политики, военной истории, боевых традиций пограничных войск, повышение уровня правовой культуры военнослужащих, их готовности к безупречному выполнению требований военной присяги, воинских уставов, нравственных норм поведения. Она должна способствовать формированию у пограничников правильного понимания процессов утверждения демократии и общечеловеческих ценностей во всех сферах жизни нашего общества, сущности осуществляемых ценностей во всех сферах жизни нашего общества, сущности осуществляемых социально-экономических преобразований, роли и места по-граничных войск, информированию их по всем вопросам жизни страны, взаимоотношений с сопредельными государствами и воспитанию их на лучших традициях пограничной охраны России, пограничных войск.
Практика показывает, что политические и социально-экономические процессы, происходящие в обществе, ре-формирование пограничных войск, а также изменения в личном составе, их интересов и склонностей вызывают необходимость дальнейшей деполитизации профессиональной подготовки военнослужащих, усиления ее гуманитарной, военно-патриотической направленности.
Раскрывая содержание гуманитарной подготовки, руководителю необходимо остановиться на четырех ос-новополагающих моментах.
Во-первых, надо определиться в том, каковы же основное направления гуманизации и гуманитаризации учеб-ного процесса в частях и подразделениях.
Первое и, возможно, самое важное связано с желанием привить слушателям высокую общую культуру. Декларируя необходимость воспитания культуры, мы далеко не всегда следовали данному принципу на деле. Военное образование нередко замыкалось на изучении социальных предметов, не успевая заботиться обо всем остальном. И в этом, по всей видимости, заключается отход от традиций русской армии, пограничных войск. Хо-рошо известно, что многие русские офицеры являлись не только специалистами своего долга, но и людьми все-сторонне развитыми, обладающими высокой культурой общения и воспитания вкусов. Они разбирались и в музыке, и в живописи, и в литературе. Среди них гордость отечественной и мировой культуры М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. И. Куприн, художники, Ярошенко и К. А. Трутовский, скульптор И. К. Клодт, композитор П.П. Римский-Корсаков.
Здесь руководителю целесообразно провести небольшой экспресс -опрос с целью выявления у слушателей склонности к литературе, музыке и др. культурным ценностям, а затем еще раз подчеркнуть, что именно изучение гуманитарной подготовки дает возможность слушателям познакомиться с достижениями отечественной и мировой культуры.
Второе направление гуманитаризации учебного процесса вытекает из возросшего внимания к изучению исторических наук.
Возвращение исторической памяти необходимо всем нам. «Память — говорил замечательный русский философ И. Бердяев,- есть основа Истории». Заметим, что в учебном плане кадетского корпуса в 1912 году предметы по значимости располагались в таком порядке: иностранный язык, военная история и др. К сожалению, на протяжении нескольких десятилетий историческая память в нашей стране предавалась забвению, ее старались иска-зить. Так потерялись замечательные традиции пограничной охраны России, да и военные традиции.
В книге «О долге и чести воинской в российской армии» в статье «К познанию армии», опубликованной в «Военном сборнике» номер 1 за 1914 год, отмечается: «Держали ли вы когда- нибудь в руках учебники русской истории, по которым юноша изучает свою Родину? Как далеки они от национальной чистоты. Уступая необходимости, отводят они несколько страниц памяти героев-воинов, далекие от мысли, чтобы образы их глубоко за-пали в душу юноши и пробудили в нем зачатки инстинктивной любви, от которой так недалеко до сознательной». Ситуация повторяется. Сегодняшние учебники истории выглядят не лучшим образом. Именно поэтому про-грамма гуманитарной подготовки способствует повышению исторических и военно-исторических знаний.
Следующим важнейшим аспектом является воспитание у слушателей современного уровня военно-политической культуры. Такое требование необходимо потому, что наши понятия о путях развития цивилизации, способах обеспечения национальной безопасности, о военной политике, охране границы претерпевают сейчас большие изменения. Все эти изменения должны быть осмыслены и найти необходимое отражение в учебном процессе. Думается, что обсуждение этих новых проблем будет способствовать расширению кругозора пограничников. В этом мировоззренческая основа гуманизации процесса обучения.
Разъяснив это руководитель должен подчеркнуть, что гуманистическое военно-политическое мышление пред-полагает наличие двух взаимосвязанных компонентов. С одной стороны, взглядов, убеждений и оценок в необходимости предотвращения войны, исключения применения наступательной военной силы для разрешения противоречий в межгосударственных отношениях. С другой стороны понимания необходимости высочайшей бдительности и боевой готовности, способности вооруженных сил и нанесению их потенциальному агрессору ответного
удара, пограничных войск -обеспечить надежную охрану государственной границы.
Следующее направление гуманизации военного образования обусловлено переходом страны к рынку, конвер-сий военного производства. Ведь такие образования оказывают глубокое воздействие на все сферы нашего об-щества, на систему материального и технического обеспечения вооруженной защиты страны, ее границ. Поэто-му перед нашей дисциплиной стоит еще одна важная задача многогранного процесса обучения — формировать достаточный уровень экономического мышления.
В современных условиях необходимо, чтобы любой военный специалист обладал прочными соответствующими знаниями, пониманием механизмов рыночных отношений.
И, наконец, важнейшим составным элементом гуманизации и гуманитаризации военного образования явля-ется формирование правовой культуры, правового сознания.(В сочетании с основами законодательства и права).
В процессе обучения слушатели всех категорий должны познакомиться с историей и теорией права, с права-ми, обязанностями и ответственностью военнослужащих и т.п.
Во-вторых, руководителю занятия необходимо заострить внимание на том, что изучение предмета обязательно для всех военнослужащих, независимо от их политических взглядов, религиозных и иных убеждений.
Гуманитарная подготовка одна из тех дисциплин, к которой очень важно относиться творчески, проявлять инициативу. Как тут не вспомнить слова величайшего русского историка Карамзина:
«Воспитание патриотизма требует размышлений». А ведь именно занятия по данному предмету предоставляют такую возможность.
Далее руководителю необходимо рассказать об организации занятий по гуманитарной подготовке, руководи-телях, времени на отработку программы, приоритетных формах проведения занятий, использовании технических средств информации, наглядных пособий, политической литературы, периодической печати.
В-третьих, систему подготовки войск, в частности, гуманитарную подготовку необходимо рассматривать в неразрывной связи с воспитательным процессом. Обучение и воспитание всегда находились в единстве, дополня-ли друг друга, поэтому активное использование культурно-воспитательной работы в интересах повышения дей-ственности гуманитарной подготовки является непременным условием качественного усвоения учебной про-граммы.

В-четвертых, главными критериями действенности гуманитарной подготовки являются: качество и результаты службы по охране границы, осознанное выполнение пограничниками своих служебных обязанностей и воинско-го долга в любых условиях обстановки, достаточный уровень боевой готовности подразделения, правопорядка и
воинской дисциплины, морально-боевое единство воинского коллектива.
Руководитель занятия разъясняет слушателям, что оценка по гуманитарной подготовке военнослужащим сроч-ной службы выставляется по 4-х бальной системе с учетом степени программного материала, нормативных документов, регламентирующих охрану государственной границы, порядок прохождения действительной военной службы и их практическое выполнение в служебной деятельности. При определении оценки по гуманитарной подготовке каждому военнослужащему, подразделению, кораблю, части и соединению руководствоваться требованиями Инструкции по осуществлению контроля в пограничных войсках.
По итогам изучения программы гуманитарной подготовки на учебном центре проводиться 2-х часовое проверочное занятие, на котором осуществляется опрос каждого военнослужащего по пройденным темам и выставляется итоговая индивидуальная оценка и оценка подразделению в целом.
Раскрывая данный учебный вопрос, руководителю группы необходимо еще раз подчеркнуть, что занятия по гуманитарной подготовке являются наиболее действенной и эффективной формой воспитательной работы с личным составом пограничных войск. Практическая отдача занятий по данной дисциплине заключается в том, что слушатели получают необходимые знания, общественно-политическую информацию, учатся полемизировать, общаться друг с другом, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Каждый военнослужащий на занятиях имеет право задавать вопросы, высказывать свое мнение, вносить предложения по организации учебного про-цесса, по всем сторонам жизни и деятельности воинского коллектива, которые учитываются, рассматриваются и реализуются организаторами занятий, командирами подразделений и частей, где проходят военную службу обучаемые.
В качестве вывода по первому вопросу руководителю занятия необходимо еще раз подчеркнуть мысль о том, что при организации гуманитарной подготовки основные усилия будут сосредоточены на формировании у военнослужащих верности воинскому долгу, военной присяге, любви к Отечеству, развитии профессионально-боевых и нравственно-психологических качеств воина-гражданина. В процессе занятий будет последовательно изучаться историческое прошлое Родины, боевой путь и традиции пограничных войск, информирование пограничников об особенностях социально-экономического развития страны, военно-политической обстановке на границе.
Переходя к рассмотрению 2 вопроса «Пограничник — вооруженный защитник Отечества на государственных рубежах России» руководитель занятия должен разъяснять молодым воинам то, что все они призваны в пограничные войска для выполнения почетной и ответственной задачи по охране государственной границы Российской Федерации. Государственная граница священна и неприкосновенна. Это рубеж Родины. И как заботливый хозяин охраняет свой дом, воздвигнутый собственными руками, так и наш народ — хозяин своей страны — бережет свое Отечество, его границы.
Мы обладаем протяженными границами — многие тысячи километров. И несмотря на то, что в связи с распадом бывшего СССР, произошли серьезные изменения в прохождении линии границы, в т.ч. появились границы между некоторыми бывшими союзными республиками (со всеми пограничными атрибутами — системой войсковой охраны, пунктами пропуска, пограничными знаками и т.п.), все границы Российской Федерации в полной мере соответствуют принципам международного права. Их охрана является важнейшей функцией государства.
В настоящее время охрана государственной границы Российской Федерации регламентирована Законом «О государственной границы Российской Федерации». В нем дана оценка значения государственных границ, являющихся воплощением территориальной целостности, политической независимости, суверенитета и единства государства.
Далее руководитель разъясняет, что охрана государственной границы и экономической зоны РФ возложена на пограничные войска и представляет систему правовых, режимных, оперативных, войсковых и иных мер с целью защиты политических, экономических и военных интересов государства на границе.
Кроме этого руководителю целесообразно остановиться на основных направлениях служебной деятельности пограничных войск, которыми являются:
— обеспечение на строгой правовой основе нерушимости государственной границы, территориальной целост-ности, политической независимости и суверенитета Российской Федерации;
— борьба с разведывательно-подрывной деятельностью зарубежных враждебных организаций против Россий-ской Федерации во всех формах ее проявления на государственной границе и в пунктах пропуска через нее;
— содействие обеспечению внешнеполитических интересов государства, развитию добрососедских отношений с сопредельными странами;
— борьба совместно с органами государственного таможенного контроля с контрабандой и наркобизнесом;
— содействие расширению экономических связей РФ;
— отражение вооруженных вторжений на территорию России
банд-формирований и диверсионно-разведывательных групп, пресечение вооруженных и иных провокаций на государственной границе и другие.
При этом руководителю занятия необходимо разъяснять слушателям, какие требования сегодня предъявляются к пограничникам как к защитникам интересов Российской Федерации на ее границах.
Важнейшим принципом деятельности войск при выполнении ответственной задачи является соблюдение закон-ности и правопорядка. Ныне это требование особенно актуально, поскольку идет процесс установления границ между государствами бывшего Союза ССР и соблюдение норм международного права является гарантом сохра-нения стабильной ситуации, предупреждения конфликтов и провокаций на границе.
Непременным условием добросовестного выполнения задач по охране границы также является высокое чувство патриотизма, беспредельная преданность Отечеству, воинскому долгу, которые позволяют пограничникам преодолевать все трудности, все преграды в ратном труде.
Без развитого чувства интернационализма, уважения к свободе и независимости народов сопредельных госу-дарств также невозможно представлять интересы нашего народа на государственной границе.
Особенности службы по охране рубежей Родины требуют от каждого пограничника чувства ответственности за свои действия, за положение дел в воинском коллективе в целом, высокой политической бдительности, тщательного сохранения государственной и военной тайны, способности принимать самостоятельные решения в экс-тремальных условиях обстановки, мастерски владеть вверенным оружием и боевой техникой.
Значительное внимание руководителю занятий необходимо обратить на то, что бдительность пограничников — одно из важнейших профессиональных качеств, их острейшее оружие.
Героизм, мужество, самопожертвование, стойкость в вооруженной борьбе — характерная черта всех поколений воинов границы. Моральной основой героизма является сознательное, добросовестное подчинение личных интересов одного человека общим интересам народа, Родины.
Успех в деле охраны и защиты государственных границ во многом зависит от крепкой воинской дисциплины в каждом подразделении, части, чутких товарищеских отношений между пограничниками, их взаимопомощи и взаимовыручки. служба по охране границы, кроме этого, требует от каждого воина в зеленой фуражке глубоко-го знания своего дела, постоянного стремления к повышению военных, специальных знаний и пограничного мастерства.
Далее руководителю занятий необходимо подчеркнуть, что выполнение всех этих требований — долг и обязанность каждого военнослужащего, призванного в пограничные войска.
В целом служба на границе является хорошей школой для каждого пограничника. Она воспитывает многие качества и замечательные черты, присущие нашему народу.
Подлинной героикой, ратными делами полны боевые будни застав, личного состава пограничных сторожевых кораблей. Бдительно несут свою службу пограничники контрольно-пропускных пунктов. Большого мастерства требует от воинов служба на «воротах государства». Здесь надо быть особо зорким, чтобы обнаружить хитро замаскированного врага, найти тщательно спрятанную контрабанду. Здесь надо быть образцом в выполнении воинского долга, соблюдении моральных норм, формы одежды, уважительного отношения к гражданам, пересекающим границу России, поскольку именно пограничник первым встречается на пути иностранных граждан при въезде в нашу страну и по нему составляется первое впечатление о нашем государстве и его народе.
В тесном взаимодействии с пограничными отрядами, отдельными бригадами и дивизионами сторожевых кораблей охраняют границу летчики пограничной авиации. Они активно помогают обнаруживать уходящих от преследования нарушителей границы, контролировать наши территориальные воды, труднодоступные районы в горных и пустынных местностях, десантируют пограничные наряды, перевозят на дальние заставы многие сотни тонн грузов.
Высокой оценки заслуживает, на первый взгляд, неприметная деятельность воинов автотранспортных, инже-нерно-технических и строительных подразделений, работников войскового тыла. Трудно измерить те усилия, которые они прилагают к обеспечению частей и подразделений всем необходимым для службы и жизни.
На протяжении многих тысяч километров наши воины охраняют границу и являются представителями народа на рубежах Родины.
Именно эта мысль должна прозвучать в качестве вывода по данному учебному вопросу.
В целом, вывод по теме можно сделать следующий:
В единой системе обучения и воспитания пограничных войск значительное место отводится гуманитарной под-готовке, способствующей формированию высоких профессиональных и морально-психологических
качеств у пограничников — вооруженных защитников Отечества на государственных рубежах России.

 

Примерные вопросы для беседы в ходе занятия:
По первому вопросу:
1. Что означает понятие «гуманитарный» применительно к наукам?
2. Расскажите, что изучает гуманитарная подготовка в войсках, как организуются и проводятся занятия по данному предмету?
По второму вопросу:
1. Что представляет собой система охраны государственной границы России?
2. Какие задачи выполняют пограничные войска?
3. Какие требования предъявляются к пограничникам как вооруженным защитникам Отечества на государ-ственных рубежах России?
Литература и пособия:
1. Организационно-методические указания по организации гуманитарной подготовки на 1992-1993 учебный год.
2. Указание «О работе с личным составом пограничных войск по решению служебно-боевых задач» от 27.02.1992г.
3. «На страже границ советского государства». Учебное пособие для политических занятий, 1984 г.
4. Газета «Пограничник: 1992г.
5. Закон Российской Федерации «О государственной границе РФ»

Справочный материал:
Гуманизм — гуманность,человечность в общественной деятельности в отношении к людям.
Гуманитарный — обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека. О науках: относящий-ся к изучению культуры и истории народа в отличие от наук о природе.
Гуманитарный — человек, занимающийся гуманитарными науками. (Словарь русского языка Ожегова).

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *