Индивидуальная работа с подчиненными

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с прапорщиками войсковой части

 

ТЕМА: «Индивидуальная работа с подчиненными. Учет психологических особенностей военнослужащих в повседневной деятельности прапорщика».

 

Воспитательные цели:

— укреплять уверенность в необходимости ратного труда на благо Отечества, заботящегося о своих защитниках:

— воспитать чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России.

 

Учебные цели:

— Ознакомить военнослужащих с сущностью, содержанием и методами воспитательной

работы с подчиненными.

— Убедить военнослужащих в том, что эффективность процесса воспитания зависит от способности воспитателя найти индивидуальный подход к каждому подчиненному.

 

Вопросы: 1. Индивидуальная работа с подчиненными.

  1. Психологические особенности военнослужащих.

 

Время: 2 часа

Дата проведения: __________

Место: клуб части.

Метод проведения: рассказ.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание/Учебное пособие по ОГП для офицеров и прапорщиков Вооруженных СИЛ РФ. М.: 1999.
  2. Лямзин М. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении//Ориентир. – 2001. — № 1.
  3. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. – 2002. — № 1.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) — это систематиче­ское и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, на­чальников) на воспитуемых (раз­личных категорий военнослужа­щих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях мето­дов, форм и средств воспитания.

Отличительной чертой индиви­дуально-воспитательной работы является то, что, главное внима­ние воспитателей сосредоточено на изучении и учете индивидуаль­ных особенностей военнослужа­щих. Ее эффективность обуслов­лена степенью познания индиви­дуальности каждого воина, глуби­ной изучения его психики и лич­ностных качеств. ИВР предусмат­ривает обязательный подбор и применение наиболее целесооб­разных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослу­жащего и конкретной ситуации наиболее эффективных форм, ме­тодов и средств воспитательного влияния.

В процессе организации ИВР необходимо, прежде всего, изучить информацию биографического ха­рактера, что является одной из ус­тавных обязанностей каждого ко­мандира (начальника). Практика показывает, что прапор­щику необходимо знать следую­щий минимум сведений о подчи­ненном: фамилию, имя, отчество;

время и место рождения; состав семьи, род занятий ее членов; в каких учебных заведениях обучал­ся; где и кем работал; какой об­щественной деятельностью зани­мался; уровень физического раз­вития, результаты в спорте, увле­чения.

Далее необходимо изучить ин­дивидуальные   психологические особенности каждого военнослу­жащего. Для выяснения самого существенного в многообразных проявлениях психики любого че­ловека требуется ответить, как правило, на три важнейших воп­роса: «Что он хочет? Что он мо­жет? Кто он есть?»

Ответ на вопрос «Что воин мо­жет?» помогает понять, чем он от­личается от других военнослужа­щих, к каким видам деятельности наиболее предрасположен в силу своих индивидуальных особенно­стей. При этом важное значение имеет изучение уровня развития таких психических познаватель­ных процессов, как ощущение, восприятие, представление, вооб­ражение, внимание, память, мыш­ление, речь

Обладая сведениями об особен­ностях протекания психических познавательных процессов, об уровне развития чувств и воли у каждого из военнослужащих, ко­мандир (начальник) способен сделать вывод о том, к чему в си­лу своей индивидуальности наи­более предрасположен тот или иной воспитанник. Воспитатель, владеющий информацией о пси­хическом состоянии подчиненно­го, может наиболее верно понять его индивидуальность. Исходя, из этого и следует в дальнейшем осу­ществлять индивидуальный под­ход в процессе воспитания подчи­ненных.

Однако для осуществления ИВР не стоит ограничиваться изучени­ем биографических данных и ин­дивидуально-психологических особенностей военнослужащих. Наряду с этим необходимо изу­чать и знать уровень развития лич­ности военнослужащего.

Характеристику уровня разви­тия личности военнослужащего составляют следующие показате­ли: степень включенности в сис­тему связей с сослуживцами, ко­мандирами (начальниками), дру­гими людьми; общительность (коммуникативность); место сре­ди членов воинского коллектива (лидер, середнячок, аутсайдер, «белая ворона» и др.); степень влияния на других военнослужа­щих (авторитетность); способ­ность адаптироваться к условиям военной службы и др. В своей со­вокупности данные об уровне раз­вития личности военнослужащего должны способствовать понима­нию его места и роли в воинском коллективе и тому, как коллектив отражен в его личности.

Сведения биографического, ин­дивидуально-психологического и личностного характера командир (начальник) может получить при помощи следующих методов: на­блюдения, беседы, интервьюиро­вания, анкетирования, изучения результатов (продуктов) деятель­ности, обобщения независимых характеристик, изучения доку­ментов, эксперимента, тестирова­ния и др. Представим краткую ха­рактеристику некоторых методов.

Наблюдение как метод познания заключается в целенаправленной и организованной фиксации раз­личных проявлений поведения военнослужащих. Различают не­сколько видов наблюдения: не­посредственное и опосредован­ное, индивидуальное и групповое, фронтальное, выборочное и др. Организация наблюдения предпо­лагает выполнение следующих ос­новных требований: четкого опре­деления цели и составления плана наблюдения, избрания способов и средств фиксации изменений в процессе наблюдения, детальной регистрации получаемых данных.

Беседа как метод изучения во­еннослужащих предполагает по­лучение информации в форме ди­алога. Ценность данного метода заключается в возможности уста­новления личного контакта с вои­ном, оперативного получения и уточнения различных данных «из первых рук». Основными видами беседы являются: индивидуальная и коллективная, формализован­ная и неформальная, ознакоми­тельная (первичная), тематиче­ская и др. Воспитательная прак­тика выработала определенные правила использования метода беседы: беседовать следует пре­имущественно с целью изучения воина; необходимо четко и ясно формулировать вопросы, учиты­вать уровень общего развития и компетентности собеседника; по­буждать военнослужащего давать развернутые и откровенные отве­ты; избегать некорректных вопро­сов; учитывать психологическое состояние собеседника; не прово­дить беседу второпях, в возбуж­денном состоянии, при явном де­фиците времени; специально под­бирать место (помещение) для бе­седы, обеспечивающее спокой­ную обстановку.

Интервьюирование в отличие от беседы предполагает только по­становку вопросов командиром (начальником) и выслушивание (фиксацию) ответов военнослужа­щего. Главная цель использова­ния данного метода заключается в том, чтобы оперативно выяснить необходимые сведения. Как пра­вило, вопросы для интервью гото­вятся заранее, но в процессе оп­роса могут возникнуть и новые, в том числе уточняющие. При про­ведении интервьюирования важ­ное значение имеет умелое и так­тичное использование техниче­ских средств: диктофона, магни­тофона, телекамеры, фотоаппара­та и т.п.

Достаточно часто в целях изуче­ния военнослужащих применяет­ся метод анкетирования. Он по­зволяет получить, как правило, письменную информацию одно­временно от значительного числа респондентов. В основе анкетиро­вания лежит вопросник, разра­ботка которого требует некоторой подготовки и определенного опы­та. В то же время можно восполь­зоваться анкетами, разработанны­ми специалистами-психологами или социологами, адаптировать их к особенностям обстановки и целям изучения воинов.

Метод обобщения независимых характеристик заключается в сбо­ре командиром (начальником) возможно большего числа сведе­ний о военнослужащих от других командиров, сослуживцев, роди­телей и т.п. При этом следует стремиться к обобщению данных, полученных от различных субъек­тов воспитательной работы при изучении воинов, участвующих в различных видах деятельности. Изучив и проанализировав ин­дивидуальные особенности воен­нослужащих, командир (началь­ник) приступает к осуществлению ИВР. Это связано с реализацией определенных методов воспита­ния — совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельно­сти. Выбор методов ИВР зависит от служебного и педагогического опыта воспитателя, индивидуаль­ных особенностей военнослужа­щих, условий их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является уни­версальным и не может решить всех воспитательных задач одно­временно. Следовательно, необ­ходимо уметь владеть всей систе­мой методов ИВР и применять их комплексно.

К системе методов ИВР отно­сятся: убеждение, упражнение, по­ощрение, пример, соревнование, критика, принуждение. Рассмот­рим кратко сущность и содержа­ние некоторых из перечисленных методов, а также условия их ус­пешной реализации.

Метод убеждения — основной метод воспитания военнослужа­щих. Он заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю воинов с целью сформиро­вать из них защитников государ­ства. Метод убеждения позволяет добиваться добровольного и осоз­нанного принятия военнослужа­щими социальных и военно-про­фессиональных требований, пре­вращения их в мотивы служебной деятельности.

Важное место в ИВР занимает метод упражнения. Его реализа­ция предполагает такую организа­цию повседневной жизнедеятель­ности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, форми­ровать военно-профессиональные и личностные качества. Основны­ми условиями достижения резуль­тативности метода упражнения являются: а) соблюдение уставно­го внутреннего порядка в воин­ской части (подразделении), точ­ное выполнение распорядка дня;

б) добросовестное выполнение воспитателями служебных обя­занностей; в) высокая требова­тельность со стороны командиров (начальников) к военнослужащим в сочетании с повседневной забо­той о них.

Суть метода поощрения в ИВР заключается в использовании вос­питателями средств морального и материального стимулирования военнослужащих с целью побуж­дения их к формированию и раз­витию у себя позитивных лично­стных качеств и привычек поведе­ния. Ведущими средствами реали­зации метода поощрения являют­ся: виды морального и материаль­ного поощрения, предусмотрен­ные ДУ ВС РФ; поощрительные слова, жесты, мимика, оценочные суждения воспитателя; выделение поступков воинов в качестве об­разцов для подражания.

Исключительно важным в ИВР является метод примера. Он пред­полагает целенаправленное и сис­тематическое воздействие на вои­нов силой положительного при­мера и формирование у них об­разца для подражания.

В случае применения всего комплекса вышеперечисленных методов ИВР и при отсутствии воспитательного эффекта от их использования офицер имеет пра­во реализовать метод принуждения как крайний способ воспитатель­ного воздействия. Он представля­ет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые ис­пользуются с целью изменения поведения воина, побуждения к добросовестному выполнению своих обязанностей.

Таким образом, ИВР в подразде­лении — это сложный, противоре­чивый и творческий процесс фор­мирования у военнослужащих ка­честв личности и привычек поведе­ния. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенно­стей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и лич­ностного подходов воспитатели оказывают целенаправленное педа­гогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно исполь­зуют различные методы, приемы и средства воспитания.

2.

Современное воинское дело требует высокой подготовки и профессионализма воинов, предъявляет более высокие требования к формированию устойчивости сложных навыков, умений, других психических образований, поддержанию их длительное время и в различных условиях.

В связи с этим актуально возникает проблема анализа и учета различных факторов, влияющих на психологическую устойчивость личного состава в ходе боевых действий.

Наиболее характерными факторами, влияющими на военно-профессиональную деятельность и обученность личного состава составляются следующие:

  • Современный уровень развития военно-промышленного комплекса, который закономерно приводит к поступлению на вооружение новейших образцов военной техники и стрелкового оружия;
  • Сложности современного вооружения во всех видах и родах войск Российской Армии, имеющая свою специфику освоения и эксплуатации, предъявляющая повышенные требование и уровню профессиональной подготовки военнослужащих;
  • Существенное изменение требований к военно-профессиональной подготовке воинов. Современный офицер должен быть: высококлассным специалистом, профессионалом в своей области; имеющий прекрасную физическую подготовленность; обладающим необходимой для военной службы суммой знаний, умений и навыков; имеющим моральную и материальную мотивацию на выполнение служебных обязанностей; психологически готовым к ведению боевых действий.

Под психологической устойчивостью офицера в процессе воинской деятельности понимается профессиональная качественная характеристика его личности, обусловленная системой взаимосвязанных личностных качеств, профессионально-деятельностных и социально-психологических факторов.

Поддержание психологической устойчивости и боевой активности личного состава в ходе боевых действий обеспечивается психологически обоснованной организацией профессиональной подготовки и практической деятельности, созданием благоприятных социально-психологических условий и использованием специальных методов психорегуляции.

Понимание структуры психологической устойчивости личного состава в ходе боевых действий, основывалось на традиционно сложившемся в военной психологии подходе к представлению о структуре психики. Выделяют следующие ее основные компоненты:

эмоциональный

волевой

интеллектуальный

Очевидно, что без соответствующей профессионально необходимой устойчивости эмоционального, волевого и интеллектуального компонентов психики не может быть и психологической устойчивости в целом.

Психологическая устойчивость является не простой суммой устойчивости этих отдельных компонентов, а их интегральным проявлением. «Удельный вес» этих составных структурных компонентов не всегда одинаков. Невозможно быть устойчивым ко всему и всегда. Психологическая устойчивость – не устойчивость вообще. В зависимости от характера деятельности структурные компоненты психологической устойчивости занимают в ней различные «ранговые места» и зависят от конкретных внешних причин, дезорганизующих деятельность (обстановка, поставленная задача и т.д.) и внутренних причин – индивидуальных особенностей воина (состояние, возможности, мотив и т.д.).

Психологическая устойчивость воина формируется и поддерживается в процессе всесторонней профессиональной подготовке, включающей формирование, развитие и совершенствование указанных структурных компонентов.

Изучение психологической устойчивости воина в ходе боевых действий предполагает определение ее показателей (критериев).

В профессиональной деятельности военных психологов – практиков очень важно иметь такие индикаторы, которые бы позволяли судить о существующем уровне психологической устойчивости каждого воина и личного состава подразделений в целом, а также прогнозировать успешность их военно-профессиональной деятельности. Данные показатели должны быть чувствительны на различных этапах воинской деятельности. Условно показатели психологической устойчивости делят на объективные и субъективные. Объективными показателями психологической устойчивости воина являются совокупный результат достижения основных целей боевых действий, т.е. на протяжении всего периода ведения боевых действий военнослужащие активно выполняют свое боевое предназначение не допуская грубых ошибок и правонарушений своей военно-профессиональной деятельности. Каждое боевые задание по оценкам командования и материалам объективного контроля выполняются с высоким качеством.

В качестве субъективных показателей психологической устойчивости выделяют собственно психологические и физиологические, которые можно определить по внешним признакам.

К психологическим показателям отнесены: сохранение у военнослужащих оптимистического настроения, боевого возбуждения, отсутствие растерянности, подавленности, апатии, негативных эмоций, сохранение самообладания, выдержки, функций внимания, памяти и т.д.

Возникающие в ходе боевой деятельности состояния психологической неустойчивости сознательно подавляются, уменьшаются до минимальных, не оказывая существенного влияния на протекание и результаты боя.

К физиологическим показателям психологической устойчивости отнесены следующие: отсутствие у воинов значительной напряженности тремора, скованности в движениях, нарушение координации, упадка сил, ухудшения самочувствия.

При изучении психологической устойчивости воинов важно знать, чем определяются ее границы и область. Возникновение сложных, нестандартных условий в ходе боя, вызывает повышенное психическое и физическое напряжение, уменьшая этим область психологической устойчивости воина. Профессиональные возможности воинов определяют субъективные границы его психологической устойчивости. Они индивидуальны и зависят от военно-профессиональной обученности, натренированности, личностных особенностей воина, характера и глубины мотивации на выполнение боевой задачи. Объективные границы психической устойчивости определяются требованиями и условиями ведения боя завышенным требованием и тяжелым условием ведения боя воин противопоставляет свою психологическую устойчивость.

Среди направлений поддержания и повышения психологической устойчивости и боевой активности выделяют следующие:

профессионально-деятельностное;

социально-психологическое;

индивидуально-психологические.

К профессионально-деятельностным следует отнести следующие:

знание и грамотная эксплуатация личного оружия и снаряжения;

формирование и поддержание навыков ведения боя в различных условиях;

профессионально-психологический отбор и распределение военнослужащих по военным профессиям с учетом их характерологических особенностей и личных качеств;

учет, контроль и дозирование психической нагрузки каждого воина соизмеренный с особенностями его воинской профессии и личностными особенностями;

объективная оценка результатов боевой деятельности каждого воина и подразделений в целом непосредственным командованием;

отработка слаженности боевой деятельности в расчетах и подразделениях;

обучение военнослужащих адекватной самооценке результатов своей деятельности;

проведение военно-специальных тренировок имитирующих условия воинской деятельности приближенные к боевым действиям;

индивидуальная и в составе расчета отработка вариантов ведения боя с использованием тренажной аппаратуры;

поддержание высокого уровня физической натренированности и выносливости;

предупреждение упрощенчества и перестраховки в подготовке и выполнении боевых действий.

К социально-психологическим можно отнести:

постоянное и полное информирование личного состава частей и подразделений об условиях и особенностях предстоящих боевых действий;

формирование и сплочение воинских расчетов и подразделений;

правильный подбор, расстановка и комплектование расчетов и отделений с учетом индивидуально-психологических военнослужащих;

разбор и анализ причин гибели военнослужащих как одно из средств выработки психологического настроя на боевые действия и устранения благодушия, самоуспокоенности, халатности и т. д.

обеспечение психологической и функциональной совместимости расчетов, экипажей и отделений;

поддержание, ситуативно-необходимого стиля руководства экипажем, расчетом и отделением со стороны его командира;

повышение культуры взаимодействий в подразделениях;

профилактика негативных социально-психологических явлений и процессов в подразделениях;

создание и поддержание необходимых товарищеских, профессиональных и деловых отношений в подразделениях.

К индивидуально-психологическим относят:

знание личностных особенностей каждого воина;

воспитание у военнослужащих таких качеств как, чувство личной ответственности и дисциплинированности, смелости и решительности; хладнокровия и разумной инициативы и т. д.

конкретная профессиональная, специальная и психологическая подготовка к каждому бою;

постоянное поддержание достигнутого уровня военно-профессиональной натренированности;

недопущение длительных перерывов в боевой деятельности;

планомерный ввод воинов-новичков в боевую деятельность с постепенным увеличением сложности боевых задач;

сохранение психического и физического здоровья путем использования методов психической саморегуляция и коррекция психических состояний.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *