ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими  войсковой части

 

ТЕМА:  «Информационная безопасность войск и защита личного состава от негативного информационного воздействия».

Воспитательные цели:

— воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

— формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

— поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои  служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

— формировать у военнослужащих готовность стойко переносить трудности военной службы по защите Отечества.

Вопросы:

  1. Роль информационно-психологических средств в вооруженной борьбе и обеспечении обороноспособности государства
  2. Защита войск от негативного информационно-психологического воздействия.

Дата:__________

Время: 2 часа

Место: клуб части

Метод проведения: лекция.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1

В утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. Доктрине информационной безопасности подчеркивается, что «национальная безопасность Рос­сийской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности «.

Одним из приоритетных на­правлений обеспечения информа­ционной безопасности войск все­гда являлось противодействие по­стоянным спутникам военных кампаний — психологическим опе­рациям.

Примерно 500 лет до нашей эры великий китайский полководец Сунь-Цзы в своем трактате о вой­не писал, что венцом военного искусства является покорение противника без сражения. В тру­дах греческого историка Геродота содержится упоминание об ус­пешном использовании Фемистоклом мер информационно-пси­хологического воздействия на войска Персии и их союзников. С этой целью на камнях делались надписи, призывающие ионийцев перейти на сторону Афин или умышленно сказаться «плохими» в бою. Своим умелым подходом Фемистоклу удалось не только за­воевать симпатии единокровных ионийцев, но и посеять неуверен­ность среди персов, которые по­сле этого любого из греческих со­юзников, не отличающихся безу­пречностью, считали тайным сто­ронником афинян.

Необходимо отметить, что ха­рактерной особенностью боль­шинства нашествий на нашу зем­лю являлось то, что осуществля­лись они под видом привнесения новых «прогрессивных» духовных ценностей, более «высокой куль­туры» и более «совершенного по­литического устройства». Пропа­гандистские кампании организо­вывались агрессором не только для самооправдания в глазах соб­ственного населения, но и с це­лью найти сочувствующих в рос­сийском обществе, политически и морально расчленить его, ослабив тем самым волю народа к сопро­тивлению.

В свою очередь подъему мас­сового отпора нашествиям все­гда предшествовала деятельность по духовному сплочению наро­да, т. е. то, что мы сегодня назы­ваем информационно-психологи­ческой защитой.

Показательна в этом плане эпо­ха Смуты на Руси в начале XVII века, когда под видом установле­ния конституционной монархии (договор 4 февраля 1610 г.) ту­шинская группировка бояр во главе с Михаилом Салтыковым пыталась посадить на российский престол польского королевича Владислава. Российский народ, испытавший на себе все «прелес­ти» иностранного правления, не поддался на эту уловку. В нема­лой степени этому способствова­ли призывные грамоты архиманд­рита Дионисия и келаря Авраамия, расходившиеся из Троицко­го монастыря. Являясь примером активного противодействия ино­странной духовной экспансии, они в решающей степени способ­ствовали пробуждению религиоз­ных и национальных сил нашего народа.

Напротив, в период Первой ми­ровой войны в российском обще­стве и вооруженных силах, к со­жалению, не нашлось сил, спо­собных противостоять немецкой пропаганде, направленной на подрыв морального духа россий­ских воинов. Негативное ее влия­ние усиливалось неэффективной политикой российского самодер­жавия, а также деятельностью революционных различных пар­тий и общественных движений, которые сознательно ослабляли систему государственной власти в России, формировали в обществе образ «непопулярной войны». Все это в значительной степени спо­собствовало поражению России, разложению ее армии и обвально­му крушению российской госу­дарственности.

В ходе Второй мировой войны руководство фашистской Герма­нии рассматривало пропаганду как один из решающих факторов успешного ведения войны. Все информационно-психологические мероприятия координировались министерством пропаганды Гер­мании, которое формировало со­ответствующее замыслам фашист­ского руководства общественное мнение внутри страны и за рубе­жом.

Для деморализации своих про­тивников нацистские средства информации и агентура изобра­жали немецкую военную машину непобедимой. Немцы умело ис­пользовали в своих целях слабые места в психологии жертв агрес­сии, и прежде всего то, что в Ев­ропе царил всеобщий страх перед войной и пацифистские настрое­ния. Немецкая пропаганда под­черкивала особую жестокость бу­дущей войны и умышленно пре­увеличивала мощь своих воору­женных сил, особенно люфтваффе. В то же время немцы подска­зывали своим противникам путь, как избежать войны, а именно — пойти на уступки немецким при­тязаниям. Таким образом они информационно-психологически го­товили оккупацию Австрии, Че­хословакии, а впоследствии и всей Европы.

Большое внимание психологи­ческим операциям уделялось и уделяется в США. Американские войска эффективно применяют пропаганду еще со времен войны за независимость. В ходе нее впервые были использованы лис­товки для решения тактических пропагандистских задач в борьбе против англичан.

С сороковых годов XX столетия мероприятия по пропаганде стали называться в США «психологиче­ской войной».

Показательным примером эф­фективности  информационно-психологического воздействия яв­ляется военный конфликт в зоне Персидского залива в 1990 — 1991 гг. Все средства информационно­го воздействия внушали идею о непобедимости многонациональ­ных сил и абсурдности сопротив­ления им. Подчеркивалось и то, что садамовский режим изоли­рован мировым сообществом, ко­торое не простит ему агрессии.

Результатом этого информаци­онно-психологического давления стало то, что к началу военных действий от 40 до 60 процентов личного состава иракской армии было деморализовано или психи­чески подавлено.

Интенсивные психологические операции осуществлялись для поддержки действий США и войск НАТО на Балканах. С по­мощью мощной пропагандист­ской кампании удалось предста­вить Югославию в глазах мирово­го сообщества как последний бас­тион коммунизма в Европе, обви­нить власти Белграда в геноциде косовских албанцев, добиться международной изоляции режима Милошевича.

В настоящее время в большин­стве развитых стран идет целена­правленное развитие системы ор­ганизационного информационно­го воздействия на сознание и пси­хику военнослужащих и граждан­ского населения противника, ко­торая рассматривается как один из ключевых элементов военной мощи. Информационное воздей­ствие стало относительно само­стоятельным видом оружия. Его применение, по западной терми­нологии, приобрело форму психо­логических операций.

По мнению иностранных спе­циалистов, под психологическими операциями понимается проводи­мая в мирное и военное время плановая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории, с тем чтобы влиять на них в благопри­ятном направлении для достиже­ния политических и военных на­циональных целей.

Пропаганда рассматривается как систематическое, целенаправлен­ное распространение посредством разнообразных средств связи и информации определенных идей с целью оказания влияния на мнения, чувства и отношение, по­ведение объекта пропаганды с це­лью достижения прямых или кос­венных выгод для страны, веду­щей пропаганду.

Психологические акции включа­ют использование средств массо­вой информации и вспомогатель­ную деятельность в мирное и во­енное время, преследующую цель подрыва престижа и влияния про­тивоборствующей стороны и ук­репления собственных позиций.

Вспомогательная деятельность может включать: демонстрацию силы, повышение степени боевой готовности или переброски войск, организацию различных форм гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, разра­ботку и реализацию специальных программ в области образования, культуры, экономики, междуна­родных отношений, военного строительства, применения войск и т. д.

Каждый из вышеперечисленных видов деятельности осуществляет­ся с целью соответствующего вли­яния на принятие решений поли­тических деятелей или население стран, выбранных в качестве объ­ектов.

Вышесказанное заставляет се­рьезно задуматься о системе ин­формационно-психологического обеспечения безопасности стра­ны, Вооруженных Сил, всего рос­сийского общества.

К сожалению, события послед­них лет демонстрируют ее недо­статочную эффективность. Ситу­ация усугубляется духовным кри­зисом, который переживает наше общество. «Разруха в головах», выражаясь языком М. А. Булга­кова, куда опаснее разрухи в эко­номике, ибо утрата националь­ных духовных ценностей ведет к вырождению народа и краху об­щества.

По мнению некоторых отечест­венных и зарубежных специалис­тов, в настоящее время против нашей страны предпринимаются действия, направленные на уг­лубление существующего кризи­са. Используются различные ка­налы, в том числе и российские средства массовой информации, они работают для слома воли на­ции, дискредитации нашего про­шлого и настоящего, понижения уровня консолидации общества при проведении конструктивных реформ.

Одним из основных объектов информационно-психологическо­го воздействия стали психика и сознание российских воинов. На­ши недоброжелатели пытаются противопоставить Российскую и советскую армию, стремясь рас­шатать веру нынешнего поколе­ния наших воинов в незыбле­мость героических традиций, за­родившихся в советский и более ранние периоды истории. Пред­принимаются попытки расколоть нашу армию по политическому спектру. Огромные усилия тратят­ся на то, чтобы переписать исто­рию Великой Отечественной вой­ны заново, осквернить память ее героев, изобразить нашу Родину в качестве несостоявшегося агрес­сора.

Активно используется деятель­ность различных общественных движений и партий, пытающихся представить службу в рядах Во­оруженных Сил в качестве абсо­лютного «зла», а людей в погонах «профессиональными убийцами», «дармоедами», противниками всех позитивных изменений в общест­ве.

Наиболее ярко это проявилось в период чеченского вооруженного конфликта 1994 — 1996 гг. Он на­глядно продемонстрировал воз­можности противника по исполь­зованию   антигосударственных сил в целях формирования опре­деленного общественного мнения в стране. И самое главное — низ­кую эффективность нашей систе­мы информационно-психологи­ческой защиты. Достаточно ска­зать, что за первый месяц актив­ных действий федеральных сил на Северном Кавказе официальная информация, исходящая из Ми­нистерства обороны, составила менее 5% всего объема сообще­ний, связанных с событиями в Чечне.

Несмотря на заметное повыше­ние эффективности системы ин­формационно-психологической защиты в ходе проведения ны­нешнего этапа контртеррористи­ческой операции, необходимо прилагать дальнейшие усилия по повышению профессионализма, технической оснащенности и опе­ративности в этой работе всех звеньев от Министерства обороны до воинской части, подразделе­ния.

2

В современных условиях ин­формационно-психологические операции проводятся не только в военное, но и в мирное время. Поэтому противодействие им должно осуществляться постоян­но. Оно должно стать одним из ключевых звеньев морально-пси­хологического обеспечения дея­тельности Вооруженных Сил Рос­сии.

Решение проблемы информа­ционно-психологической защиты — задача непростая, особенно если иметь в виду сложную социально-экономическую обстановку в стране и армии. Однако без при­нятия эффективных и решитель­ных контрмер по отношению к информационно-психологическо­му воздействию не обойтись, ина­че для Вооруженных Сил, для всей российской государственно­сти последствия могут быть весь­ма тяжелыми.

Под негативным информацион­но-психологическим воздействием следует понимать пропагандист­ские и психологические действия, ведущие:

— к размыванию чувства гордос­ти за свою страну, принадлеж­ность к ее Вооруженным Силам, подрыву убежденности военно­служащих в необходимости вы­полнять свой конституционный долг по защите своей Родины;

— к снижению морального ду­ха, созданию обстановки неуве­ренности и беспокойства лично­го состава относительно своего будущего, будущего Вооружен­ных Сил и государства, ослабле­нию воли к проведению конст­руктивных реформ, а в военное время к вооруженному сопро­тивлению;

— к расколу воинских коллекти­вов по политическим, религиоз­ным, этническим, служебным и другим мотивам, противопостав­лению рядового и офицерского состава;

— к снижению боеспособности, то есть понижению служебной активности, к дезертирству, си­муляции болезни, уклонению от выполнения приказов команди­ров, к измене, колебаниям и со­мнениям в надежности оружия, в непобедимости, подавлению во­ли, созданию искаженной карти­ны боевых действий, боевой об­становки и т. д.;

— к неверному восприятию во­еннослужащими существующих угроз национальной безопаснос­ти, истинных планов и намерений вероятного противника, созданию атмосферы благодушия.

Оперативное и постоянное пре­дупреждение вышеперечисленных действий, ослабление или ликви­дация последствий их влияния на военнослужащих и воинские кол­лективы являются защитой от не­гативного информационно-пси­хологического воздействия.

Фундаментом, на котором возможно создание системы ин­формационно-психологического противодействия, должны стать высокие духовные качества рос­сийских военнослужащих. Такие понятия,  как «патриотизм», «Отечество», «долг», «честь», ни­когда не должны ставиться под сомнение в угоду политической конъюнктуре.

Важной составляющей защиты от негативного информационно-психологического воздействия яв­ляется формирование историческо­го самосознания военнослужащих. Ибо значительно проще манипу­лировать сознанием тех людей, которые не знают своих истори­ческих корней. Главной задачей информационной работы должно стать разъяснение подчиненным коренных вопросов любого обще­ства: «Откуда мы пришли?», «Кто мы такие?», «Куда мы идем?» Лишь тогда у военнослужащих появятся смысл и воля к преодо­лению сегодняшних трудностей, если они будут твердо уверены в том, что Россия, российский на­род — это не только 145 миллио­нов людей, живущих в данное время. Но и миллионы наших предков, оставивших в наследство великую страну. И миллионы по­томков, которым предстоит пре­умножить это наследство в гряду­щие века.

Обязательным звеном защиты от негативного информационно-психологического воздействия должно явиться парирование ак­ций, направленных на снижение престижа ратного труда, авторите­та службы в рядах Вооруженных Сил России, а также показ несо­стоятельности пацифизма в со­временных условиях.

При той разноголосице в опре­делении духовных приоритетов, которая царит в нашем обществе, необходимо шире опираться на опыт военной истории, которая является самым беспристрастным судьей. Она неумолимо свиде­тельствует о том, что лишь следы развалин являются напоминанием нам о тех обществах и цивилиза­циях, где граждане начинали с пренебрежением относиться к во­инскому долгу. Известный воен­ный теоретик Г. Жомини в нача­ле XIX века в этой связи говорил: «Горе тем странам, в которых рос­кошь откупщика и кошелек бир­жевого дельца будут предпочи­таться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество».

Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый военнослужащий понимал, что не благодаря миро­любию наших соседей сумела Россия сохранить свою государст­венность, а благодаря мощным вооруженным силам, готовности многих поколений россиян слу­жить Отечеству, а если потребует­ся, и умереть за него, что именно в служении Отечеству, а не укло­нении от него формировался ко­декс чести российского общества. «В службе честь» — вот наиглав­нейший завет Петра I, дошедший до нас через огненные века воен­ной истории России.

Идея патриотизма, высокое ис­торическое самосознание, гор­дость за свою военную профес­сию, за принадлежность к Воору­женным Силам России служат предпосылкой формирования не­восприимчивости к разрушитель­ным информационно-психологи­ческим воздействиям и должны являться основой, на которой строится вся система защиты от такого воздействия. Организация этого противодействия должна отвечать определенным принци­пам. Основными из них являют­ся:

активность, которая достига­ется определенностью идейных позиций (отстаиванием интересов своей страны, своего народа. Во­оруженных Сил) и организацией упреждающего воздействия;

актуальность — предусматри­вает информационную работу, проводимую вокруг проблем, зна­чимых сегодня, наиболее сущест­венных на данном этапе вопросов жизни, службы, ведения боевых действий и операций;

динамичность — предполагает оперативное реагирование на из­менение условий, событий и об­становки;

доходчивость — обеспечивается использованием простых и до­ступных  аргументов, доказа­тельств и оценок;

эмоциональность — подразуме­вает проведение эмоционально-насыщенных мероприятий, ис­пользование материалов, воздей­ствующих не только на сознание, но и на чувства военнослужащих.

Эффективность противодейст­вия негативному информацион­но-психологическому воздейст­вию будет выше, если оно носит системный, комплексный харак­тер и строится с учетом всех су­ществующих аспектов.

Основным содержанием защиты войск от негативного информаци­онно-психологического воздействия являются:

разъяснение военнослужащим сущности, целей, задач, тематики, форм, методов, приемов и техни­ки проведения информационно-психологических операций, их направленности, истинных наме­рений и интересов с целью фор­мирования установок по их кри­тическому восприятию;

— прогнозирование возможных информационно-психологических действий противника с целью уп­реждения воздействий и тем са­мым снижение их эффективности или нейтрализации (источник ин­формации, первым сообщивший о событии, будет затем более предпочтительным для аудито­рии, чем другие);

— систематический анализ кол­лективного и общественного мне­ний военнослужащих частей и со­единений своих войск по поводу негативного информационного воздействия;

— изучение морально-психоло­гической обстановки (социально-политической, национально-эт­нической, криминогенной и т. д.) в стране, в стратегических райо­нах, на оперативных направлени­ях, в районах операций, боевых действий, районах дислокации войск. Недопущение, согласно статье 24 Закона РФ «Об оборо­не», деятельности в Вооруженных Силах политических партий и об­щественных объединений, пре­следующих политические цели, и ведения любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной;

— оценка степени уязвимости (подверженности) своих войск пропаганде и психологическим действиям противника. С этой целью необходимо отслеживать реальные трудности, противоре­чия, конфликтные ситуации, т. е. все то, что может послужить пита­тельной средой для конкретных информационно-психологических акций. Своевременное информи­рование личного состава о тех или иных трудностях складывающейся обстановки, объяснение причин и принимаемых мер. Это позволит упредить противника и тем самым снизить эффективность проводи­мых им психологических опера­ций.

Мероприятия по защите от не­гативного информационно-психологического воздействия будут иметь успех лишь тогда, когда будут опираться на высокий профессионализм исполнителей. Сегодня уже невозможно обой­тись без специалистов, которые могли бы на высоком професси­ональном уровне отслеживать, анализировать и доводить ин­формацию до военнослужащих с учетом государственных интере­сов России. Эта структура ин­формационного   обеспечения войск должна быть гибкой, мо­бильной, хорошо оснащенной, пронизывающей все Вооружен­ные Силы до частей и подразде­лений. Ее отсутствие или низкая компетентность могут привести к утрате информационного кон­троля над Вооруженными Сила­ми, резкому снижению мораль­но-психологического состояния личного состава.

Однако защитой от информа­ционно-психологического воз­действия должны заниматься не только специально предназна­ченные для этого органы, но и все офицеры и прапорщики. В современных условиях, когда страна и Вооруженные Силы Российской Федерации пережи­вают трудные времена, все мы должны уметь отстаивать и про­пагандировать ценности, инте­ресы, традиции Российского го­сударства и его армии. Для этого у нас немалые возможности: за­нятия в системе общественно-государственной подготовки, информирование, часы воспита­тельной работы, военная печать и телевидение, а также различ­ные формы индивидуально-вос­питательной работы, которая яв­ляется самым эффективным средством воздействия на чело­века.

Таким образом, защита от нега­тивного информационно-психологи­ческого воздействия войск являет­ся важным фактором обеспечения их высокой боеспособности. В осно­ву такой работы следует поло­жить формирование у подчиненных чувства любви к своей Родине, гор­дости за принадлежность к Воору­женным Силам России, ответст­венности за судьбу нашего общего Отечества.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)