МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по общественно-государственной подготовке.

 

«ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ УСПЕШНОГО НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ»

 

( методическое пособие в помощь руководителям групп ОГП)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г.

ВОПРОСЫ:

  1. Роль информационного обеспечения в современных условиях.
  2. Цели и содержание информационно-воспитательной работы в ВС РФ.
  3. Основные формы и некоторые особенности информационно-воспитательной работы.
  4. Информационно-воспитательная работа в карауле.

 

Сегодня информация приобрета­ет все более важную роль во всех сферах деятельности современно­го общества. Телевидение, радио, печать как самые распространен­ные источники информации давно уже стали важнейшим средством борьбы за умы и души людей. Го­сударства, коллективы и отдель­ные люди при достижении своих целей добиваются больших успехов в том случае, если им удалось эф­фективно и полно использовать информационный фактор.

 

1

 

Быстроразвивающиеся компь­ютерные технологии, телефонная связь, телевидение и другие фор­мы телекоммуникаций позволя­ют сегодня проникать в инфор­мационное пространство любой страны. Первыми это поняли США, играющие в настоящее время доминирующую роль в ис­пользовании информационных технологий. Опираясь на свое лидерство в этой области, Соеди­ненные Штаты приступили к ре­ализации так называемой кон­цепции «мягкой силы». Она под­разумевает способность дости­гать желаемых результатов в международных делах не посред­ством традиционного принужде­ния, а путем формирования в об­щественном сознании заранее определенных установок. Так, в США накоплен огромный опыт воздействия (манипулирования) через средства массовой инфор­мации на индивидуальное пове­дение, массовое сознание раз­личных социальных групп и их ориентации в выгодном для себя направлении. В то же время Сое­диненные Штаты стремятся обе­зопасить себя от информацион­ного влияния других стран. В «Стратегии национальной без­опасности США для нового сто­летия» среди важнейших при­оритетов национальной обороны и военной политики в XXI веке вопросы информационной без­опасности занимают одно из ве­дущих мест, опережая такие на­правления, как «космос», «про­тиворакетная оборона», «присут­ствие за границей и влияние американской мощи».

В последнее время в нашу жизнь прочно вошло понятие «информационная война». Инфор­мация в этом случае выступает в роли оружия. Его опасность за­ключается в том, что оно может применяться как в военное, так и в мирное время, причем доста­точно скрытно. Результаты его воздействия могут быть весьма разрушительными. Военные спе­циалисты серьезно изучают опыт информационной войны, а также активно и достаточно эффектив­но применяют его в военных операциях.

Так, важной составляющей действий НАТО против Югославии была информационно-пси­хологическая война. Она была направлена на дестабилизацию внутриполитического положения Югославии, подрыв ее экономи­ческого и политического потен­циалов, деморализацию населе­ния и военнослужащих, создание внутри страны оппозиционных правящему режиму общественно-политических организаций, дез­информацию.

Ставка на информационное противоборство как важное сред­ство защиты национальных ин­тересов, как способ достижения внешнеполитических целей и за­дач военного характера делается и во многих других странах мира.

Таким образом, постоянно присутствует вероятность инфор­мационной экспансии и по от­ношению к нашей стране. Угро­зы национальной безопасности Российской Федерации в между­народной сфере проявляются, как отмечено в Концепции нацио­нальной безопасности РФ, через попытки других государств про­тиводействовать укреплению России как одного из влиятель­ных центров формирующегося многополярного мира. Надо при­знать, что уже имеет место целе­направленное сознательное вме­шательство иностранных госу­дарств и международных органи­заций во внутреннюю жизнь на­шей страны.

Поэтому в  Военной доктрине Российской Федерации среди основных угроз военной безопасности страны называется и «…ведение враждебных по от­ношению к Российской Федера­ции и ее союзникам информаци­онных (информационно-техни­ческих, информационно-психо­логических и т. д.) действий».

В Концепции национальной безопасности Российской Феде­рации национальные интересы России в информационной сфе­ре выделены в отдельное направ­ление и включают в себя такие вопросы, как защита националь­ных духовных ценностей, пропа­ганда национального культурно­го наследия, норм морали и об­щественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной инфор­мации и др. От качества решения этих вопросов самым непосред­ственным образом зависит ста­бильность нашего общества, на­стоящее и будущее Российской Федерации.

Качество информационного обеспечения Российской армии и флота зависит от многих фак­торов. Среди них — наличие структур, позволяющих системно и последовательно проводить ин­формационную работу; подготов­ка высококвалифицированных кадров, глубоко понимающих го­сударственную идеологию и по­литику в области военной без­опасности страны, укрепления ее обороноспособности, владеющих информационными методиками и технологиями; соответствую­щая материальная и учебно-ме­тодическая база информацион­ной работы.

Информационное обеспечение жизнедеятельности армии и фло­та — понятие довольно широкое, включающее в себя разноплановую работу, связанную со сбо­ром, анализом, распространени­ем информации, воспитанием личного состава, организацией работы военных средств массо­вой информации и взаимодейст­вие с гражданскими СМИ, изу­чением и развитием информаци­онных технологий, обеспечением информационной безопасности и т.д. Оно охватывает практически все стороны жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ. Важным аспектом информационного обеспечения в армии и на флоте является обучение и воспитание военнослужащих в частях и на кораблях, формирование высо­ких боевых и моральных качеств личного состава. Речь идет об информационно-воспитательной работе — одном из наиболее распространенных видов дея­тельности командиров и началь­ников всех степеней.

 

2

 

Информационно-воспитатель­ная работа всегда являлась од­ним из наиболее существенных направлений в подготовке войск, так как именно она во многом определяла и определяет боевой дух соединений и частей. В раз­ное время она по-разному назы­валась, а то и совсем не имела определенного названия, но без нее не мог обойтись ни один во­еначальник, который заботился об уровне морально-психологи­ческого состояния своих солдат и офицеров. Важным условием боеспособности вооруженных сил многие правители и полко­водцы считали усвоение каждым воином целей и задач, стоящих перед государством и его вой­ском.

Следует подчеркнуть, что од­ним из древнейших элементов военного искусства является так­же информационное воздействие на противника. Известно дошед­шее до нас изречение китайского философа и полководца Сунь Цзы, жившего более 2 тысяч лет назад: «Сражаться и побеждать во всех ваших битвах — это еще не мастерство: высшее мастерст­во состоит в том, чтобы сломить сопротивление врага без боя».

В Российской армии информа­ционной работе всегда придава­лось серьезное значение. Об этом свидетельствуют и приказ Петра I перед Полтавской бит­вой, нацеленный на укрепление морального духа войск, и инст­рукция ротным командирам гра­фа С.Р. Воронцова (1774), требующая от офицеров ежедневной кропотливой работы с каждым солдатом, и опыт многих рос­сийских военачальников и фло­товодцев.

Ярким примером понимания важности информационной ра­боты в воинском воспитании яв­ляется деятельность великого русского полководца А. В. Суво­рова, Умение организовать эф­фективную информационно-вос­питательную работу являлось со­ставной частью его полководче­ского таланта. Знаменитое суво­ровское изречение «Каждый сол­дат должен понимать свой ма­невр» означает не только необхо­димость механического усвоения приемов ведения боя, твердого знания своей задачи в конкрет­ном бою. В нем заключена и мысль о важности глубокого осознания каждым воином свое­го священного долга по защите интересов Отечества, ясного по­нимания своей роли в решении общего дела, в достижении побе­ды над врагом.

Отсутствие необходимого вни­мания к информационной работе пагубно сказывалось не только на состоянии армии, но и в ко­нечном счете негативно влияло на развитие общесоциальных процессов в стране. Наиболее наглядно все это демонстрирует период первой мировой войны, когда пассивность генералов и офицеров русской царской ар­мии в информационно-воспита­тельной работе на фоне интен­сивной пропагандистской дея­тельности ее противников приве­ла к разложению армии, сверже­нию политического режима.

Напротив, планомерная и на­стойчивая информационно-вос­питательная работа советского руководства и командования Красной Армии в годы Великой Отечественной войны не позво­лила хорошо отлаженной и весь­ма профессиональной пропаган­дистской машине фашистской Германии деморализовать наших солдат. Советские солдаты и офицеры, весь советский народ свято верил в правоту ценностей, которые защищал, неизбежность своей победы над коварным и сильным врагом.

В настоящее время информа­ционная работа становится все более мощным фактором обеспе­чения боевой готовности войск, повышения морально-психоло­гической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужа­щих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукосни­тельного следования лучшим традициям Российской армии и флота.

Под информационно-воспита­тельной работой понимается це­ленаправленное комплексное ис­пользование методов и средств информационного воздействия на личный состав в целях успеш­ного решения задач, стоящих пе­ред Вооруженными Силами Рос­сийской Федерации, деятель­ность, направленная на обеспе­чение высокого морально-психо­логического состояния личного состава армии и флота.

Основными целями такой рабо­ты в Вооруженных Силах явля­ются: развитие духовной состав­ляющей боевого потенциала ар­мии и флота, ее реализация в интересах укрепления обороно­способности страны; формирова­ние развитой личности защитни­ка Отечества; обеспечение осоз­нанного и добросовестного вы­полнения военнослужащими своего воинского долга.

Задачи информационно-воспита­тельной работы заключаются:

в укреплении убежденности во­инов в необходимости и важно­сти вооруженной защиты Отече­ства, в формировании у каждого военнослужащего чувства ответ­ственности за судьбу страны, ее армии и флота, верности воен­ной присяге и воинскому долгу;

в повышении боевой готовно­сти соединений и частей (кораб­лей), укреплении воинской дис­циплины и правопорядка инфор­мационными средствами;

в формировании у военнослу­жащих и гражданского персонала армии и флота личной ответст­венности за выполнение постав­ленных задач;

в воспитании военнослужащих на героических традициях Отече­ства и его Вооруженных Сил;

во всестороннем и своевремен­ном информировании личного состава;

в военно-патриотическом вос­питании населения страны во вза­имодействии с органами государ­ственной власти, местного само­управления, общественными орга­низациями и средствами массовой информации государственно-пат­риотической ориентации.

Проведение информационно-воспитательной работы предпо­лагает наличие необходимых компонентов: идейно-теоретиче­ского (содержательного), органи­зационно-практического и мате­риально-технического.

Идейно-теоретический включа­ет совокупность национальных духовных ценностей, государст­венной идеологии, нравственных и правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Фе­дерации, федеральных законах, Концепции национальной без­опасности, приказах и директи­вах министра обороны и других правовых документах.

Организационно-практический представляет собой стройную структуру органов военного уп­равления, воспитательной рабо­ты, военных учреждений культу­ры и искусства, а также руково­дящие документы, регламентиру­ющие их деятельность, учебно-методические требования и реко­мендации, нашедшие отражение в научно-теоретических разра­ботках, которые являются осно­вой информационно-воспита­тельной работы.

Основная нагрузка в организа­ции этой работы ложится на ор­ганы воспитательной работы, ин­формационные структуры армии и флота, в ее проведении также принимают участие все команди­ры (начальники). Ключевая роль принадлежит офицерскому кор­пусу Вооруженных Сил РФ.

Документами, определяющими организацию и проведение ин­формационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах, являются: Устав внутренней службы ВС РФ, приказы мини­стра обороны РФ № 250 1993 г. «Об организации общественно-государственной подготовки лич­ного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» и № 235 1995 г. «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации», Концепция военно-патриотического воспи­тания молодежи, Концепция воспитания личного состава Воо­руженных Сил Российской Фе­дерации, указания и методиче­ские рекомендации начальника Главного управления воспита­тельной работы Вооруженных Сил РФ, а также «Методика ор­ганизации общественно-государ­ственной подготовки в полку (на корабле)», «Методика организа­ции информационно-воспита­тельной работы в полку (на ко­рабле)».

Материально-технический ком­понент включает технические средства воспитания, учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий, учебно-методиче­скую литературу, периодические печатные издания.

Несомненно, основная нагруз­ка в информационно-воспита­тельной работе непосредственно в подразделении ложится на офицеров и прапорщиков (мич­манов) ротного и батальонного звена. Поэтому им необходимо глубоко осознавать цели и задачи этой работы, владеть различны­ми ее основными формами, по­стоянно самосовершенствоваться в этом направлении.

 

3

 

Основными формами информа­ционно-воспитательной работы являются: общественно-государ­ственная подготовка; информи­рование военнослужащих; работа по организации культурного до­суга, использование средств мас­совой информации и стенной печати в воспитательных и учеб­ных целях.

Ключевую роль в информаци­онно-воспитательной работе иг­рает общественно-государствен­ная подготовка (ОГП). Она имеет четкую структуру, обладает со­держательной глубиной и боль­шими возможностями по воздей­ствию на сознание личного со­става.

Другой действенной формой информационного обеспечения задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, является информирование личного состава.

Это — оперативная форма, по­зволяющая своевременно разъяс­нить проводимые государствен­ными органами мероприятия по военному строительству, укреп­лению обороноспособности стра­ны, обеспечению безопасности российского общества и др.; приказы и директивы министра обороны, командиров и началь­ников; факты успешного выпол­нения задач, стоящих перед ар­мией и флотом, конкретными соединениями и частями.

Оно планируется, как правило, на ближайшую неделю или ме­сяц. При этом определение тем осуществляется таким образом, чтобы они отвечали информаци­онным потребностям воинов, от­ражали важнейшие события в жизни части (корабля), в стране и за рубежом, отличались воспи­тательной направленностью.

Большое значение имеет про­ведение единых дней информиро­вания. Грамотная и творческая их организация позволяет не только осветить отдельные проблемы те­кущей жизни государства и Воо­руженных Сил Российской Фе­дерации, но и обеспечивает об­ратную связь. Опытный коман­дир получает возможность изу­чать настроение подчиненного личного состава, его отношение к конкретным событиям, фактам жизнедеятельности общества, ар­мии и флота, части и подразде­ления.

Важным компонентом инфор­мационно-воспитательной рабо­ты в армии и на флоте является использование средств массовой информации. В частности, в соот­ветствии с распорядком дня еже­дневно организуются прослуши­вание и просмотр программ Российского радио и телевидения. В подразделения доставляются га­зеты и журналы. Наиболее опыт­ные офицеры, прапорщики и мичманы стараются активно ис­пользовать возможности средств массовой информации в своей повседневной воспитательной работе.

Немаловажную роль в жизни воинского коллектива способна играть стенная печать. Различ­ные формы ее использования позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения воинов к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувст­ва подчиненных в интересах по­вышения боеготовности подраз­делений, укрепления правопо­рядка и воинской дисциплины.

Наряду с названными формами для информационного обеспече­ния, способствующего повыше­нию боевой готовности соедине­ний и частей, укреплению воин­ской дисциплины и правопоряд­ка, в воинских коллективах сле­дует использовать культурно-досуговую работу с личным соста­вом. Она может осуществляться в виде тематических вечеров,устных журналов, викторин, худо­жественной самодеятельности и др.

Кроме перечисленных форм информационно-воспитательной работы, направленной на реше­ние задач боевой подготовки и боевого дежурства, следует ис­пользовать и другие способы ин­формационного воздействия на личный состав. Так, большое воздействие на личный состав оказывает художественное офор­мление мест дислокации, быто­вых и учебных помещений под­разделений и частей. Кроме того, информационно — воспитательная работа проводится в ходе заня­тий по боевой подготовке и ин­дивидуального воспитания.

Одним из важных направлений в информационно-воспитатель­ной работе является также про­филактика последствий воздей­ствия негативной, неконструк­тивной по отношению к армии и флоту информации. Самым дей­ственным средством в подобной профилактике является своевре­менное, систематическое и объ­ективное информирование лич­ного состава части (корабля) по проблемам международной жиз­ни, развития российского обще­ства, совершенствования Воору­женных Сил Российской Феде­рации. Чем информация убеди­тельнее, тем меньше поводов для появления различных домыслов.

Для достижения большего эф­фекта в информационном обес­печении военного строительства не стоит замыкаться в рамках подразделения, части (корабля). Успех решения проблем, сто­ящих перед Вооруженными Си­лами Российской Федерации, во многом зависит от отношения к ним всего общества. Поэтому не­обходима активная работа с мес­тным населением, на подшеф­ных предприятиях, в организаци­ях и учреждениях.

 

4

 

Несение караульной службы, является сильнодействующим стрессорным фактором, так как является единственной боевой задачей, выполняемой в мирное время. Поэтому, для поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава караула необходимо проводить с ним ряд воспитательных мероприятий.

Всю информационно-воспитательную работу по обеспечению караула можно разделить на три этапа: перед заступлением в караул, в карауле и по окончании несения службы в карауле.

Накануне заступления в караул заместитель командира батареи по воспитательной работе проводит психологическую подготовку к несению караульной службы, назначает и инструктирует агитатора и редактора боевого листка, проводит индивидуальные беседы с рядовыми, впервые заступающими в караул, совместно с командиром батареи проводит беседы на темы: «О подвигах часовых в годы Великой Отечественной Войны и в дни мирной учебы», «Служи по уставу – завоюешь честь и славу»

В день заступления личному составу караула демонстрируется фильм о действиях часового в экстремальных ситуациях, проверяется готовность актива к ведению работы в карауле.

Непосредственно в карауле начальник караула проводит индивидуальные беседы с караульными по разъяснению им общих и основных обязанностей часового. Агитатор организует читку газет и прослушивание по радио последних известий. Помощник начальника караула зачитывает и разъясняет рядовым общие обязанности часового на каждом конкретном посту. После каждой смены начальник караула или его помощник доводит до личного состава караула новые данные о состоянии обстановки в карауле. Поэтому необходимо, чтобы караульное помещение было оборудовано исправными техническими средствами воспитания, необходимо обеспечить своевременную доставку в караул газет и журналов.

По возвращении личного состава караула в казарму подводятся итоги несения караульной службы:

— поставить в пример отличившихся;

— указать недостатки и вскрыть причины;

 

 

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)