Искусство побеждать-взятие русскими войсками под командованием Суворова (к Дню взятия Измаила 24 января 1790 года)

ПЛАН-КОНСПЕКТ

По общественно-государственной подготовке с рядовым составом

ТЕМА:  «Искусство побеждать-взятие русскими войсками под командованием А.В» (к Дню взятия Измаила 24 января 1790 года).

Дата проведения:

Время: 2 часа

Место проведения: комната досуга.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов (1730 – 1800 гг.) за 55 лет военной деятельности прошел все ступени армейской службы от рядового до генералиссимуса. В двух войнах против Османской империи Суворов был окончательно признан «первым мечом России». Именно он взял штурмом неприступную крепость Измаил, разгромил турок при Рымнике, Фокшанах, Кинбурне и т. д. Итальянский поход 1799 г. и победы над французами, бессмертный переход через Альпы был венцом его полководческого искусства.

Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в дворянской семье в Москве. Отец его, Василий Иванович Суворов, начал военную службу ординарцем Петра I и закончил главным интендантом русских вооруженных сил, сенатором и генерал-майором. Будущий полководец воспитывался в духе живых и ярких воспоминаний о Петре I, о долгой и напряженной войне России со шведским королем, в которой русская армия одержала многочисленные победы. У Суворова рано появился интерес к военному делу. С детских лет Александр увлекался чтением книг по военной истории и военному искусству, изучал под руководством отца артиллерию.

Александр Васильевич был одним из самых образованных военных деятелей XVIII века: он хорошо знал философию, математику, историю, фортификацию, владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким языками, немного арабским, персидским и финским, внимательно следил за ходом военных и политических событий в Западной Европе.

Полководческий талант Суворова формировался в войне с польскими конфедератами 1768-1772 гг., русско-турецкой войне 1768-1774 гг.. В ходе этих войн Александр Васильевич в тесном сотрудничестве с Румянцевым разработал теорию и практику наступательного боя, использования в бою огня и штыка, колонны и рассыпного строя.

Боевой опыт первых двух лет войны с польскими конфедератами показал что, чрезмерная осторожность и медлительность действий часто приводили к неудаче при самых благоприятных условиях. И Суворов требовал от своих подчиненных умение сочетать осторожность и предусмотрительность с решительностью и отвагой.

Регулярная армия, считал Суворов, способна превзойти партизанские отряды в подвижности только путем смены подразделения, утомленного преследованием, свежим подразделением. Полководец обязывал подчиненных применять именно такую систему преследования противника. Однако широкого применения она тогда не получила из-за несовершенства средств связи и неточности карт.

Суворов советовал офицерам избегать ношения яркой одежды, делавшей их заметными на местности и среди войск. Но тогда из этого не было сделано надлежащего вывода (защитное обмундирование было введено более чем через 100 лет).

Победы Суворова оказали большое влияние на развитие военного искусства не только в России, но и в других странах. Быстрота маршей, решительность действий, широкая инициатива, предоставляемая подчиненным, частые штыковые атаки в сомкнутых боевых порядках, роль в них прицельного огня егерей, неотступное преследование разбитого противника – все это важные элементы нового военного искусства, получившие развитие на Западе только много лет спустя.

Александр Васильевич всегда был верен принципу: врага не сбивать, а уничтожать, лишая его, таким образом, возможности вновь выступить в боевое соприкосновение с русскими войсками. Но во всех ситуациях русский полководец требовал проявления милосердия к пленным и раненым, указывал: «Весьма щадить жен, детей и обывателей, хотя бы то и турки были, но невооруженные».

Суворов обучал войска быстрому построению различных форм боевого порядка, выделению и использованию резервов, а также действию в колоннах не только при штурме крепостей и при атаке земляных укреплений, но и в полевом бою.

Деятельность Суворова во время командования войсками в Крыму и на Кубани в 1778-1779 гг. и 1782-1784 гг. ярко показывает, как шаг за шагом вырабатывался суворовский стиль управления войсками. В его основе – тщательное и всестороннее изучение обстановки, учет индивидуальных качеств подчиненных. Находясь в Крыму, Александр Васильевич следил за обстановкой на Кубани и крепко держал в своих руках управление войсками корпуса. Вместе с тем он старался не сковывать инициативу подчиненных, особенно тех, которые проявляли способность разбираться в обстановке и самостоятельно принимать правильные решения.

До приезда Суворова на юг в частях наблюдалось массовое заболевание солдат, было немало и смертных случаев. Плохое санитарное состояние войск оказывало негативное влияние на их боевую подготовку и моральный дух. Причиной болезней служили также использование испорченных продуктов, скученное расквартирование войск в сырых, темных и непроветриваемых казармах, непосильная работа солдат под палящим солнцем.

Суворов суме принять незамедлительные меры для улучшения медицинского обслуживания войск. Он приказал подготовить из грамотных солдат ротных лекарей, которые могли бы оказывать заболевшим первую помощь. По его указанию был ликвидирован ряд госпиталей, расположенных в плохих помещениях и на неудачно выбранных местах.

Суворов организовал ремонт старых крепостей и укреплений, составил проекты для постройки новых. Решая большие стратегические задачи, он не забывал о таких, казалось бы, мелких вопросах, как ремонт полевой артиллерии, материальной части обозов, складских помещений.

Принятые меры по обороне Крыма оказались настолько эффективными, что турецкое командование, не найдя слабых мест в обороне побережья, не рискнуло высадить десант, и турецкий флот вынужден был уйти от Крымских берегов.

В апреле 1784 году Суворову было предложено сдать командование войсками в Крыму и на Кубани и выехать в Москву, где он был назначен командиром Владимирской, а с 1885 года – командиром Санкт-Петербургской дивизии, расквартированной в столице и ее окрестностях.

С вступлением на русский престол Павла I началась безжалостная ломка сложившейся веками русской национальной военной системы. Суворов возмущался тем, что Павел I начал насаждать в русской армии прусскую военную систему. Для осуществления своих планов Павел рассчитывал привлечь популярного фельдмаршала. Однако полководец решительно отклонил все подобные предложения. Суворов не мог разрушать своими руками то, чему отдал более пятидесяти лет своей жизни, все свои знания, опыт и энергию. Он смело встал на защиту русского военного искусства, доказавшего в суровых боевых столкновениях свое превосходство над западноевропейским, в том числе и прусским.

Полководческая деятельность А.В. Суворова оставила глубокий след в истории русской армии. Последователь Петра I и ученик П.А. Румянцева, Александр Васильевич воспитал плеяду замечательных полководцев и военноначальников. Среди них наиболее выдающимися были М.И. Кутузов и П.И. Багратион. На идеях Суворова были воспитаны Д.А. Милютин, М.И. Драгомиров, А.А. Брусилов и другие известные военные деятели.

Известные пламенные слова русского полководца: «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя мое в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию».

Они звучат как напутствие потомкам, тем, кто ныне стоит на страже Родины, продолжая дело своих отцов и предков, продолжая великое дело великого Суворова.

Штурм Измаила

Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 гг. имело взятие Измаила — цитадели турецкого владычества на Дунае. Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями фортификации. С юга ее защищал Дунай, имеющий здесь ширину в полкилометра. Вокруг крепостных стен был вырыт ров шириной 12 м. и глубиной 6 — 10 м., в некоторых его местах стояла вода глубиной до 2 м. Внутри города имелось множество каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 тыс. человек и 265 орудий.

В ноябре 1790 г. русские войска начали осаду Измаила. Две попытки взять крепость окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Г.А. Потемкин поручил взятие неприступной крепости А.В. Суворову. Началась усиленная подготовка к штурму.

Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости, на что последовал ответ: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил». 24 декабря 1790 г. русские войска девятью колоннами с разных сторон двинулись на штурм крепости. Речная флотилия подошла к берегу и под прикрытием огня артиллерии высадила десант. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили успех боя, продолжавшегося 9 часов. Турки оборонялись упорно, но Измаил был взят. Неприятель потерял 26 тыс. убитыми и 9 тыс. пленными. Было захвачено 265 орудий, 42 судна, 345 знамен. Суворов указал в рапорте потери русской армии в 1.815 человек убитыми и 2.455 ранеными.

Примечательно – Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. Случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. Екатерина II повелела выбить медаль в честь А.В. Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость», для награждения за подвиги, совершенные при штурме Измаила.

В историю России Суворов вошел как полководец-новатор, который внес огромный вклад в развитие военного искусства, разработал и осуществил совершенно новые способы и формы боевых действий. Суворовская стратегия и тактика были им изложены в «Науке побеждать». Сущность тактики Суворова – три воинских искусства: глазомер, быстрота, натиск.

За свою жизнь легендарный полководец провел 63 сражения, и все они были победными. Его имя стало синонимом победы, военного мастерства, героизма и патриотизма. Суворовское наследие и ныне используется в обучении и воспитании войск.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *