Ислам в России: история и современность

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с ГПЗ войсковой части

 

ТЕМА: «Ислам в России: история и современность».

 

Дата проведения:__________

 

Место проведения: клуб.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Наблюдая за политической деятельностью некоторых экстремистских исламских движений, за тем как ваххабиты в Дагестане грабили дома мусульман, сжигали мечети, начинаешь понимать, что все они имеют такое же отношение к религии, как и те немецкие «псы-рыцари”, которые были разгромлены святым князем Александром Невским на Чудском озере в XIII веке.

Не случайно говорят, что история повторяется либо в виде трагедии, либо в виде фарса. Именно фарс напоминают попытки новоявленных «рыцарей веры” преподнести банальный бандитизм в качестве борьбы за чистоту ислама. Прикрываясь исламскими лозунгами, они пытаются реализовать геополитические амбиции своих заграничных хозяев, а попутно за свою холуйскую преданность получить и себе некие политические и экономические дивиденты. Последние события со всей очевидностью подтвердили, что у подавляющего большинства мусульманских фундаменталистских движений, действующих на территории России, вовсе не исламские корни. За их спинами скрываются политические силы, которые не имеют никакого отношения к исламу — одной из основных мировых религий, внесшей огромный вклад в развитие человеческой цивилизации и тем самым, по праву, пользующейся заслуженным авторитетом среди людей различных вероисповеданий.

Ислам (по-арабски — покорность) возник в VII веке н.э. в Аравии. Согласно преданию, Мухаммед впервые выступил с проповедью новой религии в своем родном городе Мекке в 610 г.

Став третьей, самой молодой из молодых религий после буддизма и христианства, ислам сразу заявил о себе как политическая и военная сила. Он оказал огромное преобразовательное воздействие на арабские племена, которые, объединенные исламом, основали свою громадную империю.

На территорию России, а именно в Дагестан, ислам был принесен в результате арабской экспансии во второй половине VII века. Однако первоначально он не получил здесь широкого распространения, так как горцы не хотели принимать силой навязываемую им веру. Процесс утверждения ислама в Дагестане активизируется в результате миссионерской деятельности арабских проповедников и охватывает довольно длительный период с X по XVIII век.

В Булгарии (современная татария) часть населения исповедовала ислам в конце IX — начале X вв. В Башкирию он начал проникать в X — XII вв., а уже ко второй половине XIV века мусульманская религия была уже довольно прочно усвоена феодальной знатью.

На территории нынешней Кабардино-Балкарии ислам распространился в XIV веке. Известно, что в XIV веке кабардинские и адыгейские князья присягали русскому князю «по своей вере и мусульманскому закону”.

В XVI — XIX вв. ислам утверждается в различных чеченских и ингушских обществах.

В настоящее время основными регионами распространения ислама на территории Российской Федерации являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, крупные города — Москва, Санкт-Петербург и ряд других.

В стране функционирует около 30 духовных управлений мусульман, созданных по национально-территориальному принципу. Среди них: Духовное управление мусульман европейской части СНГ и Сибири (ДУМЕС), Духовное управление мусульман Центрально-Европейской части России (входит в состав ДУМЕС), Духовное управление мусульман республики Башкортостан, духовное управление Республики Татарстан, Духовное управление мусульман Дагестана. Кроме того, в каждой республике Северного Кавказа имеется свое Духовное управление. Общая численность зарегистрированных исламских религиозных объединений в РФ составляет 2.494, в том числе 102 духовных образовательных учреждения (на 1.01.1996 г.). Количество последователей ислама в России составляет, по разным оценкам, от 15 до 20 миллионов человек, или примерно 12 процентов населения страны.

Люди, племена, целые народы, обратившиеся в данную веру, называют себя мусульманами, то есть исповедующими ислам.

Согласно его канонов, мусульманину предписывается верить в Аллаха и его посланника Мухаммеда, передавшего людям божественные откровения.

Антиподом Аллаха в исламе является дьявол — Иблис (иначе шайтан), который отказался повиноваться Аллаху и был им проклят. Задача дьявола — совращать людей с истинного пути.

Кроме того, мусульманам предписывается верить в несотворенность (вечность) Корана и в пророков — посланников Аллаха. Главные пророки Нух (Ной), Ибрагим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус). Наивысший из них — Мухаммед.

Одна из главных обязанностей мусульман — это джихад. Понятие «джихад” имеет довольно широкое и противоречивое толкование в мусульманском мире. В арабском языке слово «джихад” обозначает не войну, а старание, усилие. По мнению исламоведов более точно его надо переводить как борьба. Именно в таком контексте раскрывается подлинная суть таких существующих в исламе понятий, как «джихад сердца” то есть борьба со своими собственными недостатками и дурными наклонностями; «джихад языка” — повеление благого и запрет дурного, «джихад руки” — соблюдение меры наказания в отношении преступников и, наконец, «джихад меча” — борьба за утверждение ислама.

Неверно толкуют джихад, когда подразумевают священную войну мусульман против неверных. Ибо любая война, ведущаяся мусульманской общиной считалась священной.

В исламе существуют достаточно жесткие принципы и правила поведения, соблюдение которых рассматривается богоугодным делом. Совокупность этих норм получила название «шариат” (шариа по-арабски — правильный путь к цели). Шариат включает культовые правила и правовые предписания. Мусульманский культ основывается на пяти главных обязанностях (столпах веры) мусульман: повторение формулы веры (шахада) («ля иляха илля ллях, Мухаммадун расулю ллях” — «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед — посланник Аллаха”; пятикратная молитва (салят); мусульманский пост (саум); милостыня в пользу бедных членов исламской общины (закят); паломничество в Мекку (хадж).

Что касается системы шариатских предписаний, то она весьма тщательно разработана и весьма сложна. Предписания касаются практически всех сторон жизни мусульманской общины.

Основным источником исламского вероучения является Коран (арабское аль-куран — читать). Коран, согласно мусульманскому учению, — это сборник откровений, ниспосланный Аллахом через архангела Джебраила (Гавриила) Мухаммеду, которые затем пророк излагал людям.

Первое откровение Мухаммед получил во время месяца рамадан, который впоследствии стал месяцем мусульманского поста.

Коран состоит из 114 глав, которые называются сурами. Суры состоят из аятов — ритмически завершенных фраз, основных единиц коранического текста.

Вторым после Корана документом, регламентирующим всю религиозную и общественную деятельность у большинства мусульман является сунна (по-арабски — путь, образец). Она основывается на рассказах (хадисах) о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда.

От слова «сунна” происходит название основного направления в исламе — суннизма. Что касается другого направления — шиизма, то его сторонники отвергают многие хадисы, противопоставляя им свое собственное священное предание — ахбар (сообщения).

В настоящее время в суннитском исламе существует четыре школы (мазхабов) религиозно-правового толка. Называются они по именам своих основателей: ханифитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. Они различаются между собой в трактовке ряда аспектов права и обрядовой практики. Российские сунниты придерживаются в основном ханифитской и шафиитской школ.

Суннизм допускает сосредоточение государственной и духовной власти в руках как светского так и духовного лица. Шиизм, возникший в начале второй половины VII века, развивался как оппозиция ортодоксальному направлению. Шиитское духовенство всегда отказывало светскому главе государства в праве объявлять себя духовным вождем. Шииты считают, что духовная власть должна быть выше светской.

Уже на первых этапах возникновения ислама в нем появилось мистическое направление — суфизм. Его приверженцы — религиозные аскеты-мистики (дервиши) носили грубую шерстяную одежду (по-арабски шерсть — суф), откуда это название.

Суфизм возник как альтернатива официальному исламу. Он противопоставлял существующей действительности и официальной религии путь самосовершенствования, пренебрежения мирской жизнью и отречения от всех ее благ во имя мистического единства с Аллахом. Многонациональные суфийские ордена (тарикаты) существуют ныне практически во всех странах мусульманского мира.

В исламе отсутствует строгая церковная структура как в католичестве и православии. Однако существует институт мусульманских богословов, которых, с известными оговорками можно назвать мусульманским духовенством.

В суннитском исламе наиболее авторитетные богословы — муфтии. Они обладают правом вынесения (фетвы) по важнейшим  религиозно-юридическим вопросам на основе шариата. В каждом мусульманском государстве, где существует крупная суннитская община имеется главный, или верховный муфтий.

В шиитском исламе самые авторитетные богословы — муджтахиды. Среди них наиболее почитаемые получают титул «аятолла” (знамение Аллаха) и «великий аятолла”.

Непосредственные и постоянные контакты с верующими поддерживают муллы сельских и городских мечетей, рядовые факихи (правоведы), кади (судьи), чтецы Корана — хатыбы (проповедники).

В суфийском исламе богословами являются шейхи различных суфийских орденов, сект и общин, наиболее активные их члены — дервиши.

Мусульмане России в своем подавляющем большинстве придерживаются суннитского ислама. Последователи этого направления, как уже было отмечено выше признают святость Сунны, помимо пророка Мухаммеда и халифа Али чтят также халифов Абу Бекра, Омара, Османа, которых отвергают шииты, считая их узурпаторами.

Большое влияние, особенно на Кавказе, имеют накшбандийская и кадирийская разновидность суфизма. Сведения о них, зачастую, являются неполными и противоречивыми.

Главными идеологами накшбандийского суфизма в Дагестане были Мухаммад-Эфенди аль-Яраги, Джамалуддин аль-Гумики. Первоначально же это учение сложилось в XIV веке в Средней Азии на основе принципов суфизма под влиянием проповеди Баха ад-дина Накшбанда Бухараи (1318-1389). Накшбанда не призывал своих приверженцев к отшельничеству и затворничеству, напротив — обязывал их быть усердными земледельцами, ремесленниками, торговцами, государственными деятелями. Накшбандийцы мирно уживались с официальным исламом. Последователями накшбандийцев были выдающиеся персидско-таджикский поэт Джами и узбекский поэт Алишер Навои.

Суфийское братство кадирия основано в XII веке в Ираке Абд аль-Кадиром аль-Джилани. Пользуется большим влиянием в Ираке, Египте и Северной Африке. В представлениях последователей кадирия большое место занимает фигура его основателя, якобы продолжающего являться членом братства, руководить им через посредников.

В настоящее время на Кавказе последователи этих двух или одного из данных суфийских братств имеются на территории Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии.

С понятием суфизма тесно связано понятие мюридизма (от араб. мурид — ищущий, стремящийся). Мюрид — это послушник, ученик, приверженец определенного шейха-муршида (от араб. муршид — ведущий, руководитель, наставник) — духовного наставника, под руководством которого мюрид должен пройти долгий курс аскетической и созерцательной жизни для достижения «совершенства на пути тариката”. Мюрид отрекаясь от своей воли, целиком отдавал себя на волю шейха-муршида, видя в нем по отношению к себе как бы заместителя самого Аллаха.

Суфизм и мюридизм не тождественные понятия, так как понятие «суфизма” намного шире, чем понятие «мюридизм”. Мюридизм — это одна из разновидностей суфизма. Верующие на Северном Кавказе в обращении употребляют слово «мюрид”, а не «суфий”.

В мюридизме используется обрядовый ритуал суфизма — зикр (поминание), основанный на аяте Корана — «Вспоминайте Аллаха частым упоминанием”. Зикр совершается по особой формуле и особым образом: вслух громко (зикр джами) — у кадирийцев; тихо, про себя (зикр хафи) — у накшбандийцев и сопровождается определенными телодвижениями. Зикр иногда проходит под музыку, бой барабанов (у кадирийцев). Зикр основан на многократном повторении мюридами определенных формул, среди которых: Аллах хайи (Аллах жив); Аллаху акбар (Аллах — велик) и др. Для мюрида одна из целей зикра заключается в достижении мистического экстаза, во время которого он может приблизиться к Аллаху. В Чечне и Ингушетии мюридизм кадирийского толка по основному принципу своего ритуального обряда — зикру — получил название «зикризм”, а его последователи, мюриды, называются зикристами.

Мюридизм тесно связывают с историей Кавказской войны и имамами Дагестана и Чечни Гази-Мухаммедом (1828-1832), Гамзат-Беком (1832-1834), Шамилем (1834-1859). И поэтому его нередко пытаются использовать различные экстремистские силы.

Однако мюридизм делится на тарикатский и наибский. Тарикатские мюриды не участвовали в борьбе горцев, а посвящали себя мистико-аскетическим занятиям.

Под наибским мюридизмом понимается воинствующая идеология горцев, вышедшая из аскетического тарикатского суфизма, но в отличии от него ставящая на первое место не религиозные, а политические цели.

Как известно, продолжительная война горцев под знаменем наибского мюридизма завершилась их тяжелым поражением, довела до крайнего материального и морального истощения. Все это послужило социально-политической и экономической причиной широкого распространения тарикатского мюридизма, основным проповедником которого являлся шейх накшбандийского тариката Джамалуддин аль-Гумики. Бесперспективность и гибельность продолжения войны для горцев понял и имам Шамиль, который наказал горцам жить в мире с Россией.

В настоящее время отдельные лидеры Чечни, некоторые из которых не осилили и двух курсов института, пытаются вновь возродить воинствующий наибский мюридизм. Во имя достижения своих политических целей они отбрасывают опыт многолетнего мирного сотрудничества с народами России. Разменной картой при этом становятся жизни и судьбы народов Кавказа. Новоявленные проповедники мюридизма не утруждают себя проникновением в его теологические тонкости. Для них мюридом является не ищущий путь к спасению мусульманин, посвятивший себя духовному совершенствованию во имя сближения с богом, а человек, участвующий в священной войне против «неверных”. Причем, судя по последним событиям на Северном Кавказе, независимо от расы, национальности, пола и вероисповедания. Религиозный фанатизм этой интернациональной банды поддерживается теперь не проповедями, а долларовыми купюрами. Хотя для своего идеологического прикрытия почерпнуты из истории нехитрые формулы. Например: «Рай есть под тенью шашки, убитый в войне против неверных есть живой и будет он жить в раю, а кто будет бежать — тот есть ничтожный человек; и будущая его жизнь есть ад”.

Есть и нововведения, согласно которых мюрид должен беспрекословно повиноваться не своему религиозному наставнику муршиду, а полевому командиру. Он должен быть готовым по его приказу пожертвовать имуществом, семьей, жизнью.

Безусловно, что подобное извращение мюридизма вызывает законное возмущение как среди мусульманского духовенства, так и среди простых мусульман.

Еще большим радикализмом отличаются ваххабиты. Некоторые из лидеров ваххабитов не скрывали от своих сторонников, что после окончания войны с русскими им предстоит серьезная борьба и против своих союзников — последоватей тарикатов, которые, по их мнению, исказили ислам.

Ваххабизм как религиозно-политическое течение в исламе появился в Аравии в первой половине XVIII века. Ваххабиты считают себя носителями чистого ислама, который существовал во времена пророка Мухаммеда и первых четырех праведных халифов. Именно сторонников этого ислама и всех тех, кто в течение веков разумно применял нормы Корана, достоверные хадисы, называют салафами (араб. салаф «древний”, «предки”). Всех мусульман, отошедших от такого ислама посредством нововведений, последователи салафийа считают мушриками, против которых нужно вести беспощадную борьбу. Ваххабизм считается крайней формой салафийа.

Его основатель, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792), последовательно выступал за соблюдение основополагающего исламского принципа единобожия (таухид), согласно которому Аллах — абсолютный источник творения всего сущего, а потому верующий не должен преклоняться никому и ничему, кроме Всевышнего.

Утверждение ваххабизма на Аравийском полуострове зачастую сопровождалось крупными столкновениями и кровопролитием мусульман, разрушением их святынь.

И сегодня, из содержания распространяемой в Дагестане и Чечне литературы, складывается впечатление, что убивать, грабить всех, кто не является последователем ваххабизма, — обязательная норма, обосновываемая этим учением. Так, в одной из книг, автором которой является Салих ибн Фавзан аль-Фавзан, высказывается мысль, что «многобожник стоит вне закона и его можно безнаказанно убить и лишить имущества по словам Всевышнего”. Обосновывая ее, он ссылается на вырванное из контекста и не полностью приводимое кораническое положение: «…убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте их, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!” Под многобожников попадают фактически все представители исламских течений на Кавказе, которые почитают святых, посещают места их захоронения.

В том виде, в котором ваххабизм предстает на Северном Кавказе, он мало имеет общего с религией. Убитый вследствие террористического акта 21 августа 1998 года муфтий Дагестана С.-М. Абубакаров в  интервью «Литературной газете” подчеркивал, что «ваххабизм — псевдоислам, он лишь носит исламскую маску, это идеологическое и политическое течение с экстремистским уклоном, Хаттаб ислам в Чечню не принес, он его идеологизирует, сам глубоко его не зная”.

Ваххабитское учение не случайно встречает большое сопротивление со стороны мусульман России. Ведь оно отвергает национальные особенности народов, стремится свести всех мусульман в единую унифицированную религиозную культуру, в которой их национальная самобытность исчезает.

Особенно болезненно их деятельность воспринимается в Дагестане, где совместного проживает большое количество этносов, являющихся носителями нескольких десятков совершенно разнообразных языков, культур и традиционных видов ислама. Появление здесь ваххабизма порождает религиозные, политические и культурные противоречия, которые ведут к кровопролитным конфликтам.

Сегодня народы Дагестана столкнулись с неприкрытой агрессией исламского фундаментализма в лице ваххабитов, пытающихся силой оружия обратить их в свою веру. В ответ на это у дагестанских горцев, у всех россиян есть лишь один достойный ответ: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!”.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *