ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения
занятия по общественно-государственной подготовке

 

ТЕМА: «История и традиции младшего
командного состава Российской армии.
Авторитет
сержанта
».

Воспитательные цели:


воспитать у военнослужащих готовность к достойному и
самоотверженному служению Отечеству;


формировать у них чувство любви и преданности Родине,
гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:


поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять
свои  служебные обязанности,
совершенствовать профессиональные навыки;


ознакомить военнослужащих с историей возникновения
младшего командного состава

   Вооруженных Сил РФ.

Вопросы:

1. История
возникновения и становления института младших командиров в Российской армии.

2. Взаимоотношения
сержантов и старшин с подчиненными.

 

Дата:

Время:

Место: клуб части

Методические
рекомендации:

При
рассмотрении данной темы с сержантами и старшинами очень важно отметить, что
институт младших командиров существовал во все времена. Военачальники всегда
опирались на них. Иначе невозможно было бы вести бой или просто руководить войсками
в повседневной их деятельности. Поэтому историю зарождения и становления этой
категории военнослужащих необходимо знать младшим командирам Вооруженных Сил
Российской Федерации.

Руководителю
группы ОГП необходимо на занятии рассказать об особенностях развития корпуса
младших командиров за трехвековой период. Показать их влияние на поддержание
боевой готовности Российской армии, углубить и закрепить знания обучаемых по
данному периоду истории Отечества и сформулировать рекомендации по
использованию материалов темы в практике работы сержантов и старшины с
подчиненными.

При
этом надо отметить, что в теоретическом отношении проблема формирования корпуса
сержантов в Российской армии является одной из центральных. Без ее разрешения
невозможно качественно осуществить военные реформы. Вот почему реформы Петра
I (1701 — 1716), Д. Милютина
(I860 — 1870) и А. Редигера (1905 — 1912) в области подготовки унтер-офицеров
явились важнейшим звеном в решении сложнейших задач, связанных с перестройкой
русской армии.

Сегодня
в условиях реформирования Вооруженных Сил РФ очень важно не растерять наследие
прошлого и найти ему достойное применение, в частности в деле обучения и
воспитания сержантов Российской армии.

Кроме
этого, руководителю занятий по общественно-государственной подготовке следует
рассказать, как формируется авторитет сержанта и почему ему придается такое
большое значение. Необходимо связать учебный материал с профилем деятельности
сержантов и старшин своего подразделения (части).

Рекомендуемая
литература:

1. Бородин Н., Хасанов
Р.
История и традиции младшего командного
состава Российской армии и флота // Ориентир. — 2001. — № 9.

2. Левчук В. Где же вы, товарищ сержант? // Ориентир. — 2002. — № 9.

3.
На службе Отечеству.
Книга для чтения по
общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин)
Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации. — М., 1999.

 

ХОД
ЗАНЯТИЯ:

 

Отечественная история
богата примерами борьбы за свободу и неза­висимость Российского государства, в
которой непосредственное участие принимали полководцы и рядовые во­ины. Среди
них важное место зани­мают представители младшего ко­мандного состава.

1

Воинское звание сержант по­явилось
в армиях ряда европей­ских государств еще в
XV
в. В русской же армии младшие на­чальные люди в старину называ­лись
десятниками, позднее -урядниками. Воинские звания сержант и капрал появились в
конце
XVII в.

Согласно проекту воинского
ус­тава, представленного Петру
I в 1698 г., все
начальные люди дели­лись на высших и нижних, которые впоследствии стали
именоваться унтер-офицерами.

Унтер-офицерские звания на
протяжении всего периода разви­тия русской армии претерпевали изменения. С 1800
г. и до середины
XIX в. их называли подпрапорщи­ками, а
с 1802 г. — кавалерийских, артиллерийских и егерских унтер-офицеров из дворян —
юнкерами. К середине
XIX в. в русской армии существовали
такие звания: фельд­фебель (помощник командира ро­ты по внутреннему порядку и
хо­зяйственным вопросам, в кавале­рии — вахмистр), старший и младший
унтер-офицеры (в артиллерии — фейерверкеры, в инженерных войсках — кондуктор, в
казачьих частях — урядник).

Для различия званий младшие
командиры носили на погонах по­перечные нашивки (лычки). Стар­шему и младшему
унтер-офицерам полагались нашивки из тесьмы: старшему — три; младшему — две.
Фельдфебелю полагалась одна ши­рокая нашивка из галуна.

Проблема комплектования
войск унтер-офицерами была одной из основных в русской армии. Унтер-офицерские
кадры являлись важ­ным звеном в решении задач, свя­занных с мирной и боевой
деятель­ностью вооруженных сил. Система комплектования армии унтер-офи­церским
составом постоянно со­вершенствовалась.

В начале XVIII в. для получения унтер-офицерского звания специ­альной
подготовки не требовалось. Младшими командирами станови­лись, как правило,
отличившиеся в сражениях старослужащие солдаты или дворяне, поступившие на
службу рядовыми. Во второй поло­вине этого же столетия в связи с увеличением
численности армии резко возросла потребность в ун­тер-офицерах. Ведь именно на
них лежала основная тяжесть по оказа­нию помощи командиру роты в обучении новобранцев,
в поддер­жании внутреннего порядка в под­разделениях.

В XIX
в. строевые части русской армии
пополнялись унтер-офице­рами за счет:

• добровольно поступивших
на военную службу юнкеров и воль­ноопределяющихся;

• подготовки рядовых,
призван­ных на военную службу, и канто­нистов, окончивших учебные под­разделения.

Роль унтер-офицеров в армии
с каждым годом повышалась. В Ус­таве внутренней службы их статус определялся
следующим образом: «При нынешнем развитии армии унтер-офицеры должны быть
дей­ствительными начальниками под­чиненных им солдат». Там же был
определен круг их обязанностей в строю и вне строя, в быту и при обучении
солдат.

Младшие командиры, хотя и
от­носились к нижним чинам армии, тем не менее являлись промежу­точным звеном
между офицерами и солдатами, которое связывало эти две категории и способствова­ло
успешному решению стоящих перед армией задач.

В
строевых частях пехоты, кава­лерии, артиллерии и инженерных войск унтер-офицеры
несли основ­ную ношу в одиночном обучении солдат. В 1764 г. за унтер-офицера­ми
законодательно закреплялась обязанность не только обучать нижние чины, но и
воспитывать их. Поэтому унтер-офицер играл в армии главную роль в формирова­нии
из новобранца настоящего солдата.

К тому же вся система
законопо­ложений предусматривала в отно­шении младшего командира значи­тельное
число прав и обязаннос­тей, закрепляла его ответствен­ность за выполнение им
долга службы.

Обязанности всех
унтер-офице­ров были расписаны в Уставе вну­тренней службы 1877 г.

Кроме должностных обязаннос­тей
унтер-офицеры привлекались к несению внутренней службы в ка­честве разного рода
дежурных.

Значительную функцию они вы­полняли
и при несении карауль­ной службы. Так, в караул, на­чальником которого являлся
ун­тер-офицер, назначалось до 28 нижних чинов, т.е. он мог нести службу по
охране 7-8 постов. Причем на караульного унтер-офицера возлагалось значительно
больше обязанностей, чем предус­мотрено современными уставами в отношении
помощника начальни­ка караула.

Опытные унтер-офицеры стано­вились
первыми помощниками офицеров в решении стоящих пе­ред ротами и эскадронами
задач. Состояние воинской дисциплины в частях и подразделениях русской армии во
второй половине
XIX -начале XX
вв. оценивалось как удовлетворительное благодаря уси­лиям не только офицеров,
но и ун­тер-офицеров.

Центральной фигурой
младшего командного состава русской армии являлся фельдфебель, который
подчинялся командиру роты, был его первым помощником по внут­реннему порядку и
хозяйственным вопросам.

Вторым по значимости
являлся старший унтер-офицер — начальник всех солдат своего взвода. Старшие
унтер-офицеры занимали должнос­ти помощников командиров взво­дов, были прямыми
начальниками для солдат. Они отвечали за поря­док во взводе, нравственный уро­вень
и поведение рядовых, за успехи подчиненных.

Младшими унтер-офицерами,
непосредственными начальниками рядовых были командиры отделений. Они являлись
помощниками старших унтер-офицеров.

В вопросах обучения и
воспита­ния солдат офицерский состав пол­ностью доверял младшим команди­рам. А
это способствовало выра­ботке у унтер-офицеров самостоя­тельности, инициативы,
чувства ответственности и волевых качеств.

Унтер-офицеры не только в
мир­ное время, но и в боевой обстанов­ке, умело руководили действиями солдат,
грамотно управляли под­разделениями в бою.

Уставами, положениями, инст­рукциями
в русской армии опреде­лялась и закреплялась ведущая роль унтер-офицеров. На
эту кате­горию командиров возлагались на­иболее трудоемкие обязанности по
поддержанию в боеготовом состоянии вооружения, по сохранению казенного
имущества, а также по выполнению разного рода специальных обязанностей при
несении караульной, гарнизонной и внут­ренней служб.

Маршал Советского Союза Г.
К. Жуков, выпускник унтер-офицерской школы, вспоминал: «Основ­ным
фундаментом, на котором держалась старая армия, был ун­тер-офицерский состав,
который обучал, воспитывал и цементиро­вал солдатскую массу. От унтер-офицера
целиком зависела судьба солдата. Унтер-офицеры имели хо­рошую боевую
подготовку… в бое­вой обстановке, в большинстве своем являлись хорошими коман­дирами».

С упразднением чинов в 1917
г. не стало и унтер-офицерских зва­ний. В 30 — 40-е гг. в Красной Армии были
введены воинские зва­ния младший сержант, сержант, старший сержант и старшина.
В соответствии с приказом наркома обороны от 2 ноября 1940 г. был установлен
порядок их присвое­ния, а также введено ношение пет­лиц и знаков различия
младшего начальствующего состава. Млад­ший командный состав стал име­новаться
сержантским (старшин­ским). Такое название не измени­лось и до настоящего
времени.

2.

Работа сержантов и старшин
по воспитанию у подчиненных высо­кой дисциплинированности может быть
эффективной только в том случае, если первые пользуются ав­торитетом у солдат и
матросов. Слово «авторитет» в переводе с ла­тинского означает
«достоинство», «сила». Однако, когда говорят о че­ловеке,
обладающем таким качест­вом, имеют в виду прежде всего об­щепризнанное и
заслуженное дове­рие к нему. Без этого не может быть беспрекословного повинове­ния
подчиненного своему коман­диру.

Если воины верят в
честность, справедливость, разумность реше­ний своего командира, в успех ру­ководимого
им дела, эта вера по­буждает их поддерживать и испол­нять все его требования.
Он служит примером для подражания, его слово и дело становятся факторами
воспитания коллектива и каждого воина в отдельности.

Авторитет не дается
командирам вместе с должностью. Он приходит к тем, кто проявляет повседневную
заботу о своем профессиональном росте, постоянно овладевает пере­довыми
методами обучения и вос­питания подчиненных, зависит от умения построить свои
взаимоот­ношения с подчиненными. Этому во многом способствует хорошее знание
характера, психологии, на­клонностей человека. Устав внут­ренней службы
Вооруженных Сил РФ обязывает заместителя коман­дира взвода, командира отделения
знать каждого подчиненного, его личные качества, семейное поло­жение, успехи и
недостатки в бое­вой и общественно-государствен­ной подготовке. Только с учетом
всего этого младшие командиры смогут быстрее установить с под­чиненными
нормальные взаимоот­ношения.

Для поддержания авторитета
сержанта и старшины большое значение имеет проявление тактичности. Она
обеспечивает оптимальные условия для взаимопонимания в кол­лективе, регулирует
взаимоотношения в нем. Младшему командиру необходимо иметь уравновешен­ный
характер. Не умеющий управ­лять своими эмоциями человек ру­ководить
повседневной работой, как правило, не умеет.

Командир должен обладать
чув­ством справедливости. Такие люди умеют объективно оценить дейст­вия
подчиненного, а если необхо­димо, то и поощрять. Надо всегда помнить, что даже
малейшая не­справедливость, проявленная ко­мандиром, ведет к потере его
авторитета.

В тесной связи со
справедливос­тью находится и чуткость. Облада­ющий ею командир сумеет подбод­рить
неуверенного в себе, внушить ему, что он тоже способен посту­пать так, как
передовые воины. Для такого командира открыты сердца и души солдат и матросов.

Чуткость
должна быть обязатель­но естественной. Ее не заменит краснобайство, пустое
цитирова­ние или проявление уступчивости, которые, как правило, ведут к сни­жению
дисциплины в коллективе.

Одним словом, командир
должен быть общительным с людьми, близким для них. Замкнутый по ха­рактеру
командир невольно создает вокруг себя атмосферу холодности и напряженности. А общитель­ность
в сочетании с чуткостью де­лает его авторитет в коллективе очень высоким.

Важную роль для командира
имеет его внешний вид. Аккурат­ный, подтянутый, строго по форме одетый — таким
должен быть сер­жант или старшина. Ведь внешний вид человека свидетельствует об
уважении его к порядку, службе и к людям, с которыми он работает.

Важно следить за мимикой
свое­го лица, взглядом. Например, ко­лючий взгляд может оттолкнуть че­ловека.

Младшему командиру необходи­мо
уметь слушать. Надо уважать мнение других, а, высказывая свое, не позволять
себе взять верх толь­ко силой власти. Если младший командир слабо владеет
словом, ему не заслужить авторитет в кол­лективе.

Сержант строит свои
взаимоот­ношения с подчиненными на ус­тавной основе. Однако это не озна­чает,
что они носят формальный характер.

Необходимо избегать
чрезмерной и несправедливой строгости.

Бывает и другая крайность —
по­казная доброта. Она также недопу­стима.

Нередки случаи, когда
сержант, знающий и способный, не пользу­ется авторитетом в коллективе только
потому, что относится к подчиненным с высокомерием. Этого делать тоже нельзя.

Младший командир должен из­живать
в себе также мнительность и обидчивость. Такой человек не может быть
принципиальным. Его авторитет могут поколебать такие качества, как резкость, грубость,
вспыльчивость, неуравновешен­ность, черствость, замкнутость, болтливость,
неуступчивость…

Важной чертой поведения
младшего командира является его личный пример. Каждый сержант должен быть
прежде всего образцом высокой дисциплинированности и исполнительности. Ведь он
посто­янно в центре внимания подчинен­ных. Сержанту необходимо непре­рывно
совершенствовать свои зна­ния, навыки обучения и воспита­ния солдат и матросов.
Только тог­да он будет образцом исполнитель­ности, собранности, организован­ности.

Надо всегда помнить, что
подчи­ненные копируют не только хоро­шие качества. Если младшие ко­мандиры сами
допускают упуще­ния по службе, то их примеру мо­гут последовать и подчиненные.
Грубое обращение командира с подчиненным также может стать объектом подражания.

Таким образом, авторитет
сер­жантов и старшин формируется в процессе их командирской дея­тельности, в
ходе боевой подготов­ки.

Формирование авторитета
начи­нается с момента прихода младше­го командира в воинский коллек­тив. Тогда
надо проводить ознако­мительные беседы с подчиненны­ми. А главный фактор формирова­ния
авторитета сержанта и старши­ны — это его отношение к военной службе, личный
вклад в повыше­ние боевой готовности и укрепле­ние воинской дисциплины.

При этом одним из условий
по­вышения авторитета сержантов и старшин и усиления их роли в вос­питательном
процессе является со­блюдение принципа доверия и пре­доставления младшим командирам
самостоятельности в рамках, опре­деляемых воинскими уставами.

Таким образом, авторитет
сер­жантов и старшин завоевывается ими самими под руководством офицеров. Как и
все командиры, они должны постоянно повышать свои знания, совершенствовать ма­стерство,
накапливать опыт и до­биваться успехов в боевой подго­товке.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)