Изучение и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими войсковой части

 

ТЕМА: «Изучение и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности».

 

Воспитательные цели:

—    воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

—    формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

—    поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои  служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

—    ознакомить военнослужащих с основами государственной  политики России и сотрудничества России — НАТО.

Вопросы:

  1. Индивидуальные особенности личности воина и основные методы их изучения.

Дата: _______

Время: 2 часа.

Место: клуб части

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В интересах квалифицированного изучения психологических особенностей подчиненных командирам следует четко представлять, что же включает психика человека, на какие стороны психических проявлений следует обращать внимание.

При изучении характера обращается внимание прежде всего на отношение воина к службе, сослуживцам и в целом к воинскому коллективу, а также к самому себе. Как военного специалиста воина характеризуют такие черты, как старательность, ответственность, аккуратность, дисциплинированность и др. Как члену коллектива ему должны быть присущи доброжелательность, готовность к сотрудничеству, готовность к взаимовыручке и  т.д. По отношению к самому себе очень важны скромность, гордость, воинская честь и достоинство, адекватная самооценка и др. В обобщенном виде характер воина проявляется в военно-профессиональной культуре, привычках и качествах, сформировавшихся и проявившихся в условиях армейской службы и необходимых для нее.

Каждый воин обладает определенными способностями, поэтому необходимо их вовремя изучить и оценить с помощью различных методических приемов.

Оценка способности воинов должна носить некомпанейский разовый характер, а быть систематической целеустремленной. Главная цель военного руководителя в этом процессе – максимально гармонично согласовать способности, возможности воинов с требованиями конкретных военных специальностей, должностей, постов.

Дополняет личность воина темперамент, характеризующий интенсивность вытекания психических процессов, как – то подвижность, уравновешенность, активность, возбудимость, эмоциональность, импульсивность. Сочетание этих свойств, определяющих стиль реагирования, И. Павлов назвал типом нервной системы. Он различал 4 основных типа:

  1. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения – холерический.
  2. Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвинический.
  3. Сильный, уравновешенный, инертный – флегматический.
  4. Слабый- меланхолический.

Так, холерик обладает сильной, неуравновешенной нервной системой. Процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами. Холерик отличается большой жизненной энергией, но ему не достает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлеченно, но сил ему хватает не надолго, и, как они  только истощаются, у него появляются «слюнявое настроение». Неуравновешенность его нервной системы преобладает цикличность в смене его активности и бодрости. Увлекшись каким-либо делом, он чересчур полагается на свои силы и в конце концов истощается больше, чем следует, дорабатывается до того, что ему невмоготу. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость и т.д. В общении он вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан, криклив.

По мнению И. П. Павлова, сангвиник обладает сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость к трудностям жизни. Он в высшей степени подвижный, общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств,  хотя он и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, то есть при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым.

У флегматика, считает И.П. Павлов, нервная система сильная, уравновешенная, инертная. Это человек, реагирующий спокойно и медленно, несклонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный  труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он однообразен и невыразителен в мимике и эмоции, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, и это затрудняет общение с ним. Флегматик медленно, трудно привыкает к новым людям, нескоро начинает общаться ними, задавать вопросы, вступать в беседы. Ему присуща замедленность реакции в общении, круг общения его менее широк, чем у сангвиника. И при серьезных препятствиях или неприятностях флегматик остается внешне спокойным, однако не следует думать, что он такой уж всепрощающий, совершенно безопасный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя, поглощает, накапливает энергию не удовольствий, но когда он достигает определенного предела, критической величины, неминуем сильный «разряд», нередко весьма неожиданный для собеседника, по самому, казалось бы, незначительному поводу.

И наконец, меланхолик, по классификации И.П. Павлова, обладает нервной системой слабого типа. Это человек плохо сопротивляющийся воздействию сильных  стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести нарушениям поведения. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Он очень склонен  отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен. Его пугает новая обстановка, новые люди – он теряется, смущается и поэтому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Подобно улики, он постоянно прячется в свою «раковину».

Главными интегральными характеристиками личности военнослужащего являются устойчивость, единство и активность ее психических свойств и образований.

При этом под устойчивостью подразумевается сохранение постоянства ее психического склада. И хотя такое постоянство всегда относительно, оно позволяет изучать личностные особенности военнослужащего как в  актуальной ситуации, так и прогнозировать его поведение в будущем. Чрезвычайно важно помнить военному руководителю, что невозможно изучать и формировать личность воина по частям, «сшивая» затем их в какую-то целостность. Поэтому единство свойств личности как неразрывная их взаимосвязь и взаимодействие обязательно должно учитываться при всех психодиагностических процедурах. Активность личности, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, выражается в многосторонней и многообразной деятельности.  Деятельность военнослужащих развертывается в специфических условиях военной службы, поэтому их активность носит во многом нормативно заданный характер. Вместе с тем это отнюдь  не означает фатальной предопределенности поведения воинов только под влиянием внешних обстоятельств. Большое значение имеют и внутренние условия: цели, мотивы, желания и потребности воинов, их способности и характерологические особенности, ценности, система отношений с окружающей реальной действительностью.

Изучение личности военнослужащего всегда имеет конкретную цель. Войсковая практика и конкретные военно-психологические исследования показывают, что такими чаще всего бывают следующие:

— оказание психологической помощи и поддержки военнослужащим в кризисные периоды жизни или ситуации;

— индивидуализация воспитательного процесса;

— повышение эффективности боевой подготовки;

— рациональное распределение военнослужащих по военным специальностям;

— обоснование кадровых назначений и перемещений;

— оптимизация социально-психологического климата в подразделениях;

— индивидуальная и групповая психокоррекция;

— организация и проведение мероприятий психогигиены и профилактика в подразделениях и войсковых частях;

— реабилитация военнослужащих, подвергшихся экстремальным воздействиям в зонах боевых действий, конфликтов, стихийных бедствий, аварий и катастроф;

— выявление военнослужащих в дезадаптационном состоянии, с признаками их психогигиенных расстройств, которые могут повлиять на эффективность воинской деятельности.

В своей повседневной деятельности военный руководитель постоянно видит множество психолого-педагогических фактов, которые он должен уметь проанализировать и оценить и на этой основе сделать практические выводы. Чтобы решить эту задачу, необходимо не только увидеть эти факты, но и понять их природу и закономерности функционирования в мирных условиях и в военное время. Такое понимание дают современные  теоретически обоснованные и экспериментально проверенные положения военной психологии и педагогики. Важным инструментом при этом являются методы военной психологии и социологии как научно обоснованные и практически апробированные способы получения психологической информации. К числу наиболее часто используемых  методов относятся следующие: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, анализ результатов деятельности, изучение документов.

Наиболее широкое применение в войсковых условиях находит метод наблюдения. Он удобен и доступен практически любому офицеру. При помощи его можно раскрыть некоторые внешние проявления психики воина в различных условиях его деятельности. При этом внешняя сторона его поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит их психологическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная интерпретация (толкование) психологического  смысла внешне наблюдаемых явлений.

Существует несколько разновидностей метода. Внешнее наблюдение – способ сбора психологических данных о человеке путем наблюдения за ним со стороны. При внутреннем наблюдении, которое еще называется самонаблюдением, командир изучает интересующее его явление или процесс в том виде, в котором оно непосредственно представлено его индивидуальному сознанию. В процессе переживания этого явления он, как бы всматриваясь в самого себя, наблюдает за собой, за своими ощущениями, фиксируя их каким-либо способом. Сводное наблюдение как разновидность метода не имеет заранее определенной программы и может менять произвольно свой предмет в зависимости от желания человека. Иногда требуется использовать метод включенного наблюдения. Обычно это применимо в тех случаях, когда наблюдатель сам  включается в какую-либо совместную деятельность или отношения, одновременно, наблюдая за членами группы и фиксируя их социально-психологические и другие характеристики. Следует помнить требования, предъявляемые к методу наблюдения. Основные из них следующие: целенаправленность, систематичность и последовательность.

Командиру, применяющему метод наблюдения, важно правильно выбирать ситуации, в которых наиболее рельефно отражаются различные характерные черты личности воина.

Наиболее  типичными ситуациями являются:

— учебные занятия В них наглядно проявляется уровень общей подготовки, знаний, умений и навыков, степень старания и усердия воинов, сплоченность коллектива, его направленность на овладение воинским мастерством;

— перерывы между занятиями и часы отдыха. Здесь для наблюдателя могут представлять интерес тематика разговоров, лидеры мнений, их влияние на окружающих, точки зрения военнослужащих. Именно здесь можно многое понять в позициях людей, их настроение;

— выполнение хозяйственных работ. В этой ситуации исследователя могут интересовать отношение к труду, фактические лидеры, взаимоотношения между военнослужащими  в процессе трудовой деятельности. Важно иметь в виду, что в условиях, характеризующихся большим объемом работ, неопределенностью обстановки, опасностью для здоровья и особенно в критических ситуациях (при пожаре, наводнении, землетрясении), наглядно проявляются целеустремленность и выдержка воинов, их дисциплинированность и товарищеская взаимовыручка, сплоченность воинского коллектива;

— развод и смена караула, несение службы во внутреннем наряде. Здесь можно выявить степень подготовленности воинов, уровень их знаний и умений, настрой на выполнение служебных обязанностей;

— вечерняя поверка, во время которой целесообразно обращать внимание на дисциплину  строя, реакцию военнослужащих на служебные нагрузки.

Неисчерпаемыми возможностями обладает метод беседы как совокупность приемов сбора психологической информации о личности военнослужащего в ходе непосредственного речевого общения. При проведении беседы могут быть получены сведения о поведении воина в прошлом и настоящем, о его ближайшем окружении, о родителях,  о жизненных планах, социальных установках. В беседе, когда в доверительном разговоре «размораживается» человек, могут быть выяснены его идеалы и интересы, мотивы поступков. Умение вести беседу предполагает следование отдельным требованиям.

  1. Достижение доверительности и эмоционального контакта с собеседником Это может получиться только тогда, когда воин воспринимает беседу как желание командира помочь ему в разрешении каких-либо трудных вопросов или жизненной ситуации.
  2. Взаимность общения. Должен быть обязательно соблюден равный баланс вопросов и ответов собеседников. В беседе необходимо преодолеть привычный стереотип межличностного восприятия «начальник – подчиненный», при котором начальник задает вопросы, а подчиненный только отвечает на них.
  3. О свойствах личности воина, выявленных в ходе беседы, следует судить не по тому, что из них называл и приписал себе сам солдат или сержант, а по тому, как он относится к различным фактам и событиям своей жизни, к своим действиям и поступкам, как он их обсуждает и анализирует на конкретных примерах.
  4. В форме и содержании вопросов беседы целесообразно стимулировать короткие ответы типа «да» или «нет». Совокупность ответов должна содержать связное, логическое непротиворечивое изложение событий, поступков, отдельных целостных фрагментов прошлого или настоящего.
  5. В ходе беседы необходимо руководствовать заранее оставленной программой. В отличие от распространенного мнения о содержании программы в виде перечня вопросов опыт подсказывает другое. В программе целесообразно иметь перечень свойств черт, особенностей личности, которые требуется изучить и оценить.

В изучении личностных качеств военнослужащих широкое применение нашел метод анализа документов.

Наиболее разнообразными и информационно емкими являются письменные документы. Особый интерес представляют архивные документы, хранящиеся в течение нескольких лет в соединениях и частях. Это приказы, акты, различные положения, должностные инструкции и т.д.

Всю работу с документами в интересах психологического и социально-психологического изучения личности военнослужащего можно условно разделить  на следующие этапы:

1-й этап изучения личных дел призывников на сборных пунктах в период работы на них офицеров, прибывших за молодым пополнением из войск;

2-й этап изучения и анализа документов в период прохождения молодыми воинами курса первоначального военного обучения;

3-й этап изучения и анализа документов командирами подразделений с прибытием в них на укомплектование молодого пополнения;

4-й этап изучения и анализа документов в процессе дальнейшей службы военнослужащих.

Кроем названных здесь методов, в войсковой практике успешно применяются анкетные опросы, тестирование, психологические эксперименты и др.

Таким образом, военная психология обладает достаточным арсеналом методов, применение которых обеспечивает военному руководству получение самой разнообразной информации об особенностях личности военнослужащего. Поскольку эта информация зачастую носит интимно-личностный характер, обращаться с ней нужно осторожно, соблюдая принцип конфиденциальности и неразглашения тайны. Важно помнить также, что изучение личного состава не является самоцелью и не должно превращаться в форму массовой психологической экспертизы. Изучение и оценка индивидуально-психологических особенностей воинов должны осуществляться как органическая, составная часть процесса руководства коллективом, выполняющим различные задачи воинской деятельности.

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *