«Качества офицера. О личной примерности офицерского состава при выполнении служебных обязанностей».

 

«Нет  сомнения,  что многое зависит от общего распорядка в заведении,

но  главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного

воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности

воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу,

которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, не системой наказаний и поощрений».

К. Д. Ушинский

 

Нравственные качества занимают важнейшее место среди всех социальных качеств личности. Проявляясь через конкретную деятельность по защите Отечества, они выражаются в понятии нравственного облика военного человека.

Таким образом, нравственный облик офицера – это система определённых нравственных черт в его создании и поведении, которые, обладая относительной устойчивостью, определяют характер личности.

Анализ результатов педагогических исследований, проведённых в войсках и в вузах, позволил выделить нравственные качества, профессионально необходимые офицеру. Их целесообразно классифицировать по следующим основаниям:

а) качества, проявленные офицером по отношению к Родине: патриотизм, преданность Отечеству, верность воинскому долгу, ответственность, самоотверженность;

б) качества, проявленные офицерами по отношению к ратному труду, служебной деятельности: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, отвага, храбрость, инициативность, войсковое товарищество, боевая дружба, честность, бескорыстие, открытость, трудолюбие, усердие, деловитость, самостоятельность;

в) качества, проявленные офицером по отношению к другим людям: коллективизм, справедливость, великодушие, терпимость, требовательность, правдивость, прямота, вежливость, деликатность, доброжелательность, общительность, порядочность;

г) личные качества офицера: скромность, гордость, взыскательность, самокритичность, чувство собственного достоинства и чести.

Особенным качеством, вобравшим в себя большинство нравственных черт личности офицера, является офицерская честь.

Деятельность по формированию этих нравственных качеств строится на основе ряда принципов, среди которых:

  • целеустремлённость воспитательных воздействий;
  • гуманизм и демократизм в решении задач развития личности;
  • воспитание в процессе ратного труда;
  • воспитание в коллективе и через коллектив путём создания в нём атмосферы взаимопонимания, дружбы, товарищества, социальной справедливости, высокой культуры взаимоотношений;
  • индивидуальный подход в воспитании личности офицера;
  • обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики;
  • единство требовательности и уважительного отношения к личности;
  • согласованность и преемственность воспитательных воздействий и влияний;
  • стимулирование воспитательной деятельности и самосовершенствования личности офицера.

Эффективность процесса формирования нравственного облика офицера зависит от:  гуманизации уклада жизнедеятельности войск; утверждения в них социальной справедливости; сочетания демократических основ взаимоотношений военнослужащих с единоначалием; создания здоровой нравственной атмосферы в воинских коллективах; обеспечения личной примерности командных кадров, а также стимулирования их активности в самосовершенствовании.

Формирование нравственности – процесс сложный и многогранный. Её нельзя внушить или внедрить в сознание и поведение офицера автоматически. Формируется она систематическими воспитательными воздействиями в ходе решения трёх взаимосвязанных групп психолого-педагогических задач.

Первая из них связана с развитием морального сознания: профессионально-этических знаний, убеждений и установок, нравственных мотивов деятельности, чувства долга, чести, совести, ответственности за свои дела и поступки, за результаты своего труда и подготовку подчиненных.

Моральное сознание, закрепленное в соответствующих взглядах и идеях, представлениях, традициях и привычках, определяет отношение офицера к профессиональной деятельности. Единство идейных и нравственных убеждений позволяет ему выбрать правильную линию поведения в учебно-воспитательном процессе, успешно решать служебные задачи.

Вторая – заключается в формировании профессиональной гордости офицера и совершенствовании этики его взаимоотношений.

Успех труда офицера обеспечивается в первую очередь его отношением к своей профессии. Это выражается в гордости за принадлежность к ней, в добросовестном выполнении своего воинского долга, в постоянном творческом поиске эффективных путей решения учебно-воспитательных задач.

Не менее важными являются нравственные отношения офицера с воинским коллективом, вышестоящими начальниками, местным населением, членами семей военнослужащих, родителями подчинённых, с собственной семьёй.

Для этого офицер должен совершенствовать свои навыки общения с людьми, проявлять во взаимоотношениях с ними выдержку, вежливость, педагогический такт и нравственную культуру. Это требует от него основательной психологической и профессиональной подготовки.

Третья группа задач охватывает вопросы нравственного поведения офицера. Оно является конкретным выражением уровня развития нравственных качеств и черт его личности как военного руководителя, учителя и воспитателя своих подчинённых. На практике это проявляется в нравственных действиях и поступках, навыках и умениях, способах и приёмах воспитательного воздействия офицера, сформировавшихся и утвердившихся в его жизни, нравственных привычках.

Профессия защитника Отечества всегда была почётной на Руси. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за своё национальное существование. Одним из лучших достижений прошлого является выработанный кодекс нравственности в русской армии – основы нравственного облика офицера. Речь идёт, прежде всего о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, система воспитания этих прекрасных качеств у русских офицеров.

Нравственные традиции офицерского корпуса сохранились и ныне. Развить их, сделать фундаментом складывающейся новой Российской армии – важнейшая государственная задача.

 

Идеал офицера …

 

«Весьма смел, но без запальчивости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинён без униженности, непринуждён без лукавства, твёрд без упрямства, основателен без педантства, приятен без ветрености, благорасположен без коварства, проницателен без простодушия (глупости), приветлив без околичностей, услужлив без корыстолюбия».

А. Суворов

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)