План – конспект

 

Тема:  «Концепция национальной безопасности. Военная доктрина российской федерации об основных угрозах военной безопасности российской федерации.»

Общественно-государственная подготовка

 

Материал для проведения занятий по общественно-государственной

 

Современное геополитическое положение России и основные источники военных угроз ее безопасности

Вопрос — Придется ли воевать России? — не праздный. От ответа на него зависит обоснование необходимости иметь либо сильную современную армию, либо ограничиться подобием милиционных вооруженных сил.

Тем не менее, данные научных исследований свидетельствуют о том, что самоуспокаиваться и впадать в пацифизм не следует.

Общеизвестно, что мир развивается циклично и по спирали. Исходя из этого тезиса, в Центре темпоральных проблем России (директор — Павел Свиридов) пришли к интересным выводам.

Опираясь на работы отечественных ученых Чижевского, Вернадского, Циолковского, Кваши, Казанцева с привлечением новейших исследований в области математического анализа, истории, демографии, компьютерного моделирования, удалось найти 144-летний цикл развития России. Этот цикл представляет собой своего рода качественный скачок эволюции нашего государства. Этот цикл в свою очередь делится на 4 подцикла по 36 лет, а те — на 3 периода по 12 лет. Такие циклы приходятся на становление древнерусского государства (27 г. До н.э. — 837 г.), Киевской Руси (837 — 1053 гг.), Руси феодальной раздробленности (1053 — 1269 гг.), Руси ордынской (1269 — 1485 гг.), воссоздание сильного Московского государства (1485 — 1701 гг.), эпохи Российской империи (1701 — 1917 гг.).

Последний, нынешний цикл начался в 1881 году. Задача этого цикла — обеспечить переход от отсталой царской империи к сильному динамичному государству с рыночной экономикой. Государству, демократическому по своему политическому содержанию. Такая задача должна быть решена к окончанию этого цикла — к 2025 году.

В развитии подциклов имеется определенная закономерность. Каждый подцикл начинается с появления некой идеи или идеологии, которая появляется в самом начале цикла, а реализуется по его завершении.

Краткая хронология 36-летних подциклов в текущем 144-летнем цикле России.

В 1881 году убийством Александра II была заявлена идея «Долой самодержавие! Да здравствует народная, освободительная революция!” Все последующие двенадцатилетки показали развитие и воплощение этой идеи. В результате спустя 36 лет, в 1917 году данный лозунг реализовался.

В 1953 году начало нового подцикла проходило под знаком «Да здравствует демократизация общества! Свободу слова, свободу совести!” Идеи, которые были немыслимы в то время, реализовались на практике 36 лет спустя, в 1989 году. Была сломана однопартийная система, реальной стала свобода слова, появились элементы демократизма в общественной жизни, в экономике начались серьезные реформы.

Мы сейчас живем в последнем 4 подцикле — 1989 — 2025 г.г. Идеология этого подцикла нам хорошо знакома:

— в политике — необходимость подписания нового Союзного договора, многопартийность, укрепление российской государственности;

— в экономике — создание конкурентоспособной рыночной экономики;

— в идеологии — усиление национально-патриотической идеи;

— в социальной сфере — формирование среднего класса собственников.

Следуя логике цикличного развития на решение задачи, мы выйдем к 2025 году.

Более детальное исследование цикла выводит на иные хронологические закономерности. Например, временной интервал (29 — 29,5 лет), который совпадает с циклом обращения планеты Сатурн, самым непосредственным образом связан с уходом из жизни лидеров страны.

1953 год (смерть И.В.Сталина) — конец целой эпохи. Прибавив 29 лет — 1982 год (смерть Л.И. Брежнева) — завершение эпохи застоя. Если прибавим еще 29 лет, то попадем на дату 2011 — 2012 гг. При действующей закономерности  произойдет уход руководителя государства, с которым будет связана очередная эпоха. Значит, мы находимся на рубеже истории, когда такой человек  находится у власти.

Интерес представляет и анализ внутреннего содержания каждого из подциклов с точки зрения включенности их в общемировые процессы. Выводы из подобного анализа:

  1. В каждом из подциклов налицо глобальное вооруженное противостояние:

-1 подцикл (1881-1917 гг.) — Первая мировая война как результат передела мира.

-2 подцикл (1917-1953 гг.) — Вторая мировая война как результат нового передела мира.

-3 подцикл (1953-1989 гг.) — «Холодная”, можно сказать Третья Мировая война как результат глобального по масштабам и затратам на оборону противостояния «лагеря социализма” и «лагеря капитализма”.

-4 подцикл (1989-2025 гг.) — коренное изменение системы международных отношений как результат распада СССР, мировой системы социализма, нового витка НТР, возрастания пассионарности Юга. Он характеризуется возникновением долговременных очагов напряженности, расстановкой сил в выборе потенциальных союзников и соперников. Начался новый передел мира, который должен привести к новому вооруженному противостоянию или войне, поскольку такова логика развития общемировых процессов.

Ряд сопутствующих исследований подтверждает вывод о том, что в 2007 — 2013 г.г. мир встанет на грань вооруженного конфликта. Институт демографических проблем под руководством академика С.П. Капицы определил, что общественная система перейдет в неустойчивое состояние в 2007 году. Это потребует глобальных усилий по координации действий всех государств, или же система народонаселения, как и прежде, будет отрегулирована естественным путем — через стихии, эпидемии, моры, войны.

Необходимо подчеркнуть, что в вышеназванных подциклах существует алгоритм побед и поражений: 1 — проигрыш, 2 — победа, 3 — проигрыш, 4 — следует ожидать победы.

Анализ подциклов свидетельствует о том, что в каждом из них присутствует так называемая «малая война” с заведомо слабым противником. Россия при этом, как правило, либо проигрывала эту войну, либо терпела большие потери. Каждая такая война способствовала политическим и социально-экономическим преобразованиям в стране.

В 1 подцикле — русско-японская война, которая привела к революции 1905-1907 гг. И последующим реформам.

Во 2 подцикле — неудачный поход в Польшу в 1920 году, а также советско-финскую войну в 1939-1940гг.

В 3 подцикле — война в Афганистане (1979-1989 гг.), которая способствовала перестройке.

В 4 подцикле, только что начавшемся, возможно именно чеченский конфликт спровоцировал системный кризис в стране, который вынудил пойти на форсирование реформ в политической жизни, экономике и в  Вооруженных Силах.

Все циклические процессы в истории России связаны с армией самым непосредственным образом. Это характерно как для 144-летних циклов в целом (Петровские военные реформы, создание ВС СССР и т.д.), так и для подциклов в отдельности.

Каждый подцикл являлся новым шагом в актуализации реформ армии и флота. Это и понятно, поскольку армия не имела права отставать от развития страны. Если такой реформы не проводилось, то следовали военные поражения, а затем, как следствие, все же начало военных реформ.

В настоящее время мы вновь столкнулись с необходимостью скорейшего реформирования ВС, иначе в свете грядущего глобального вооруженного противостояния, о котором мы говорили выше, конверсия оборонной промышленности, разрушение системы обороны России, нищенское содержание войск, свертывание НИОКР ставят участие России в переделе мира по вопрос.

Таким образом, все вышеназванные аргументов свидетельствуют в пользу того, что России нельзя сбрасывать со счетов вопросы военной безопасности.

Как важнейший элемент национальной безопасности России военная безопасность характеризует определенное состояние государства, при котором оно способно защитить свои национальные интересы от угроз, вызванных демонстрацией или применением военной силы.

На протяжении всей истории человечества существовала проблема несовпадения интересов государств, наций. Доведенная до уровня противоречий, особенно антагонистических, разница государственных интересов выступает источником военной опасности.

Военная опасность — это процесс, включающий в себя качественно различающиеся этапы: потенциальная военная опасность (ПВО) и непосредственная военная угроза (НВУ).

ПВО — предполагает лишь гипотетическую возможность возникновения вооруженного конфликта. У соперничающих сторон имеются неразрешенные противоречия и политические намерения хотя бы одной из стран применить военную силу.

НВУ — характеризуется реальной возможностью возникновения вооруженного конфликта. Политические намерения хотя бы одной из сторон использовать военную силу для разрешения противоречий подкрепляются и готовностью ВС к решению поставленных задач.

Главными источниками и причинами военных угроз остаются многочисленные социально-политические, экономические, территориальные, национально-этнические, религиозные и другие противоречия между регионами, государствами. Так было всегда. Меняются лишь форма и масштабы проявления этих противоречий.

Все имеющиеся на сегодняшний день военные угрозы можно объединить в такие группы.

1 группа угроз: политика ряда стран и международных сил, направленная на лишение независимости России, устранения ее как мощной державы с мировой арены.

Несомненную роль «авангарда” здесь играют США.

Ясность во многие направления современной американской политики вносит известный политолог Збигнев Бжезинский.  Его книга «Геостратегия для Евразии” свидетельствует о том, что холодная война против России не только продолжается, но и фактически из холодной перешла в агрессию против нашего государства с целью его уничтожения. В будущей американской геостратегии Россия характеризуется то как «политическая черная дыра”, то, как свободно «конфедеративная Россия, состоящая из европейской России, Сибирской республики и Дальневосточной республики”. Конечно, господин Бжезинский — не президент США, даже не госсекретарь и официальный Вашингтон вряд ли подтвердит наличие подобной геостратегии в отношении России. Но, тем не менее, многие факты свидетельствуют о несомненном влиянии идей этого политолога.

В Стратегии национальной безопасности США, принятой президентом Клинтоном, идеи Бжезинского закамуфлированы официальной фразеологией: «Особое внимание в нашей стратегии обращено на влияние на нынешний и долгосрочный внешнеполитический курс США таких ранее считавшихся далекими от нас транснациональных проблем, как истощение ресурсов, быстрый рост народонаселения, загрязнение окружающей среды и массовые миграции людей. С учетом этих обстоятельств мы не ставили своей целью провести четкую грань между внутренней и внешней политикой. Мы стремились определить политику в таких областях, как экономика и безопасность, которые продвигают наши интересы и идеалы в мире, где разделительная линия между внутриполитическим и внешнеполитическим курсом все более размывается”.

Сказано достаточно откровенно. Фактически сферой ответственности органов национальной безопасности объявляется обеспечение глобального контроля над другими странами: доступ к природным, людским и другим ресурсам, устранение каких-либо национальных барьеров для движения и воспроизводства национального капитала, контроль за народонаселением, загрязнением окружающей среды, политическими системами других государств. За этот глобальный контроль американский народ должен быть готов платить: «Вовлеченность США в мировые дела зависит от готовности народа и конгресса платить за защиту американских интересов долларами, энергией и, когда нет другой альтернативы, жизнями наших граждан”.

Если кто-то считает, что холодная война закончилась и у России нет врагов, то в Америке полагают иначе: Россия, проигравшая холодную войну, должна быть расчленена, ограблена и окончательно уничтожена как самостоятельное государство. В общественном мнении США и всего мира активно создается образ врага в лице российского преступного сообщества и «криминально-синдикалистского” российского государства. Именно так характеризуется новое общественное устройство в России в докладе центра международных и стратегических исследований «Организованная преступность в России”, подготовленном для конгресса США и широко разрекламированном российским телевидением. Констатируется «прямая угроза национальным интересам и безопасности США со стороны организованной преступности в России, которая усугубляет нестабильность в огромной ядерной державе”. Цель предельно ясна — обосновать возможность и необходимость новой международной изоляции России, вплоть до введения в отношении нее жестких экономических и политических санкций.

2 группа угроз: вызвана распространением ядерного оружия, средств его доставки, а также разработка новых технологий военного производства.

Сегодня создалась принципиально новая военно-политическая ситуация в мире: ядерное оружие становится достоянием многих. К пятерке официально признанных обладателей этого вида оружия (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай) добавились Индия и Пакистан. Создала ядерное оружие и ЮАР, но демонтировала взрывные устройства, как будто можно демонтировать технологию. Возможно Израиль тоже имеет ядерное оружие, но он пока не доказал его наличие.

Последние два ядерных испытания Индии и Пакистане показали кризис режима нераспространения ядерного оружия, тенденцию к расползанию по миру ядерной и ракетной технологии. Подобная ситуация имеет, несомненно глобальное измерение. Простой взгляд на географическую карту показывает, что Россия находится слишком близко к большинству новых и реальных, и потенциальных участников ядерно-ракетного клуба. А это увеличивает потенциальную военную угрозу.

3 группа угроз: определяется наличием стратегически опасных для России мощных военных группировок вооруженных сил, стремлением блока НАТО к расширению.

Американский принцип «открытых дверей” ведет в последнее время к реальному расширению блока НАТО. Его ряды пополнились Польшей, Венгрией и Чехией. Руководство США  намерено не ограничиваться приемом в альянс лишь нескольких стран. Что из этого следует для России?

1 вывод. Нам придется столкнуться с доктриной повышенной активности НАТО за пределами зоны своей прямой ответственности. Попросту говоря, НАТО будет выступать в роли «международного суперполицейского”, возлагая на себя любые миссии, если посчитает нужным это нужным. Это не просто слова. Самый свежий пример — Словакия. Примеряются и к Македонии, Нагорному Карабаху. Может быть, некоторые скажут, что возможно результатом натовского вмешательства будет порядок. Но тут есть несколько опасностей:

— НАТО может и ошибиться, попросту говоря сделать глупость. Как уже не раз ошибались во Вьетнаме, Никарагуа, совсем недавно в Иране. А расплачиваться за эту глупость придется другим.

— Альянс может пригласить Россию участвовать в какой-либо натовской операции, но исключительно на условиях НАТО. В случае нашего нежелания — обойдутся и без нас. А операции могут проводиться в районах, где у России может быть немало интересов. Тогда у альянса будет возможность «отжать” нас от решения прямо касающихся проблем.

2 вывод. Географических границ у расширения, скорее всего, не будет. В ближайшее время обещали рассмотреть заявки пяти других стран: Румынии, Словении. Латвии, Эстонии и Литвы. За ними с небольшим отрывом последуют Албания, Болгария, Македония и Словакия. «А почему бы не принять и Украину и другие бывшие советские республики: — пишет «Вашингтон пост”. — Вот это будет сдерживание с большой буквы”.

3 вывод. Напрашивается из предыдущих рассуждений — что бы нам ни говорили, но в основе расширения НАТО лежит логика потенциального сдерживания России.

4 группа: стремление некоторых государств к установлению своего доминирования в отдельных регионах мира с потенциальной направленностью на мировое господство.

Здесь, прежде всего, следует сказать об усилении глобальной роли в Восточной Азии таких стран, как Япония и Китай. Для геополитической обстановки в этом регионе в настоящее время характерны метастабильные отношения. Метастабильность предусматривает состояние внешней устойчивости при относительно небольшой гибкости. Сегодня Дальний Восток переживает период экономического взлета наряду с растущей политической неопределенностью.

В последние годы Азия достигла экономического успеха, не имеющего равных за всю историю человечества. Приведу лишь некоторые данные, демонстрирующие эту реальность. В 60-е годы доля Восточной Азии (включая Японию) составляла лишь около 4% от всего мирового ВНП, в то время как Северная Америка занимала ведущее положение в мире и ее доля составляла 35-40% ВНП. К середине 90-х годов оба региона имели примерно равные результаты — около 25%. Аналитики считают, что если не произойдут какие-либо массовые потрясения, то в течение ближайших 25 лет Азия по показателям ВНП обойдет и Америку, и Европу.

Хотя Азия и обошла Европу по экономическому развитию, она на редкость сильно отстала от нее с точки зрения регионального политического развития. Ей катастрофически не хватает многосторонних политических структур в области сотрудничества, которые определяют политические процессы в Европе и, тем самым ослабляют, сдерживают различные территориальные, этнические и национальные конфликты. В Азии нет организаций подобных НАТО или Европейскому Союзу. Имеющиеся 3 региональные организации — АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), АРФ (Азиатский региональный форум) и АПЕК (Азиатско-Тихоокеанская группа экономического сотрудничества) — даже отдаленно не соответствуют той сети многосторонних и региональных связей в области сотрудничества, которые объединяют Европу.

На этом фоне надо заметить, что Азия является одним из крупнейших импортеров оружия. По многим показателям она обогнала Европу и Ближний Восток. В связи с этим активная деятельность, которая до сих пор направлялась по мирному руслу ускоренного экономического развития, может быть радикально изменена политическими страстями, которые не трудно спровоцировать. Тем более что потенциальные возможности для этого есть.

В регионе имеется большое количество спорных вопросов, каждый из которых может быть использован в демагогических целях и, таким образом, взрывоопасен:

— Недовольство Китая независимым статусом Тайваня растет по мере того, как укрепляются позиции Китая, а процветающий Тайвань начинает использовать свой статус независимого государства.

— Продолжается исторически сложившееся соперничество Японии и Китая за владение островами Сенкаку.

— Нестабильность Кореи при стремлении Северной Кореи  стать ядерной державой создают опасность развязывании войны не только с участием стран полуострова, но и США, и косвенным образом Японии.

— По-прежнему парализует и отравляет российско-японские отношения вопрос самых южных островов Курильской гряды.

5 группа: существующие и потенциальные очаги локальных войн и конфликтов в непосредственной близости от российских границ.

Трезвый взгляд на ситуацию на Кавказе свидетельствует о катастрофогенных процессах. Беда в том, что это регион, северная часть которого (Северный Кавказ) находится по одну, а южная (Закавказье) — по другую сторону границ России, где внутренние проблемы тесно сплелись с внешнеполитическими амбициями. Это само по себе сложное сочетание усугубляется серьезными провалами политики в Чечне, ростом антирусских настроений на Северном Кавказе, нарастанием роли национально-экстремистских и фундаменталистских течений. И все это на фоне некомпетентных шагов политических лидеров России увеличивает вероятность отделения Северного Кавказа от России. А такая перспектива может вызвать войну в более крупном масштабе, чем чеченский кризис. Тогда уже даже трудно предсказать размах катаклизмов.

После 90-х годов Северный Кавказ стал как бы одной из несущих этногеополитических опор федерализма России. И разрушение этой опоры сейчас произведет эффект «домино” на всем юге страны с последующим обвалом российской государственности. А возможный хаос создаст прямую угрозу общепланетарной безопасности.

Когда-то один выстрел спровоцировал мировую войну. В случае с Северным Кавказом речь идет о возможности мощного геополитического взрыва, который поставит под угрозу само существование огромной державы. Поэтому те политики, которые грезят о раздроблении России как вселенском благе, должны хорошо поразмыслить.

На грани выхода из-под контроля находятся социально-политические, экономические, межэтнические процессы в Закавказье (это и Абхазия, и Южная Осетия, и Аджария, и Нагорный Карабах и т.д.) Все это осложняется слабостью политических режимов в Грузии, Армении, Азербайджане, отсутствием у них опыта независимого существования и ведения цивилизованных дипломатических  отношений. Деструктивное влияние в обстановку в Закавказье вносится в связи с международным соперничеством за нефть Каспия.

История имеет тенденцию к повторению. Сейчас в каком-то смысле повторяется ситуация 18-19 в.в., когда внутренние неурядицы в регионе приводили к активному вмешательству сюда внешних сил. Но разница в том, что теперь круг государств, которые прямо или косвенно вовлечены в кавказские дела, неизмеримо расширился не только количественно, но, если можно так сказать, и качественно. Прежде всего — за счет США как единственной сверхдержавы мира, а также Европейского сообщества. Кроме того, следует признать, что и Турция, и Иран не стоят в стороне от проходящих на Кавказе политических, экономических и идеологических процессов.

Военная доктрина Российской Федерации

Военная доктрина Российской Федерации представляет собой систематизированную и  сконцентрированную в одном документе совокупность основополагающих официальных взглядов (установок)  на предотвращение войн и вооруженных конфликтов, их характер и способы ведения, организацию деятельности государства, общества и граждан по обеспечению военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Военная доктрина является документом переходного периода – периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации Российской Федерации, динамичной трансформации системы международных отношений.

Положения военной доктрины как составной части комплекса нормативных правовых, концептуальных и программных политических документов, регламентирующих и организующих деятельность в области обеспечения военной безопасности, являются обязательными для всех органов исполнительной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, на которые законодательством Российской Федерации возложена, в пределах их обязанностей и полномочий, ответственность за организацию и осуществление военного строительства, решение задач обороны и безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Военная доктрина развивает «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» 1993 года и конкретизирует применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Она опирается на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки  и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а так же на выводы из системного анализа содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

Военная доктрина Российской Федерации имеет сугубо оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее содержании последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Структура военной доктрины включает три взаимосвязанные части: военно-политические основы, военно-стратегические основы и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Военно-политические основы являются определяющими по отношению к остальным частям военной доктрины.

Правовую базу военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а так же международные обязательства Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

реализация военной доктрины достигается единым централизованным государственным и военным управлением, скоординированной деятельностью, в пределах их компетенции, всех ветвей и органов государственной власти, общественных объединений и граждан по осуществлению комплекса политико-дипломатических, экономических, социальных информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Вооруженные силы РФ — гарант военной безопасности страны. Задачи личного состава в 2001 учебном году.

Вооруженные Силы Российской Федерации составляют основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а так же  для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Роль и назначение Вооруженных Сил России законодательно закреплены в Федеральном законе «Об обороне». Исходя из ведущей роли Вооруженных Сил в деле обеспечения обороны страны, они должны быть в состоянии решить целый комплекс разнообразных оборонных задач, требующих организации четкого руководства, взаимодействия и финансового обеспечения. Учитывая состояние военной мощи, Российская Федерация на обозримый период должна сохранить средства стратегического сдерживания вероятных агрессоров и статус ядерной державы для предотвращения ядерного нападения или крупномасштабной агрессии с применением обычных вооруженных сил и вооружений. Вместе с тем Российская Федерация готова к продолжению сокращения имеющегося у нее ядерного оружия на двусторонней с США и многосторонней основе при сохранении общего баланса сил ведущих ядерных государств на уровне, отвечающем требованиям обеспечения стратегической стабильности. Вооруженные Силы выполняют задачи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области обороны и безопасности, другими государственными и нормативными правовыми актами, международными обязательствами России при строгом соблюдении норм международного права.

Основными задачами Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности страны в 2000 году являются:

  • — стратегическое сдерживание потенциального агрессора, главным образом ядерными средствами, о развязывания войны против России и ее союзников;
  • — обеспечение, при необходимости, политических акций государства путем демонстрации силы, военно-морского присутствия;
  • — надежная охрана и защита  Государственной границы Российской Федерации, недопущение проникновения вооруженных группировок на ее территорию;
  • — поддержание состава и состояния ядерных сил на уровне, обеспечивающем неотвратимость ядерного возмездия агрессору в любых условиях обстановки;
  • — локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов войсками (силами) постоянной готовности, а в случае эскалации – осуществление полного  или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил, отражение агрессии и достижение поставленных военно-политических и военно-стратегических целей.

В условиях современной обстановки задачи Вооруженных Сил в системе безопасности Российской Федерации не ограничиваются только вопросами обороны страны. Необходимость применения военной силы требует более широких рамок. Приоритетным направлением деятельности Вооруженных Сил стало миротворчество, которое является мощным инструментом внешней политики России. Использование российских войск в миротворческих операциях является одним из путей защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения ее безопасности.

 

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)