ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

с офицерами войсковой части

ТЕМА: «Любовь к Отечеству, близость к людям и забота о подчиненных – основополагающие традиции командных кадров ВС РФ».

Воспитательные цели:

  • — воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
  • — формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

  • — поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;
  • — формировать у военнослужащих готовность стойко переносить трудности военной службы по защите Отечества.

Вопросы:

  • 1. Близость солдата и командира.
  • 2. Любить Родину.

Время: 1 час.

Место: клуб части

Рекомендуемая литература: На службе Отечеству. Книга для чтения по ОГП солдат, сержантов ВС РФ 1999 г. 

Метод проведения: лекция

Дата проведения: _______г.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.

Армия — это в известном смысле большая семья, а во всякой семье есть воспитатели. Такими воспитателями воинов нашей армии и флота всегда были и остаются прежде всего командиры (начальники). В большинстве своем это люди подготовленные, преданные делу, своей нелегкой профессии, любящие или, по крайней мере, уважающие своих подчиненных.  

Воспитательное воздействие командиров на своих подчиненных в нашей армии всегда было достаточно сильным, активным, целенаправленным. Это отмечалось многими государственными деятелями, политиками, военными специалистами.

В конце XIX — начале XX века стали складываться определенные критерии, предъявляемые к офицеру как к воспитателю. Прежде всего, для ведения воспитательной работы стала признаваться необходимость «самой тщательной научной подготовки». Переломить ситуацию оказалось очень непросто, так как сложилось устойчивое мнение, что воспитание дело несложное, понятное и поручалось оно в большинстве случаев унтер-офицерам и «дядькам» — опытным, имеющим значительный срок службы солдатам.

Часть молодых офицеров не только не располагала необходимыми знаниями и соответствующей подготовкой, но и не была приучена к необходимому терпению, сдержанности.  Точку зрения на то, кто должен заниматься воспитанием и обучением солдат достаточно резко высказывал генерал В. Голосов: «Если кое-что по изучению уставов и порядка службы, а равно техническая сторона обучения, достигаемые продолжительным опытом, и могут быть поручены офицеру, то вся духовная сторона воспитания солдата должна быть изъята от подобных учителей и воспитателей».

Далее автор буквально ужесточает свою мысль: «Унтер-офицерам надо воспретить вторгаться в души, в дело воспитания, так как ни их развитие, ни их умение обращаться со столь нежным материалом, как душа новобранца, не годны для этого». (Голосов В. Строевой офицер — воспитатель и учитель. М., С. 6)  Многие специалисты разделяли это мнение, а некоторые относились к проблеме еще более строго. Генерал Д. Парский считал, что младшие офицеры также могут выступать только в качестве инструкторов «по части обучения» и отвечать «лишь за успех обучения, а не за воспитание.» (Парский Д. Боевая подготовка нашего солдата. СПб., 1912. С. 36).

Реально же обстановка складывалась так, что наибольшее влияние и значение в подразделениях принадлежало не офицерскому составу, а преимущественно нижним чинам. Наличие офицеров, имеющих специальные знания и подготовку, необходимые для воспитания воинов всегда было и остается мерой крайне необходимой.

К сожалению, к предупреждению наших предшественников и мнению нынешних специалистов в настоящее время далеко не всегда прислушиваются, хотя все соглашаются, что управлять каким-либо процессом можно только на основе знания закономерностей его протекания. Никто не посадит в кабину современного самолета человека, не знающего работу его систем, правил управления и пилотирования.

А вот офицеров, уровень знаний которых ограничивается усвоением положений, что он командир-единоначальник и его приказ должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок, а дисциплина должна быть железной можно встретить в каждой части.  К научной подготовке непременно должна прилагаться добрая воля, чтобы командир (начальник) работал не по принуждению, а из любви к делу, вкладывая в него душу и сердце, чтобы им руководил и двигал патриотизм, идейное служение, офицерская доблесть. «Офицер должен быть не наемник, а пастырь добрый», — писал генерал Владимир Голосов.

Как воспитателю командиру крайне необходимы терпение, спокойствие, а по отношению к молодым воинам и снисходительность. В большинстве случаев молодые воины послушны и исполнительны, но они не сразу привыкают к новой обстановке и предъявляемым требованиям. Поэтому рекомендовалось на первых порах молодых солдат не запугивать, не смотреть на нарушение правил как на сознательный поступок, а терпеливо вводить в новую жизнь, в круг новых понятий, взаимоотношений и обязанностей.

Командиры должны с уважением относиться к личности солдата, не подавлять ее, не делать его безликим исполнителем. Еще со времен Петра I подчеркивалось, что «раб и воин — понятия несовместимые».  Исключительно высоко ценились такие качества, как внимание командиров к нуждам подчиненных и близость к нему. Доверчивый и отзывчивый солдат из простого народа требовал к себе большей близости и теплоты командира. Генерал Д. Парский считал, что «первейшая и важнейшая задача воспитателя вообще, военного же и русского в особенности» — овладеть доверием и сердцем воина и на этом «основном камне» строить все «здание воинского воспитания». (Парский Д. Боевая подготовка нашего солдата. СПб., 1912. С. 33)

Заметим, что достичь этого удавалось далеко не всегда и не всем командирам. Анализируя существовавшие взаимоотношения солдата и командира, правомерно утверждать о недостаточной их близости друг к другу, отсутствии необходимой внутренней связи. Вплоть до 1917 года офицер в глазах солдата оставался преимущественно «барином», т. е. человеком чуждой ему среды, с которой у нег нет ничего общего и которая живет иным, совершенно отдельным от него миром.

Впитав в себя с детства традиционное недоверие ко всему начальству вообще наш солдат переносил его и на офицера, что естественно затрудняло установление необходимой связи между солдатом и командиром.

Командиру искренне желавшему завоевать доверие солдата приходилось тратить на это много труда, времени, прилагать все свое умение, прежде чем достигнуть необходимого результата. А к этому способен и склонен был далеко не каждый и только людям исключительного склада это удавалось в полной мере.  Общеизвестно, что в процессе воспитания возникают острые ситуации, трения, сложности, которые сломают человека без сильной воли, твердого характера. Он отступит перед трудностями.

Следовательно, командиру как воспитателю нужны также твердый характер, настойчивость в достижении цели.  2 Как аксиома, как непреложное правило воспитания воспринимается мысль о том, что каждый командир, прежде всего, яркий пример и носитель патриотизма. Эта мысль всегда закреплялась в уставах и других воинских документах. Уже в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-16021гг.) воеводам строго предписывалось не только усердно воспитывать воинов, но и самим подавать пример служения Отечеству.

В беседах с подчиненными командиры говорили о славе и могуществе России, ее величии, народах, живущих под ее великодержавными символами. Это имело глубокий смысл и важное практическое значение. Командиры, имеющие боевой опыт хорошо знали. что в условиях смертельной опасности нравственные силы бойцов поддерживают только идеи о Родине, Отечестве и так вели беседы, что простым, нередко неграмотным солдатом Родина воспринималась как домашняя обстановка, природные пейзажи, связь с родными и близкими, а Отечество — как уклад жизни, традиции, обычаи, законоположения.

Если это удавалось, то бойцы отстаивали Россию самой дорогой ценой — своей жизнью.  Между тем понятия Родина, Отечество, патриотизм нередко оказывались под огнем недругов России, ее армии и воспитательные усилия командиров направлялись «для борьбы со всеми теми учениями, которые разлагают вооруженные силы государства и которые стремятся само понятие о Родине вырвать из сознания народов». (Энгельман И. Г. Воспитание современного солдата и матроса. СПб., 1908. С. 2).

Хотя эти слова сказаны русским офицером в начале нынешнего века, в наши дни они звучат не менее актуально.  Командиры всегда любили Родину, свою часть, свое знамя «до обожания, до восторженности». Такие чувства увлекали людей, развивали в них подобные же качества. Чтобы пробудить и развить у воина чувство патриотизма, от офицера также требуется умение говорить понятным языком, коротко, образно, просто, что дается не всем и далеко не сразу.

Для командира, как для воспитателя, крайне важны такие качества как выносливость, бодрость и уверенность в своих силах. Особое значение имеет бодрость. В письме к своему крестнику Суворов, называя воинские добродетели, пишет: «Храбрость для солдата, бодрость для офицера». Именно офицер, являясь непосредственным командиром, поддерживает бодрость среди своих подчиненных и мешает распространению такой «заразы» как ропот и уныние, погубившим не одну армию.  Конечно же, всем офицерам приходилось заниматься, как говорили раньше «исправлением испорченного элемента».

В этом случае подготовленный воспитатель стремился опереться на какие-либо положительные данные воспитуемого. И если таковые выявить было трудно, то старался их вызвать. Самого «испорченного элемента» воспитатель старался убедить в своей привязанности к нему. Командиры стремились терпеливо относиться к упрямству, недоброжелательности и неразвитости солдат. Такое долготерпение побуждало многих воспитуемых к откровенности и доброжелательности.  Опытные командиры свою любовь к солдату, внимание и заботу о нем не превращали в маниловщину, фамильярность, потворство его слабостям.

И это правильно. Воспитуемый должен знать, что ни один его поступок не останется незамеченным и на него последует соответствующая реакция командира, который в глазах своих подчиненных должен быть олицетворением справедливости, одинаково и ровно относиться ко всем без исключения.  Ничто так не развращает и не портит коллектив как выбор командиром или начальником «фаворитов». Люди должны знать и видеть, что все они одинаково дороги и близки сердцу командира.

При этом требования и приказания не должны носить характер каприза.  В российской и советской армии всегда остро ставился вопрос о нравственном примере воспитателя. Требовалось чтобы жизнь офицера в глазах его подчиненных была безупречна, кристально чиста. От офицера требовалась «чистоплотность во всех видах, формах и наименованиях физического, нравственного и умственного характера».

Требования к командиру, как к воспитателю солдата объемно и точно сформулировал Михаил Иванович Драгомиров, заключающиеся, по его мнению, в следующем:

  • — быть твердым в тех вопросах, на которых основывается воспитание солдата;
  • — обладать искренней преданностью и любовью к военному делу;
  • — помнить, что его подчиненные не в состоянии применяться к нему, а он к ним должен применяться;
  • — в возможной мере быть внимательным к нуждам подчиненных;
  • — вырабатывать в себе правильное отношение к приказанию;
  • — обратить особое внимание на то, чтобы прежде и тверже всего внушить солдату обязанности и только после этого обряды;
  • — делить с солдатом тяготы службы;
  • — уметь держать себя с солдатом.

Из суммы перечисленных качеств, теоретических знаний, подкрепленных практикой и складывается авторитет командира как воспитателя, главной задачей которого было воспитать физически и духовно сильного, проникнутого чувством патриотизма и знанием своего дела воина.

Воспитательная работа, которую проводили командиры российской (советской) армии, обеспечивала подготовку преданных и умелых воинов, способных до конца выполнить свой ратный и патриотический долг.

Наиболее заметных успехов в воспитании воинов добивались командиры, которые имели хорошо развитые волевые качества, прочные нравственные устои, фундаментальные теоретические знания, прежде всего в области психологии, творчески применяемые не практике.  Несмотря на то, что в последние годы произошли огромные перемены в общественно-политической жизни и государственном устройстве нашей страны, военном строительстве, накопленный столетиями опыт воспитания командирами своих подчиненных, его внимательное и критическое изучение может оказать существенную помощь военным кадрам в выполнении задач вооруженной защиты России в современных условиях.

 

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)