Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения общественно-государственной подготовки с группой солдат

 

ТЕМА: «Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны. Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий».  Цель занятия: — ознакомить военнослужащих с основными положениями международного гуманитарного права, ограничениями при ведении боевых действий.  Дата: _____ Время: 2 часа; 2 часа Место: расположение Метод проведения: беседа; семинар Вопросы:

  1. Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны. Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

”…не меньше оружия поражать

неприятеля человеколюбием…” А. В. СУВОРОВ С давних времен войны велись с соблюдением ряда правил и обычаев гуманного обращения с поверженным противником и мирным населением. В 1864 году в Женеве представители нескольких государств впервые в истории договорились не нападать в ходе военных действий на раненых и больных воинов, а также на лиц, оказывающих им помощь. Позднее, в 1899 году, в Гааге по инициативе России была принята международная конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. Эти документы легли в основу новой отрасли международного публичного права — международного гуманитарного, которое также называется правом вооруженных конфликтов. Вооруженные силы. Боевые действия в ходе вооруженных конов ведутся группами людей, которые объединяются в вооруженные силы. Законными участниками международных вооруженных конфликтов признаются организованные вооруженные силы любой из сторон в конфликте, если они: находятся под командованием лица, отвечающего за их действия перед этой стороной; подчиняются подчиняются внутренней дисциплинарной системе, что обеспечивает возможность соблюдения норм ПВК. Если какая-либо сторона в конфликте включает в состав своих вооруженных сил организации полувоенного типа или вооруженные правоохранительные формирования, она обязана уведомить об этом другие стороны, находящиеся в конфликте. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к решению задач обороны страны привлекаются Вооруженные Силы РФ, а также Пограничные войска РФ: внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; железнодорожные войска РФ; войска ФАПСИ; войска гражданской обороны. В случае международного вооруженного конфликта военнослужащие из состава этих сил, за исключением персонала их военно-медицинских служб и войск гражданской обороны, имеют право на законных основаниях принимать участие в боевых действиях. Воюющие (комбатанты). Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, принимающие участие в международном вооруженном конфликте (за исключением медицинского и духовного персонала), признаются законно воюющими и на современном языке ПВК называются комбатантами. Комбатанты вправе применять боевые средства и выводить из строя комбатантов противника, а также любое его движимое и недвижимое имущество, используемое в военных целях. За эти действия они не могут быть привлечены к ответственности. Оказавшись во власти противника по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, они получают статус военнопленных и пользуются правовой защитой. Комбатанты обязаны соблюдать нормы ПВК и отличаться от гражданского населения при участии как в боевых действиях, так и в мероприятиях, связанных с подготовкой к бою. Как правило, военнослужащие регулярных вооруженных сил государства отличают себя ношением военной формы и знаков различия установленного образца. ПВК запрещает использовать флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия и форменную одежду противника в ходе боя, для прикрытия военных действий или защиты своих войск. Кроме того, запрещается использовать военную форму и национальную атрибутику нейтральных государств или других государств, не участвующих в конфликте, а также отличительную эмблему ООН без разрешения этой организации. Военный плен не является ни местью, ни наказанием, а применяется сторонами, находящимися в международном вооруженном конфликте, как вынужденная мера, предпринимаемая для того, чтобы не допустить возвращения военнопленных в боевые порядки своих войск*. Исторически в России, как и в других государствах мира, добровольная сдача в плен из-за трусости или малодушия расценивалась как поступок, порочащий честь русского воина. В то же время в плену можно оказаться по различным, не зависящим от самого военнослужащего причинам. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ (ст. 20) допускает возможность захвата военнослужащего в плен, если он оказывается в отрыве от своих войск и исчерпывает все средства и способы сопротивления или же находится в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии. Парламентеры. Парламентер — это лицо, которое получает полномочия от своего военного командования для ведения переговоров с военным командованием противника. Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер, а также сопровождающие его лица (трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик) пользуются правом на неприкосновенность. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему следует обеспечить безопасное возвращение в расположение своих войск. Белый флаг свидетельствует о намерении поднявших его лиц вступить в переговоры с противной стороной и отнюдь не означает немедленную капитуляцию. Медицинский и духовный персонал. Лица из состава военно-медицинской и духовной службы вооруженных сил отвечают за оказание помощи жертвам вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в боевых действиях. Поэтому они не считаются комбатантами. Эти лица могут быть задержаны только в том случае, когда того требуют медицинское состояние, духовные потребности военнопленных. В этом случае им должна быть предоставлена такая же правовая защита, как и военнопленным. Нападение на персонал медицинской и духовной служб запрещается, если только их действия не противоречат их правовому положению. Военно-медицинский персонал имеет право на самозащиту, а также на защиту лиц, находящихся под их покровительством, от незаконного, с точки зрения ПВК, нападения. С этой целью им разрешено носить и при необходимости применять личное оружие. Для опознания медицинский и духовный персонал должен носить на левой руке нарукавную повязку с изображением красного креста или красного полумесяца на белом фоне, а также иметь удостоверение, подтверждающее их статус. Использование не по назначению отличительной эмблемы медицинской или духовной службы запрещается. Персонал военных и гражданских медицинских служб пользуется равноценной правовой защитой. Персонал гражданской обороны. Персонал гражданской обороны занимается решением гуманитарных задач по защите гражданского населения от опасностей военных действий, оказывает помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивает выживание гражданского населения. Невоенные организации гражданской обороны пользуются уважением и защитой ПВК. Международным отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний треугольник синего цвета на оранжевом фоне. На оккупированной территории и в районах боевых действий невоенный персонал гражданской обороны должен иметь специальное удостоверение. Лица из состава вооруженных сил, прикомандированные к организациям гражданской обороны, пользуются правовой защитой и, оказавшись в руках противника, считаются военнопленными, если они прикомандированы на весь период конфликта и занимаются исключительно задачами гражданской обороны. При этом они обязаны носить ясно различимые международные знаки гражданской обороны и иметь удостоверение, подтверждающее их статус. Эти лица могут быть вооружены только личным оружием, которое применяется исключительно для поддержания порядка и для самозащиты. Они не принимают непосредственного участия в военных действиях, не причиняют ущерба противной стороне и действуют только в пределах национальной территории. Персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей. Уважением и международно-правовой защитой пользуется также персонал, деятельность которого связана с защитой и охраной культурных ценностей в период вооруженного конфликта. К культурным ценностям относятся движимые и недвижимые предметы и объекты, являющиеся культурным наследием каждого народа (например, музеи, церкви, мечети, произведения искусства, коллекции книг и т. п.). Такому персоналу, оказавшемуся во власти противника, должна быть предоставлена возможность продолжать выполнение своих функций, если культурные ценности, которые ему поручено охранять, также попадают в руки противника. Чтобы обозначить персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей, используются международно-признанные знаки, представляющие собой щит бело-голубого цвета. Персонал, участвующий в гуманитарных операциях. Если в зоне вооруженного конфликта не участвующее в вооруженной борьбе население недостаточно обеспечено запасами, необходимыми для выживания, с согласия заинтересованных сторон проводятся операции по оказанию гуманитарной помощи. Каждая сторона в конфликте должна максимально содействовать персоналу, оказывающему такую помощь. Персонал, участвующий в гуманитарных операциях, должен пользоваться уважением и защитой. Незаконными участниками вооруженных конфликтов считаются шпионы и наемники.  Шпионами признаются лица, которые, действуя тайно или обманным путем, собирают или пытаются собирать сведения на территории, контролируемой одной из сторон в конфликте, для последующей передачи их противной стороне. Лица из состава вооруженных сил, занимающиеся сбором информации на территории, контролируемой противной стороной (например, войсковые разведчики), не будут считаться шпионами, если в случае захвата противником будут одеты в военную форму своих вооруженных сил. Наемниками считаются лица, принимающие непосредственное участие в боевых действиях с целью извлечения личной выгоды. При этом они не являются ни гражданами одной из сторон в конфликте, ни лицами, постоянно проживающими на территории, находящейся под ее контролем. Не считаются наемниками военные инструкторы и советники, которые официально направляются одним государством для оказания помощи в строительстве вооруженных сил в другое государство, если только они не принимают непосредственное участие в боевых действиях. Не являясь комбатантами, шпионы и наемники, оказавшись во власти противной стороны, не имеют права на статус военнопленного и могут быть наказаны за свои действия. Однако наказание может быть назначено им только по приговору компетентного судебного органа, при этом обвиняемым должны быть предоставлены общепризнанные гарантии судебной защиты. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание за шпионаж в пользу иностранного государства (ст. 276) и наемничество (ст. 359). Лица, не принимающие непосредственного участия в вооруженном конфликте, считаются гражданскими лицами. Все вместе взятые гражданские лица составляют гражданское население, принадлежность к которому определяется не столько ношением гражданской (невоенной) формы одежды и признаками пола или возраста, сколько конкретными действиями конкретного лица (например, женщина в гражданской одежде, применяющая оружие, теряет право на защиту). Право ВООРУЖЕННЫХ конфликтов содержит целую систему норм международно-правовой защиты гражданского населения от опасностей, связанных с боевыми действиями (см. ‘Ориентир», 1997, № 8, с. 52). В 1945 году, находясь под впечатлением тяжелых последствий и ужасов второй мировой войны, мировое сообщество пришло к выводу о необходимости избавить грядущие поколения от бедствий войны. С этой целью была создана Организация Объединенных Наций, которая получила полномочия принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии. Тремя годами позже, в 1948 году, Совет Безопасности ООН впервые принял решение учредить Миссию ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке и привлечь в ее состав военный персонал из нескольких стран мира. Так возникла новая форма международного военно-политического сотрудничества, получившая обобщенное название «миротворчество». Уникальность такого вида применения вооруженных сил точно подметил бывший генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд, который подчеркивал, что «миротворчество — не свойственная задача для военных, но только военные могут с ней справиться». С той поры миротворческие операции приобрели значительно более широкий размах, стали более многочисленными и включают разнообразные виды деятельности. Всего к 1998 году было проведено около 40 различных международных миротворческих операций. С начала 90-х годов к таким операциям стали активно привлекаться воинские контингенты Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время российские воинские контингенты принимают участие в миротворческих операциях на территории Грузии (в Абхазии и Южной Осетии), Таджикистана, Молдавии (в Приднестровском районе) и бывшей Югославии (в Боснии и Герцеговине). Правовой статус военнослужащих из состава миротворческого контингента определяется конкретным типом проводимой операции и масштабом санкционированного применения штатного оружия. Несмотря на все многообразие и специфику каждой отдельной миротворческой операции, их можно условно разделить на два типа. Операции по поддержанию мира. Миротворческие войска временно вводятся в зону конфликта, имея задачу сдерживать вооруженную борьбу, не допускать возобновления военных действий и восстанавливать мир и безопасность (примером может служить миротворческая операция ООН на Кипре, миротворческая операция по мандату СНГ в Таджикистане и т. п.). Войска должны быть беспристрастными по отношению ко всем сторонам, вовлеченным в конфликт. Они имеют только легкое оружие, которое разрешается применять исключительно для самообороны. Миротворческий контингент не является стороной в конфликте и формально не имеет противника. При необходимости применить силу для самообороны воины-миротворцы должны действовать в строгом соответствии с нормами ПВК, исходя из международно-правовых обязательств своего государства. Операции по принуждению к миру. Операции такого типа предусмотрены Уставом ООН (глава VII). Участвующие в них силы могут действовать под командованием ООН или отдельных государств. групп государств, региональных организаций, уполномоченных Советом Безопасности ООН. В этом случае воинским контингентам ставятся конкретные боевые задачи и они имеют право применять силу в интересах выполнения своего мандата. В операциях такого типа нормы ПВК применимы в полном объеме. Воин-миротворец должен неукоснительно следовать установленным нормам поведения, в том числе международно-правовым. Это позволит ему успешно выполнить почетную миссию и заслужить доверие и уважение всех сторон, вовлеченных в конфликт, тем самым достойно представлять государство, гражданином которого он является. Русская армия всегда был известна своими гуманными традициями, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории.

 

Оценить эту статью:
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *