Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил): история и современные проблемы

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с офицерами управления войсковой части

ТЕМА: «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил): история и современные проблемы».

Цель занятия:

— ознакомить военнослужащих с морально-психологическим обеспечением деятельности войск (сил): историей и современными проблемами.

Дата: __________

Время: 1 час Метод проведения: лекция Учебные вопросы:

  • 1. Актуальность проблемы МПО.
  • 2. Военно-исторические и теоретико-прикладные основы морально-психологического обеспечения подготовки и ведения войн.
  • 3. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил.
  • 4. Организация морально-психологического обеспечения, возможная структура и состав органов МПО в Вооруженных Силах Российской федерации.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Актуальность проблемы МПО

Актуальность темы обусловлена следующим: Во-первых, изменились условия и обстоятельства деятельности Вооруженных Сил, их внешние и внутренние функции, изменился сам облик, состояние Армии и Флота, количественно-качественные характеристики личного состава. Совершенно очевидна необходимость постоянно отслеживать и учитывать эти изменения, а также тенденции господствующие в экономической, военно-политической и военно-технической базе военного дела, прогнозировать появление новых факторов влияющих на морально-психологическое состояние людей, вырабатывать адекватные решения и меры.

Во-вторых, современные тенденции развития военного дела, средств и способов вооруженной борьбы, в т.ч. несмертоностного (информационного и психологического) характера, резко повысили роль морально-психологических факторов, усилили зависимость хода и исхода войны от соотношения морально-психологических сил сторон. Необходимо, как и предусматривается настоящим исследованием уйти от узкого толкования морально-психологического обеспечения, имевшем место в недавнем прошлом, которое ограничивало его рамки по существу только психологической подготовкой военнослужащих различных специальностей.

В-третьих, в обществе и Вооруженных Силах господствует мировоззренческий плюрализм. Воинские коллективы сегодня формируются из людей имеющих различные, часто противоречивые морально-психологические установки, ценности и принципы, политические убеждения и взгляды, но обязанных выполнять единые учебно-боевые, а во время войны (конфликта) и боевые задачи. В-четвертых, одно из ключевых положений военной доктрины России гласит, что угроза мировой войны (как ядерной, так и обычной) хотя полностью не устранена, но значительно снижена и главную опасность для стабильности и мира представляют локальные и региональные войны, вооруженные конфликты, каждый из которых чреват непредсказуемостью и опасностью эскалации. В современных локальных войнах и региональных конфликтах вырастает роль и значение небольших, мобильных группировок, соединений, частей и даже тактических подразделений.

В-пятых, сегодня перед нами встала задача восстановления и развития исторических традиций отечественной военной науки по изучению, проработке проблем материального и духовного факторов военной мощи, безопасности государства, в их неразрывном единстве, целостности.

В-шестых, значительно возросли масштабы и возможности целенаправленного информационно-психологического воздействия на войска (силы) и население Российской Федерации. Интенсивно развивается информационно-психологическое противоборство, как самостоятельный и высокоэффективный вид боевой деятельности. Расширяются исследования в области воздействия на психику отдельного человека и психологию больших человеческих масс.

В большинстве ведущих стран мира и их вооруженных силах создаются новые и совершенствуются уже имеющиеся органы и структуры информационно-психологического противоборства, подразделения, силы и средства воздействия на сознание и психику личного состава, как своих войск (сил), так и любого возможного противника.

В-седьмых, сегодня крайне актуальной, трудоемкой и сложной задачей является проблема практической организации морально-психологического обеспечения учебно-боевой деятельности войск (сил), участия Российских военнослужащих в миротворческих акциях и т.д.

Остро стоит вопрос быстрейшей проработки и научного обоснования необходимости создания органов и структур Морально-психологического обеспечения, системы управления МПО, его материальной базы, исходя из современных задач, стоящих перед войсками (силами), новых условий ведения боевых действий, операций, войны в целом с учетом перспектив военно-технического прогресса и военного строительства.

Настоящее исследование призвано внести определенный вклад в решение этих и других задач.

Военно-исторические и теоретико-прикладные основы морально-психологического обеспечения подготовки и ведения войн

2. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что духовная сила во все времена была предметом особой постоянной заботы государства и военноначальников, а нынешние изменения военно-политической ситуации в мире, стране, современные тенденции развития сил, средств и способов ведения войны, в том числе несмертоносного информационного и психологического характера, на качественно новом уровне выдвигают морально-психологический фактор в число определяющих успех боя, операции, победы в войне. История войн и военного искусства свидетельствует о том, что чем острее были противоречия между противоборствующими сторонами, чем сложнее становились боевые действия и смертоноснее оружие, тем больше возрастали требования к человеку, к его, морально-боевым и психологическим качествам.

Роль явлений морального, духовного плана, их влияние на характер и результаты вооруженной борьбы подчеркивали в той или иной мере выдающиеся древнегреческие и древнеримские философы Демокрит, Аристотель, Платон, Плутарх, Эврипид, Фукидит и др. Современники Ганнибала, Цезаря, Александра Македонского, Чингиз-хана и исследователи их деятельности более позднего времени объясняли их победы прежде всего следствием правильного понимания и использования нравственных качеств воинов, преимуществ духа войска в целом.

Изучение истории отечественной военной практики убеждают, что наши армия на протяжении своего более чем тысячелетнего существования всегда отличалась высоким человеческим измерением, своей духовностью, моральной силой. Уже с первых военных организаций —княжеских дружин —появляются «кодексы чести”, «ратные правила”, которые регулируют в том числе и морально-нравственную сферу воинских взаимоотношений.

Первый император России Петр I отводил в формировании морально-боевых качеств офицеров и солдат ведущую роль привитию любви к России, сознательному отношению к воинской службе как долгу перед Отечеством, крепкой воинской дисциплине, организованности и порядку, твердому характеру и личному примеру офицеров. Исключительное значение уделяли моральной подготовке войск и сил флота А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов и многие другие полководцы и флотоводцы России.

В их системе работы с людьми, как правило, ведущее место занимают: воспитание патриотизма, развитие национального самосознания русских солдат, высокое чувство чести и долга перед Отечеством. Анализ русской военно-теоретической мысли в XIX —начале XX веков показал, что в трудах военных теоретиков М.И. Драгомирова, Г.А. Леера, Н.Н. Головина, Н.П. Михневича, Н.В. Медема, Д.А. Милютина, А.А. Незнамова, П.А. Языкова и других, представлены результаты глубокого анализа человеческого фактора русской армии, которые отличается высоким уровнем исследования содержания морального фактора. Выясняются его влияния на боевые возможности войск, необходимость учета его в планировании и проведении операций.

Революционные события 1917 года повлекли за собой коренную ломку духовных основ военной службы, всего военного дела в целом. В императорской русской армии они покоились на императивах религиозной морали, на принципах православия, самодержавия и народности. В Красной Армии внедрялась идеология нового класса, в основе которой лежали свои принципы: учение революционного коммунизма, международной солидарности всех трудящихся и советской власти.

В апреле 1918 года был учрежден институт военных комиссаров, в октябре 1919 —институт политических руководителей (политруков) подразделений. Основой военного строительства стала политическая работа. К середине 20 х годов начинает четко обозначаться системный, комплексный подход к нематериальной сфере вооруженной борьбы, включающий в себя как идейно-теоретический, так и психологический аспекты. В Вооруженных Силах Советского Союза сложилась и действовала по сути до 1990 года широко разветвленная система партийно-политической работы в мирное время и политической работы в боевой обстановке.

Ее организация и осуществление возлагалась на военные советы, командующих, командиров и начальников всех степеней. Непосредственную организацию осуществляли политорганы и партполитаппарат объединений, соединений, частей и подразделений. Принципиальные недостатки могло бы устранить начавшееся в 1990 — 1991 гг. реформирование политорганов, лишение их партийных функций и создание военно-политических органов.

Но процесс этот шел вяло и закончился тем, что военно-политические органы были упразднены так и не начав действовать. Естественно, они не могли внести какие-либо изменения в систему работы с людьми, не говоря уже об устранении недостатков принципиального плана.

Сущность и содержание морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил

3. Весь исторический опыт и современная практика доказывают, что обеспечить боевую готовность, боеспособность войск (сил), создать условия для достижения успеха в бою, операции, войне без учета условий морально-психологического плана невозможно. Следовательно, мы вправе обозначать и обязаны рассматривать обеспечение духовной, нематериальной сферы военного дела как вид обеспечения деятельности войск, такой же самостоятельный и равноправный, как оперативное, тыловое и техническое обеспечение.

Методологическим ориентиром в определении сущности МПО, выступает уже ставшая истиной древняя классическая формулировка, которая гласит, что максимальное укрепление морального духа своих войск и максимальное снижение морального духа противника есть необходимое условие достижения победы. При этом следует уточнить общие подходы к определению понятия, имея ввиду прежде всего, что МПО:

  • — охватывает большую часть духовной деятельности военнослужащих, все уровни психики: сознательный, эмоционально-чувственный, подсознательный; готовит мораль и психику воинов к надежной работе в экстремальных условиях воинской службы и боевой обстановки;
  • — должно сбалансировать в работе с людьми идеологические аспекты, расширить применение других человековедческих наук, прежде всего психологии, социологии, педагогики, права и др., включать в себя все виды воспитания: политическое, воинское, патриотическое, правовое, эстетическое, нравственное и др.;
  • — должно охватывать все стороны жизнедеятельности военнослужащего, как члена демократического общества с целью реализации всех его потребностей, защиты прав, льгот и гарантий, предусмотренных Конституцией, законом как в мирное время, так и во время войны;
  • — организуется с учетом характера, размаха и технических возможностей опыта информационно-психологического противоборства, осуществляемого во всех войнах и конфликтах последних десятилетий;
  • — развертывается и осуществляется в мирное время, изменяясь и уточняясь с учетом военно-политической, оперативно-стратегической, морально-психологической обстановки. Содержание МПО предполагает прежде всего три достаточно самостоятельных направления деятельности его субъектов:
  • — первое —включает работу с психикой военнослужащего(коллектива) преимущественно на рациональном уровне (информационно-воспитательная, социально-правовая, культурно-досуговая и другие виды работ);
  • — второе —преимущественно на эмоционально-чувственном и подсознательных уровнях (социально-психологическая работа, психологическая подготовка, психологическое обеспечение и др.);
  • — третье —информационно-психологическое противоборство (срыв, ослабление, противодействие, нейтрализация, воздействие).

Содержание МПО определяется в основе своей потребностью военной практики в духовной готовности войск (сил), психики конкретного к выполнению задач функционального назначения. Это связано с деятельностью по формированию мировоззрения, конкретных морально-нравственных качеств, привитием принципов норм и правил поведения, определяющих целевое поведение личного состава при выполнении учебно-боевых и боевых задач.

Этот комплекс проблем решается в первом направлении. Второе —охватывает психику отдельного военнослужащего, психологию воинских коллективов и призвано обеспечить разрешение проблем, связанных с организацией и проведением социально-психологической работы в Армии и на Флоте, психологической подготовки личного состава войск (сил), психологическим обеспечением боевой деятельности.

Информационно-воспитательная работа должна охватить основную часть деятельности по вооружению военнослужащих философскими, политическими, экономическими, военно-историческими, военно-техническими и другими знаниями, необходимыми для формирования у них научного мировоззрения, представлений, убеждений, системы морально-этических принципов, норм и правил, определяющих их поведение и отношение к защите Отечества. Информационно-воспитательная работа имеет вполне конкретные задачи как в мирное, так и в военное время. Объективная необходимость введения в первое направление социально-правовой работы обусловлено следующими обстоятельствами:

  • — обязанностью всех должностных лиц и органов управления обеспечить социально-правовой режим деятельности Вооруженных Сил, предусмотренный Конституцией Российской Федерации и ее законодательством;
  • — настоятельной потребностью не только создать, обеспечить морально-психологическое состояние военнослужащих, необходимое для успешного решения задач, но и обеспечить их социально-правовое положение, нормальное социально-психологическое самочувствие, достойное представителям Вооруженных сил демократического, правового государства, гарантировать и надежно защищать их личные и гражданские права.

Культурно-досуговая работа, как важный компонент МПО, также должна служить средством духовно-нравственного возвышения и творческого развития военнослужащих, способствовать выполнению учебно-боевых задач через создание у них необходимого эмоционально-психологического настроения. Являясь самостоятельными видами МПО в рамках первого направления, социально-правовая и культурно-досуговая работа должны тесно увязываться с задачами информационно-воспитательной работы, всеми видами воспитания военнослужащих: патриотическим, политическим, правовым, религиозным, экологическим, нравственным, эстетическим, воинским, военно-техническим, а также с боевой и морально-психологической подготовкой, т.е. обозначенным как социально-психологическое обеспечение, вторым направлением.

Социально-психологическая составляющая включает в себя социально-психологическую работу, психологическую подготовку и психологическое обеспечение учебно-боевой и боевой деятельности, что вполне соответствует структуре психики и уровням ее функционирования. Социально-психологическая работа должна быть направлена на рациональное в психике человека.

Психологическая подготовка, сохраняя рациональную направленность, преимущественно затрагивает ее эмоционально-чувственный уровень. Психологическое обеспечение, осуществляемое на рациональном и эмоционально-чувственном уровне, прежде всего будет воздействовать на низший подсознательный уровень психики. В соответствии с этим и определяется основное содержание каждого из этих видов МПО.

Организация морально-психологического обеспечения, возможная структура и состав органов МПО в Вооруженных Силах Российской федерации

4. Организация морально-психологического обеспечения должна быть многоуровневой, охватывать общегосударственный, стратегический, оперативный и тактический масштаб, осуществляться на экономическом, политическом, собственно военном уровне деятельности государственных и военных органов управления. Логика подсказывает, что целесообразно для планирования и осуществления МПО в общегосударственном масштабе иметь соответствующие структурные подразделения при Президенте, Совете Безопасности, правительстве России, других органах законодательной и исполнительной власти. Сегодня, в том числе и с учетом предложений автора, создаются органы для осуществления МПО в пограничных войсках, ФАПСИ, МВД, ФСК и других силовых структурах и ведомствах.

Для координации усилий и организации взаимодействия необходим единый орган. Таким органом, представляется, мог бы стать аналитический информационно-координационный центр для морально-психологического обеспечения решений, принимаемых руководством страны, различных акций, осуществляемых Министерством обороны, ФСК, МВД, Погранвойск, другими силовыми министерствами и ведомствами.

Главной задачей центра являлась бы выработка и координация необходимых мер морально-психологического обеспечения, а также осуществление адекватного оперативного реагирования на информационно-психологическое воздействие со стороны любого государства (группы государств) на население России и личный состав ее Вооруженных Сил и др. ведомств. Оптимально создание и работа центра под патронажем Совета Безопасности и администрации Президента России.

Для осуществления практического взаимодействия между силовыми структурами, министерством информации и печати —целесообразно создать межведомственную Комиссию морально-психологического обеспечения деятельности указанных структур в мирное и военное время. В Вооруженных Силах России также необходимо создание единой централизованной системы МПО. При этом никем не опровергается необходимость морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил во время войны, конфликта. Изданы и действуют нормативно-правовые, директивные документы об организации морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах, видах Вооруженных Сил, родах войск и специальных войск, в округах и группах войск, разработаны планирующие документы.

Утверждены и действуют дополнения и изменения в Основы подготовки и ведения операций ВС РФ, руководство Стратегические действия Вооруженных Сил и другие уставные документы. Однако надо быть последовательными до конца. Одним из принципиальных выводов из опыта других видов обеспечения заключается в том, что все они развертываются и функционируют заблаговременно еще в мирное время, также заблаговременно создаются и работают их органы управления.

И оперативное и тыловое и техническое обеспечение деятельности Вооруженных Сил осуществляется постоянно и непрерывно уже сегодня, в мирное время при решении учебно-боевых задач в процессе повседневной деятельности. Силы и средства видов обеспечения, органы управления содержаться по штатам мирного времени, но готовятся, отрабатывают различные способы действий на перспективу. Основными содержательными звеньями механизма реализации МПО являются: разработка плана организации МПО на основе решения командующего; указания командующего (командира) по организации МПО, а также соблюдение принципов непрерывности, оперативности и гибкости осуществления МПО.

Морально-психологическое обеспечение в операциях и боевых действиях должно осуществляться на основе решения командующего, командира (начальника), в соответствии с поставленными задачами, его указания и распоряжения старших начальников по морально-психологическому обеспечению. Управление (отдел, отделение) МПО во взаимодействии с другими органами военного управления при координирующей роли штаба разрабатывает план морально-психологического обеспечения операции (боевых действий) с необходимыми расчетными и информационно-правовыми документами.

Наиболее целесообразно вести карту морально-психологической обстановки, а план отрабатывать графически с пояснительной запиской. Во всех случаях план должен предусматривать наиболее общие и основные мероприятия по каждому из видов МПО. Кроме того, в обязательном порядке он должен предусматривать систему мер по изучению и учету морально-психологической обстановки в районе проведения операции и особенно морально-психологического состояния личного состава войск (сил) сторон. По всем вопросам содержания и организации всех составных частей морально-психологического обеспечения должны готовиться и направляться в войска указания за подписью командующего (начальника штаба) и заместителя по морально-психологическому обеспечению.

Морально-психологическое обеспечение при подготовке и в ходе операций, боевых действий должно осуществляться постоянно и непрерывно, оперативно и гибко, его содержание, формы и методы должны соответствовать реальной военно-политической, оперативно-стратегической, оперативно-тактической, боевой обстановке.

 

Выводы:

1. Появление морально-психологического обеспечения как самостоятельного вида обеспечения деятельности войск в мирное время и в боевой обстановке —объективная закономерность развития военного дела, результат изменений в способах и средствах вооруженной борьбы, морально-психологического состояния общества и личного состава Вооруженных Сил, постоянного возрастания значения морально-психологических факторов на ход и исход боя, операции, войны (конфликта) в целом.

2. Анализ теории и практики организации МПО свидетельствует о том, что в процессе морально-психологического обеспечения решаются четыре основных задачи: во-первых, у воинов формируются и закрепляются моральные качества, необходимые защитнику Отечества; во-вторых, вырабатываются психологическая устойчивость и готовность к выполнению как сложных военно-служебных, так и боевых задач, умение не снижать эффективность действий в экстремальных условиях; в третьих, формируется способность к невосприимчивости информационно-психологического влияния противника на их сознание и поведение. в четвертых, осуществляется целенаправленное воздействие на психику личного состава и населения противника, с целью снижения их морального духа.

3. Отечественный и зарубежный опыт неопровержимо доказывает, что морально-психологическое обеспечение тогда дает желаемый результат, когда оно организуется и проводиться непрерывно, комплексно и целеустремленно, когда в его интересах используются все формы, методы и средства воздействия на человека: информационно-воспитательная, социально-правовая, культурно-досуговая, социально-психологическая работа, а также ведется активное информационно-психологическое противодействие влиянию противника.

 

Оценить эту статью:
(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *