Национально-психологические особенности военнослужащих. Знать и уважать обычаи и традиции народов России

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с личным составом ГПЗ войсковой части

ТЕМА: «Национально-психологические особенности военнослужащих. Знать и уважать обычаи и традиции народов России».

Воспитательные цели:

— воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

— формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

— Сформировать у обучаемых ясное представление о сущности и содержании основных национально-психологических явлений общественной психологии;

— ознакомить военнослужащих с чертами основных этнических групп России.

Вопросы:

1. Сущность и содержание национально-психологических явлений.

2. Характерные национально-психологические черты военнослужащих.

Дата: _______

Время: 2 часа

Место: клуб

Методические рекомендации:

Во вступлении целесообразно заострить внимание слушателей на важности проблемы межнациональных отношений в стране, на примерах исторического прошлого показать силу и преимущества братского единения народов перед лицом постигавших нас трудных испытаний. При освещении первого вопроса важно сформировать у обучаемых ясное и верное представление о сущности и содержании основных национально-психологических явлений общественной психологии. Высокую значимость приобретает умение руководителя занятия вовлечь обучаемых в обсуждение теоретической проблематики с целью ее активного отражения в сознании и формирования потребности учета в практике межнационального общения.

Во вступлении ко второму вопросу необходимо обратить внимание обучаемых на тот факт, что приведенные черты основных этнических групп России, на основании представительства в ВС РФ, не в полной мере отражают их национальные особенности, а лишь подчеркивают наиболее типичные. В ходе изложения учебного материала руководителю следует организовать групповую дискуссию с целью активизации занятия за счет мнений, оценок и самопрезентации военнослужащих разных национальностей.

В заключение необходимо еще раз обратить внимание на актуальность проблемы, ее влияние на основные сферы жизнедеятельности подразделения и в особенности на характер взаимоотношений воинов разных национальностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Сущность и содержание национально-психологических явлений

1 Российская Федерация является многонациональным государством, на территории которого проживают представители более ста различных национальностей и народностей. Многонациональный состав воинских коллективов – важный фактор, определяющий состояние служебной и учебно-боевой деятельности, морально-психологический климат, правопорядок и взаимоотношения между военнослужащими. Под национально-психологическими особенностями в широком смысле подразумевают национальные специфические черты, которые отличают одни народы от других. Этнопсихология – наука, которая целиком посвящена исследованию этнических особенностей народов.

Этнос как интегративное социокультурное явление имеет собственную структуру (см. схему). Основные различия народов и их типичных представителей заключаются в: — национальных особенностях темперамента, мышления, проявлениях эмоций и воли;   — специфике построения взаимоотношений, формах общения и поведения внутри своей группы, а также во взаимодействии с другими;   — национальных стереотипах, установках, предубеждениях, традициях, ритуалах;   — этническом самосознании, этикете, национальном характере и др.. На начальном этапе службы в межличностных отношениях военнослужащих значительную роль играют национальные (этнические) стереотипы.

Под этим явлением понимается схематизированный образ представителя какой-либо нации. Обычно упрощенный, односторонний, сформированный на основе поверхностных знаний о психологических особенностях и культуре людей другого народа. На основании таких стереотипов военнослужащие часто делают предвзятые выводы и ведут себя неверно по отношению к людям другой национальности. Для предупреждения подобного командирам и военнослужащим необходимо вырабатывать у себя качества цивилизованного человека – терпимость и уважение к другой культуре, интерес к ее познанию, коммуникабельность, дружелюбие и т.д.

Важным условием предупреждения негативных национальных стереотипов является высокая общая культура. Для быстрого установления доверительных отношений с военнослужащими другой этнической группы важно знать и соблюдать их национальный этикет.

Национальный этикет выступает своеобразной формой общественного контроля за поведением каждого представителя своего народа.

Он определяет:

• правила, регулирующие порядок знакомства, приветствия и прощания;

• правила поведения за столом, ведения беседы, посещения и приема гостей;

• нормы взаимоотношения между людьми разных поколений, вероисповеданий, мужчиной и женщиной;

• семейные, родственные, дружеские отношения и т.д.

Незнание и несоблюдение национального этикета может привести к грубым нарушениям в отношениях, породить обиды, недоверие и вражду. В структуре национально-психологических особенностей важное место принадлежит национальным чувствам.

Их источниками являются:

• экономические и социально-политические условия жизнедеятельности нации;

• быт и культура, межнациональные отношения, воины, экономические кризисы и др.

Для наиболее полного понимания особенностей национального своеобразия различных народов надо знать и учитывать специфику их национального склада ума, которая заключается в особенности мышления. Чтобы правильно построить воспитательный процесс, распределить воинов по штатно-должностным позициям в подразделениях, необходимо учитывать их национальные особенности, понимать, что такое национальный темперамент и характер. Темперамент предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков, характеризует своеобразие активности людей в различных видах деятельности и жестах. В отличие от темперамента национальный характер – более устойчивое и собирательное явление психики, определяющее привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, другим народам, своей культуре. К ведущим чертам характера относят: религиозность, традиционализм, консерватизм, пессимизм, деловитость, практичность, пунктуальность, предприимчивость и др.

Характерные национально-психологические черты военнослужащих

2 Многие нации и народы России имеют значительное хозяйственное, культурное и, соответственно, национальное сходство. Целесообразно объединить их в несколько этнорегиональных групп.

Славянской национальности, в целом большинству из них в настоящее время присущи:

• высокое стремление к осмыслению действительности;

• высокий общеобразовательный уровень и хорошая подготовленность к жизни и труду;

• уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;

• общительность, дружелюбие, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

• ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

• отсутствие в повседневной жизни стремления к образованию изолированных микрогрупп по национальному признаку;

• стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил. Важнейшими чертами русского народа являются человеколюбие и терпимость, милосердие и сострадание к другим людям, готовность прийти на помощь нуждающимся.

На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказало и оказывает влияние православие. Тюркские и алтайские народы России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), не столько резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа. Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:

• острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

• неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных обязанностей;

• высокое чувство ответственности перед коллективом;

• дисциплинированность, исполнительность при выполнении любых видов деятельности;

• резкая прямота суждений, открытость в общении; • групповая, национальная и родовая сплоченность;

• при слабом знании русского языка могут проявляться стеснительность и скованность в общении.

Татары – представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны. Их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям и быту. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы и старательны. Склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку, иногда бывают резкими, вспыльчивыми и обидчивыми. Башкиры отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью. Они исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих обязанностей, но не всегда выдержаны и настойчивы.

Вместе с тем им свойственна высокая психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. В быту башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, но в целом всегда владеют собой. Они добродушны, приветливы, гостеприимны, иногда чересчур медлительны в работе. Представители чувашской национальности отличаются большой сплоченностью внутри своей этнической общности и в то же время умением строить отношения с представителями других народов. Они ровны в своем поведении, малоконфликтны, исполнительны и старательны в выполнении служебных обязанностей. Интересы коллектива ставят выше личных. Финно-угорские народы России отличаются трудолюбием, дисциплинированностью, исполнительностью во всех видах деятельности, неприхотливостью в быту, рассудительностью в действиях, уважением к мнению и традициям других народов, высокой чувствительностью в межличностных отношениях.

Буряты и калмыки – представители группы монгольских народов России. В национальной психологии бурят утвердились выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность, а с другой стороны – коллективизм, взаимопомощь, исполнительность, уважительное отношение к старшим, терпимость во взаимоотношениях. Отличительными национально-психологическими особенностями калмыков являются: выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым.

Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России отличаются дисциплинированностью, исполнительностью, неприхотливостью в быту. У них с детства развиваются такие качества, как выносливость, воля, товарищество, чувство самоуважения. Они хорошо переносят тяготы и лишения, в то же время болезненно переживают разлуку с домом, трудно адаптируются к условиям многонационального коллектива.

Народы Северного Кавказа наделены высокоразвитым чувством национальной гордости, большой приверженностью национальным традициям, взрывной эмоциональностью, ярко выраженным стремлением к самовыражению, большой самостоятельностью, активностью и упорством в достижении целей во всех видах деятельности, уважением к старшим по возрасту, положению и должности, высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка, стремлением к лидерству в многонациональном коллективе.  Поэтому командиру, который хочет пользоваться авторитетом в коллективе, создать в нем благоприятный микроклимат, необходимо учитывать характерные национально-психологические черты всех своих подчиненных.

Условная этнорегиональная группа Народы (национальности), представляющие этногруппу

1. Славянская — Русские, украинцы, белорусы

2. Тюркская и алтайская — Татары, чуваши, башкиры, кумыки, тувинцы, хакасы, ногайцы, алтайцы

3. Финно-угорская — Мордва, удмурты, марийцы, коми и коми-пермяки, карелы, финны, ханты, манси, вепсы, саамы

4. Монгольская — Буряты, калмыки 5. Тунгусо-маньчжурская — Якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы, ульчи, удэгейцы, орочи 6. Народы Северного Кавказа — Адыгейцы, черкесы, карачаевцы, абазины, ингуши, балкарцы, кабардинцы, чеченцы, осетины, лезгины, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, рутильцы

 

Оценить эту статью:
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вам понравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *