ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения общественно-государственной работы с офицерами войсковой части 

 

ТЕМА: «Нравственный облик офицера российской армии».

ДАТА: _______

ВРЕМЯ: 30 минут.

Учебные вопросы:

  1. История становления и традиции офицерского корпуса.
  2. Кодекс чести российского офицера.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Появление регулярной армии в России, а вместе с ней и офицерского корпуса неразрывно связано с именем Петра.

Создание регулярной армии, которая была необходима Петру I для укрепления могущества государства, потребовало большого количества людей, которых необходимо было «оторвать» от земли. К тому же после подавления стрелецких бунтов в 1698 году стрельцы были уничтожены, а большая часть солдатских полков расформирована. В 1699 году Петр готовясь к войне со Швецией, обратился к сбору да точных людей. В указе 1705 года собираемые даточные люди впервые названы рекрутами и с тех пор комплектование армии проводилось путем рекрутских наборов. Рекрутскому набору были подвержены все сословия, за исключением дворян, которые и без того были обязаны отслужить всю жизнь.   Естественно, потребовалось большое количество «командных» людей для постоянного управления новой регулярной армии, появилась острая необходимость иметь кадровый офицерский корпус. Петр направил в армию более 300 иностранных офицеров, числившихся в Иноземском приказе. Но вскоре выяснилось, что большая часть иностранцев совершенно неспособна обучать солдат и управлять ими. Генерал А.Головин, получивший в свою дивизию иностранных офицеров, писал Петру: «они своего дела не знают, сперва их нужноучить, и труды на это большие пропадают даром», и просил у Петра разрешения отобрать на офицерские должности русских людей. «Начальных, государь, людей писал Головин в марте 1770 года, не изволишь ли набирать из царедворцев и заморских, а я истинно то

делать рад; лутче их учить, нежели тех, которые присланы из Иноземского приказу: трудов к ним много положено и ныне за мушкет не умеют принятца.» Офицерский корпус формировался из дворян, а выходцы из не дворянских слоев, ставшие офицерами, получали дворянство. «Всеоберофицеры, гласил указ Петра, которые произошли не из дворянства, отныне из дети и их потомки суть дворяне, и надлежит дать им патент на дворянство». Петр I ввел законоположение о чинопроизводстве, не похожее на порядки в иностранных армиях, где офицерские чины просто про давались.

Указ 1719 года повторенный в 1724 году, запрещал производить в офицеры «детей и дворян, которые не будут в солдатах, исключая тех, которые из простых выходить в оф. станут по полкам». В исполнении этого указа Петр не делал снисхождения никому и прежде всего самому себе, он прошел все стадии воинской службы. В офицерской среде господствовало чувство собственного достоинства не зависимо от чинов. Начальнику не могло прийти в голову послать младшего офицера за папиросами или сделать нечто такое, что не совместимо с офицерской честью подчиненного.

История становления офицерского корпуса пограничной охраны ведет свое начало с 5 августа 1887 года. Именно в этот день министр финансов граф Е.Ф.Конкрин представил на утверждение Императору Николаю 1 «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи». В нем в частности, отмечалось: «Главные перемены в этом положении состоят в твердом воинском разделении. Стражи, в назначении воинских командиров, в точном определении обмундирования и прочих снаряжений». Свято берегли самолюбие и честь офицера даже, казалось бы в обстановке, когда шла речь об обсуждении или следствии. Атмосфера товарищества, как крайне необходимая для любого воинского коллектива утверждалась командованием корпуса среди офицеров. Недостойное поведение офицеров по отношению к своим товари щам получали серьезную оценку со стороны руководства. Решительная борьба велась и с теми офицерами, кто нарушал

воинскую атрибутику, субординацию или правила отдания чести. По Уставу Гарнизонной службы (изд. 1890 г.) Правила чинопочитания должны были выполняться не только офицерами, но и начальниками округов, одетых в гражданское платье. Форма одежды, как известно, дисциплинирует военного человека, повышает у него чувство собственного достоинства, напоминает ему о сопричастности к воинскому братству.

Среди офицеров было в большом почете благородство. «Благородный» в то время понималось как согласный с правилами чести и чистой нравственности: честный великодушный, жертвующий своими выгодами на пользу других. Честность перед своими товарищами и командирами высоко ценилась среди офицеров, и отступление от нее вызывало отрицательное отношение к тому, кто пренебрегал ею.

Успехи по службе, карьера офицера во многом зависела от его морального облика, здоровых семейных отношений. Нормы этикета предусматривали уважительное, галантное обращение с дамами. Согласно установленному порядку, офицер должен был зарегистрировать брак, после чего написать рапорт по команде на разрешение прожи вания и лишь затем отдавался приказ, доводивший до сведения всех офицеров о вступлении такогото офицера в законный брак. Всякие нарушения этого правила ставили «в крайне неприятное положение законных жен г.г. офицеров и членов их семей, и стесняли их появление в обществе», эти «связи несомненно становятся известными даже низшим чинам, а отсюда обстановка несогласия с духом и требованиями службы в отношении к членам офицерской среды», «дурной пример молодым». О нравственности офицеров заботились и члены императорской семьи. Не кем иным, как председателем офицерского собрания армии и флота Великим князем Николаем Николаевичем было разрешено «уст ройство семейных вечеров в собрании». В руководящих документах не раз подчеркивалось, что «всякий офицер обязан совершенно отчетливо понять, что военная службы по существу своему не подходит для людей слабовольных, не способных сдерживаться и утративших чувство меры и достоинства». Это относилось прежде всего к азартным играм и употреблению спиртных напитков. О несовместимости азартных игр с понятием «офицерского звания» и честь военного мундира была очевидна для офицеров.

Вопрос 2. Кодекс чести Российского офицера.

На службе все офицеры называли друг друга только по чинам. Вне службы, а тем более в офицерском собрании, офицеры друг друга, как правило называли по имени и отчеству. Русский офицер всегда отличался волей к победе. «Для блеска эполет нужны обнаженные мечи»говорит военная поговорка. Обладать волей к победе значит быть здоровым, храбрым, твердым и решительным. К числу наиболее старинных традиций необходимо прежде всего отнести, например почитание знамени части. Знамя вручалось полку при его формировании и считалось святыней. Генерал М.Драгомирский писал: «В порядочной части все может умереть для войсковой жизни, одно остается неизменным и вечным, насколько вечны создания человека: дух и знамя его вещественный предсавитель. Все это создало такое отношение к знамени, что каждый офицер и солдат готов был положить за него свою голову. Потеря знамени в бою означала немедленное расформмирование полка. Существовала особая традиция встречи молодого офицера в полку. Это было большим торжеством. Закончив военное обучение, офицер направлялся в полк и там проходил как правило всю службу. Перевод в другие части организовывался крайне редко. По случаю прибытия нового офицера устраивался парадный обед, где молодому офицеру преподносили именной прибор. и эта церемония имела свой смысл: прививала любовь к своему полку, в офицерской среде вырабатывалось чувство товарищества, чести мундира. Русский офицерский корпус высоко ставил и свою внешнюю корпоративную честь это не было пренебрежением, заносчивостью по отношению к другим сословиям, а лишь охранением своего почетного положения в государстве, обусловленного самой миссией. Вот почему так высоко почитались и товарищество в офицерской среде. Как уже отмечалось, чинопочитанию и этикету в русской армии придавалось большое значение. В наставлении офицерам пехотного полка говорилось: «Офицера дурного поведения в службе терпеть нельзя». Существовал целый свод (зачастую не писанных) правил поведения на службе, офицерском собрании, в быту, с товарищами, в кругу семьи и т.д. Офицер не имел принимать участия в ссоре на улице, появляться на людях в нетрезвом виде. Существовала поговорка на сей счет:

«Умей выпить умей и ноги не оттаптывать». Офицер должен помнить, что тень или блеск его жизнь в обществе бросает не только на него, но и на честь полка, и поэтому поведение его на публике должно быт благоразумно и осторожно при соблюдении строгой вежливости и уважения к людям.

Скромный и приятный тон, ловкий такт дается природою, но образуется наглядностью и обучением. Большинство офицеров следовало правилу, по крайней мере стремились не иметь в обращении, разговоре, голосе и в особенности в жестах привычек показывающих безвкусие. В римском праве понятие чести или достоинства служило выражением идеи полноправности гражданина. Древнегерманское право, напротив, смотрело на честь как на выражение нравственного значения личности. По воинским артикулам Петра 1 нарушение чести определялось как позорящее наказание. А.В.Суворов выделял три компонента офицерской чести: любовь к отчеству, исполнительность и дисциплина, товарищество. Не случайно в те времена давали понятие и офицеру «как благородному члену своего Отечества, который посвятил себя воинской службе». При этом ни в каком сословии не имеется лучшего разделения достоинств, как в воинском. Так в сочетании капитана французского генерального штаба под названием «Взгляд на обязанности и дух военного звания», изданного в России многократно, есть и такие мысли: «Жертвовать своею волею общему благу, облагораживать зависимость преданностью, твердостью и превосходством личных качеств внушать и заслуживать повиновение, соглашая его с человеколюбием и законами чести, заглушать голос страстей и исполнятьсвой долг по внутреннему убеждению, не ожидая наград вот в чем состоит военный дух, и потому приличнее назвать его военным чувс твом». Закономерно, что неписанные правила поведения офицеров поддерживали в обществе его нравственность. Закономерно и то, что в старых офицерских кодексах, таких как «Правила учтивости офицера (Морской кадетский корпус)», «Чести напоминание (В драгунских полках)», «Истинное понятие чести и фальшивые представления о ней» (Александровское военное училище) в святом ореоле стояла категория чести офицеров. Объективно и то, что, принимая на вооружение лучшие традиции дореволюционного офицерства, мы тем способствуем совершенствованию нравственных основ нашей армии.    Воинская честь опирается на призвание офицера как социальную направленность человека в обществе. Важно при этом видеть высокую государственную значимость труда, содержательность и сложность деятельности, широкие возможности развития, заботы и внимания к человеку воинского долга. Не случайно призвание офицера выступает как сложность и увлеченность военным делом, так и способность человека к специфической сфере деятельности. Патриотизм религия русских офицеров. И офицер, и солдат жили по одному кодексу: «Честь Отечества твоя честь». Многие офицеры жили по своеобразному закону: «Если защита Отечества священна, то офицеры главные священнослужители державы». Капитан

Соловьев, офицер ВосточноСибирского полка в то время писал:»По офицеру судят солдаты о положении дела». Например, в «Наставлении господам офицерам Нарвского пехотного полка в день сражения» записано:»В обществе офицеров не должно терпеть даже того, кто состоит только еще под подозрением, что он меньше других своих товарищей имеет готовность ко всякой службе и опасностям. Офицер должен чувствовать в полной мере важность звания своего и что от него зависят поступки и поведение его подчиненных во время сражения».

 

Маршал Рокоссовский К.К. в своих мемуарах «Солдатский долг» писал: «От поведения командира зависело очень многое. Он должен был обладать большой силой воли и чувством ответственности, уметь преодолевать боязнь смерти, заставить себя находиться там, где его присутствие необходимо для дела, для поддержания духа войск, даже если по занимаемому положению там ему не следовало бы появляться». О самом Рокоссовском солдатский «телеграф» сообщал: бывший драгун, «георгия», имел, герой гражданской войны. Особо подчеркивалось, что четвертый орден Красного Знамени он заслужил в начале второго месяца войны. Это говорило о многом: награждали тогда не часто отступали всетаки. Его сослуживцы так отзываются о Константине Константиновиче:»Он сам был солдатом в самом высоком и благородном значении этого слова».   Само понятие чести, доблести, геройства становятся могущественнее, когда они связываются с личностью, подлинной или литературной. Вот как в книге Юрия Пиляра «Честь» описывается эпизод разговора генераллейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева с немецкими офицерами: «Назовите наконец ваши условия, господин Карбышев, мы готовы в благожелательном духе, говорит фельдмаршал, рассмотреть любые ваши пожелания. И пожалуйста, примите в соображение, что над вами не будет тяготеть никакого нарушения присяги, потому что правительство Советов, которому вы присягали четверть века назад, доживает последние месяцы… Итак, господин генерал, господин профессор, доктор Карбышев, слово за вами. Карбышев помолчал, обдумывая не существо ответа оно было неизменным и не форму его, а ту формулировку, которая вбила бы, как гвоздь, в сознание этих господ мысль, что бесполезно пытаться купить его, и которая вместе с тем не давала бы оснований предъявлять ему политическое обвинение. Господа генералфельдмаршалы, честь русского офицера повелевает мне заявит вам следующее. Я не могу ни при каких условиях, и ни в какой форме сотрудничать с вашим инженерным ведомством, пока Германия находится в состоянии войны с моей страной. Я не изменю России сейчас, когда она успешно борется на полях сражений. Но если бы я увидел, что Родина терпит поражение я тем более не изменил бы ей, господа!» Всегда в нашем Отчестве офицеры гордились своим званием.

«Честь дороже жизни» это аксиома неписанного кодекса. Она передавалась от одного поколения к другому как эстафета, определяющая образ мыслей и действий офицера. В романе «Честь имею» В.Пикуль наглядно описал верность офицерскому званию. В собраниях сочинений В.Г.Короленко (18531921 гг.) можно найти целые главы под названием «Честь мундира и нравы военной среды». Этой теме посвящены произведения А.И.Куприна, С.Н.СергееваЦенского, К.С.Станюковича. В «Кратком памятнике для полевых офицеров»(1818 год) полковой Адъютант Вильмонстрадского полка М.БестужевРюмин в предисловии пишет:»Я писал то, что чувствовал и что находил справедливым» и далее в виде вопросов и ответов излагает: Вопрос: «Что должен сохранять офицер? неотъемлемо должен сохранять всегда правила благовоспитанности благородного человека. Какие его качества? «Благонравие, кроткость, скромность, постоянство, благородное сохранение своего имени, твердость, терпение во всяких опасностях сохранения духа.

g 8 «Во всех поступках офицер должен следовать по долгу ичести и справедливости, ибо звание его столь достойно и уважительно, что неотъемлемо требует руководства этим правилом и строгого сохранения во всех случаях оного».

g 10 «Офицер должен обращать внимание свое на все, что достойно уважения благомыслящих людей, а отвратить себя от всего того, что может служить признаком худых склонностей человека».

g 11 «Офицер в поступках своих должен всегда подавать похвальный пример сотоварищам своим, от коих получит хорошее о себе мнение. Чем офицер более всего должен дорожить? Честью своего имени , которое должно служить украшением его звания.

Главное качество офицера по службе есть знание оной. Каким считается офицер, доведший себя до совершенства по службе? «Офицер в должности своей исправный». Честь не только чувство гордое, но и требовательное. Оно по буждает стремиться к повышению профессионального мастерства. Недаром народная пословица гласит:»Честь ум рождает». Теми, кто дорожит офицерской честью, движет сила любви к своей профессии. Честь офицера это честь его профессии. Оправдано, что офицер считает ниже своего достоинства делать свое дело плохо. Наоборот, здоровое честолюбие, показывает ответственное отношение к выполнению своего долга. «Если быть, то быть первым», считал Валерий Чкалов. «Уважения заслуживают лишь те офицеры, напутствовал полководец А.В.Суворов, которые пекутся о знаниях ратных». Объективно сегодня требование, возвышать людей с чистыми помыслами, окружать их ореолом романтики и воинской славы. И возвышать их не словами и заклинаниями, а делом, службой, ибо только в деле, в ратном труде офицер может сформироваться и как профессионал, и как личность. Поднять авторитет ратного труда через повышение престижа воинской службы это лишь начало большого пути к приданию первозданного смысла понятию офицерская честь. Честь офицера в чести его подразделения. Состояние боевой готовности подразделения, уровень боевой и политической подготовки, дисциплины и порядка определяются как составные части личной чести командира любого подразделения. Боевые традиции части, заслуги коллектива, способность их преумножить, обеспечить выполнение боевой задачи дело чести офицера, а этого, как говорил военный теоретик генерал Михаил Иванович Драгомиров не только «действием одного чина или командования» достигают, а «нравственным господством над своими людьми». Это нравственное господство состоит прежде всего в способности силой своего авторитета заставлять подчиняться себе, примером личного мужества воздействовать на подчиненных. «Перед офицером, писал М.И.Драгомиров, всегда стоит альтернатива: воспитание «ума» или «воли». Командир Перновского полка в 1916 году в брошюре «Беседы ко мандира полка с нижними чинами» пишет:»Благородный это тот человек, который на благо рожден, т.е. родился человек на все хорошее». Конечно, честь неотделима от благородства. Честь святыня офицера.   Благородство проявляется в сознательном отношении к служебным обязанностям. Честь заслуженная все равно будет воздана, ибоона долговечнее самой жизни человека. В «Советах молодому офицеру», составленных в 1900 году рот мистром В.М.Кульчицким и закрепленных в «Катехизисе для каждого офицера», излагались следующие рекомендации:   Помни всегда, что ты офицер и что начальник всегда и везде начальник. Всякое его распоряжение по службе, в какой бы формеоно ни было выражено, есть приказание; Береги свою честь, честь полка и армии. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства. Будь выдержанным, корректным и тактичным всегда, со всеми и везде. Будь осторожным в выражениях. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча; Избегай разговоров на военные темы с кем бы то ни было вне службы. Будь осмотрителен в выборе знакомых. На практике, в повседневной деятельности офицера утвержда лось правило: офицер не должен совершать действий, могущих бросить хотя бы малейшую тень на него лично и тем более на коллектив офицеров.   Честь коллектива полка проявлялась офицерами не только в боях и походах, а в форме, которая отличала принадлежность к полку, и в щепетильном хранении традиций старшего поколения офицеров. Честь полка являлась, если можно так выразиться, предметом постоянного обихода. В ранее упоминавшемся «Наставлении господам офи церам…» требовалось: «Офицера дурного и распутного поведения в полку терпеть не должно». С петровских времен место офицера в коллективе полка выражалось словами: «Всякий офицер как душа в теле человека». Благородство коллективистских настроений проявлялось и в офицерской сплоченности и товарищеской взаимопомощи. Показателен случай, произошедший после войны 1807 года: офицеры Выборгского мушкетерского полка вернули при рапортах присланные импрейсэйлаусские кресты, заявив, что они не примут награды до тех пор, пока не будет достойно награжден их товарищ, некто капитан Тихомиров. В коллективе офицеров Офицерское собрание полка содействовало сплочению людей, поддержанию между ними товарищеских отношений, развитию общего и военного кругозора, защите кастовых офицерских традиций. Принадлежность к офицерскому собранию выступаласинонимом порядочности во всех отношениях, воспитанности, просвещенности, чистоты, утонченности. Бывало законное требование офицерского коллектива: «Без истинной порядочности, правды в мелочах, офицер не может быть хорошим офицером в делах крупных».

Через порядочность честь аккумулирует в себе и нравственные принципы поведения, и репутацию, доброе имя офицера, и его отношение к воинскому долгу, к себе и другим людям. Видимо, не случайно порядочность во все времена была и мерой чести офицера. Издревле считалось, что человек, почитающий честь, не позволит себе поступить принципами, менять свои убеждения. От Брусилова и Ермолова брали офицеры пример порядочности. От офицера требовалась принципиальность и отстаивание своей позиции, а в случае ошибки мужественное признание ее.

Честь в этом случае рассматривалась как честность перед собой и товарищами по службе. само «слово офицера», «слово чести» не предполагало расходиться с делами. Поэтому правдивость, обязательность выступают характерными чертами воинской чести. В повести А.Куприна «Поединок» старый служака, командир полка, произносит примечательную фразу: «Что ж, я не смею понимаетели не смею не верить своему офицеру», обращаясь к поручику Романову. Честь офицера это его внутренняя совесть. От первого офицера войска Российского Ивана Бутурлина до наших дней ценилось рыцарское начало в службе офицера. Офицер суворовской поры воспитывался так, что и в бедности своей он оставал

ся рыцарем, был преисполнен чувством гордости за принадлежность к славному офицерскому братству, так как оно всемерно возвышалось большими начальниками. На службе, например, все офицеры называли друг друга только по чинам (воинским званиям). Обязанностью каждого офицера считалось следить не только за своим поведением, но и за поведением своих товарищей по службе. Всегда считалось, что блюсти честь военного мундира это значит показывать образец внутренней чести, воспитанности. Для офицера важным выступает и тот фактор, как общество относится к его деятельности, признает его заслуги. Гвардейское звание, государственная награда представляются и как символ чести и знак признания и уважения ратного труда. Высшее проявление чести подвиг. Ранее упоминавший командир

полка пишет:»Если человек рискует жизнью не ради долга, а для хвастовства или по выгоде, то это не подвигом. Подвиг совершается по честному долгу, любви к ближнему и по долгу присяги. Подвиг совершается бескорыстно, бесплатно, не ожидая от него никакой выгоды. На подвиг человек идет по Святому влечению веры и сердца к исполнению высокого долга своего». В современных войсках героизм определяется не только силой духа, но и уровнем специальных знаний, воинского мастерства. Суворовский завет:»Возьми себе в пример героя, обгони его слава тебе» и сегодня не потерял актуальности. Подвиг невозможно совершить нечаянно. Героический поступок всегда требует крайней мобилизации духовных и физических сил. Поговаривать начали, что размыты ореолы прошлой славы. Владимир Высоцкий так отвечал на подобное:

 

«Чистоту, простоту, мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого тащим.

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем».

 

Офицерская профессия по самой природе своей предполагает постоянную готовность к подвигу. И не только в исключительных, пиковых ситуациях. Справедлива народная мудрость:»Старая слава новую любит».   Подлинная честь и сила русского офицера прежде всего в том, что он пламенный патриот своей Родины и мужественно отстаивает ее в минуту испытаний. Как бы не деформировались и не видоизменялись отдельные традиции офицерского корпуса есть среди низ такие, святось которых сохранялась на протяжении всего его периода существования. Речь идет о патриотизме, мужестве и доблести офицеров русской армии. «Верьте русские офицеры в великое ваше призвание», писал Л.Л.Толстой. Не сомневайтесь в его величии потому, что всякое сомнение начало гибели. Вы признаны служить благу России через армию и через служение и воспитание ея, благу всего мира, если вы любите вашу страну и верите в нее и в себя». Все лучшие представители русской армии видели смысл своей жизни в служении Родине. Таким был прежде всего основатель офицерского корпуса Петр I. Россия, русский народ принесли в мир идею подвига этого озарения, которое будучи один раз зажженным в борьбе за Отечество, уже никогда не потухало, находя в лице русского воинства, особенно его офицерского корпуса, немеркнущий источник мужества и самопожертвования. «Выше всего стоит готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение: оно освящает повиновение, оно злейшего делает благим, тягчайшее бремя легким; оно дает силу претерпеть до конца, принести Родине Жертву высшей любви».

 

(6 оценок, среднее: 4,33 из 5)